Выступление учителя истории и обществознания Пименовой М. В - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочие программы учителя истории и обществознания Волкова В. 12 1216.15kb.
Рабочая программа по истории ( 10 класс – профильный уровень) 1 125.42kb.
Из опыта работы учителя истории и обществознания 1 56.86kb.
Урок обществознания в 5 классе. Учитель: М. В. Бондаренко, учитель... 1 74.58kb.
Исследовательская работа по истории 1 173.34kb.
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... 7 837.17kb.
«Клуб Любителей Истории и Обществознания» (клииО) Проводит II конкурс... 1 73.02kb.
Использование икт на уроках истории и обществознания 1 83.88kb.
Технология развития критического мышления на уроках истории, обществознания... 1 57.26kb.
Анализируя итоги работы мо учителей истории и обществознания за 2012-2013... 2 365.02kb.
«История Конституции основа демократии России» 1 112.11kb.
Нестандартные формы уроков русского языка 1 148.59kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Выступление учителя истории и обществознания Пименовой М. В - страница №1/1

Выступление учителя истории и обществознания Пименовой М.В.

на педагогическом совете

«Использование современных педагогических технологий

в школьном курсе истории»
Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я остановлюсь на некоторых их них:

1)Современное традиционное обучение.

2)Проблемное обучение.

3)Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов).

4) Модульная технология.

1. Современное традиционное обучение.
Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда
классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.
1.1. Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок?
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;

ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;

определенное расписание занятий и программа;


В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).
Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности.
Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

Урок изучения нового материала.

Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.

Уроки обобщения и систематизации.

Комбинированный урок.

Уроки контроля.
1.2. Педагогические требования к современному уроку.
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

воспитательные;

дидактические;

психологические;

гигиенические.
Вот характеристика каждой группы требований:
1. Воспитательные требования к уроку:

формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;

формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

формирование активного отношения к жизни;

формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:

четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;

правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;

каждый элемент структуры урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;

ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с

проблемными;

связь данного урока с предыдущим;

вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;

формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:

учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;

психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;

учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.


4. Гигиенические требования к уроку:

соблюдение температурного режима, норм освещения;

учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку.
1.3. Условия организации урока
Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:
1 группа – социально-педагогические:
1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.
2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.
3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.
4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.
2 группа – дидактические:
1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.
2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.
3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.
4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.
5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
6. Инструкции доступности материала.
7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.
8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.
9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.
2. Из опыта работы по традиционному обучению.
В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.

Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.


На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради, работе на контурной карте. Тетрадь выступает в виде опоры учащихся. Необходимо правильно оформлять записи для дальнейшей работы с ними.

Формы работы различны:1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.


2. Хронологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте. 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).
3. Исторический диктант. .
4. Четвертый лишний: театр, трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.

Такие формы работы и многие другие:

развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;

формируют исторические понятия.


Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике.

Применяю следующие приемы:

Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).

В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).

Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.

Работа над терминами, определениями, выводами.

Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.

Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.


Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
3. Проблемное обучение.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?
1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.
На уроке истории в 11 классе по теме “Падение монархии» при постановке вопроса: почему пала монархия, дети отвечают: “Произошла буржуазная революция. ”
Учитель. “Это верная мысль, но буржуазия была богата и влиятельна. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.
Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”
3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.
4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.
Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
Задания бывают несколько видов:

логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.

констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.

творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.


Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.
4. Технология опорных схем.
Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я пока использую только опорные схемы, так, например, при изучении темы “Колониальные империи” даю следующую схему:
Страна Территория Население

Азия 56% 48%

Африка 90% 88%

Америка 27% 6%

Всего 67% 60%

5.Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.1

В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология, получившая известность с 1972 года, когда в педагогике она называлась " модульная система".2

После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для старшеклассников. Этот вид образовательной технологии широко применяется в школе.

Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным, здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Фрагментарное включение уроков-уроков, коллоквиумов, семинаров, зачетов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене общеобразовательной школы (5-8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9-11) классах.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала. А именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар. Исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков). Коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Применение модульной системы прочно вошло в практику преподавания и может быть изучена с помощью модульной системы.

Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.3 Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть, строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:


  • блочное (модульное) построение учебного материала;

  • мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

  • преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

  • организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:

Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля). Возможность дифференцирования и индивидуализации. Интеграция содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся. Возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся:

Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.

Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.

Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.

Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач. Вовлечение в процесс осуществления, технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов. Качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.

Методисты, учителя-практики, исследующие возможности модульной технологии непосредственно для школы отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями. А именно: согласованность цели, времени исполнения работы, количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся; формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля); диагностичность целей и задач развития школьников.

Чтобы представить общую схему модульной технологии, учителю-экспериментатору следует четко понимать, что в современной педагогике подразумевается под понятием "модель". Это обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Ее основой служит преобладающая деятельность учащихся.

