Выпускная работа по «Основам информационных технологий» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка... 1 247.67kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 6 316.68kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 151.62kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 1 169.61kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 3 445.95kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 185.35kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение... 2 254.7kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 327.94kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 1 324.29kb.
Выпускная работа по предмету «Основы информационных технологий» Магистрант... 1 295.47kb.
Реферат на тему: перспективы использования информационных технологий... 1 266.44kb.
Построение графика функции в табличном процессоре 1 51.45kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» - страница №1/1



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»


Магистрант

кафедры экономической

информатики и математической экономики

Богданович Анастасия Викторовна

Руководители:

cт.пр.Кожич Павел Павлович

ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск 2010 г.

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Обзор литературы в предметной области 6

Глава 2. Методологические основы исследования 8

Глава 4. Обсуждение результатов 17

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 26

Граф (круг) научных интересов 27

Тестовые вопросы по основам информационных технологий 28

Презентация магистерской диссертации 29

Cписок литературы к выпускной работе 30

Приложения 31


Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии;

ИТС – информационные технологии;

ОАО – открытое акционерное общество;

РБП – реинжиниринг бизнес-процессов;

ПО – программное обеспечение;

СККиСКП /ДККиСКП – служба/департамент кредитного контроля и

сопровождения кредитных проектов;

ПП – платежное поручение;

ПТ – платежное требование;

ДАиИТ – департамент автоматизации и информационного контроля;

ДПиП – департамент процессов и проектов;

ЦПУ – центральный процессор;

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство;

ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.

Реферат на тему «Применение современных информационных технологий в процессе управления кредитной задолженностью с целью получения экономического, социального и антикризисного эффекта»

Введение


В настоящее время приходится слышать самые разные оценки состояния ИТ-систем в банках. Мнения разнятся от "это самые передовые, продвинутые системы", до "в банках ситуация просто катастрофическая, системы спроектированы и поддерживаются непрофессионально".Если рассматривать весь рынок ИТ с точки зрения потребителя его услуг, то банки, безусловно, находятся в более выгодном положении с точки зрения информатизации, нежели другие предприятия. И, тем не менее, несмотря на то, что банки, наверное, как никто из предприятий финансовой сферы, используют наиболее современные ИТ, проблемы связанные с информатизацией существуют и здесь.

В настоящее время рынок програм­мных продуктов для кредитных органи­заций представлен широким спектром си­стем управления деятельностью, различающихся как функциональ­ной частью, так и технической реализа­цией, аппаратной платформой, уровнем системного сервиса, методами защиты информации и т.д.

Основными функциональ­ными направлениями применения банковских ин­формационных технологий являются:


  • информационные технологии для ведения бухгалтерского учета, кото-

рые дол­жны дать возможность обрабатывать все операции, проводимые банком, с приемлемой степенью скорости и надежности, а также осуществлять всю бухгалтерскую и финансовую отчетность. Они должны автомати­зировать реальный банковский до­кументооборот, т.е. быть построены «не от проводок, а от операций»;

  • информационные технологии для управленческого учета и стратеги­-

ческого планирования, которые должны пре­доставлять широкие возможности для контроля и анализа управлен­ческой и учетной информации. По­мимо этого, система должна обес­печивать обмен данными с про­граммными продуктами и инстру­ментальными средствами для финансового и статистического ана­лиза;

  • информационные технологии для передачи информации – это различ-

ные электронные расчетные межбанковские системы, системы электронной связи отделений и филиалов банка с головным офисом. За последнее время значитель­но возросло значение новых бан­ковских услуг, предоставляемых клиентам посредством Internet-технологий. Данная проблема также актуальна для банков с развитой сетью филиалов, работающих с ними в режиме On-line .

  • важную роль бан­ковские информационные техноло­гии играют в про-

цессах реинжини­ринга и совершенствования кредит­ных организаций, в организацион­но-технологической перестройке работы банка.

Под реинжинирингом бизнес-процессов понимают фундаменталь­ное переосмысление и радикаль­ное перепланирование бизес-процессов, когда целью является существенное улучше­ние показателей деятельности, таких как: 1) рез­кое сокращение затрат; 2) рост каче­ства сервиса; 3) рост скорости обслужи­вания клиентов и др.

В последние годы наблюдается активное развитие банковской системы Республики Беларусь. Расширяется спектр оказываемых банковских услуг и перечень предлагаемых рынку банковских продуктов. Постоянно возрастает объем и одной из самых востребованных населением и бизнесом банковских услуг – кредитования. На протяжении 2009-2010гг. улучшался ассортимент кредитных операций и условия их оказания, а стоимостные объемы выданных кредитов росли достаточно высокими темпами. Практически все банки, работающие на территории республики, разрабатывали и вводили новые виды кредитования, стараясь максимально удовлетворить потребности своих клиентов. Однако на фоне мирового финансово-экономического кризиса, вызвавшего цепную реакцию коллапсов крупнейших финансовых институтов по всему миру, за последний год условия кредитования ужесточились по всем параметрам: объемам, уровню процентных ставок, срокам, выбору и оценке обеспечения. При этом проблемы с получением кредитов испытывают самые разные субъекты хозяйствования. В ряде случаев банки практикуют урезание сумм клиентских заявок, сокращаются сроки кредитования. Также в настоящее время наблюдается постоянный рост кредитной задолженности и неплатежей, что может нанести ощутимый удар по банкам — в связи с ростом проблемной задолженности им потребуется дополнительный капитал. А в сложившихся экономических условиях привлечение новых денег в уставный капитал банков значительно усложняется. Для того чтобы достичь этой цели, и нужны организационные технологии внутри банка.

