Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов Из опыта работы учителя начальных классов Калугиной Аллы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Особенности изучения поэтических произведений на уроках литературного... 1 62.67kb.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 1 199.07kb.
Использование информационно-коммуникативных технологий (икт) 1 150.33kb.
«Читательская грамотность младших школьников» 1 38.76kb.
Школьного методического объединения учителей начальных классов на... 1 163.32kb.
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов 1 65.62kb.
Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения... 1 119.19kb.
Современные педагогические технологии в рамках 1 22.82kb.
Краткий обзор видеопрограмм ипц к видеолекторию для учителей начальных... 1 462.1kb.
Руководитель мо учителей начальных классов Адонина Е. В 1 245.98kb.
Рабочая программа по технологии 10 класс (1 час в неделю), составлена... 1 143.98kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение... 2 254.7kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов Из опыта - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

дер. Евсеево дом 28А тел. 8(496) 43 5-91-70; 8(496) 43 75-142



http:// www.evseevo-school.narod.ru

Выступление

на районном методическом объединении

учителей начальных классов
Из опыта работы

учителя начальных классов

Калугиной Аллы Анатольевны.

Разностороннее развитие личности

на основе дифференцированного

и индивидуального подхода

в обучении младших школьников.


9 декабря 2009 год

Разностороннее развитие личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода в обучении младших школьников.

Из опыта работы.
Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, рассуждает о жизни, философии. Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников. Но школа не всегда умеет создать условия для развития Личности ребенка. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном и воспитательном процессе. В центре школьной образовательной системы стоит личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Целью образовательной системы является развитие гармонично развитой личности, которая сможет легко адаптироваться в современном мире.

В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность конструировать педагогический процесс по любой модели. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и применять их для разностороннего развития личности учащихся.

Педагогические технологии, которые я использую в работе, делятся на несколько групп:

-по характеру содержания и структуры - на обучающие и воспитательные;

-по организационным формам -на классно-урочные, индивидуальные, групповые, дифференцированное обучение;

-по типу управления познавательной деятельностью- на обучение с помощью ТСО, систему «консультант», систему малых групп, компьютерное обучение;

- по преобладающему методу - на игровые, творческие, информационные ( компьютерные)

Использую личностно-ориентированные технологии, технологии уровневой групповой дифференциации, здоровье сберегающие технологии, технологии индивидуализации ( метод проектов), игровые технологии, инновационные информационные технологии.

Педагогические технологии между собой взаимосвязаны. На примере своего класса я постараюсь рассказать о том, каким образом я использую их в своей работе.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном и воспитательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное учителем слово, незнание учащимися элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении, могут провоцировать детские конфликты и проблемы. Для этого большое внимание уделяю личностно-ориентированным технологиям, в центре внимания которой - целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Личностный подход включает в себя как одну из важнейших задач - формирование у ребенка положительной Я-концепции. А для этого необходимо:

-видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);

- создать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнь и учеба приносила ребенку радость («Учиться победно»);

- исключить прямое принуждение, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);

- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»)

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному , обезличенному и обездушенному подходу к ребенку

включают в себя и тесное сотрудничество с детьми, и тесное сотрудничество с родителями.

В своих ребятах я стараюсь развивать умения общаться и сотрудничать, формировать такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни. Ребенок должен научиться задавать себе вопросы: Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Он должен научиться любить себя и других.

Для этого совместно с психологом школы я провожу небольшие психологические тесты, такие как: выявление уровня самооценки, акцентуация темперамента и характера. Затем на классных часах разбираем ситуации, делаем выводы.

Также стараюсь помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, так как ребенок должен почувствовать свою значимость и необходимость. Для этого провожу диагностику учащихся по разным направлениям. Например, «Сформированность психологической готовности первоклассника к обучению», «Уровень мотивации в учении»», « Уровень комфортности»». «Диагностика умственного развития и способности к учебной деятельности», «Уровень тревожности» и др.




Анализ сформированности психологической готовности учеников – первоклассников к обучению в школе.

2005- 2006уч. год.

Во время проведения диагностического минимума в первом классе присутствовало 13 учеников.
Изучались:


  • Развитие тонкой моторики руки;

  • Координация движения рук и зрения;

  • Умение подражать образцу;

  • Общий уровень психического развития;

  • Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомлённостью, развитием мыслительных операций.

Во время психодиагностики использовались методики:



  • Тест Керна-Йерасека;

  • Опросник ориентировочного теста школьной зрелости .




