Введение в раздел - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
I раздел введение. Назначение программы, цель ее разработки 2 768.94kb.
1. Введение. Первоначальные химические понятия (5 часов) 1 52.2kb.
Rgo ru "rgo ru" географический портал Планета Земля 1 63.89kb.
«Раздел 13. Заключительные положения». Раздел 4 «Правила приема детей... 1 83.47kb.
1. Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов 1 25.92kb.
Положение № «о дресс- коде». Раздел I. Общие положения 1 49.95kb.
Тема урока Планируемые результаты 1 148.75kb.
Программа элективного курса «Введение в этимологию» 1 105.4kb.
«сны духовного многообразия» Содержани е: Введение; Глава «Тройственное... 43 5489.04kb.
Рабочая программа Введение. Земля отцов моя Земля 1 1 2 1 83.06kb.
Из «Трактата о пробуждении веры в Махаяну» 1 353.7kb.
Таков смысл. Другое значение: достичь духовного бытия. Духовный мир... 1 19.84kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Введение в раздел - страница №1/1

Раздел 14. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Тема: Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие»

Цели урока:

Образовательная:

- познакомиться с текстом К. Паустовского «Бескорыстие»;

- раскрыть смысл и связь слов: родной, родственник, род, родина; корысть и

бескорыстие;

- показать красоту родной природы;



Воспитательная:

- формировать коммуникативные навыки, умение общаться через организацию

работы в парах; развивать эмоциональную сферу;

-воспитывать любовь к природе и ответственность за свои действия.



Развивающая:

- развивать мышление – умение анализировать текст, устанавливать причинно – следственные связи.



Оборудование: учебник по литературному чтению 3 кл., ч.2-ая. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева ,рабочая тетрадь к учебнику, рисунки, иллюстрации, презентация,

фильм «Тропа К.Паустовского».



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

- Беседа-размышление «С чего начинается Родина».

- Что такое Родина? Отечество? Отчизна?

(Поговорить о смысле и связи слов: родной, родственник, род, родина;

Родина - мать, Отечество — отец.)

Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка



Бернеса. Презентация.

- Почему автор не дает одного ответа на этот вопрос?

(Да потому, что у каждого она своя!)

- Работа со стихотворением «Вошло с детства»

- Послушайте стихотворение Барктабаса Абакилова и попробуем ответить на

вопросы.


Вошло с детства

В родных местах сладка и лебеда,

Вкуснее хлеб, сильнее светит солнце.

И холодна прозрачная вода в палящий зной

На дне степных колодцев.

Наверно, с детства в нас вошло -

Ведь родину себе не выбирают.

И мы живем, неся в душе тепло

И негасимый свет родного края.
И нам всегда отрадно сознавать,

Что есть еще тот старый дом на свете,

Где доживают век отец и мать,

Которые и встретят и приветят,

Что где-то есть заветное окно,

Светящееся в заверти метели,

И есть земля, которой суждено

Навеки нам остаться колыбелью.

Киргизский поэт Барктабас Абакилов
Найдите в тексте.

- Что же с детства в нас вошло? ( Ведь родину себе не выбирают.)

- Что всю жизнь мы несём в душе? ( Тепло и негасимый свет родного края.)

- Как по другому называет поэт Родину? (И есть земля, которой суждено

Навеки нам остаться колыбелью.)

- Как автор говорит о том, что в родных местах всё лучше?


- подготовка к изучению нового материала:

- Послушайте отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето» и

представьте картины, нарисованные им.
«Хорошо иметь дом-дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где в полях водятся зайцы, а земля - жива и довольна простыми красками цветов...

Где она, родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! - той земли ты урождённый.

Огромна наша равнина... А уж на ней - и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь...»


  • Что вы представляли, когда слушали отрывок?

  • Какие строки очень понравились?

  • Какое место вызывает у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать как

можно чаще? Это и есть ваша малая родина.

(карта, «Я» на этой карте)

- Бывает ли человек без Родины?
3.Знакомство с разделом.