Вызовы времени предъявляют новые требования к информационным технологиям, которые поддерживают процессный подход. Если информационные технологии автоматизируют деятельность как процесс, то компания-разработчик при их внедрении вносит свою лепту в обеспечение надежности банковской системы. Решения по применению информационных технологий в современном банковском бизнесе становятся одним из главных элементов стратегии развития банка, поскольку уровень и качество поддерживающих деятельность банка информационных технологий определяет в конечном итоге качество предоставляемых услуг, уровень менеджмента и надежность функционирования финансового института. Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных за­дач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной се­тью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.

Таким образом, в настоящее время возникает необходимость в новых подходах и методах автоматизации процессов в банковской сфере и в чсатности- управления кредитной задолженностью.Во-первых,это необходимо для того, чтобы банки не потеряли свои деньги и продолжали эффективно функционировать в сложившихся экономических условиях; во-вторых, чтобы быть в состоянии конкурировать на рынке и не потерять своих клиентов, необоснованно ужесточая условия кредитования и методы работы с должниками. Другими словами,актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнений.


Глава 1. Обзор литературы в предметной области


Для написания реферата авторам использовались статьи и книги белорусских и российских ученых и специалистов-практиков в области банковских информационных технологий. Необходимо отметить, что большая часть статей, посвященных информационным технологиям в банковском бизнесе, адресована прежде всего специалистам по разработке программ и приложений для обеспечения функционирования бизнес-технологий, а также ИТ-менеджерам, так как в этих работах речь идет о технических аспектах использования информационных технологий. Поэтому автор столкнулся с трудностями поиска данных для описания экономических аспектов информационных технологий в банках, а также анализа функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе.

В работе российских специалистов-практиков в области банковских и информационных технологий А. Шевелева и А. Тютюнника «Информационные технологии в банках»[5] рассмотрены теоретические и практические вопросы организации и развития ИТ-менеджмента, операционного управления информационными технологиями, управления проектами в области информационных технологий, а также разработаны практические решения и инструментарий для ИТ-менеджмента и высшего руководства банков. Важно отметить, что данная работа имеет высокую практическую значимость для высшего руководства коммерческих банков, так как в ней освящается новая прикладная отрасль знания – экономика ИТ.

В статье Пашкуса В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменковой С.А. «Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы»[2] рассмотрены вопросы функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе, описаны требования, предъявляемые к современным банковским информационным системам, рассмотрены вопросы влияния информационных технологий на бизнес-технологию банков, а также проблемы реинжиниринга бизнес-процессов.

В статье Мсхалой В.А. «Программное обеспечение информационных технологий в банках»[15,c.29] проводится анализ требований непосредственно к АБС, а также требований к базовым программным средствам. Раскрывается проблема обеспечения безопасности данных. Говорится об основных свойствах АБС и результатах автоматизации банков, дается оценка банковских систем и как следствие их сравнительный анализ.

В статье Титоренко В.Д. «Проблемы создания автоматизированных банковских систем»[16,c.9] основное внимание уделяется принципам создания автоматизированных банковских систем, говорится о том, как при их создании учитываются особенности структуры, специфики и объемов банковской деятельности.

Книга Аллен П. «Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха» посвящена теоретическим и практическим аспектам реинжиниринга банка, приводятся примеры того, как информационные технологии могут повлиять на изменение технологии обслуживания клиентов и организационной структуры банка.

Особое внимание следует уделить статье Каллаура П.В. «Внедрение новейших банковских технологий: цели и задачи банков»,опубликованной в Банковском Вестнике за 2007 г.,где в досупной форме изложены основные проблемы и перспективы использования информационных технологий в банковской сфере Республики Беларусь.

В книге Е. Филимоновой, Н. Черненко и А. Шубина «Информационные технологии в экономике» рассматриваются основные понятия информационных технологий и информационных систем, предусмотрено изучение программных средств реализации информационных процессов, вычислительных сетей, предполагается подробное изучение прикладного программного обеспечения и автоматизированных рабочих мест.

Следует отметить, что большая часть информации, посвященной использованию ИТ в банковской деятельности, представлена Интернет-ресурсами. В них содержится наиболее полная информация, касающаяся как развития ИТ отрасли в целом, так и сектора банковских ИТ как составной ее части.


Глава 2. Методологические основы исследования


В методологии, как системе наиболее общих принципов и положений, составляющих основу любой научной дисциплины, существует большое количество методов, позволяющих осуществить в рамках исследования сбор необходимых данных, анализ полученной информации, оценку результатов

Для сбора информации были использованы следующие методы:



  • общенаучные:

содержательно-аналитические;

формально – статистические.



  • метод опроса;

  • документальный метод.

Из содержательно – аналитических методов использовались методы анализа и синтеза, а также каузальный метод. Они были необходимы при работе с литературными источниками и для выявления причинно-следственных связей.

Такой формально – статистический метод как статистическое описание применялся при анализе данных о ценности ИТ и их влиянии на капитализацию компаний. А методы математической статистики доминировали при количественном анализе полученных данных.

