Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, включающая представление об исходных данных состояния здоровья обучающ - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной... 1 112.45kb.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики это технологии проблемные... 1 122.36kb.
Исследование динамики состояния здоровья учащихся муниципального... 1 77.31kb.
Составить программу здорового образа жизни 1 194.25kb.
“Формула здоровья”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но... 1 33.26kb.
Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе 1 284.15kb.
Классный час «Умей предупреждать болезни» 1 31.54kb.
Автоматизированный банк данных (БнД) и его компоненты 1 15.69kb.
Учитель начальных классов моу «бсош№2» Витман Наталья Васильевна... 1 40.92kb.
Витамины. Чудесные вещества 1 354.27kb.
Материалы из опыта работы образовательных учреждений Терсюкского... 2 1010.17kb.
Музей это книга о времени, прошлом и нынешнем, это память о людях... 1 25.6kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, включающая представление - страница №1/1


  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, включающая представление об исходных данных состояния здоровья обучающихся и планируемых результатах его улучшения/сохранения (на критериально-диагностической основе)



  • Здоровьесберегающие технологии (ЗТ) совокупность приемов, форм, методов и средств организации обучения школьников без ущерба для их здоровья (рациональная организация учебного процесса).




  • ЗТ является качественной характеристикой любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Описание критериев технологичности здоровьесберегающей образовательной технологии



  1. Концептуальность (научность, опора на определенную научную концепцию)

1вопрос. В чём актуальность применения технологий? Почему именно эту технологию вы применяете?


  1. Обоснование актуальности применения технологии/методики.

В современных условиях развития российского общества сохранение здоровья такой возрастной категории как учащаяся молодежь является общегосударственной комплексной проблемой, не только медицинской, но и педагогической, социальной. Общеобразовательное учреждение – школа, является основным учреждением как в масштабе государства, так и непосредственно в самой системе образования, обладающим достаточными ресурсами и возможностями для решения этой актуальной проблемы общества. Необходимость организации мероприятий по сохранению здоровья данной возрастной категории учащихся связана:

а) с завершающимся этапом первичной социализации;

б) с необходимостью профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, суицида и других дезадаптационных состояний, наиболее характерных для данного возрастного периода;

в) с необходимостью устранения школьных факторов риска (ШФР) и нормализации образа жизни учащихся старшего школьного возраста как возрастной категории, имеющей максимальную учебную нагрузку и чаще всего не соблюдающую режим дня;

г) с необходимостью сохранения здоровья юношей допризывного возраста;

д) с тем, что для данной возрастной категории школа может оказаться единственной инстанцией, обладающей достаточными ресурсами и возможностями, чтобы сформировать физически крепкую, психически устойчивую, нравственную личность выпускника.

2 вопрос. Разработки, каких учёных вы брали за основу? В чём заключается система взглядов этих учёных на педагогический процесс данной технологии?
Формирование здорового образа жизни и основ физической культуры в условиях общеобразовательной школы освещены в научных трудах Амосова Н.М., Бальсевича В.К., Касаткина В.Н., Клевцовой Ю.В., Лесгафта П.Ф., Назаренко Л.Д. и др.

Проблема формирования у школьников понятия о здоровье как социальной ценности, изучение ценностных ориентаций и установок у учащихся и их родителей раскрываются в работах Андреевой Г.М., Белкина А.С., Болдырева Н.И., Быкова В.С., Демаковой И.Д., Зарецкой И.И., Мудрика А.В., Кирьяковой А.В., Никандрова Н.Д., Пряжникова Н.С., Сахно А.В.

Большой интерес представляют исследования Казина Э.М., Блиновой Н.Г., Литвиновой Н.А., Исаева А.Г., Кабаевой В.М., Смирнова Н.К. по созданию индивидуальных программ обеспечения здоровья школьников. Теоретические аспекты формирования валеологической культуры детей, подростков и юношества находят свое отражение в научных изысканиях Андреева В.И., Брехмана И.И., Вайнера Э.Н., Зайцева Г.К., Колбанова В.В., Казина Э.М., Татарниковой Л.Г., Чумакова Б.Н.

