Всероссийская научная конференция молодых исследователей на тему: «Народные промыслы жителей аула Тидиб в XIX веке» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философские идеи марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) и их развитие в... 1 69.33kb.
Районный этап конкурса юных исследователей окружающей среды научно-практическая... 1 85.58kb.
Урок изо "Народные промыслы "Жостово, Гжель, Городец, Хохлома. 1 62.35kb.
Соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» секция «Биологические... 1 170.19kb.
Vii всероссийская научно-практическая конференция 1 159.94kb.
Конкурс творческих работ «Жизнь в гармонии с природой» Номинация... 1 110.5kb.
Вводный урок. Славянская мифология. Русское устное народное творчество. 1 65.24kb.
Iv всероссийская научно-практическая конференция по обеспечению безопасности... 1 25.05kb.
19 мая 1922 года Всероссийская конференция комсомола решает распространить... 1 105.81kb.
Становление молодых специалистов 1 36.63kb.
- 5 1445.41kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 8 2937.91kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Всероссийская научная конференция молодых исследователей на тему: «Народные промыслы - страница №1/1

Всероссийская научная конференция

молодых исследователей



на тему:

«Народные промыслы жителей аула Тидиб в XIX веке»


Секция – краеведение

Автор: Магомедова Патимат Магомедовна.

Россия, Республика Дагестан, Шамильский район, с. Тидиб

Тидибская средняя общеобразовательная школа, 11 класс

Научный руководитель: учитель истории Ахбердилов Ахбердило Абдулаевич

Тидиб – 2009 год


Аннотация

Данная работа содержит ценные сведения о народных промыслах жителей аула Тидиб Гидатлинского общества в XIX веке, описание кустарного производства в условиях господства натурального хозяйства и острого дефицита промышленных товаров в Нагорном Дагестане.

Целью научной работы является исследование процесса художественной обработки камня, дерева, шерсти, изготовления ткани из тутового шелкопряда, производства серебряных украшений, получения натуральных красок, производства одежды и обуви из местного материала, развития кузнечного дела.

Работа составлена на основе воспоминаний учёных, исследователей, исторических деятелей, побывавших в разные времена в ауле Тидиб, а также старожилов села Тидиб Шамильского района.


Научная статья представлена в форме доклада.

Научная работа на тему:

«Народные промыслы жителей села Тидиб в XIX веке».

Моя работа распределена на 4 части:


  1. Введение.

  2. Основная часть.

Глава первая. Обработка камня.

Глава вторая. Обработка дерева.

Глава третья. Обработка шерсти, изготовление шерстяных изделий.

Глава четвёртая. Получение шёлка разведением тутового шелкопряда.

Глава пятая. Изготовление украшений, кузнечное дело.

Глава шестая. Изготовление натуральных красок.

Глава седьмая. Изготовление одежды, обуви, папах.


  1. Заключение.

  2. Использованные источники и литература.


Введение
«Любовь к труду – замечательная народная традиция. Пожалуй, это – самое драгоценное из прошлого дагестанских народов»1, которым приходилось без устали работать в суровых условиях и защищать свой маленький горный край. А жизнь в горах всегда была намного тяжелее, чем на низменности. Находясь в острой материальной нужде, жители горных сельских обществ, в частности аула Тидиб Гидатлинского общества (нынешний Шамильский район), вынуждены были заниматься народными промыслами. «Необеспеченность пашнями, низкая продуктивность скотоводства и большая плотность населения заставляли трудящихся горцев искать дополнительные источники дохода»2.

Кустарные промыслы удовлетворяли потребности населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре. «Преобладала натуральная форма хозяйства. Большая часть изделий кустарных промыслов шла на удовлетворение нужд непосредственных производителей»3. К народным промыслам жителей аула Тидиб в XIX веке относились обработка камня, дерева, шерсти, изготовление изделий из них, разведение тутового шелкопряда, производство женских головных уборов из чистого шёлка (чаба), получение из местного сырья 8-9 видов натуральных красок, изготовление овчинных тулупов, кожаной обуви, серебряных украшений, развитие кузнечного дела и т.д. За редким исключением использовалось и привозное сырьё.

Из шерсти вырабатывали войлок, паласы, перемётные сумки – хурджины, мешки, ткани. Из дерева делали домашнюю утварь, деревянные конструкции для изготовления сундуков, ларцов и весь необходимый сельскохозяйственный инвентарь. Обработкой металла, камня, дерева занимались мужчины, а выделкой шерсти, шёлковой ткани, художественным шитьём занимались женщины. Конечно, взрослым посильную помощь оказывали и дети, которых с малолетства воспитывали в духе любви к труду.

