Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта экономического факультета - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 368.13kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 1 169.61kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка... 1 247.67kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 6 316.68kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 151.62kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 3 445.95kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 185.35kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение... 2 254.7kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 327.94kb.
Выпускная работа по предмету «Основы информационных технологий» Магистрант... 1 295.47kb.
Реферат на тему: перспективы использования информационных технологий... 1 266.44kb.
Отчет о самообследовании 1 239.75kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта экономического - страница №1/1

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кравцов


Павел Владимирович

Информационные технологии и Природа Фирмы

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»
Магистранта

экономического факультета

кафедры экономической информатики и математической экономики
Специальность 08.00.13 математические и инструментальные методы экономики

Научные руководители:


доктор экономических наук, профессор Комков В.Н.,

преподаватель Шешко С.М.

Минск 2011

Содержание

Введение 3

Информационные технологии и Природа Фирмы 5

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение А 20

Предметный указатель к реферату 20

Приложение Б 201

Интернет ресурсы в предметной области исследования 201

Приложение В 22

Действующий личный сайт в WWW и Print SCreen главной страницы 22

Приложение Г 23

Граф научных интересов 23

Приложение Д 24

Приложение Е 25

Презентация магистерской диссертации 25





Введение:


Актуальность темы исследования. В каждый исторический период экономические отношения между людьми отличались. В данный момент мы живем в эпоху, когда информационные технологии и глобализация меняют привычный мир, сократив расстояния и сделав информацию доступной в любой точке земного шара. Но представления людей о мире могут отставать от его реальных изменений. В данной работе будет продемонстрированы новые варианты экономических взаимоотношений, которые не могут быть до конца поняты в рамках мэйнстрима экономической науки. Катализатором этих взаимоотношений стало бурное развитие информационных технологий. Сама информация приобрела совершенно новое значение для общества. В данной работе я покажу, как сообщества программистов продемонстрировали новый тип экономической организации, который подтвердил свое право на существование в онлайне, и, возможно, станет частью физического мира.

Теоретической и методологической основой послужила теория транзакционных издержек, берущая свое начало с работы Рональда Коуза «Природа фирмы». С помощью категориального аппарата данной теории я объясню суть отношений производства, обмена и собственности в рамках сообществ, организованных по принципу взаимодействия равных, т.е. добровольном взаимодействии людей при производстве, обмене и потреблении блага без иерархической структуры и каких либо других внешних признаков организации.

Работа Гарольда Демзеца «На пути к теории прав собственности» помогает понять, почему определенный режим собственности устанавливается в рамках экономических отношений.

Работа Йохая Бенклера «Пенгвин Коуза или Linux и Природа фирмы» применяет методологию институциональной экономики к изучению интернет сообществ. Именно это работа и послужила основой для данного анализа.

Книга Дон Тапскота и Энтони Вильямса «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все» предоставляет отличные примеры того как взаимодействие индивидов способно создавать ценности. В данной книге помимо теоритического описания взаимодействий людей по принципу взаимодействия равных, также представлены высказывания практиков подобных сотрудничеств.

Эссе Джона Перри Барлоу «Киберномика: к теории информационной экономики» разъясняет повсеместные изменения принципов экономического взаимодействия под воздействием развития информационных технологий.

В данной работе также использовался отрывок из публичной лекции Ричарда Столлмана в рамках конференции «Почему будущее за свободным ПО». Столлман является одним из идеологов и пионеров свободного программного обеспечения. Именно сообщества по созданию открытого ПО и послужили первым примером применения взаимодействия равных в хозяйственной деятельности.



Информационные технологии и Природа Фирмы


На протяжении всей истории своего сознательного существования на земле люди торговали вещами — инструментами, оружием, тем, что едят, тем, что носят, тем, что повышает престиж. Почти во всех случаях экономического обмена предметом торговли было что-то, что можно потрогать и увидеть. Торговля происходила в материальном мире, а материальный мир имеет ряд непреложных характеристик, продиктованных физикой. Таким образом, экономика вещей была основана на некоторых простых предпосылках:

  1. Вещами можно явно владеть. 
    Одна из отличительных характеристик экономики вещей состоит в том, что вещами легко владеть и легко их определять. Они являются предметом собственности. И обычно ими владеют однозначно. Когда вещи продаются, при этом передаются права владения, в юридическом смысле — собственности на них.