Образовательные модели классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: репродуктивная деятельность (традиционная) и продуктивная, поисковая, направленная на создание новых знаний. В свою очередь, на данных видах деятельности основывается разделение инновационных подходов в современной педагогике. К сожалению, иногда смешивают понятия "модель" и "метод", это в корне не верно. Модель отличается следующим:

1. Реализует целостный комплекс взаимосвязанных между собой дидактических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности школьников в ее целостности и единстве компонентов.

2. Сочетание формальной стороны обучения (цель, единство обучения и преподавания и т.п.) и его динамики, разворачивании во времени.
5.1 Планирование работы по модульной технологии
На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии.

Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.4

Начинается работа с тематического планирования. Строится оно на основе образовательных целей и характера содержания образования. Определяется главная идея курса, ставится цель (КДЦ). На основе её формируются ИДЦ, а затем ЧДЦ. Так происходит создание модулей. Сначала оформляется это в виде схемы, чтобы обеспечить наглядность, а затем с помощью учебника и программы формируется обычное тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме и разделе. В качестве примера рассмотрим тематическое планирование курса истории средних веков. Строится оно на основе цивилизационного подхода к изучению истории, опирается на хронологию Средневековой европейской цивилизации (V – XV вв.), а также учитывает особенности данной цивилизации (феодальные отношения, деление общества на корпорации, монархическая форма государства, господство в духовной жизни людей религиозных представлений) и её аграрный характер

На вводном уроке совершенствуется знание сути понятия "цивилизация", известное учащимся с 6 класса, и вводится понятие "средневековая европейская цивилизация" (СЕЦ), устанавливаются её хронологические рамки, и повторяется материал об уже известной античной цивилизации. Определяются цели следующих модулей на основе проблем, возникших в ходе обсуждения материала вводного урока (Чем средневековая цивилизация отличается от античной? Чем она похожа? Какие еще бывают цивилизации? Каковы признаки средневековой европейской цивилизации?). Так формируются первые два модуля первого уровня. Затем, сформулировав основные признаки СЕЦ, формируются модули второго уровня, в каждом из которых выделяются учебные элементы.

Это краткая модульная программа раздела. Возможен расширенный вариант тематического планирования, с указанием целей, учебного материала, домашнего задания.

На основе данного планирования видно, что ученики и учитель в познании следуют от общего к частному. Сначала дается общее представление об историческом явлении, а затем рассматриваются границы его проявления на основе частных фактов или явлений. Блочное (модульное) построение учебного материала позволяет дать целостную картину исторического явления, что не может обеспечить традиционное построение курса. Например, изучая тему "Развитие феодального строя" учащиеся воспринимают этот период как цепь событий (явлений): возникновение городов – крестовые походы – возникновение централизованных государств. Однако это конкретные явления одного и того же периода. Блочное построение темы предусматривает следующий порядок изучения темы:

Общее представление о данном периоде. Главное здесь – преодоление раздробленности и переход к централизации.

Определение сторон жизни общества, где произошли изменения (хозяйство, отношение слоев населения к государственной власти).

Изучение конкретных изменений (хозяйство – возникновение городов, развитие ремесла, развитие торговли, изменение орудий труда у крестьян и их положения в феодальном поместье, крестовые походы как проявление феодальной экспансии и решения экономических проблем этого времени; отношение к государственной власти – борьба городов с сеньорами, борьба королей за расширение подвластной им территории и т.д., и как результат образование централизованных государств в форме сословной монархии).

Именно такое построение учебного материала, на взгляд автора данной работы, поможет добиться эффективного усвоения темы.

С другой стороны блоки помогают выделить в учебном материале наиболее значимые моменты, разобраться в сложных, запутанных периодах истории.Таким образом, модульная система построения учебного курса обеспечивает полноту и целостность рассмотрения исторических процессов и явлений на уроках.

6. Использование информационных технологий

С появлением в школе первого персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.


Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:


1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.


Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.


3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.
Я располагаю достаточно большой базой интерактивных карт по всем темам и разделам как истории России, так и Всемирной истории. Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.
4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты. На примере такого УМК «Северная война» я покажу возможности его использования.
В первую очередь этот комплект содержит теорию, т.е. сначала я знакомлю учащихся с причинами Северной войны, с созданием Северного союза, началом войны, реорганизацией русской армии и т.д. После изучения теоретического курса мы переходим к практике. Данный УМК содержит Задачник из пяти задач, где учащиеся на практике применяют полученные знания, будь то работа с документом, картой, героями войны, основными понятиями. Благодаря использованию интерактивной доски закрепление материала происходит оживленно и интересно, так как сама работа с доской вызывает у учащихся желание работать и процесс протекает более доступно и наглядно. Причем в закреплении материала принимает участие весь класс. Далее УМК содержит 10 тестов, которые учащиеся выполняют самостоятельно в качестве контроля знаний по изученной теме. На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
6) Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:
1. «Работа с рисунками»
2. «Кроссворд»
3. «Контурная карта»
4. «Вставьте слово»
5. «Имена»
6. «Соотнесите»
7. «Отметьте».
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, отметить что-то на контурной карте, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.)
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.
7) И конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.



1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998.-С.37-43.

2 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989.-С.63.

3 Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1983.-С.53.

4