Учебная мотивация во 2-ом классе. (март) 2007г

Вопросы Анкеты:


  1. Тебе нравится в школе?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра можно прийти в школу, если у тебя будет желание, а если не будет – можно не приходить, ты бы пришел в школу?

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки какие-нибудь?

  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

  6. Какие предметы или предмет у тебя не любимые(й)?

  7. Ты часто делишься с родителями о то, что было в школе?

  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  9. У тебя в классе много друзей?

  10. Нравится ли тебе в твоем классе и твои одноклассники





Уровень комфортности в 3 классе. 2007-2008 г


Анкета:


  1. На каком уроке ты чувствуешь себя спокойно?

  2. Какой урок ты ждешь с нетерпением?

  3. На каком уроке ты узнаешь много интересного и познавательного?

  4. Какой урок у тебя любимый?


Диагностика умственного развития и способности к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в среднюю в 4 Б классе.

2008-2009 учебный год.
В работе принимали участие 10 учащихся в 4б классе. Продолжительность занятий – 3 академических часа.
Диагностический минимум проводился с целью определения умственного развития, способностей и интеллектуального развития учеников.
При этом обращалось внимание на:

  • умение анализировать ситуацию;

  • выделять существенные признаки и закономерности в отношениях признаков и предметов, абстрагируясь от несущественного;

  • обобщать существенное;

  • осознавать (отрефлектировать) типовые способы решения;

  • моделировать найденные существенные отношения в виде схем, знаков;

  • определенный минимум знаний, словесно закрепленных в сознании человека обобщений существенных признаков и закономерных отношений каких-либо классов, предметов и явлений.

В работе использовались диагностические методики для определения:

  • глубины ума, характеризующейся степенью существенности тех признаков и закономерностей, которые можно выделить в явлении (задаче);

  • гибкости ума – умение менять сам подход к решению задач в зависимости от изменения условий, требующих отказа от «типового» решения или варьирования;

  • устойчивости ума, как способности удерживать в сознании при анализе задачи уже выделенную систему признаков, не отвлекаясь, не переключаясь на несущественные признаки;

  • рефлексивности ума, как способности осознавать не только результат, но и сам ход решения задачи;

  • самостоятельности ума – это качество проявляется в уровне проблемности мышления доступном человеку.


Диагностические методики:

        • 1. Методика диагностики умственного развития и способности к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в среднюю (ГИТ).

        • 2. Методика по изучению уровня тревожности и напряженности (Тест школьной тревожности Филипса).










Еще одним из направлений личностно-ориентированной технологии является заинтересованность учителя судьбой своих учеников, чтобы впоследствии он смог помочь ребенку, поддержать его. Так как в моем классе есть дети с трудной судьбой, отличающиеся от основной массы детей, им было нелегко в школе. К этим детям нужен особый индивидуальный подход. Необходимо было внести изменения в план работы. На протяжении целого года ездила к ребятам в храм, знакомилась с условиями жизни, узнала историю их семей, каким образом дети попали в храм. Например, Березин Сергей видел детство в замкнутом пространстве. Он, брошенный родителями, жил в колодце, пока не попал в детский корпус «Никита» Бывалинского храма. Сергей не умел читать, не знал букв, сторонился детей, был замкнутым мальчиком. Другой ребенок - Истомин Саша до поступления в Бывалинский храм жил в конуре с собакой и вместе с ней питался картофельными очистками. Трудно в одночасье найти общий язык с такими детьми. Сначала я скорректировала работу именно для этих детей. Стала привлекать опекунов к сотрудничеству. Было трудно, сложно, так как это дети из неблагополучных семей, с неустойчивой психикой, с нестандартным поведением, а живут они по законам церкви.

В классе есть мальчик Ваня К., который всячески показывал свое пренебрежение и недовольство по поводу их внешнего вида, речи, поведения. Частые индивидуальные беседы с Ваней и его мамой, разговоры на классных часах о добре и зле постепенно изменили положение вещей. Ваня стал понимать, что нельзя быть таким непримиримым и жестоким, ведь беда может случиться с каждым, и никто от этого не застрахован.

Постепенно ребята стали участниками всех мероприятий, расширился их круг общения. Мы стали тесно сотрудничать с храмом. Совместно с отцом Амвросием организовывали как разнообразные экскурсионные поездки детей нашего класса, так и интересные праздники.

Большое внимание в своей работе уделяю концепции сотрудничества, в котором важное место занимают отношения «учитель-ученик», а также «учитель-ученик-родитель». Поэтому мы должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

Я стараюсь активно привлекать родителей для совместного проведения мероприятий , а также для совместного творчества. Так, одной из таких работ является проект, созданный совместно с детьми и родителями Музей сказок, в котором сами учащиеся проводят экскурсии и игры с ребятами начальной школы и детского сада.