  2. Вещи трудно делать. 
    Можно также сказать, что большинство материальных ценностей нелегко изготовлять. В век индустриализации люди стали полагаться на большие организации, высокоструктурированные совокупности капитала, рабочей силы, логистических и информационных цепей, производственных технологий и т.д. Экономика физического мира, и в особенности физического мира промышленного периода, требовала совместных усилий тысяч людей.

  3. Вещи легко считать.

Двойная запись бухгалтерии легко отражала суть обмена в экономике вещей.

В подобной экономике существуют только два возможных типа отношений: рыночные и управленческие. Рыночные отношения это отношения, представляющие собой транзакции на рынке, основным сигналом для их проведения является механизм цен. Управленческие отношения возникают внутри фирмы, транзакции, проводимые внутри неё, основаны не на механизме цен, а на управленческом решении.

Но, что произойдет, если вещи заменит информация? Человек не сможет сразу потерять её, как только продал свое знание другому, а значит, привычная схема обмена больше не работает. Актуальным ли будет наше представление об организации, если отношения обмена, а как следствие и отношения прав собственности изменятся?

Остроты этим вопросам добавило появление новых организационных структур основанных на взаимодействии равных. Первым историческим примером подобных структур стали сообщества по созданию открытого программного обеспечения. Подобные сообщества становятся все более и более распространенными в современном мире. Схемы, лежащие в их основе, начинают проявлять себя уже не только в информационном мире, но и мире физических вещей. Изучение и попытка объяснения этого феномена является главной целью этой работы.

Неоклассическая теория однопродуктовой фирмы, использующей только выпуск и цену в качестве стратегической переменной в статической, но во высококонкурентной среде, существует более 170 лет( с того момента как ее в 1838 году, более или менее полно обосновал Курно). И на протяжении всех этих лет она неоднократно подвергалась критике, как по поводу своей центральной предпосылки о том, что бизнесмены стремяться максимизировать денежную прибыль при данных ограничениях по технологии и спросу, так и за то, что она не объясняет причину возникновения фирмы.

Неоклассическая теория предполагала, что экономические отношения регулируются через механизм цен, общество скорее при этом мыслится не как организация, а как организм, то есть саморегулирующаяся система. Экономика работает "сама по себе". Это не означает, что отдельные люди не составляют планы. Они осуществляют предвидение и выбор из альтернативных возможностей. Так должно быть, чтобы система была упорядоченной. Но эта теория предполагает, что направление ресурсов зависит непосредственно от механизма цен. Подобная теория не объясняет, почему люди объединяются в фирмы для ведения хозяйственной деятельности, а не проводят все свои транзакции на рынке, используя механизм цен для принятия решений. Эта ситуация описана Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы». Коуз, что за пределами фирмы движение цен направляет производство, которое координируется посредством последовательных трансакций обмена на рынке. Внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство.

На рынке существуют определенные издержки ведения хозяйственной деятельности:


  • издержки сбора и обработки информации,

  • издержки проведения переговоров и принятия решений,

  • издержки контроля

  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка

Все они попадают под категорию транзакционных издержек, т.е.  затрат, возникающих в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Используя эти категории, мы можем получить, так называемый Закон Коуза:

Фирма будет расширяться до того момента пока, цена организации транзакции внутри фирмы не сравняется с ценой проведения её на рынке.

Этот закон объяснял природу происхождения крупных компаний занятых в разных сферах деятельности и имеющих сложную организационную структуру. Эти компании стали доминирующим видом структур современного Коузу индустриального общества. Он также имел довольно интересное приложение в объяснении причин возникновения государства.