Однако, несмотря на актуальность проблемы сохранения здоровья учащейся молодежи, на сегодняшний день деятельность современной общеобразовательной школы по комплексному сохранению всех компонентов здоровья – физического, психологического и нравственного, с учетом гендерного подхода и дифференциации здоровьесбережения на индивидуальном уровне недостаточно системна.

Все имеющиеся инновационные модели формирования здоровой личности школьника 14-17 лет также не позволяют в полной мере сохранять ее здоровье. Произведенный анализ показал, что в большинстве работ недостаточно раскрыты рекомендации по обеспечению организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательном учреждении, которые включали бы в себя системный и комплексный подходы в формировании физического, психологического и нравственного здоровья школьников; взаимодействие субъектов образовательного процесса по сохранению здоровья старших школьников; сохранение здоровья учащихся с учетом половозрастных и полоролевых особенностей; организацию самоконтроля процесса сохранения здоровья со стороны юношей и девушек; осуществление методической поддержки педагогических работников в деятельности по сохранению здоровья учащихся старшего школьного возраста. Кроме того, педагоги не готовы грамотно и в системе осуществлять деятельность по сохранению здоровья учащейся молодежи.
3 вопрос. В чём заключается гипотеза о механизме реализации данной технологии?


  1. Гипотеза о механизме реализации технологии.

процесс сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательном учреждении будет эффективным при:

- обеспечении системной деятельности по комплексному сохранению физического, психологического и нравственного здоровья учащейся молодежи;

- взаимодействии субъектов образовательного процесса, организующим органом которого является Центр содействия сохранению здоровья учащихся (педагоги, школьные психологи, социальные педагоги, медицинские работники, родительская общественность, учащиеся) на основе единой структуры деятельности общеобразовательного учреждения;

- реализации гендерного подхода как условия дифференциации процесса сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательном учреждении;

- обеспечении самоконтроля сохранения здоровья учащейся молодежью посредством паспортизации здоровья;

- осуществлении методической поддержки педагогических работников в деятельности по сохранению здоровья учащейся молодежи.





II критерий. Системность (совокупность взаимодействующих элементов, реализация которых ведёт к достижению поставленной цели)

  1. Какова цель данной технологии? Диагностичность – выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получать информацию о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

  2. Зачем используете именно эту технологию?

  3. Каким общепедагогическим принципам, подходам отвечает, какие компоненты используете?

  4. Какие задачи ставите, какие методы используете?

  5. Каково содержание данной технологии?

  6. Какие формы обучения используете?


Цель: формирование физически крепкой, психически устойчивой, нравственной личности

Принципы: общепедагогические: гуманизации, природосообразности, культуросообразности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и с жизнью; принципы здоровьесберегающей педагогики: ненанесения вреда, приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, триединого представления о здоровье, отсроченного результата, контроля за результатами. Педагогические подходы: гендерный, личностно-оринтированный, деятельностный

К о м п о н е н т ы

Учебный

Внеклассной деятельности


Гигиенического обеспечения и здоровьесберегающей организации учебного процесса

Оздоровительный


Корекционно-воспитатель

ной работы

Работы с родителями


З а д а ч и


Формирова

ние гигиенических знаний, умений и навыков процессе обучения



Формирова

ние


гигиенической культуры в процессе внеклассных мероприятий.

Создание здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе

Формирова

ние физического и психического здоровья



Формирова

ние толерантной личности, социально адаптированной к условиям среды



Формирование преемственности между стилем жизни в школе и стилем жизни в семье уч-ся

С о д е р ж а н и е


1. Системный курс гигиен. обучения (ОБЖ, валеология, уроки здоровья);

2. Внедрение информации о ЗОЖ в предметы

3. Цикл кл.часов по з/сб. тематике


Систематические и периодические внеклассные мероприятия оздоровительного характера

Обеспечение санитарно-гигиенических условий в соответствии с СанПиН, рациональная организация учебного процесса, режима дня школьников.