Учёные, исследователи, исторические деятели, побывавшие в селении Тидиб в разные времена, восхищались мастерством и трудолюбием его жителей, которые в тяжелейших условиях без необходимых инструментов и техники творили настоящие шедевры прикладного искусства.


1.Р. М. Магомедов. Обычаи и традиции народов Дагестана, стр. 75

2.Х. М. Хашаев. Занятия населения Дагестана в XIX в, стр. 5

3. В. Г. Гаджиев. Очерки истории Дагестана, стр. 194

Глава первая. Обработка камня.

Архитектура – это застывшая музыка. Горцы всегда вкладывали всю душу в строительство своих домов. Большого мастерства жители аула Тидиб достигли в обработке камня. Этот строительный материал всегда был в изобилии в непосредственной близости от аула, т.к селевые потоки постоянно обеспечивали необходимый запас. Каждый камень при строительстве жилищ приходилось обрабатывать со всех сторон.

«Как и большинство горских поселений, аул Тидиб в XIX веке располагался на возвышенности. Среди других построек высились две башни оборонительного характера, одна из которых достигала высоты в шесть этажей»1. Для прочности на третьем этаже башни были заложены две обработанные каменные глыбы длиной 2 м 20 см, шириной- 50 см и толщиной 30 см. Средствами их доставки были телеги, запряжённые в волы. Они были подняты на третий этаж хитроумным способом, не имея, конечно же, никакой техники. При таких работах участие принимал весь джамаат.

При строительстве домов и мечетей мастера – каменщики делали арки, высекали на камнях узоры, спирали, лабиринты, изображения солнца, звёзд, человеческих рук, фигуры людей и животных. Такие петроглифы были и на могильных плитах. Кстати, лабиринты на камнях изображались, чтобы запутать в них нечистые силы. Орудиями труда у мастеров были молоток и зубило. Подлинным шедевром, на который обращали внимание все посетители аула Тидиб, были два каменных кольца с узорами, одетых друг в друга. Они и сейчас украшают дом Алиева Омаргаджи. Из камня делались приспособления для размельчения семян конопли (приготовление урбеча).

Обработка камня требовала особого мастерства, потому что малейшее неосторожное движение могло испортить всю работу. Надмогильные плиты имели как углубленные, так и рельефные изображения. На них изображались животные, оружие, различные предметы, которые использовались покойным при жизни. Достижением художественного мастерства каменщиков из аула Тидиб в XIX веке являются 4 надгробных памятника шахидам, погибшим в годы Кавказской войны. За редким исключением использовался более мягкий привозной камень. При поломке камень просверливали, ставили штыри и прикрепляли половинки друг к другу. Использовались жителями села и каменные зернотёрки.




  1. В. И. Марковин. Дорогами и тропами Дагестана, стр 122

Глава вторая. Обработка дерева.


Одним из древних и самобытных промыслов тидибцев являлась обработка дерева. Трудом всего джамаата в аул доставлялись огромные брёвна длиной 5-6 метров, толщиной-50см. Существовала профессия лесоплавщика, опасная и требующая большой сноровки. Чтобы брёвна легче было таскать, на их конце делали отверстия и тянули их с помощью верёвок к месту строительства. Средством для подъёма брёвен служил самодельный блок механизмов. Чтобы спилить доски, проводили линии сажей, потом два человека (один сверху, другой снизу) пилили двуручной пилой с оригинальными, обращёнными вниз зубьями.

Основными предметами, изготавливаемыми из дерева, были посуда, сельскохозяйственные орудия (молотильные доски, вилы и лопаты для веяния зерна, дышла), мебель, мерки для сыпучих тел, кухонная утварь, сёдла, сундуки, ларцы, люльки, станки для ткачества и другие необходимые в быту вещи. Наиболее прочными были изделия из сосны, тем более, что в ауле печи топили по-чёрному и от дыма дерево становилось ещё прочнее. Мастера-резчики по дереву богато украшали орнаментом мебель, подпорные столбы, рамы и решётки.

«В Тидибе, где высокого уровня достигла резьба по дереву, изготовлялись мерки шести видов:


  1. Къали – 12 кг зерна. 4. Къолонибе ункъ – 3 кг.

  2. Рикьи - 6 кг. 5. СахI – 2 кг 400 гр.

  3. Къолонибе лъаб – 4 кг. 6. Муд – 480 гр.»1.