Коуз предполагал, что развитие информационных технологий приведёт к дополнительному расширению фирм, снизив издержки организации. Но в реальности дела обстоят иначе, в 21 веке фирмы становятся не больше, а меньше. Под этим я имею в виду то, что количество транзакций внутри фирм сокращается и переносится на открытый рынок. Издержки организации, безусловно, сократились, но издержки проведения транзакций на рыке сократились еще больше.  Дон Тапскотт и Энтони Д. Вильямс в своей книге Викиномика предложили новую формулировку этого закона:



Фирмы должны сокращаться до того момента пока издержки проведения транзакций на рынке не превысят издержки проведения их внутри фирмы.

Строго говоря, данная формулировка не противоречит изначальному закону, но она более точно характеризует процессы, происходящие в экономике начала 21 века.

В наше временя также характерен новый способ организации, основанный на принципе взаимодействия равных. Взаимодействие равных это способ производства товаров и услуг, который опирается на саморегулирующиеся сообщества индивидуумов вместе добивающихся единого результата. Понятие взаимодействие равных тесно связано с идеологией и практикой свободного программного обеспечения. Открытоое программное обеспечение, это ПО в котором открыт исходный код, т.е. код доступный для прочтения человеком. Открытое ПО подразумевает, что каждый человек волен дорабатывать ПО самостоятельно и может использовать доработки других людей.

Ричард Столлман, инициатор проекта GNU и идеолог открытого программного обеспечения выделил четыре условия, соблюдение которых позволяют называть ПО открытым:

  1. свобода запускать программу так, как вам этого хочется

  2. это свобода изучать исходный код программы и изменять его так, чтобы программа работала в соответствии с вашими пожеланиями

  3. свобода помогать остальным, свобода распространять точные копии программы среди других пользователей

  4. свобода вносить вклад в сообщество. Это свобода распространять модифицированные копии программ, если вам этого хочется.


Эти условия способствует образованию сообществ людей, которые являются специалистами в создании подобного типа ПО. Данные сообщества действуют по принципу взаимодействия равных, где каждый вносит свой вклад в соответствии со своими способностями и уровнем заинтересованности в решении той или иной технической задачи. Подобное взаимодействие не может быть объяснено ценовым механизмом рынка, ни стандартной иерархической моделью фирмы, где сигналом для работников являются команды вышестоящих сотрудников. Программисты в основной своей массе участвуют в подобных проектах не потому, что их начальник попросил их об этом, хотя это верно для некоторых участников. Они так же участвуют в создании свободного ПО потому, что получают или ожидают получить прямые материальные выгоды, хотя многие рассчитывают на долгосрочные выгоды от участия. Объяснение феномена взаимодействия равных представляет собой интересную задачу для экономической теории.

Наиболее ярким примером открытого программного обеспечения, является операционная система Linux. В отличие от большинства других операционных систем, Linux не имеет единой «официальной» комплектации. Вместо этого Linux поставляется в большом количестве так называемых дистрибутивов, в которых ядро Linux соединяется с утилитами GNU и другими прикладными программами, делающими её полноценной многофункциональной операционной средой. Разработка была начата финским студентом Линусом Торвальдсом в 1991 году. Он также является владельцем торговой марки Linux. 2011 семейство операционных систем на базе ядра Linux — третье по популярности в мире на рынке настольных компьютеров — 5,1 %[7]. На рынке веб-серверов доля Linux порядка 32 %. По даннымTop500, Linux используется в качестве операционной системы на 91 % самых мощных суперкомпьютеров планеты[9]. Большинство мобильных устройств, таких как смартфоны и планшетные компьютеры на базе ОС Android и MeeGo, а так же телевизоры, и многие служебные устройства, такие как внешние сетевые жесткие диски, маршрутизаторы и модемы, также используют операционные системы на базе ядра Linux.

Можно выделить несколько основных областей, где нередко можно встретить Linux:



  • Серверы, требующие высокого аптайма.

  • Компьютеры нестандартной архитектуры — из-за возможности быстрой адаптации ядра операционной системы и большого количества ПО под нестандартную архитектуру.

