Задачи Программы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цель и задачи образовательной программы школы 1 106.07kb.
1. Общие положения программы. Актуальность, цели, задачи, этапы реализации... 1 242.79kb.
Цели и задачи программы информатизации школы 1 207.06kb.
Программа развития школьного коллектива 1 372.21kb.
Характеристика текстовой задачи и методика работы с ней 1 263.36kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 1 132.73kb.
Положение о внутренней системе оценки результатов освоения основной... 1 179.7kb.
Цель программы: Представление всех возможностей школы для формирования... 1 145.18kb.
1. 3 Перечень программ, технологий и пособий по основным направлениям... 10 4146.24kb.
Цели и задачи программы 4 1 232.02kb.
Цель: формировать умение понимать друг друга в общении. Задачи 1 173.6kb.
Критика политической экономии знака”, “Система вещей” 1 48.27kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Задачи Программы - страница №1/1

e:\положения\img005.jpg





  1. Общие положения

    1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов школы.

    2. Рабочая программа педагога (далее – Программа) – нормативно-правовой документ школы, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), формы, методы и приемы организации образовательного процесса, основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), составляющийся с учетом особенностей школы и особенностей учащихся конкретного класса.

    3. Цель Программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

    4. Задачи Программы:

  • Дать представления о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся.

    1. Функции Программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

    1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

    2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

    3. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один для учителя, другой – для администрации школы.

  1. Учебная программа и её виды

Важным показателем качества образования является программное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются примерные (типовые) учебные программы (далее – Примерные программы). Примерная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).



Примерные программы не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

Для педагогов и эти программы носят характер примерных.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

В отличие от Примерной программы Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.



Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственного стандарта

Рабочая программа рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».


  1. Структура рабочей программы

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к Рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму её текстового варианта. Однако реально действенной рабочая программа может стать только в том случае, если её структура будет содержать определённые компоненты.

Примерная структура Рабочей программы:



- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- календарно-тематический план;

- содержание программы учебного курса;

- средства контроля;

- учебно-методические средства обучения.

Титульный лист должен содержать:

- полное наименование образовательного учреждения;

- грифы рассмотрения (школьным методическим объединением), согласования (заместителем директора по УВР) и утверждения программы (директором школы, с указанием даты и номера приказа);

- название учебного курса, предмета, дисциплины для изучения, которого написана программа;

- указание класса (параллели), которым изучается программа;

- фамилия, имя и отчество учителя, разработавшего и реализующего учебный курс;

- название города, в котором подготовлена программа;

- год составления программы.

Примерный титульный лист представлен в приложении 1.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

- название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);

- изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;

- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Пример пояснительной записки к Рабочей программе описан в приложении 2.

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента.

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные). Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать», «владеть» или следующим образом: «учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать…».

Календарно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет используемые организационные формы обучения.

Составляется календарно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год) и оформляется в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Примерная форма календарно-тематического плана представлена в приложении 3.



Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в календарно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.



Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы».

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Пример оформления «Литературы» представлен в приложении 4.



Правила рассмотрения и утверждения рабочей программы

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения.

Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Этапы составления рабочей программы

5.1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

5.2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

5.3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

5.4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

5.5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

5.6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

5.7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ

5.8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

5.9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

5.10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

5.11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.



Оформление рабочей программы

    1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, одинарный междустрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.

Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения.

    1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы Приложения ( Приложение 1).

    2. Календарно-тематическое планирование (поурочное) представляется в виде таблицы (Приложение 2).

    3. Список учебно-методических пособий оформляется в виде таблицы (Приложение 3).

    4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

Утверждение рабочей программы

    1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (не позднее 15 сентября текущего года) приказом директора школы.

    2. Для утверждения рабочей программы необходимо пройти следующие процедуры:

  • Обсуждение и согласование рабочей программы на заседании методического объединения;

  • Получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

    1. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям руководитель Методического объединения и/или заместитель директора по учебно-воспитательной работе накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

    2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждены директором школы.

Приложение1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23» Находкинского городского округа

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Л.Н. Беляева

приказ №___от «___»_____2012 г.



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________ Г.М. Прощенко

«____»__________2012 г.



РАССМОТРЕНО

школьным методическим

объединением

протокол №___от______2012 г.




Рабочая программа

по____________________________

учебный предмет



_______________________________

класс


Составитель программы:

Фамилия, имя, отчество,

Учитель (указать предмет)

категории (разряда)



Город Находка

2012

Примерная пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

(на примере учебного курса химии для 8 класса)


Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2007 года).

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и практические работы – по 5 часов соответственно.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе тема «Практикум № 1. Простейшие операции с веществами» является последующей по отношению к теме «Соединения химических элементов» (в авторской программе она рассматривается на этапе, следующим за темой «Изменения, происходящие с веществами»). Тема «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов» была внесена в содержание темы «Изменения, происходящие с веществами» и является логическим ее завершением. Это позволило высвободить 2 часа, которые были перераспределены (по 1 часу) на изучение тем «Соединения химических элементов» (12 + 1 час) и «Изменения, происходящие с веществами»(10 + 1 час).

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 266 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности

Задачи программы обучения:

- освоение теории химических элементов и их соединений;

- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;

- применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;

- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

№ урока

Наименование разделов и тем программы

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

План

Факт




















































































Приложение 4


Фрагмент оформления раздела «Литература»

(на примере учебного курса «Химия. 8 класс», автор: О.С.Габриелян)



Основная литература:

1. Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.

2. Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 266 с.
Дополнительная литература:

1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы – М.: Блик плюс, 2004. – 44 с.



2. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006. – 54 с.