Резьба была как графическая и рельефная, так и сквозная. При работе мастера использовали топор, ножовку, долото (последнее применялось для изготовления желоб плоских крыш вместо маленького топора). «Жители аула Тидиб умели делать огромные деревянные стенки с резьбой и красивым орнаментом (цагур) со множеством отделений. Таков дом Нухулова Абдулы»2.





  1. П. С. Гамзатова. Декоративно – прикладное искусство Дагестана, стр 12

  2. В. И. Марковин. Дорогами и тропами Дагестана, стр125

Глава третья. Обработка шерсти, изготовление шерстяных изделий.

Дагестанская пословица говорит: «Овца выгоняет бедность вон». Действительно, основным занятием жителей горных аулов было овцеводство. «Считалось, что овца даёт не только пищу и одежду, но и охраняет человека»1. Отсюда во многих дагестанских аулах, в том числе и в Тидибе, пошли обычаи украшать дома черепами овец.

Важнейшим домашним промыслом жителей аула Тидиб была обработка шерсти. Местный кузнец изготавливал специальные ножницы для стрижки овец. Этим делом занимались мужчины. Затем шерсть толстым слоем расстилали на паласе. Сначала белую шерсть, потом в виде узоров накладывали и чёрную. Всё это полоскали водой изо рта в равных пропорциях. Количество шерсти зависело от размера безворсой бурки или циновки.

С утра до вечера обработкой этой шерсти занимались 6-7 женщин. Они катали и били шерсть голыми руками и локтями до тех пор, пока не получится плотная масса. Из первоначальной десятисантиметровой толщины, после обработки оставалась толщина размером в 1 см. Лишнее отрезалось острым ножом. Так, совместными усилиями производили наплечную безворсую бурку.

Жители села имели достаточный запас данного сырья. Из шерсти изготовляли сукно, паласы, мешки, перемётные сумки, бурки, войлок (сугур). «Изделия из войлока всегда находили широкое применение у горцев: войлоком застилались полы и завешивались стены. Он часто использовался для изготовления головных уборов, одежды и обуви горцев»2.

Для производства небольших изделий шерсть сначала размягчали на специальной расчёске, затем, прокручивая пальцами до необходимой толщины, натягивали готовые нитки на заострённые деревянные палочки. «Из шерсти делали носки, особенно зимние. Вязали их четырьмя спицами, начиная с пятки»3.


  1. Р. М. Магомедов. Обычаи и традиции народов Дагестана, стр 122

  2. П. С. Гамзатова. Декоративно-прикладное искусство Дагестана, стр 16

  3. М. М. Ихилов. Материальная культура аварцев, стр 216

Глава четвёртая. Получение шёлка разведением тутового шелкопряда.


Всем известно, что родиной производства натурального шёлка был Древний Китай. В течение многих веков китайцы под страхом смертной казни держали в строжайшей тайне секреты получения шёлка. Этот ценный материал доставляли в Европу по Великому шёлковому пути. Несмотря на различные трудности и опасности перехода, торговцы получали огромные прибыли. В средние века секрет изготовления шёлка был раскрыт европейцами, согласно некоторым сведениям, итальянским путешественником Марко Поло, который долгие годы исследовал восточные страны.

Мало кому известно, что чистый, натуральный шёлк производили и в ауле Тидиб в XIX в. путём разведения тутового шелкопряда. Это насекомое кормили тутовыми листьями. Оно оставляло после себя прочную шёлковую нить, которую собирали в кубок. Затем на деревянном станке, изобретённом аульскими мастерами, делали ткани. Этот шёлковый материал использовался для производства больших женских платков (хIотIол чаба). Они были как с бахромой, так и без неё.

«Шёлковые платки были очень дорогими, и только состоятельные жители могли себе позволить купить их»1. Такие платки были, также, дорогими подарками невесте со стороны жениха или в качестве приданого. Разведением тутового шелкопряда и производством натурального шёлка в ауле Тидиб занимались Абдуева Патимат и Патимат из селения Келеб, проживавшая здесь долгие годы.

Глава пятая. Изготовление украшений, кузнечное дело.

«Украшения из серебра очень идут к смуглым и усталым лицам пожилых горянок и подчёркивают красоту молодых девушек. Височные кольца, серьги, перстни, браслеты, поясные пряжки, нагрудные бляхи – таков неполный перечень украшений. Они переходят от матери к дочери, из поколения в поколение»2 - так писал В. И. Марковин, посетив аул Тидиб. Умелый мастер всегда пользовался большим уважением. Его рукоделием восторженно любовались все от мала до велика. Таким человеком в Тидибе был мастер Гамзат из соседнего села Тлях, который женился на тидибке и жил здесь. Он делал разные женские украшения из чистого серебра (височные бляхи (диаметр 8-10 см), серьги, браслеты, пояса). Из серебряных монет периода правления Николая I выплавляли, очищали от шлаков и получали чистое серебро. Из него делали височные бляхи (кольца) разных размеров, которые

1. С. Х. Асиятилов. Историко-этнографические очерки аварцев (XIX-I пол.XX вв),1967г.