  • Системы военного назначения

  • Компьютеры, встроенные в различные устройства (банкоматы, терминалы оплаты, мобильные телефоны, маршрутизаторы, стиральные машины и даже беспилотные военные аппараты) — из-за широких возможностей по конфигурированию Linux под задачу, выполняемую устройством, а также отсутствия платы за каждое устройство.

  • Массовые специализированные рабочие места (например, тонкие клиенты, нетбуки) — также из-за отсутствия платы за каждое рабочее место и по причине их ограниченной вычислительной мощности, которой может не хватать для проприетарных ОС.

  • Старые компьютеры с ограниченными ресурсами быстродействия и оперативной памяти, для них используются быстрые рабочие окружения или оконные менеджеры, не требовательные к ресурсам.

Интересно также взаимодействие Linux сообщества с корпорацией IBM. В 1999 году она начала оснащать Linux свои компьютеры. Это взаимодействие основано на взаимной выгоде сторон: IBM получает операционную систему с более низкими расходами на содержание( по оценкам Джоуля Коули, стратега из IBM, они получают операционную систему неся только 20% издержек от создания сопоставимой частной ОС), а Linux сообщество – доступ к более изощрённым технологиям корпоративного гиганта. В данном сотрудничестве интересно то, что культура взаимодействия Linux сообщества, поглотила корпоративную культуру IBM, а не наоборот. Программисты IBM были вынуждены использовать неформальные нормы сообществ равных в своей работе, они не имели привилегированного положения, даже при том, что обладали доступом к более изощренным технологическим решениям. Они были вынуждены раствориться в сообществе, продемонстрировать свои навыки и заинтересованность в проекте и только после этого они смогли завоевать авторитет в сообществе, который позволял координировать действия других его членов.

Еще более успешным примером свободного программного обеспечения может быть интернет браузер Mozilla Firefox. На данный момент это второй третий в мире по популярности интернет браузер, занимающий 25,23% мирового рынка. Он проигрывает MS Internet Explorer, а теперь и Google Chrome, но оба этих продукта созданы крупными корпорациями, и их успех тесно связан с другими программами, создаваемыми этими корпорациями. В то время как успех Firefox основан на открытой модели, которая позволяет пользоваться внешними инновациями, Вместо того, чтобы предоставить все возможности в стандартной поставке, Firefox предоставляет механизм расширений, позволяющий пользователям модифицировать браузер в соответствии с их требованиями.

Firefox является одним из наиболее гибких браузеров с широкими возможностями настройки: пользователь может устанавливать дополнительные темы, изменяющие внешний вид программы, и расширения, добавляющие новую функциональность.



Оба эти примера демонстрируют нам незаурядные успехи открытого программного обеспечени, но примеры не в состоянии объяснить нам причины как успеха, так и возникновения сообществ основанных на принципе взаимодействия равных, частным случаем, которых и являются разработчики открытого программного обеспечения.

Открытое программное обеспечение можно ошибочно представить как общественное благо. Поскольку оно обладает некоторыми его свойствами:

  1.  неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага

  2. неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим

Общественные блага подвержены так называемой трагедии общин – ситуации, когда общественная польза не соответствует личным интересом. Это противоречие может принимать разнообразные формы, но наиболее характерной является проблема безбилетника, т.е. ситуация когда человек бесплатно пользуется общественным благом не неся издержки по его содержанию и созданию. Но эти проблемы не помешали созданию открытого программного обеспечения. Открытое П.О. не обладает свойством неделимости, то есть его можно разложить на отдельные частицы. Это значит, что конечное благо есть продукт действий большого количества людей, каждый из которых внес свой личный вклад. Для того, чтобы реализовать сложный проект как, например, создание операционной системы, участники должны непрерывно коммуницировать между собой, что, в свою очередь, ведет к созданию сообществ. Единственная значимая информация в рамках сообщества это их вклад в проект. Поскольку каждый участник проекта вносит добровольную лепту, то единственный способ получить авторитет в рамках подобного сообщества продемонстрировать технические умения и заинтересованность в проекте. Это меритократия в действия. Из этого можно сделать вывод, что участники, стремясь к признанию внутри сообщества, стремятся внести больший вклад. Даже если объяснение и описывает мотивации участника сообщества, то оно не объясняет, как он стал его членом. На этот вопрос есть очень простой ответ: ему интересно.