Ученики читают название раздела, объясняют связь иллюстраций на с. 196-197 с названием.



Чтение авторского текста (с. 198). Вопросы после чтения:

- О чем задумалась Настя?

- Прочитайте ответ папы, попробуйте дать ответ на вопрос: что такое Родина?
4.Работа с произведением К. Паустовского «Бескорыстие». Сл.1

I. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте на доске пару слов-антонимов: корысть - бескорыстие.



- Что такое корысть? (Выгода, материальная польза.)

- Попробуйте дать толкование слова бескорыстие (бескорыстие – это отсутствие заботы о личной выгоде).



Прочитайте фамилию автора (портрет), ключевые слова: Сл.2

Мещерский край прелесть Сл.3

родные места не сразу открывается

любили защищать

- О чем мы узнаем, прочитав произведение?

П. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух), диалог с автором.

Константин Паустовский



БЕСКОРЫСТИЕ

Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (Значит, К. Паустовский уже о нем писал? Сл.4 Да, у него есть книга очерков и рассказов «Мещёрская сторона».) Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. (Почему, как вы думаете? Попробуйте сами ответить. Выслушиваем ответы детей, но не комментируем их.) Неужели мы должны любить землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния! (Это вопрос в то же время ответ автора: конечно же, не только за это мы любить родную землю.)

Не только за это мы любим родные места. (Аза что? Как бы вы ответили на этот вопрос?) Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые они для нас прекрасны. (Вот ответ, который дает текст.) Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (Интересно как?)

На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом.

Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (Почему так сильно - до боли в сердце?) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, Сл.5 как бы невзрачно на вид оно ни было (вот ответ, который дает текст: этот край научил видеть и понимать прекрасное), — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

2. Беседа после чтения.

- О чем хотел сказать автор читателям? (Мы любим родные места ещё за то, что,

даже небогатые они для нас прекрасны).

- В чем признаться? (В любви к родному месту)

- Какое чувство выразил автор?

(Чувство патриотизма – любовь к Отечеству.)

- Найдите слова, раскрывающие глубину этого чувства (До боли в сердце,

начинаешь любить эту обыкновенную землю). Сл.6

- Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал

главным в любви к Родине: бескорыстная любовь, без выгоды.)




  1. Выразительное чтение.

  2. Рассказ учителя об авторе.


К. Г. Паустовский родился в Москве, много путешествовал по России, был в Сухуми, Тифлисе, Колхиде, Петрозаводске.

Но вот однажды...

В пыльный будничный летний московский день Паустовский купил в магазине

сыр, завернутый в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали синие ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все это своими глазами.

В то же самое лето Константин Георгиевич уехал в Мещеру. Сл.7 (Этот край расположен между городами Владимиром и Рязанью.) Он бродил меж озер, заросших водокрасом, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, о рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым... Нет, Паустовский не остался в Мещере. Сл.8 Он жил в Москве и в маленькой Тарусе на берегу Оки. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. О ней написана замечательная книга «Мещерская сторона».

- Сейчас предлагаю посмотреть небольшой фильм «Река Пра. Тропа К К.Г.Паустовского».

Фильм «Тропа К.Паустовского».

5.Итог урока.

- О какой земле мы сегодня узнали?

- А это земля особенная или обыкновенная?

- Мы сегодня увидели красоту обыкновенной земли в изображении



К.Г. Паустовского.

- Поднимите руку, кто с удовольствием сегодня присутствовал на уроке.
- В произведении «Бескорыстие» автор прямо пишет о своей любви к Родине, а в каких произведениях это чувство спрятано между строк? (Описание картин природы, удачные сравнения, меткое слово, интересные рассказы о городах и людях можно найти во многих произведениях автора: «Прощание с летом», «Мой дом», «Жильцы старого дома»...)

6.Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть 3-й абзац очерка «Бескорыстие».

  2. Нарисовать рисунок на тему «Мой уголок Земли».