Формирование навыков ЗОЖ; первичная и вторичная профилактика заболеваний; реабилитация после заболеваний

Первичная профилактика социально дезадаптированных форм поведения учащихся

Просветительская деятельность, вовлечение во внеклассную работу оздоровительного характера.

Ф о р м ы


Урок, практикум, семинар, экскурсия, факультатив и т.д

Кружки, секции оздоровител.

направленнос

ти, КВН, ярмарки здоровья, театрализованные представления


Контроль и коррекция санитарно-гигиенических условий, рациональной организации учебного процесса и режима дня учащихся

Закаливание, массаж, фитобар, проф. медосмотр, витаминизация, вакцинация,

ЛФК, физиотерапия, соляная шахта



Общественный наркопост (ОПН), кабинет психолого-пед коррекции, телефон «доверия»

Родительские: лекторий, собрание, клуб, консультации

М е т о д ы


Методы обучения

по Бабанскому, Лернеру-Скаткину



Методы воспитания по Сластенину

Анализ документов, уроков; наблюдение

Обсервационные, наблюдения и коррекции

Наблюдения, тестирования, беседы

Беседы, убеждения, стимулирования

Результат: физически крепкая, психически устойчивая, нравственная личность выпускника школы.
Рис.1 Система деятельности образовательного учреждения по реализации здоровьесберегающей образовательной технологии

Общепедагогические приципы

Принцип природосообразности наиболее четко и содержательно раскрыт Коменским Я.А.. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами.

Принцип культуросообразности. Данный принцип связан с именем Дистерверга А.. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип систематичности и последовательности. Сущность данного принципа отражена в выражении Коменского Я.А.: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип связи теории с практикой и с жизнью в контексте нашего исследования выражает необходимость подготовки учащейся молодежи к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях. В конечном итоге полученные гигиенические знания должны трансформироваться в соответствующие умения и навыки, определяющие поведение индивидуума.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

- принцип ненанесения вреда – предполагает применение оздоровительных систем и методов, обоснованных с научной точки зрения и реализуемых на практике людьми, имеющими соответствующую профессиональную подготовку;

- принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями и т.д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья школьников: физического, психического, духовно-нравственного;



- принцип триединого представления о здоровье – неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного;

- принцип отсроченного результата – суть его заключается в том, что личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и подспудно, а потому для получения положительных результатов требуется время. Результат чаще проявляется в форме неожиданного выбора, поступка, не свойственного ранее этому человеку;



- принцип контроля за результатами – основан на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы, так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Педагогические подходы (гендерный)

Одним из важнейших подходов, используемых при организации процесса сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательной школе и определяющих в конечном итоге особенности использования всех вышеперечисленных подходов, является гендерный подход. В аспекте нашего исследования гендерный подход представляет собой процесс сохранения здоровья учащейся молодежи с учетом полоролевых различий. Проблемам гендерного подхода посвящены исследования Ананьева П.Б., Бендас Т.В., Блонского П.П., Бромлея Б.П., Васютиной Н.С., Геодакяна В.А., Григорьевой Н.С., Ильина Е.П., Кона И.С., Константиновой О.А., Клециной И.С., Машихиной Г.П., Петсонен Р., Подольного Р.Г.[4, 5, 20, 26, 27, 34, 47, 48, 52, 96, 97, 110, 135].Формирование гендера в нашем обществе осуществляется в тесной взаимосвязи с биологическим полом и, соответственно, является природообусловленным. Это способствует максимальной адаптации мужчины и женщины в обществе, а значит, сохранению их психологического и физического здоровья. Использование гендерного подхода в процессе сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательной школе должно заключаться, прежде всего, в формировании у юношей мужественности, у девушек – женственности. Правильное формирование социальной роли юношей и девушек в процессе сохранения их здоровья должно стать решающим, поскольку для данной возрастной категории школа может оказаться единственной инстанцией, которая обладает достаточными ресурсами и возможностями для формирования физически крепкой, психически устойчивой и социально адаптированной личности выпускника. Правильно сформированный стереотип полоролевого поведения является залогом успешной социализации личности и, соответственно, одним из важнейших гарантов психологического и духовно-нравственного здоровья.



