Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Для вас, родители Искусство любить своих детей 1 43.39kb.
Когда серия статей о воспитании одаренных детей была готова вчерне... 2 579.08kb.
Трагедия Беслана и герои нашего времени 1 55.9kb.
Прежде чем говорить о культуре мышления, о том, как надо мыслить... 1 96.63kb.
Таков смысл. Другое значение: достичь духовного бытия. Духовный мир... 1 19.84kb.
В наш век экологических и эмоциональных вредностей просто не бывает... 1 16.86kb.
Труд многодетных матерей равноценен подвигу 1 34.59kb.
Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет 1 244.78kb.
Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет 1 226.27kb.
Тренировочная контрольная работа по русскому языку в новой форме... 1 63.65kb.
Уже пятый год подряд в рамках работы летнего оздоровительного лагеря... 1 26.12kb.
Наказ главе района здравствуйте, Владимир Алексеевич! 1 12.4kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя - страница №1/1

Наказывать или нет?

педагог-психолог

Потапова Ю.Е.

Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но по существу мы чаще всего проявляем таким способом наше терпение и наш гнев.


Я лично очень сомневаюсь, что наказания могут найти какое-нибудь оправдание, если применяются для воспитания детей. Во всяком случае, нужно, вероятно, немало поломать голову, чтобы отыскать такое оправдание.
Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, когда применяются наказания:
1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.
2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители — взрослые, против них восставать никак невозможно, а с другой — он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства — любовь и ненависть,— как сразу же возникнет конфликт.
4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, напроказил, и прежде всего за что-то недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать поступать в том же духе — и так до бесконечности.
5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и послушным. Речь может идти не только о д о б р о м внимании со стороны родителей — неважно: все равно, было бы внимание.
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?
1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
2. Объяснением. Объясните ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится.
5. Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится много времени, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.
Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в отдельных случаях. Шлепать детей вообще не рекомендуется. Когда же вы наказываете ребенка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, то непременно добьетесь хороших результатов. И это лучше, чем кричать на него, сердиться или требовать расплаты, словно торговец. Напомните ребенку, что вы его предупреждали — обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести,— и вот теперь держите свое слово.
Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5—3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания — научить ребенка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребенок должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление вашей злой воли.
Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените эти правила к нему.