2. В. И. Марковин. Дорогами и тропами Дагестана, стр 156
подходили к женским головным уборам любого цвета. Таких украшений нет больше нигде в Дагестане. Мастера делали и кожаные ремни с узорами из свинцовых гвоздей.

Важнейшее место в жизни тидибцев занимала обработка металла, которая была их древнейшим промыслом. Наиболее развито было кузнечное дело и изготовление холодного оружия. «Металл привозили из Темир-Хан-Шуры, обрабатывали в специальной печи местного производства. Знаменитым кузнецом был Гасан-Гусейн, который делал разные железные орудия труда и предметы быта»1.

Глава шестая. Изготовление натуральных красок

Жители селения Тидиб производили натуральные краски 8-9 видов и в этом добились больших успехов. Эти краски не линяли и ковровщицы из Южного Дагестана приезжали в аул перенимать их опыт. «Изобилие высококачественной шерсти, и наличие различных местных натуральных красителей способствовали широкому развитию домашних промыслов»2. Ниже приведены способы получения этих натуральных красок.



  1. Снимали кору с дубового дерева, варили в большом котле, получали тёмный цвет, которым красили обычно наплечные бурки.

  2. Корни растения коно ( хна ) кипятили и получали красный цвет.

  3. Ржавое железо опускали в сыворотку, оставляли несколько часов, в результате получали тёмный цвет, которым красили овечьи шкуры.

  4. Шелуху лука варили и получали натуральную краску ярко-жёлтого цвета.

  5. Снимали кору клёна, разрезали, сушили на солнце, хранили сухое сырьё, брали необходимое количество, варили и получали краситель тёмного цвета.

  6. Из известняка, который привозили с горы, не доезжая до села Гонода, получали краску белого цвета.

  7. Со скалы Сунжу рядом с селом Тидиб брали жёлтый камень, бросали в кипяток и получали жёлтую краску, также, жарили кусочки и получали красный цвет.

  8. Шелуху подсолнечника варили и получали тёмно-коричневый цвет.

  9. Зелёные листья берёзы варили в котле и получали зелёный цвет, а если варить сушёные листья – жёлтый цвет. Такими красителями красили шерстяные нитки3.




  1. Полевой материал. Информатор Абдулмагомедов Будун.

  2. П. С. Гамзатова. Декоративно-прикладное искусство Дагестана, стр16

  3. Полевой материал. Информатор Алдухова Зайнаб.



Глава седьмая. Изготовление одежды, обуви, папах.

Всякий, посетивший аул Тидиб в разные времена, восхищался красотой, своеобразием национальной одежды горцев. Основным материалом для изготовления одежды служили продукты животноводства (овчина, кожа, шерсть и др.). Из шерсти делали сукна, войлок для обуви, шерстяные носки. Из овчин – шубы, папахи, жилеты. Кожа служила материалом для обуви. Материалы (харай, дарай, махмур) шли на изготовление женских нарядов (кунта, чохтIо, чаба). Мерами длины служили аршин и вершок. Шить местным мастерам отдавали состоятельные люди, а бедняки шили сами, как умели.

Обязательным атрибутом в каждом доме были овчинные шубы (кIач). «Зимой горцы носят шубы с рукавами или без них почти до земли с огромными длинношерстными воротниками-пелеринами»1. По количеству шуб определялась состоятельность семьи. Бедные семьи имели 2-3 шубы, а богатые 5-6 и больше. Их изготавливали из 7 овечьих шкур белого цвета и 2 шкур чёрного цвета для воротника. Тщательно обрабатывали, придавали нужную форму и шили нитками из шерсти. Для сохранения шуб в летнее время в них вкладывали пахучие растения. Шуба была без застёжек, её слегка придерживали у груди обеими руками. «В одном из углов комнаты была сложена постель, т.е несколько тюфяков, набитых шерстью, несколько подушек, тоже набитых шерстью. Там были большие овчинные шубы, новая и старая, висели папахи из бараньей шкуры»2.