Методы (классификация)

Методы обучения Ю.К. Бабанского, который положил в основу обучения элементы деятельности: опосредование, регулирование и контроль.

При реализации рассматриваемой структуры используются все три группы методов обучения:



1
по источнику восприятия и передачи учебного материала (словесные, наглядные, практические)

по аспекту мышления и степени познавательной самостоятельности (репродуктивные, проблемно-поисковые)

по степени управления учением (самостоятельная работа и работа под руководством учителя).
-я группа методов
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности


по источнику восприятия учением (самостоятельная работа и работа по учителя
2-я группа



2-я группа методов - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации нравственных переживаний ,разъяснение личной и общественной значимости учения, поощрения.
3-я группа методов - контроля и самоконтроля.


индивидуальный опрос, фронтальный опрос



письменные работы, рефераты

индивидуальный опро


практические работы, опыты

Методы обучения Лернера-Скаткина:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Эвристической беседы;

Проблемного изложения;

Частично-поисковый;

Научно-исследовательский

Методы воспитания по Сластенину В.А.




Формирования сознания:

-Убеждения (беседа, лекция, рассказ, диспут)

- Упражнения;

- Личного примера


Поощрения, порицания, одобрения
Средства обучения,

используемые при реализации образовательного компонента.

При формировании у учащихся знаний, умений и навыков гигиенического характера, а также ориентации их на ведение здорового образа жизни нами использовалась наглядность:

1. Предметная – реальные или натуральные объекты (скелеты; заспиртованные препараты, гистологические и цитологические срезы и т.д.);

2. Изобразительная:



образная:

а) словесная – слово: литературные образы, словесное рисование и т.п.;



дидактические материалы: опорные сигналы, дидактические

карточки, конспект-схемы и т.п.;

б) объемная – макеты, муляжи, модели;

и плоскостная – картины, иллюстрации, репродукции, рисунки и т.п.;

в) символическая – схемы, чертежи, карты, символы.

Технические средства обучения и воспитания:

а) визуальные - диафильмы, слайды, фото, диапозитивы;

б) звуковые (аудио) – аудиозаписи, радиопередачи;

в) аудиовизуальные – кинофильмы, кинокольцовки, видеофильмы, телевидение.

Технологическая схема здоровьесберегающей технологии


  1. III. Структурированность (разделение процесса на отдельные функциональные элементы, или что зачем идёт)

1 вопрос. Какие этапы выполняете для решения поставленных задач?

2 вопрос. Назовите технологическую схему (условное изображение процесса) данной технологии?



Технологическая схема - условное изображение процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
1.Центр содействия сохранению

здоровья учащихся

Зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе, школьный врач, социальный педагог, школьный психолог, преподаватели безопасности жизнедеятельности, биологии, физической культуры, классные руководители, представители родительской общественности, волонтеры из числа учащихся.


2.Связь со структурами

социальной среды:

учреждениями дополнительного образования, подростковой службой, наркодиспансером, военкоматом, Центром психолого-педагогической поддержки и реабилитации


Учебный

компонент

Системный курс гигиенического воспитания


Информация о ЗОЖ в теоретических предметах

Цикл классных часов по здоровьесберегающей тематике для юношей и девушек с 9-й по11 класс



3.Компонент

внеурочной деятельности

Систематические:

для юношей

-секции рукопашного боя, самбо, борьбы, фехтования

для девушек

-секции худож. и спорт. гимнастики, аэробики, бального, народного, спортивного танца.

Периодические: конф., викторины, ярмарки, посвященные здоровью

4.Компонент

«Гигиеническое обеспечение и рациональная организация уч/восп.процесса

Организация учебных мест в соответствии с СанПиНами

Организации режима дня и учебно-воспитательного процесса, способствующих поддержке работоспособности и успеваемости учащихся

5.Коипонент

«Взаимодействие с семьей»

Родительские собрания

Родительские клубы

6. Коррекционно-воспитательный

компонент

Общественный наркопост

Кабинет психолого-педагогической коррекции

«Телефон доверия»



7.Компонент

«Физическая подготовка»