Для более глубоко понимания мотиваций участников проектов, основанных на принципе взаимодействия равных, мы создадим абстрактную модель мотиваций индивида применимую к подобным видам социальных действий. Мы разделим выгоды индивида на три категории: материальные , гедонистические и социально-психологические . Материальные выгоды приносят все меньшее удовлетворение при их увеличении, это можно легко объяснить убывающей предельной полезностью материальных благ. Назовём темп убывания полезности уровнем насыщения(s), который всегда отрицателен. Гедонистические выгоды, очевидно, представляют собой удовлетворение от определенных действий. Социально—психологические являются, комбинацией общественного поощрения за проведение определенных действий и внутреннего психологического удовлетворения от проведения общественно полезных действий.

Тогда мы можем предположить, что рациональный индивид максимизирует общие выгоды, которые представляют собой сумму всех трех видов выгод:



Возможна ситуация когда, значение M будет достаточно мало или даже отрицательно, но значения SP и H будут достаточно высоки, чтобы данное действии было предпочтительней альтернативных. Это простейшее условие добровольного участия в проекте, основанном на взаимодействии равных.

В нашем анализе взаимодействия равных, при создании открытого П.О., мы можем опустить гедонистические выгоды, поскольку мне трудно представить человека, который бы испытывал физическое удовлетворение от написания компьютерных программ. Тогда наша модель выгод предстанет в виде:



Очевидно, что социально–психологические выгоды могут зависеть от наличия или отсутствия у человека материальных мотиваций. Тогда мы обозначить отношение общества к определенным человеческим действиям, как p, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Для большинства видов человеческой деятельности p тесно коррелирует с материальными выгодами, но это выполняется не всегда.

Для действий по созданию общественных благ, близких по принципу с созданием открытого ПО, также характерен еще один фактор, условно назовём его завистью(j). Он возможен тогда, когда часть сообщества получает материальные выгоды, в то время как другая нет. Очевидно, что этот фактор может быть только отрицательным.

Теперь предположим, что для извлечения материальной выгоды от своих действий существуют транзакционные издержки: материальные и социально-психологические издержки извлечения выгоды. Эти издержки существенно разнятся, если для получения материальных благ важно установление прав собственности, действующих контрактов и эффективный ценовой механизм, в то время как для социально-психологических благ важно значение действия в глазах общества и самое главное в глазах самого индивида. Харольд Демзец в своей работе, довольно просто объяснил природу происхождения прав собственности. Частная собственность возникает только в том случае, когда издержки связанные с объявлением и поддержанием прав частной собственности ниже, чем ценность использования и владения предметом собственности, в противном случае режим общественной собственности более эффективен. Его выводы основаны на дихотомии: частная собственность, общественное благо, а логика напоминает работу Коуза о природе фирмы.

Существует возможность для ситуации, когда предельная ценность от действия индивидуумабудет меньше транзакционных издержек монетизации этого действия , но больше издержек получения социально-психологических выгод . Формально подобное действие можно описать в виде системы двух уравнений:





Многие скептически отнесутся к самой идее того, что социо-психологических выгоды могут быть основой и эффективным методом поощрения людей за действия несущие за собой положительные внешние эффекты. Но наше общество традиционно поощряла виды деятельности, несущие положительные внешние эффекты не только материально. На протяжении истории человечества врачи, ученные, военные пользовались не только материальными выгодами. Более того материальные выгоды не могли быть единственной причиной почему люди выбирали эти не всегда наилучшим образом оплачиваемые работы. Очевидно, удовлетворение от результатов своего труда в купе с общественным поощрением заставляли людей выбирать подобные виды деятельности. Так почему, те же мотивации не могут быть эффективным регулятором внутри тесного сообщества, где коммуникация межу людьми хорошо развита, а как следствие давление и поощрение других членов сообщества имеет больший эффект на поведение человека.

