«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по «Внеклассному чтению» Для учащихся 2 класса 1 89.74kb.
Развиваем речь детей 1 74.63kb.
«Развитие речи детей дошкольного возраста» Консультация – беседа... 1 43.13kb.
Влияние телевизора на развитие детей «Убедительно просим увести ваших... 1 39.81kb.
Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений... 1 161.45kb.
Как выдумаете, когда начинается развитие детской речи 1 144.98kb.
«Современные педагогические технологии и методы обучения детей с... 1 74kb.
Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева 1 32.13kb.
«Влияние одинаковых кормов на развитие бройлеров и домашних кур» 1 126.12kb.
«Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового... 1 79.52kb.
Конкурс детского творчества «навстречу зиме» 2 339.04kb.
Памятник землякам, погибшим в годы ВОВ. Памятник Солдату-освободителю 1 30.29kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны - страница №1/2




МБДОУ «ЦРР – детский сад «Рябинка»

«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет».

Выполнила: Белова

Наталия Васильевна

Мариинский Посад


Содержание


ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 14

Игра–драматизация «Репка» 16




Введение
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.

Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
        
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
        
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
        
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.



Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.


           Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.


          Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети  увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.         
         Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Анализ внешней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

  1. Пользование интернет – услугами.

  2. Повышение квалификации педагогов.

  3. Имеются программы: «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» - Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л. Князевой и др..

  1. Нет материального стимулирования спонсорами.

  2. Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

  3. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

  4. Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего формируется жестокость и агрессивность. У детей не формируются навыки человеческого общения.


Анализ внутренней среды

С ильные стороны

Слабые стороны

  1. Налаженная система работы ДОУ.

  2. Пример и влияние коллег.

  3. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, попечительского совета родителей.

  4. Атмосфера сотрудничества с социумом

  5. Совместная работа с родителями

  6. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: «Музей», где собраны интересные предметы искусства русского, чувашского народа, предметы быта.

  7. Работает логопед в ДОУ.

  8. В группе имеется уголок книги.

9. В группе обустроен уголок театрализованной деятельности таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность выбирать материал для развития своих замыслов.

    1. Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

    2. Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.

    3. Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

    4. Недостаточное методическое оснащение к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по которой работает д/с.

    5. Недостаточность личного опыта и знаний по данной теме.

    6. Недостаточное использование произведений устного народного творчества детьми при проведении режимных моментов.




Постановка проблемы проекта

Отсутствует стройная система развития лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.


Цель

Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.


Задачи

  1. Проанализировать педагогическую литературу по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет и приобрести новую литературу и методические рекомендации.

  2. Разработать систему и создать условия по использованию устного народного творчества в развитии лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет речи.

  3. Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.

  4. Пополнение предметно-развивающей среды: книгами, иллюстрированным материалом, видами театров (настольным, пальчиковым, на фланелеграфе, игрушки и картинок, куклами би-ба-бо) по произведениям устного народного творчества, подбором детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа.

Ожидаемые результаты

  1. Будет разработана система развития лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.

  2. У детей расширится и активизируется словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

  3. Разовьется умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

  4. Будет развиваться умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

  5. Совершенствуется умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

  6. Дети будут употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (утка – утенок – утята);форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

  7. будет развиваться словотворчество детей на этапе активного овладения грамматикой.

  8. Начнут получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельсв; составлять предложения с однородными членами.

Концептуализация проекта

Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательного процесса следующих идей:



  1. Интеграция разных образовательных областей.

  2. Составление картотеки произведений устного народного творчества.

  3. Привлечение родителей в образовательный процесс при ознакомлении детей с устным народным творчеством.

  4. Использование фольклора:

в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

в самостоятельной деятельности детей.

5.блочно-тематическое планирование.







Этапы работы над проектом


    1. Подготовительный этап

              1. Аналитический обзор литературы по проблеме развития лексико-грамматической стороны речи средствами устного народного творчества.

              2. Анализ предметно-развивающей среды группы.

              3. Анкетирование родителей.

              4. Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.

              5. Диагностика детей.

    2. Основной этап

              1. Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.

              2. Подбор произведений устного народного творчества..

              3. Пополнение уголка книги новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам.

              4. Активное взаимодействие со специалистами и родителями.

    3. Заключительный этап

              1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.

              2. Повторное диагностирование детей.

              3. Презентация проекта перед педагогическим составом ДОУ.

              4. Распространение опыта работы по теме «Влияние произведений устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет.

              5. предоставление информации на сайт ДОУ.

              6. проведение мастер-класса по теме: «Использование фонотеки в работе с детьми» и др.

Взаимодействие с детьми

Мышление ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, книгами, игрушками, наглядными пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем говорят, про что читают.

Важным условием восприятия детьми младшего дошкольного возраста народной культуры, становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЫ:



1)Создание библиотеки русского народного творчества;

2)Создание развивающей среды;

3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций;

4)Подбор методической педагогической литературы;

5)Подбор детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа ;

следующая страница >>