Уроки здоровья

Занятия в группах ЛФК

Полоса препятствий

Тропинки здоровья»

Военно-спор-

тивные игры

Туристические походы,

Оздоровите-льные лагеря

8.Оздоровитель-профилакт. компонент


Закаливание

Оптимальный двигательный режим

Контроль за рационом и режимом питания

Психологические и коррек-ционные мероприятия

Физиотерапевтический кабинет, фитобар, массаж

Контроль за лекарственной терапией



9.Диагностический компонент

Мониторинг гигиенических знаний и навыков гигиенического поведения

Мониторинг здоровья: уровня физического развития; нравственной и нервно-психической устойчивости; заболеваемости

Мониторинг осознанного стремления девушек как будущих матерей к здоровому образу жизни;

годности юношей к службе в армии

IV. Процессуальность- организация и управление процессом, временной алгоритм.

1 вопрос. Какие этапы процесса выделяете?

2 вопрос. Какова последовательность действий на каждом этапе данной технологии

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Описание процесса сохранения здоровья учащихся

В целом система сохранения здоровья учащихся в общеобразовательной школе позволяла представить данный процесс в единстве информативного, определяющего и обобщающего этапов.

Информативный и определяющий этапы предполагали основанное на результатах диагностики решение следующих стратегических задач:

1) осознания учащейся молодежью необходимости сохранять собственное здоровье как обязательного элемента здорового образа жизни;

2) осознания необходимости получения знаний, умений и навыков гигиенического характера, нужных для сохранения собственного здоровья.

На первом этапе – информативном – школьники получали начальные знания о содержании понятия «здоровый образ жизни» и его составляющих. Это осуществлялось за счет проведения системного курса гигиенического обучения, внедрения учителями теоретических дисциплин информации о различных элементах здорового образа жизни в процессе преподавания предмета своего профиля. Учащиеся включались также в оздоровительные мероприятия, во время которых происходила трансформация полученных знаний в соответствующие умения и навыки, а также вовлекались в процесс самовоспитания. Планирование, реализация и контроль самовоспитания осуществлялись на основе ведения Дневника здоровья учащегося. С родителями учащихся проводилась просветительская работа в форме лекториев, где они получали знания, необходимые им для грамотного воспитания своих детей. Родители также начинали подключаться к проведению внеклассных мероприятий спортивно-оздоровительного характера.

На втором этапе – определяющем – школьники продолжали получать необходимые гигиенические знания в соответствии с их возрастными, половыми и индивидуальными особенностями. Юноши и девушки активно вовлекались в спортивно-оздоровительные секции, кружки, внеклассные мероприятия, где формировалось их здоровье и мотивация к его сохранению. Посредством организации внеклассной оздоровительной деятельности, построенной с учетом половозрастных и полоролевых особенностей, в отношении юноши мы формировали здоровье будущего воина – защитника Отечества, а в отношении девушек - здоровье будущей женщины, матери. Большое внимание на данном этапе уделялось самоконтролю процесса оздоровления, являющемуся важнейшим элементом самовоспитания. Самоконтроль осуществлялся посредством ведения Дневника здоровья, где отражались все характеристики состояния здоровья юношей и девушек. Регулярно проводимый самоконтроль давал возможность не только корректировать тренировочный процесс, но и координировать всю деятельность по сохранению здоровья учащейся молодежи в целом, что преобразовывало Дневник здоровья в перспективную здоровьесберегающую систему. Наряду с самоконтролем процесса сохранения здоровья со стороны учащихся, за качеством заполнения дневников следили также члены Центра содействия сохранению здоровья учащихся. На данном этапе учащиеся уже сами могли объективно оценивать свои возможности, планировать реальные достижения и добиваться желаемых результатов.

Родители, наряду с получением необходимых гигиенических знаний, вовлекались в практическую деятельность по сохранению здоровья своих детей. Данная деятельность проявлялась в привлечении родителей к наблюдению и контролю за ведением Дневника здоровья, который велся их ребенком, а также к участию в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий. В родительских клубах во время проведения социально-психологических тренингов школьными психологами родители получали необходимые навыки снятия стресса.