Опрос мы использовали в нашем исследовании для выяснения субъективного мнения сотрудников ИТ-управления одного из белорусских коммерческих банков. Он был выборочным, проводился однократно и по характеру взаимодействия исследователя и респондента проходил в очной форме (интервью).

Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого объекта.

Теоретической основой для написания работы послужили разработки направлений экономической науки в области анализа возможных путей внедрения банковских технологий в практическую деятельность, методов оценки затрат и преимуществ от автоматизации банковкой деятельности. Информационной базой работы послужили информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников, материалы периодической печати, источники Интернета.

Глава 3. Cистема управления кредитной задолженностью в ОАО «Приорбанк» на основе методологии реинжиниринга бизнес-процессов

Процесс взимания кредитной задолженности является главным этапом всего процесса кредитования. Исходя из анализа данного процесса, с целью устранения недостатков, улучшения качества работы банка и гарантированности получения прибыли можно предложить проект реинжиниринга данного бизнесс-процесса посредством автоматизации.

В рамках реализации проекта реинжиниринга предлагается постепенно автоматизировать все этапы процесса погашения клиентами кредитной задолженности с целью уменьшения количества операций совершаемых вручную и соответственно уменьшения трудозатрат участвующих в процессе сотрудников, сокращения времени на проведение данного процесса, а также с целью снижения риска образования просроченной задолженности по кредитам.

Для успешной реализации проекта реинжиниринга следует провести его в несколько этапов (рисунок 1), чтобы была возможность контролировать изменения, совершенствовать процесс постепенно. Предлагается выделить следующие этапы:



  • реинжиниринг процесса поиска должников;

  • реинжиниринг процесса докуменооборота;

  • реинжиниринг учета кредитных операций (процесс начисления основного долга, процентов по договору, формирование резерва).




Проект реинжиниринга

Реинжиниринг процесса поиска должников



Реинжиниринг процесса документооборота

Реинжиниринг учета кредитных операций

Взыскание основного долга



Взыскание процентов по кредиту

Начисление специальных резервов


Рисунок 1 – Схема проекта реинжиниринга бизнес-процесса взыскания кредитной задолженности

Таким образом, исходя из сущности процесса взыскания кредитной задолженности, для реализации этапов проекта реинжиниринга необходимо осуществить автоматизацию следующих функций:


  1. Обращение к графику платежей кредитной подсистемы.

  2. Отбор сумм к погашению на текущую дату.

  3. Обращение к счетам клиентов, проверка наличия денежных средств, наличия картотеки.

  4. При выполнении всех условий - проведение платежа.

  5. Отражение проведенных платежей на внебалансовом счете 99112.

  6. Формирование мемориальных ордеров (погашение основного долга, процентов, вынос на просрочку).

п) Вынос на просрочку неоплаченной кредитной задолженности.

  1. Выставление ПТ на сумму просроченной кредитной задолженности.

  2. Отзыв ПТ при погашении кредитной задолженности.

  3. Формирование резервов.

  4. Начисление процентов на балансовых и внебалансовых счетах.

  5. Проведение обратных проводок при уплате начисленных/ просроченных процентов либо расход с внебалансовых счетов.

  6. Аналогично платы и пени.

Предлагаемый процесс реинжиниринга сокращает количество операций, осуществляемых вручную, всего до нескольких:

- мониторинг погашения кредитной задолженности сотрудником СККиСКП /ДККиСКП;

- информирование клиента о наступлении срока погашения суммы основного долга/начисленных процентов сотрудником СККиСКП/ ДККиСКП.

В настоящее время в банке действует и широко применяется программа «Опердень», что представляет собой базу данных обо всех процессах, происходящих в банке. Существует техническая возможность установки на базе «Опердня» программного обеспечения (ПО), позволяющего автоматизировать процедуру взыскания кредитной задолженности клиентов.



  1. Распределение обязанностей между подразделениями, участвующими в процессе.

В настоящее время в ОАО «Приорбанк» утвержден Порядок взаимодействия по сопровождению кредитных проектов малых клиентов, а также крупных корпоративных клиентов центрального офиса. Предлагается внести изменения в существующие порядки, а также утвердить порядок взаимодействия для других категорий клиентов с учетом предлагаемой схемы погашения кредитной задолженности и нового ПО.

  1. Работа с клиентами.

Порядок погашения кредитной задолженности клиентами определяется кредитным договором. Утвержденная форма типового кредитного договора в ОАО «Приорбанк» предполагает возможность погашения кредитной задолженности, как на основании платежного поручения клиента, так и списанием с текущего счета клиента с оформлением мемориального ордера. Также в утвержденной форме предусмотрена возможность погашения кредита путем перевода денежных средств с текущего счета с покупкой, продажей, конверсией. Однако существуют действующие кредитные договора клиентов старого образца, в которых списание с текущего счета клиента суммы кредитной задолженности с оформлением мемориального ордера не предусмотрено.

В связи с этим предлагается организовать 4 схемы работы с клиентами:



  1. Клиентам с действующими кредитными договорами старой формы, имеющим текущие счета в ОАО «Приорбанк» будет предложено подписать доп. соглашение об изменении порядка погашения задолженности по основной сумме и начисленным процентам.

  2. Клиентам с действующими кредитными договорами новой формы, имеющим текущие счета в ОАО «Приорбанк» будет сообщено об изменении порядка погашения задолженности по основной сумме и начисленным процентам.