Обувь делали из крепкой коровьей шкуры (накай), её тщательно обрабатывали. Шили нитками из козлиной шкуры, которые были очень прочными. Обувь забивали соломой для защиты от сырости, которую меняли время от времени. Чтобы вода не просочилась вовнутрь, в самых уязвимых местах войлочную обувь покрывали воском.

Папахи (бухари) делали из шкуры специальных пород ягнят. Резали нужную форму, сыпали на неё кукурузную муку и оставляли 2-3 дня, потом обрабатывали специальным ручным инструментом (хадро). Чтобы довести до необходимого мягкого состояния нужно было большое мастерство.

Чтобы производить шерстяные ткани, гребешком обрабатывали шерсть и очищали от посторонних предметов, делали из пряжи нитки, собирали в кубок. Затем ткали на ручном станке и получали материал из шерсти (сугъур), который не нуждался в покраске.



  1. В. И. Марковин. Дорогами и тропами Дагестана, стр 154

  2. П. К. Услар. Кавказские горцы, том 3, стр 9


Заключение.

В разные исторические периоды на судьбу каждого народа выпала определённая доля трудностей и проблем. Народы Дагестана за свою историю прошли через большие испытания. Во все времена наш горный край подвергался опустошительным набегам жестоких завоевателей, раздирался внутренними усобицами. Но дагестанские народы мужественно и с достоинством перенесли все тяготы, выпавшие на их долю. Они не только умели отстаивать свою свободу и независимость, но и упорно трудились в суровых условиях горской жизни. Особенно тяжела была трудовая деятельность в горных районах Дагестана.

В частности, жители аула Тидиб Гидатлинского общества вынуждены были в XIX веке довольствоваться продуктами питания и изделиями домашних промыслов своего производства. Хотя через Гидатль проходили важные торговые пути и происходил натуральный обмен, нужда заставляла тидибцев заниматься производством орудий труда, одежды, обуви, необходимых предметов быта из местного сырья.

Аульские мастера специализировались на художественной обработке камня и дерева. Они умели обрабатывать шерсть, производить из неё ткани, изготовлять натуральные красители 8-9 видов. В селении Тидиб делали овчинные шубы, отсутствие которых в любом доме считается неприличным даже сегодня. Удивительным творением и большой редкостью было производство больших женских платков из чистого шёлка путём разведения здесь же тутового шелкопряда. Также на высоком профессиональном уровне изготовлялись женские украшения из чистого серебра, которые передаются из поколения в поколение. Важнейшее место в жизни тидибцев занимала обработка металла. Наиболее развито было кузнечное дело. Из местного сырья, за редким исключением, производили одежду, обувь, головные уборы.

Достижениями домашних промыслов жителей аула Тидиб восхищались известные учёные, исследователи, исторические деятели, посетившие эти места в разные периоды. Здесь побывали знаменитый лингвист П. К. Услар, художник Лансере, запечатлевший аул в картине «Тидиб вечером», имам Шамиль, патриарх дагестанской истории Р. М. Магомедов, академик Г. Мовчан и многие-многие другие. Изделия народных промыслов жителей аула Тидиб XIX в. хранятся в Дагестанском музее искусств, в музее Тидибской СОШ, в частных домах. Эти бесценные свидетельства упорного и тяжёлого труда наших предков нужно сохранять, оберегать и передавать последующим поколениям для того, чтобы все помнили, какими удивительно трудолюбивыми и талантливыми были эти люди, какими прекрасными памятниками культуры были их творения.

Использованные источники и литература


  1. В. И. Марковин. Дорогами и тропами Дагестана.




  1. Р. М. Магомедов. История Дагестана.




  1. Р. М. Магомедов. Обычаи и традиции народов Дагестана.




  1. П. К. Услар. Кавказские горцы.




  1. В. Г. Гаджиев. Очерки истории Дагестана.




  1. П. С. Гамзатова. Декоративно – прикладное искусство Дагестана.




  1. М. М. Ихилов. Материальная культура аварцев.




  1. С. Х. Асиятилов. Историко – этнографические очерки аварцев.




  1. А. Р. Шихсаидов. Рассказы по истории Дагестана.




  1. Х. М. Хашаев. Общественный строй Дагестана в XIX в.




  1. Г. Я. Мовчан. Старый аварский дом.




  1. Н. И. Воронов. Из путешествия по Дагестану.




  1. Музейный материал Тидибской СОШ.

Информаторы:




  1. Абдулмагомедов Б. М. (село Тидиб).




  1. Алидибиров М. М. (село Тидиб).




  1. Алдухова З. (село Тидиб).




  1. Абдурахманов М. Н. (село Тидиб).