Более того зачастую неформальные нормы ведут к более общественно полезному поведению, чем денежные вознаграждения или штрафы. Подтверждение этого утверждения можно найти в работе Гнизи и Рустичини(2000).

Интересно то, что участники проекта могут не получать денежного вознаграждения, в то время как создатели проекта будут получать материальные выгоды от его реализации. Примером, подтверждающим данное утверждение, является сайт Slashdot.org, речь о котором пойдет чуть позже. Пока мы примем это утверждение как верное, без доказательств. Следствием, будет то, что компании смогут создавать сообщества равных, пользоваться услугами уже имеющихся или же становится их участниками.

Можно выделить три условия для функционирования взаимодействия равных:

  1. Объектом производства является информация или культура, что делает издержки участия низкими

  2. Проект может быть разделен на малые части, с которыми способен справиться один человек или малая группа людей, что позволяет им работать независимо друг от друга

  3. Издержки интеграции малых частей этого проекта в конечный продукт, издержки лидерства и контроля над качеством должны быть достаточно низкими (см. Закон Коуза),

Как мы видим, эти условия могут соблюдаться в достаточно большом количестве видов деятельности.

Можно выделить ряд преимуществ участия во взаимодействии равных для компаний:

  1. Использование внешних кадров

  2. Обратная связь с потребителями

  3. Увеличение спроса на товары комплименты

  4. Сокращение издержек

Мы опять начнем этот этап анализа с уровня элементарных частиц: потребителей. В рамках неоклассической теории было принято считать, что потребитель является пассивным получателем продукта. Он максимизирует свою полезность от потребления в соответствии со своим бюджетным ограничением. Потребитель не хочет участвовать в производстве и доработке продукта, он не идентифицирует себя с продуктом. Все эти утверждения, лишь отчасти правдивые в 20 веке, утратили свою актуальность в веке 21. В 20 веке кастомизация и потребительские инновации были игнорируемой частью развития производства. «Первый» пикап был выпущен Ford в 1925 году, к тому моменту многие американские фермеры уже давно самостоятельно отрезали часть крыши модели Т для расширения багажного отделения. В 50-е годы в Лондоне образовалась целая субкультура любителей мотоциклов, которые создавали свои собственные модели, каферейсеры, на базе стандартных продуктов британского автопрома, поскольку они не подходили для быстрой езды в городской черте или же не соответствовали эстетическому вкусу гонщиков. На основании этих двух примеров мы можем выделить, по крайней мере, два мотива для потребительской инновации: утилитарный, социокультурный. Причиной первого является то, что компании не успевают за потребностями своих клиентов. Причиной второго является то, что людям свойственно придавать символическую ценность вещам, формируя клубы потребителей определенных благ.

Но в двадцатом веке люди потребляли информацию пассивно, при помощи телевизора и газет. С развитием интернета образовалось новое медиа, созданное во многом по принципу взаимодействия равных. Первым примером нового медиа можно, считать slashdot.org/, образованный еще 1997 году. Slashdot — англоязычный новостной сайт, специализирующийся на технических и интересных технической аудитории темах. Большая часть материалов присылается самими читателями и публикуется после проверки редакцией.  Популярность этого ресурса позволило говорить о так называемом cлэшдот-эффекте: мощный всплеск посещаемости веб-сайта, обычно небольшого, после того, как ссылка на этот ресурс появлялась на ленте новостей популярного сетевого издания или блога. Slashdot.org/ обладает довольно сложной системой организации, но принципы взаимодействия равных лежат в её основе. Любой пользователь сайта может опубликовать на нем ссылку, если она понравится достаточному количеству людей, то ссылка попадет на главную страницу, а потом наступает слэшдот-эффект. Редакция сайта состоит из людей, которые ранее были обычными пользователями, но в процессе участия в проекте добились определенного авторитета, который позволяет им влиять на контент. Но у слэшдота есть владельцы Geeknet, Inc, которые получают доходы от рекламы. Geeknet, Inc создали условия для добровольного участия людей, которые и превратили Slashdot в крупный медиа ресурс с огромными рекламными доходами.