  3. Клиентам, имеющим текущие счета в ОАО «Приорбанк», желающим заключить кредитный договор будет предлагаться измененная типовая форма договора с проставленной отметкой в п. 1.3.6. «платежным требованием либо мемориальным ордером КРЕДИТОДАТЕЛЯ» (типовая форма кредитного договора приведена в Приложении Б).

  4. Клиенты, не имеющие текущих счетов в ОАО «Приорбанк» будут обслуживаться по существующей схеме без изменений.

Координальным преобразованием будет автоматизация существующего процесса поиска должников. Тем более для осуществления данного предложения не потребуется значительных перемен в существующей системе, а можно будет провести автоматизацию на основе имеющейся программы «Опердень», дописав только несколько новых функций к ней.

Программа «Опердень» - это своеобразная информационная база, которая представляет собой собрание всех процессов, проектов и продуктов, с которыми работает банк в данный момент. Таким образом, в данной системе хранится информация о всех кредитах, выданных банком.

В результате проведения автоматизации изначальный процесс должен будет работать следующим образом.

Централизованно ежедневно до начала операционного дня сотрудником будет запускаться задача "Взыскание задолженности по кредитам" в программе «Опердень». В программу следует дописать новую закладку «договоры / кредиты / график платежей». В поле «график платежа» будут отбираться суммы подлежащие погашению на текущую дату. При этом обращение программы к договору будет происходить ежедневно до тех пор, пока а) задолженность не будет погашена в полном объеме, б) задолженность не будет вынесена на просрочку (следующий день после дня погашения по графику). В конце дня сотрудник снова запускает программу, и она должна будет отобрать непогашенные суммы и поместить их в список ожидания, т.е. автоматически будет осуществляться контроль за просроченной задолженностью.





Обращение к кредитной базе Опердня

Уведомление клиента о наступлении срока оплаты
Начало дня


Обращение к кредитной базе Опердня

Вынесение задолженности на просрочку

Выставление ПТ на сумму задолженности

Клиент представил ПП на оплату просроченной задолженности?

Да

Нет

Отправка докладной записки

Контроль состояния просроченной задол

женности
Конец дня


Рисунок 2 – Схема процесса поиска должников в начале и конце рабочего дня, подлежащая изменению

Таким образом, мониторинг будет полностью автоматизирован, а сотруднику останется только связаться с должниками и предупредить их о погашении задолженности.

Каждый день в банке циркулирует очень большое количество различных документов. Они имеют различные характеристики по срочности, важности, информативности, но все они находятся под постоянным учетом и контролем. Расчетные, кассовые, кредитные и другие операции, совершаемые в ОАО «Приорбанк» отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформляемых в установленном порядке.

В процессе погашения кредитной задолженности клиент предоставляет в банк платежное поручение на погашение долга (рисунок 3). Только после проверки и подтверждения правильности и корректности данного документа сотрудник банка может проводить какие-либо расчетные операции.

Проектом реинжиниринга предусмотрено внедрение электронного документооборота. Что позволит сэкономить время, избежать ошибок, которые возникают при заполнении ПП и их дальнейшей проверке. На данном этапе проекта реинжиниринга планируется отказаться от принятия от клиентов ПП, т.е. программа будет автоматически (при наличии согласия клиента, что оговорено в договоре) списывать задолженность со счета кредитополучателя при наличии на нем необходимых средств.




Клиент представил ПП на погашение задолженности?

Да

Нет

ПП передается по СЭП?

Нет

Да

Проверка правильности заполнения ПП

ПП в иностранной валюте?
Да

Передача ПП



Проверка ПП

Отправка ПП (1)

Сканирование ПП




Отправка

ПП(2)


Формирование бумажных документов дня




Нет

Проведение операции

Конец(1)



Рисунок 3 – Процесс работы с ПП клиента, подлежащий совершенствованию

Для проведения автоматизации документооборота необходимо внести изменения в типовую форму кредитного договора: внести пункт, в котором оговорены условия автоматического покрытия кредитной задолженности, списанием средств со счета клиента. Клиенты банка, которые заключили договор кредита ранее, должны будут заключить дополнительный договор и подтвердить свое согласие на автоматическое списание средств с их счета на погашение кредитной задолженности.

Разрабатываемый проект реинжиниринга предполагает, что теперь этот процесс будет полностью автоматизирован и будет проводиться автоматически, а сотрудник банка будет только его контролировать. Взыскание основного долга будет происходить следующим образом: после того, как будут отобраны суммы, подлежащие погашению, программа автоматически проверяет, есть ли средства на счете клиента в валюте задолженности(Рисунок 4). Если такая сумма имеется, то должен будет формироваться список сумм к погашению, и программа будет проводить операции по всему списку погашения или по отдельным суммам (обращаясь к соответствующим счетам, проводить списание средств с одних и зачисление на другие).


Отбор сумм к погашению в соответствии с графиком








Есть средства на счете в валюте задолженности?



Да

Нет





Проверка наличия средств на счетах в иных валютах



Формирование списка сумм к погашению

Проведение операций по всему списку целиком либо по отдельным суммам

Рисунок 4 – Анализ состояния счетов в валюте задолженности

Если же средств в валюте задолженности не окажется на счете должника, то программа будет проверять наличие средств на других счетах (в другой валюте). При наличии таких средств будет направляться сообщение клиенту, для выяснения согласен ли он платить в другой валюте и по какому

курсу (процедура определения курса погашения изображена на рисунке 6). При согласии клиента на списание денежных средств по базовому курсу, сотрудник ДККиСКП должен будет ставить соответствующую отметку, согласно которой будет автоматизировано формироваться ПП.