На протяжении этих этапов в общеобразовательной школе осуществлялась деятельность по созданию здоровьесберегающей среды, профилактике болезней и интеграции усилий образовательного учреждения с органами здравоохранения, правопорядка и военными ведомствами.

На данном этапе происходила трансформация полученных гигиенических знаний в соответствующие умения и навыки.



Обобщающий этап позволял определить характер изменений в состоянии здоровья учащихся и при помощи методов математической статистики доказать эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (приложение 5). На данном этапе происходило улучшение показателей здоровья юношей и девушек, а также формирование стереотипа полоролевого поведения в социуме.
V.Эффективность - отношение результата к количеству израсходованных ресурсов (положительная динамика результатов). Достижение максимального результата при минимуме затрат.

  1. Каковы результаты работы? Что положительного получите в результате? (Мне традиционная технология не даёт это и это, а эта даёт)



Критерии


Начальные

гигиенические

знания


Гигиенические

умения

Состояние здоровья

Физическое

развитие


Нравственная и нервно-психическая устойчивость (НПУ)

Заболеваемость



Показатели

1. Содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», факторы риска для здоровья.

2. Правила общей и личной гигиены.

3. Сущность и значение двигательной активности, физиологические основы закаливания.

4. Сущность и значение рационального питания.

5. Влияние ПАВ на организм человека и способы противостояния негативным воздействиям окружающей среды


1. Соблюдает режим дня.

2.Соблюдает правила общей и личной гигиены.

3. Выполняет ежедневный минимум двигательной активности.

4.Выполняет закаливающие процедуры.

5.Умеет противостоять негативному воздействию окружающей среды


Антропометрия

Рост, вес, окружность грудной клетки



Результаты по прикладной физической подготовке

Умения: контролировать свои эмоции и чувства; противостоять негативным факторам окружающей среды; переносить одиночество; сохранять оптимизм, уверенность в себе и собственное достоинство в трудных жизненных ситуациях; налаживать коммуникативные связи; интерес к жизни

Данные профилактического медицинского осмотра


Данные результатов обращаемости в медицинс-кие учреждения

Конечный результат

Физически крепкая, психически устойчивая, нравственная личность выпускника

общеобразовательной школы

Годность юношей к службе в армии при первоначальной постановке на воинский учет

Осознанное стремление девушек как будущих матерей к здоровому образу жизни
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате реализации методической системы было установлено следующее:

1. При заключительном исследовании уровня гигиенических знаний среди учащихся экспериментальной группы был зафиксирован более высокий их уровень (4,7 балла) в сравнении со школьниками контрольной группы (3,5 балла) (рис. 2).

2. При изучении образа жизни отмечена более выраженная потребность юношей и девушек экспериментальной группы к ведению здорового образа жизни в сравнении с учащимися контрольной группы (соблюдение режима дня, рационального питания, более оптимальные показатели двигательного режима и выполнения закаливающих процедур, более поздний возрастной период приобщения к табакокурению и потреблению алкоголя (15,5 лет и 13,8 лет соответственно).

3. При определении комплексной оценки состояния здоровья учащихся, включающей данные физического развития, показатели нравственной и нервно-психической устойчивости, показатели заболеваемости по данным обращаемости и данным медицинских осмотров, было зафиксировано следующее:



Рис. 2. Диаграмма. Уровень гигиенических знаний учащейся молодежи

на разных этапах эксперимента.

а) увеличение числа учащихся экспериментальной группы с гармоничным физическим развитием в сравнении с аналогичными показателями контрольной группы (62,0% и 53,4% соответственно);

б) более высокий средний балл индивидуальной оценки упражнений по прикладной физической подготовке (в рамках программы по физической культуре и оборонно-спортивной допризывной подготовке) у юношей экспериментальной группы в сравнении с аналогичным показателем среди юношей контрольной группы (4,2% и 3,7% соответственно);

в) большее количество учащихся экспериментальной группы, имеющих высокий и хороший уровень нравственной и нервно-психической устойчивости (ННПУ), в сравнении с данными по контрольной группе (17,9% и 18,8% в сравнении с 12,8% и 15,2% соответственно), а также значительно меньше учащихся с неудовлетворительным уровнем ННПУ (4,9% и 8,4% соответственно);