Цели проекта:

- создание оптимальных условий для развития личности ребёнка на основе работы  со сказкой;

- творческая самореализация ребёнка на основе работы со сказкой - систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребёнка, которые помогут максимально развить и реализовать  его творческий потенциал;

- формирование духовно-нравственной культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности;

- функционирование музея в режиме площадки для проведения исследований и постановки экспериментов, проведения библиотечных мероприятий по продвижению книги и чтения с помощью сказки;

-    разработка и апробирование нетрадиционных методов работы с детьми с учётом их возрастной динамики (общие и индивидуальные особенности, потребности и формы самовыражения);

c:\documents and settings\алла\мои документы\музей\экскурсия в музей сказок\s6301791.jpg c:\documents and settings\алла\мои документы\будущие 1-кл\буд.1 кл\фото\s6301746.jpg

.

Такая регулярная работа по развитию личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников позволяет нам занимать призовые места в конкурсах и мероприятиях разного уровня. В таких как:





  • Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников имени Н.Н.Моисеева «Человек на Земле» Диплом 7 ступени (высшей).

  • Районный конкурс поделок «Любимый город Павловский Посад»,

Именной диплом

  • Районная комплексная выставка «Дары осени», І место

  • Районный конкурс «Очумелые ручки и вторая жизнь вещей»,

Победители в двух номинациях

  • Районный конкурс «Уголок России», 1 место



  • Районный конкурс в ДЭБЦ «Природа и мы»,

Победители в номинации «Рекорды планеты Земля»

  • Районный конкурс плакатов по правилам дорожного движения, 1 место

  • Районный тур областного смотра-конкурса «Родники культуры Подмосковья»,

2 место

  • Районный конкурс «Зеленый город»

Номинация «Дизайн костюма из натуральных материалов», 1 место

  • Районный конкурс в ДЭБЦ «Мои любимые питомцы», победитель в номинации «Рассказ»

  • Районный военно-патриотический фестиваль «Вохна 1812 год», благодарственное письмо

  • Районная выставка «Фантазируем и лепим», 2 место

  • Районный конкурсе«Природа и мы» , 2 место

  • Международный песенный фестиваль в Болгарии,1 место в номинации «Лучший вокально-инструментальный ансамбль»

Во время такой работы и открываются таланты детей и их родителей.


Еще одна технология, которая помогает мне развивать личность ребенка, это внутренняя дифференциация.

Такой метод работы чаще всего я применяю на уроках окружающего мира. Делю детей на группы в зависимости от темы урока. На некоторых уроках группы детей выделяются по уровню усвоения материала, на других – по уровню творчества, на третьих – по степени и характеру помощи учащимся со стороны друг друга. Например, обобщающий урок «Земля и человечество». Урок проводим в виде деловой игры «Заседание научного совета». Ставим задачу – мы должны обобщить знания об окружающем мире с точки зрения астрономов, географов, историков, экологов. Деление на группы проходило по степени и характеру взаимопомощи учащихся.




c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\уроки по окруж.миру\фото урока окр.мир астрономы\s6301074.jpg c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\уроки по окруж.миру\фото урока окр.мир астрономы\s6301085.jpg

Следующие уроки по темам природных зон также строились как деловая игра «Заседание научного совета». Класс делился на группы по системе «консультант», т.е. один из сильных учащихся помогает в подготовке задания. Группы назывались Ботаники, Зоологи, Экологи.


c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\уроки по окруж.миру\окруж.мир группы\31-10-08_1033.jpg c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\уроки по окруж.миру\фото урока окр. мир природ зоны\s6301122.jpg

На обобщающем уроке «Природные зоны России» работало 6 групп по

2 человека. Каждая группа готовила материал по определенной природной зоне. На уроке была поставлена проблема, решить которую каждая группа должна самостоятельно.

Большое внимание уделяю здоровью детей.

Целями здоровье сберегающих технологий являются:

- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

- повышение приоритета здорового образа жизни;

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении здоровья школьников;

- создание комфортной среды для обучающихся;

- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

На уроках обязательно совместно с ребятами провожу физкультминутки. Как только зазвучат позывные «На зарядку становись!», ребята сразу встают у своих мест и один из учеников проводит физпаузу. Обязательно контролирую посадку ребят при письме. У каждого ученика есть специальный маленький мешочек, который они кладут на голову и это способствует лучшей осанке.