Связь с клиентом







Нет

Да

Клиент согласен платить в иной валюте?



Отвержение сообщения с указанием причин


Клиент согласен с базовым курсом Приорбанка?



Да

Нет




Связь с казначейством



Проставление отметки с указанием базового курса





Проставление отметки с указанием индивидуального курса

Выбор соответству

ющего счета



Проведение операций


Рисунок 5 – Процедура определения курса погашения кредитной задолженности

Одновременно будет происходить блокирование денежных средств на счете клиента в сумме задолженности. Клиент должен будет подписать ПП электронной подписью. Затем ПП попадет в обработку по существующей схеме.При этом программа должна будет разблокировать денежные средства в сумме задолженности для проведения платежа именно по данному ПП. Признаком распознания ПП может служить счет по кредиту (счет по учету кредитной задолженности). ПП будет действительно в течение одного дня. При установлении для клиента индивидуального курса, сотрудник ДККиСКП должен будет сделать отметку «индивидуальный курс», а значение курса будет подтягиваться из торговой площадки. И затем также формируется ПП и направляется клиенту на подпись.

Если же средств в других валютах на счету не окажется, то задолженность должна будет автоматически помещатся в базу ожидания поступления средств на счета клиентов, либо окончания рабочего дня (рисунок 6).




Да

Есть средства на других счетах

Нет

Помещение задолженности в базу ожидания поступления средств

Да

До конца дня клиенту поступают средства?

Нет

Вынос задолженности на просрочку

Формирование ПТ

Выставление ПТ

Клиент представил ПП на погашение?

Нет

Да

Отзыв ПТ

Конец (1)

Конец (2)

Ожидание …




Визирование ПТ

Ожидание…


Рисунок 6 – Схема процесса выноса задолженности на просрочку

Те суммы, для которых текущая дата будет являться крайней датой погашения по графику, должны будут оставаться в «базе ожидания» до начала следующего рабочего дня. Остальные суммы аннулируются. Перед началом следующего рабочего дня эти суммы будут автоматизировано списываться со счетов по учету кредитной задолженности и зачисляться на счета по учету просроченной задолженности. Все суммы со статусом «вынесена на просрочку» будут ожидать поступления денежных средств на счета клиента до конца рабочего дня. Перед началом следующего рабочего дня на суммы со статусом «вынесена на просрочку» будут автоматизировано в электронном варианте формироваться ПТ (платежные требования –мемориальные документы, которые содержат требования банка к клиенту об оплате кредитной задолженности) и отправляться в ОУКиДО на визирование. Суммы, на которые выставлено ПТ из «базы ожидания» будут исчезать.

Таким образом, в результате реализации проекта реинжиниринга весь процесс погашения основного долга будет происходить автоматически, а сотрудник будет лишь контролировать его и вносить необходимые отметки.

Глава 4. Обсуждение результатов


Каждый инновационный процесс, в том числе и автоматизация процессов в банковской деятельности, наряду с потенциальными достоинствами несет в себе еще и определенные проблемы, не решив которые вряд ли возможно рассчитывать на успех. Прежде всего стоит подчеркнуть, что централизация АБС немыслима без проведения квалифицированного реинжиниринга банковских бизнес-процессов. Необходимо всесторонне и взвешенно изучить текущие проблемы и предложить единственно верное решение. Цена ошибки в данной ситуации достаточно велика, поскольку такое решение затрагивает единовременно все кредитное учреждение в целом, а не только какое-то локальное его подразделение, и может случиться так, что новая технология не возымеет нужного действия, а привычные наработанные годами связи уже будут нарушены. Грамотно выстроенные внутренние технологии представляют собой базис, от которого зависит будущее кредитного учреждения, и они нуждаются в самой тщательной проработке.

Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.

В ходе анализа в системе управления кредитной задолженностью были выявлены некоторые недостатки: процесс является довольно трудоемким; при работе с платежными поручениями необходимы дополнительные затраты времени на проверку правильности заполнения, что увеличивает общую длительность процесса и требует дополнительной рабочей силы; процесс взыскания кредитной задолженности требует большого количества сотрудников; велика зависимость от человеческого фактора, что может привести к ошибкам в работе со счетами и др. Для их устранения следует совершенствовать процесс мониторинга должников, процесс работы с документами, также проведение необходимых расчетов и операций со счетами.

В проектном разделе для решения выявленных проблем были разработаны мероприятия, направленные на улучшение системы управления кредитной задолженностью в банке:



  • реинжиниринг процесса поиска должников, в результате которого мониторинг будет полностью осуществляться автоматически, и сотруднику нужно будет только запускать и контролировать этот процесс;

  • реинжиниринг процесса документооборота, что позволит избавиться от ряда лишних операций (принятие платежного поручение, проверка правильности его заполнения, сканирование, отправка в операционный отдел и т.д.), сократить количество сотрудников, занятых в данном процессе;

  • реинжиниринг учета кредитных операций (реинжиниринг субпроцесса взыскание основного долга; реинжиниринг субпроцесса взыскание процентов по кредиту; реинжиниринг процесса формирования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе) и др. Это обеспечит снижение риска ошибок при осуществлении необходимых операций со счетами, ускорит обработку информации и улучшит качество работы кредитного отдела.