г) снижение уровня обращаемости учащихся в лечебные учреждения по заболеваемости в динамике по годам исследования: среди учащихся экспериментальной группы определяется более высокий индекс здоровья (число юношей и девушек, не болевших за год ни разу), чем среди учащихся контрольной группы (40,9 ± 1,6, и 27,0 ± 1,4 на 100 обследуемых, Р ≤ 0,01 соответственно) (рис. 3);

д) большее количество юношей и девушек экспериментальной группы, распределенных в первую и вторую группы здоровья, в сравнении с аналогичными показателями, характерными для контрольной группы.

Анализ результатов освидетельствования юношей исследуемых групп при первоначальной постановке на воинский учет показал более высокий процент учащихся экспериментальной группы, годных к строевой службе, в сравнении с контрольной группой (категории А+Б) (85,2% и 74,8% соответственно),




Рис. 3. Диаграмма. Сравнительные показатели индекса здоровья учащихся исследуемых групп на разных этапах эксперимента.

а также более низкий процент юношей, нуждающихся в дообследовании и лечении (категория Г) (таблица 2).


Таблица 2

Сравнительные показатели результатов освидетельствования юношей по категории годности при первоначальной постановке на воинский учет (%)

Категории годности

По г.Королеву

Эксп.группа


Контр.группа



А. Годные к военной службе

44,5

53,9

47,3

Б. Годные с незначит. ограничениями

25,6

31,3

27,5

В. Ограниченно годные

13,7

7,3

12,7

Г. Временно не годные

14,1

7,5

12,5

Д. Не годные к военной службе

2,1

-

-

Изучение осознанного стремления девушек как будущих матерей к

здоровому образу жизни, определяемое посредством анкетирования, показало его большую выраженность в экспериментальной группе в сравнении с показателями

контрольной группы. Преимущество экспериментальной группы по данному критерию проявляется:

- в определении здоровья и семьи как важнейших жизненных ценностей (у 63,7% девушек экспериментальной группы здоровье и семья заняли первые ранговые места, в то время как в контрольной группе данные ценности как важнейшие были отмечены лишь у 20% респонденток);

- во включении в предполагаемые важнейшие жизненные приоритеты в возрастном периоде 23-35 лет создания семьи и рождения планируемого количества детей (86,2% и 51,3% соответственно);

- в отказе от употребления психоактивных веществ (табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков) (88,8% и 23,3% соответственно);

- в наличии выраженного интереса к познанию физиологических и психологических особенностей своего организма, возможностей укрепления здоровья и соблюдению правил личной гигиены (72,8% и 22,1% соответственно);

- в выстраивании своего поведения в соответствии с принятыми в обществе полоролевыми стереотипами (54,9% и 32,3%).



Таким образом, всесторонний анализ результатов эксперимента позволил определить высокую эффективность внедренной инновационной структуры, что, в конечном итоге, свидетельствует о правильно подобранном комплексе организационно-педагогических условий, способствующих сохранению здоровья учащейся молодежи в общеобразовательном учреждении.
ЗНАЧИМОСТЬ

реализуемой технологии

1. Определены инновационные направления работы общеобразовательного учреждения по сохранению здоровья учащейся молодежи с учетом гендерного подхода.

2. Разработаны критерии и показатели оценки эффективности сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащейся молодежи в общеобразовательном учреждении;

3. Разработан комплекс научно-методического сопровождения деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению здоровья учащейся молодежи, включающего:



  • учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни подростков»;

  • методические рекомендации: «Внедрение информации о здоровом образе жизни в теоретические дисциплины общеобразовательной школы»; интегрированный урок по химии и биологии «Рациональное питание и здоровье человека»; «Теоретические и методические основы внедрения здоровьесберегающих технологий в организацию физического воспитания школьников»; «Организация просветительской работы среди родителей по сохранению и укреплению здоровья их детей»;

  • программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; программу внеклассной работы общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи и т.д.