Во внеучебной работе организовываем совместно с родителями спортивные мероприятия, мероприятия, проводимые на свежем воздухе, ездим на рыбалку, ходим в турпоходы, в бассейн.


c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\праздник нептуна\s6302192.jpg c:\documents and settings\алла\мои документы\фото\наш класс\рыбалка\s6300102.jpg

Обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, называется метод проектов.

Цели метода:

- повышение мотивации учащихся по изучаемым предметам;

- создание пособий используемых на уроках;

- выход проектов за рамки предметного содержания на уровень социально-значимых результатов.

Проекты доступны практически всем учащимся с 1по 11 класс. Роль педагога при этой технологии – руководство и консультирование. Проекты бывают индивидуальные и групповые.

Например, индивидуальные проекты :

-в 1 классе ученики изготавливают «Книжки-малышки» по чтению, окружающему миру;

-во 2 классе - читательский дневник; «Режим дня школьника» и т.д.

Групповые проекты:

- во 2 классе «Пособия по русскому языку»;

- в 3 классе информационно-справочный материал «Растительный и животный мир природных зон»;

- в 3 классе «Краткий справочник по уходу за комнатными растениями в классе», созданный в рамках Дня Науки;

- в 3 классе «Игровой материал», созданный в рамках районного конкурса, посвященного 160-летию Павловского Посада;

- в 4 классе «Музей сказок», созданный в рамках предметной недели «В гостях у сказки».

Проект подразумевает наличие конечного результата, реально оцениваемого и достижимого. Проект – это всегда то, что будет сделано, а также зачем?, для чего?, каким образом? Хотя, бывает, иногда проектом называют план работы, анализ проделанной работы.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия , легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Основу деятельности составляет игровое моделирование, ребята действуют по игровым правилам. В арсенале учителя начальных классов есть банк данных игровых технологий по предметам.

В воспитательном процессе я использую целевую комплексную программу «Путешествие на планету Знаний», которую разработала два года назад.

Это система логически вытекающих одного из другого действий, подчиненных целям развития творческой личности, приобщающих детей к жизненно необходимым знаниям, создающих необходимые условия для самореализации и самоутверждения ребенка.

Игра носит обучающий и развивающий характер. Ее содержание связано с материалами школьных уроков.

Цели программы:



  1. Создание условий для нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.

  2. Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей ребенка.

  3. Создание условий формирования дружного коллектива и развития личности в нем.

  4. Выявление новых инициатив, идей.

Куда отправляются путешественники?

Зависит от того, с чем хотят познакомиться участники путешествия, чему хотят научиться. Игра может включать в себя разнообразные станции: музыкальную, танцевальную, литературную, сказочную, интеллектуальную, театральную, художественную и т.д.

Остановки на планете Знаний могут меняться в зависимости от интересов детей: «Осенняя», «Математическая», «Веселые каникулы», «Юморина», «Перекресток», «Мой край», «Грамматическая», и др.

Вот, например, на станции « Осенняя» прошли и конкурс сухих букетов, и театрализованная неделя. Наши помощники – вожатые приготовили большой итоговый праздник для ребят.



сканирование0030
На станции «Перекресток» ребята узнали много интересного из истории правил дорожного движения, отгадывали ребусы, загадки. Прошел песенный конкурс по ПДД, инсценировки.
dscn2486

На станции «Самоделкин» ребята участвовали в фестивале новогодней песни, а также изготовили сувениры для выставки. Вот некоторые из них.



сканирование0036

Конечно, результат обучения и воспитания сразу не виден, его можно увидеть позже, но зерно гуманности и развития личностных способностей каждого ученика зарождается в таких формах работы.


Также в работе использую компьютерные технологии обучения.

Это и:


- разработка программы по курсу «Знакомство с компьютером» в 3-4 классах и ее реализация;


использование мультимедийных дисков по предметам;

- создание и использование компьютерных презентаций на уроках и во внеклассной работе;

- использование Интернета на занятиях;

Компьютер в своей работе я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Также, компьютер помогает в индивидуальном наблюдении за учащимися, оказании индивидуальной помощи, помогает в организации учебного процесса на уровне класса в целом – график учебного процесса, диагностика, итоговый контроль и т.д.



Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий, которые помогают во всестороннем развитии личности и индивидуальном подходе в обучении и воспитании младших школьников.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Будем работать, жить, творить, любить, т.е. становиться настоящими людьми. И я хочу, чтобы ребенок завтра поднялся на одну ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном развитии, но для этого уже сегодня на эту ступеньку нужно подняться мне.