В итоге разработанного проекта реижиниринга будет полностью автоматизирован процесс мониторинга должников, также вся работы с документами и со счетами клиентов банка (вынос задолженности на просрочку, определение валюты погашения долга); сотрудникам банка нужно будет лишь контролировать выполнение данных процессов, а также за ними остается обязанность личного общения с клиентом, при определении курса погашения кредитной задолженности.

Суммарный годовой экономический эффект от предлагаемых мероприятий составляет 654 378 820,8 р. Однако Разработка и внедрение любого проекта практически всегда связаны со значительными затратами ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). Поэтому до начала разработки проекта реинжиниринга следует провести соответствующее технико-экономическое обоснование, которое связано с оценкой как технических, так и экономических параметров будущего проекта.

Проект разрабатывается с целью совершенствования контроля над процессом погашения клиентами кредитной задолженности.

Так как проект реинжиниринга бизнес-процесса взыскания кредитной задолженности предусматривает автоматизацию поиска должников, автоматизацию документооборота всех платежных документов, также автоматизацию проведения кредитных операций (определение валюты погашения, курса погашения, вынос задолженности на просрочку), то имеет место максимальное сокращение ручного труда и участия сотрудников банка в данном процессе. Следовательно, будут иметь место следующие неэкономические выгоды:



  • снижение нагрузки на сотрудников банка;

  • сокращение затрат времени на мониторинг, проведение платежей по погашению, как следствие, увеличение скорости обслуживания клиентов;

  • уменьшение количества сотрудников, занятых в трудовом процессе;

  • сокращение количества операций (работа с ПП клиента);

  • снижение операционных рисков;

  • снижение объема просроченной кредитной задолженности;

  • повышение качества обслуживания клиентов.

Следует отметить, что данный проект реинжиниринга ставит главной целью именно получение социальных выгод. Так как в ходе разработки проекта не было выявлено тенденций к сокращению объемов кредитной задолженности, а лишь улучшение контроля над данным процессом.

Заключение

Банковская система - одна из сфер наиболее активного потребления ин-

формационных технологий. Общепризнано, что развитие банковского бизне-

са без использования информационных технологий невозможно, поскольку реализация задач внедрения новых банковских слуг и продуктов, организа-

ция взаимодействия с клиентами, контрагентами, биржами напрямую связа-

на с информационными технологиями. Более того, использование информационных технологий является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.

Современная информационная модель банка —это:


  • комплексное решение, интегрирующее автоматизацию основных

бизнес-процессов и функций банка как кредитно-финансовой организации, субъекта хозяйствования и электронного офиса;

  • гибкая система использования собственного технического потенциала

и аутсорсинга;

  • тесное взаимодействие, программно-аппаратная и функциональная

унификация и согласованность с другими кредитно-финансовыми организациями.

Белорусские банки прошли основные этапы автоматизации, в частности, внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных

организаций, построены коммуникационные сети.Но не всегда процесс появления в банке этих элементов соответствовал согласованности их друг с другом, так как часть из них приобреталась, часть разрабатывалась собственными силами, а еще часть создавалась сторонними разработчиками. В результате в условиях ограниченности возможностей банков по выделению средств на цели развития информационных технологий и потенциальных возможностей привлекаемых ресурсов ряд процессов неэффективно или не

полностью автоматизированы, либо на их автоматизацию затрачены неоправданно большие средства и ресурсы.

Таким образом, можно констатировать отсутствие комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках республики. Внедрение проектов, подобных разрабатываемому, оказывает значительное влияние на совершенствование и интенсивное развитие банковской сферы. Разработка проводится в исполнение плана по переходу Банка на совершенно новую модель функционирования в период его интенсивного развития. Интенсивное развитие Банка выражается, прежде всего, в повышении производительности труда (снижении количества времени, затрачиваемого на выполнение какой-либо банковской операции), применении более эффективных средств и технологий для проведения банковских операций, оптимальном использовании имеющихся человеческих и материальных ресурсов, совершенствовании организации труда.Реализация данного проекта реинжиниринга позволит решить существующие проблемы в сфере погашения кредитной задолженности, позволит работать с клиентами совершенно на новом уровне, благодаря применению более гибких и эффективных компьютерных технологий.

В определенной мере в качестве примеров подхода к реализации комплексного решения вопросов автоматизации основных банковских бизнес-процессов можно рассматривать “Приорбанк”ОАО, а также АСБ “Беларусбанк” (в настоящее время внедряется современное комплексное решение по автоматизации, охватывающее банковские, аналитические и административно-хозяйственные функции). Сделаны конкретные шаги в направлении комплексной автоматизации в ОАО “Белпромстройбанк” и ОАО “Белинвестбанк”.

В настоящее время особенно актуально внедрение комплексных решений и решений интеграции элементов ИТ-инфраструктуры банков друг с другом, а также с новыми внедряемыми решениями, переноса их на новые программно-аппаратные платформы.Это позволит создать предложение, а соответственно,и спрос на услуги, технологии совершенно нового уровня. При этом при внедрении новейших банковских информационных технологий должно гибко сочетаться применение собственного технического потенциала банков и аутсорсинга ИТ-услуг. Именно поэтому необходимо активнее использовать опыт и возможности имеющихся в банковской системе предприятий: УП “Центр банковских технологий”, СП ЗАО “Банковская финансовая телесеть”, ЗАО “Платежная система “БелКарт”, ОАО “Банковский процессинговый центр” и других отечественных производителей.

Внедрение новейших информационных технологий позволит максимально приблизить услуги банков к клиенту. Задача современного банка — дать возможность клиенту воспользоваться широким спектром банковских услуг не только из своего офиса,дома, но и находясь в дороге.



Список литературы к реферату

1.Абалкин Л.И. Банковская система России - Кн.3. Настольная книга банкира:В 3-х кн.. Л.И.Абалкин,Г.А.Аболихина, М.Г.Алибеков и др. - М.: ДеКА, 1995. - 576 с.

2.Автоматизация банковской деятельности. / АО Московское финансовое объединение / Под ред. Кудикова. – М.: АОЗТ “Вече”. 1994. – 288 с.

3.Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. – М.: Церих, 1992.- 112 с.

4.Антонов А. Централизованная АБС - новый уровень банковской автоматизации // Банковские технологии. - №08. - 2004

5.Аллен, П. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха / Аллен П. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 264 с.

6.Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июн. 2010 г. [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/

Дата доступа: 28.03.2010.

7.Банки России [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа : htpp//: www.asros.ru/.– Дата доступа: 07.10.10

8.Барановская Т.П. и др. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2003.

9.Барановская Т.П., Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и технологии в экономике. – М., 2003

10.Быкова, А. Реинжиниринг корпораций : Манифест революции в бизнесе. Экономические стратегии. / А.Быкова. – М. : Москва-К, 2000.- 302 с.

11.Информационно-аналитические, презентационные материалы ОАО «Приорбанк».

12.Малец, В. Коллекторы в Беларуси / В. Малец // Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального Банка Республики Беларусь «Банкаускi Веснiк» - 11.02.2008 г. - №12 – С.13-15.

13.Национальный банк Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. № 425 «Методические рекомендации по анализу эффективности работы коммерческого банка».

14.Национальный банк РБ [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа : www.nbrb.by/.– Дата доступа: 01.12.2010.

15.Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах; под ред. Н. Д. Эриашвили. – М. : Телеком, 2005. – 567 с.

16.Сайт ОАО «Приорбанк» [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа : http://www.priorbank.by/.– Дата доступа: 15.09.2010.



Предметный указатель к реферату

А

АБС 6, 16

Автоматизация 6, 9-11, 14-18

Аутсорсинг 16



М

Модуль 13, 18



Б

Бизнес-процесс 21



Р

Реинжиниринг 5,8,13,15,24



В

Внедрение 8



Э

Эффективность 8, 9



И

ИТ 4,5,11

Интеграция 18


К

Кредитная задолженность 13, 18






М

Модуль 10, 11

Мониторинг 10, 14, 18





Интернет ресурсы в предметной области исследования

http://www.infobank.by/- Сайт содержит большое количество статей о финансовой деятельности в Республике Беларусь.



http://www.nbrb.by/press/- Сайт Национального банка Республики Беларусь. Структура сайта следующая: банк сегодня, монетарная политика, законодательство, статистика, банковская система, платежная система, публикации, банкноты и монеты. Кроме информации обо всей банковской.

http://www.neg.by/ Это электронный вариант «Национальной экономической газеты». На сайте представлен текущий номер газеты, а в разделе «Архив» можно ознакомиться со всеми предыдущими номерами. Также на сайте есть «Форум», где можно обсудить наиболее интересные статьи.

http://www.nlb.by/ - Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси,на

данном сайте можно посредством электронной версии Генерального алфавитного каталога НББ найти необходимые источники литературы.

http://softclub.by/- Сайт ЗАО «СОФТКЛУБ – Центр разработки», содержит информацию по программным продуктам и решениям для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

http://bel.biz/ -Cтатьи по бизнес тематике, каталог предприятий РБ, последние новости законодательства, информация о тренингах и семинарах. «Мнение эксперта» и Актуальные обсуждения» позволяют ознакомиться с полезной и актуальной информацией.

http://www.soyuz.by/- Информационно-аналитический портал Союзного государства. Представлен разделами: Документы Союза, Высший Госсовет, Парламентское собрание Союза, Союзное правительство, Постоянный Комитет Союзного государства, Персоналии и Союзные СМИ. Рубрики Политика, Экономика, Безопасность, Союзный бизнес, Сотрудничество регионов, Мониторинг СМИ, Геополитика, Гуманитарное измерение Союза, Реализация союзных программ и проектов, Постсоветское пространство, Экспертный канал, Таможня и транзит, Союзное государство//Конституционный Акт, Анонс мероприятий, Спорт – позволяют получить актуальную информацию о Союзном государстве, в том числе и экономическую.

http://www.neg.by/ -Это электронный вариант «Национальной экономической газеты». На сайте представлен текущий номер газеты, а в разделе «Архив» можно ознакомиться со всеми предыдущими номерами. Также на сайте есть «Форум», где можно обсудить наиболее интересные статьи.

http://www.stroudgate.net/- Сайт международной издательской компании «Stroudgate Australasia», который представляет большое количество актуальной информации в следующих областях: бизнес, договора и традиции.

http://www.belstat.gov.by/- Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Структура портала следующая: Новости, О Белстате, Методология, Единый банк данных, Беларусь в цифрах, Стандарты, Публикации, Полезные ссылки. Сайт предоставляет анонс новых публикаций, каталог публикаций, а также статистические данные об основных макроэкономических показателях Беларуси.

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)


http://www.nastia-bogdanovich.narod.ru/

Граф (круг) научных интересов


Магистранта Богданович А.В. экономического факультет

Специальность – математические и инструментальные методы в экономике



Смежные специальности

  • 08.00.12 –Бухгалтерский учет, статистика

  1. Научные исследования осуществляются по следующим основным направлениям:

  2. Теория хозяйственного, бухгалтерского, оперативного и статистического учета, контроля, аудита ревизии и анализа хозяйственной деятельности;

  3. Методология и методики учета, контроля, ревизии, аудита, анализа хозяйственной деятельности и статистики в оперативной (краткосрочной), текущей (среднесрочной) и перспективной (долгосрочной) системах макро- и микроэкономического управления;

  4. Организация и методы бухгалтерского и оперативного учета, а также статистики.

  5. Организация и методы калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг на коммерческих предприятиях всех отраслей народного хозяйства.




Основная специальность

08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики

  1. Теория и методология математического моделирования экономических процессов и систем.

  2. Методология эконометрического моделирования, анализа и прогнозирования развития макро- и микроэкономических объектов, явлений и процессов.

  3. Использование математических методов в прогнозировании, конкретно-экономическом анализе, планировании и управлении.

  4. Математическое моделирование и использование информационных технологий в социально-экономических исследованиях, программировании, прогнозировании и управлении. Электронный бизнес.

  5. Методы принятия оптимальных решений.

  6. Оценка экономической эффективности использования новых моделей и информационных технологий.




сопутствующие

  • 01.01.01 – Математический анализ

  1. Теория функций действительного и комплексного переменного, обобщенные функции.

  2. Специальные функции и интегральные преобразования.

  3. Выпуклый, негладкий и многозначный анализ.

  4. Теория приближений и методы численного анализа.

  5. Вариационное исчисление и общая теория экстремальных задач.




  • 01.01.02 – Дифференциальные уравнения

  1. Развитие теории обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, интегральных, интегро-дифференциальных, функционально-дифференциальных, дифференциально-операторных уравнений и дифференциальных уравнений со случайными параметрами.

  2. Обоснование численных методов решения дифференциальных, интегральных, интегро-дифференциальных, функционально-дифференциальных и дифференциально-операторных уравнений.

  3. Разработка методов дифференциальных уравнений для решения задач механики, математической физики и других прикладных наук.



Тестовые вопросы по основам информационных технологий


. 1. Тег является одним из важных элементов HTML и предназначен для создания:

  • Списка определений;

  • Таблиц;

  • Фона;

  • Ссылок;

  • Фреймов.

2. Программный модуль «Кредитные риски и резервы» из состава комплекса управления рисками интегрированной банковской системы «SC-BANK NT» позволяет решить следующие задачи:

  • Ведение категорий финансовой неустойчивости по контрагентам;

  • Ведение признаков наличия негативной информации о контрагенте;

  • Обеспечение единого подхода к классификации активов и условных обязательств, подверженных кредитному риску;

  • Анализ степени риска неисполнения контрагентом своих обязательств по заданным параметрам;

  • Все ответы верны.

Презентация магистерской диссертации


http://nastia-bogdanovich.narod.ru/prez.ppt

Cписок литературы к выпускной работе


1.Абалкин Л.И. Банковская система России - Кн.3. Настольная книга банкира:В 3-х кн.. Л.И.Абалкин,Г.А.Аболихина, М.Г.Алибеков и др. - М.: ДеКА, 1995. - 576 с.

2.Автоматизация банковской деятельности. / АО Московское финансовое объединение / Под ред. Кудикова. – М.: АОЗТ “Вече”. 1994. – 288 с.

3.Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. – М.: Церих, 1992.- 112 с.

4.Антонов А. Централизованная АБС - новый уровень банковской автоматизации // Банковские технологии. - №08. - 2004

5.Барановская Т.П. и др. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6.Барановская Т.П., Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и технологии в экономике. – М., 2003

7.Буркин М., Трошин Д. Информационное обеспечение технологического развития банка // Банковские технологии. - №08. – 2004

8.Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

9.Гроздова О. Автоматизация расчетов с персоналом вновь актуальна // Банковские технологии. - №03. – 2004

10.Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем. – М.: Дашков и Ко, 2002

11.Карабутов Н.Н. Информационные технологии в экономике. – М.: Экономика, 2003.

12.Когановский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: ДМК Пресс, Компания АйТи, 2003.

13.Колесник А.П. Компьютерные системы в управлении финансами. - М.: Финансы и статистика. 1994. -312с.

13.Лапиров А. Автоматизация банковского зазеркалья // Банковские технологии. - №07. - 2004

14.Тютюнник, А.В. Информационные технологии в банке: ИТ-менеджмент. Операц. упр. Упр. проектами. Практ. решения / Тютюнник А.В., Шевелев А.С.. - М.: БДЦ-пресс, 2003. - 367 с.

15.Финлей, С. Управление потребительским кредитованием: как банкам привлечь клиентов и при этом не потерять на плохих кредитах: перевод с английского / Стивен Финлей; [научный редактор Н. А. Головко]. – Минск: Гревцов Букс, 2010. - 327 с.


Приложения