Если слэшдот является феноменом начала 2000-х, то Twitter.com это современное медиа без редакторов, основанное на взаимодействии совершенно различных людей, будь-то действующие главы государств или учащиеся средней школы. На данный момент число пользователей превысило 200 миллионов человек. Каждый пользователь вносит свою лепту в создание контента сайта и может свободно пользоваться информацией, созданной другими. Таким образов мы имеем медиа ресурс, полностью созданный его пользователями, и этот ресурс стал, пожалуй, одним из самых влиятельных медиа в мире.

Но средства массовой информации это не единственный пример того как потребители основанных на взаимодействии равных ресурсов создают их контент. Онлайн игры являются столь же ярким примером. В большинстве онлайн игр разработчики не продумывают высоко детализированный сюжет, напротив они только создают площадку, где игроки сами определяют дальнейшее развитие игры при помощи своих индивидуальных и коллективных действий.  Linden Lab создатели популярной онлайн игры Second Life ответственны только за 1% контента, все остальное было создано самими игроками. Их число превысило 15 миллионов человек. У игры есть своя сложная онлайн экономика в которой действует своя валюта, Linden Dollar, который может быть обменен на реальные деньги. Разработки потребителей приносят им игровые деньги. Таким образом участие разработчиков сводится к тому чтобы создать среду в котрой потребители могут взаимодействовать между собой и создавать дополнительные ценности. Из этого можно сделать вывод, что люди способны и хотят влиять на свой досуг. Потребители стали производителями.

Несмотря на то, что принцип взаимодействия пользователей Twitter.com или Slashdot.org, тот же, что и программистов Linux, эти ситуации имеют существенное различие: программисты Linux сообщества в первую очередь производители продукта, а уже потом его потребители, для пользователей Twitter.com или игроков Second Life все наоборот: они потребители, которые создают ценность. В конечном же счете они являются обоими. Для нашего анализа мы получили важный вывод: роль потребителя в современном обществе существенно изменилась, он больше не пассивный наблюдатель, а активный участник процесса создания экономических благ.

Все компании, о которых здесь пока шла речь были изначально созданы для реализации взаимодействия равных. Однако это не значит, что уже устоявшиеся компании или организации не могут использовать те же принципы для реализации отдельных проектов.

Они могут использовать краудсорсинг, т.е. передача работы, которая традиционно проводилась индивидами массе людей собранных открытым призывом. Первым ярким примером краудсорсинга стал проект NASA clickworkers.arc.nasa.gov/top, этот проект использовал усилия добровольцев для создания каталогов кратеров на Марсе. Участники самостоятельно классифицировали кратеры в соответствии с критериями, вывешенными на сайте, каждый мог исправить ошибки другого, а также и защитить свою точку зрения. Итоговый результат удивил создателей проекта: толпа любителей справилась с заданием не хуже, чем нанятая команда профессионалов. Это результат подтверждал гипотезу о мудрости толпы. Участники проекта, серьезно отличались между собой, для многих это был одноразовый акт, а многие уделяли часы своего времени для решения этих задач. В NASA понимали, что изучение космоса является нереализованной мечтой многих людей, создав этот проект они помогли многим частично реализовать её, взамен получили бесплатную и эффективную рабочую силу.

Сегодня, когда скорость и сложность изменений среды такова, что ни одна компания не в состоянии в одиночку создать все инновации для успешной конкуренции. Использование внешних кадров может помочь компании создавать инновации невозможные при сходном уровне затрат на научно-технические разработки. Компания может использовать продукты уже созданных сообществ, так и сама создавать ресурсы для взаимодействия равных.

Товары комплименты, это товары, которые потребляются совместно. Если компания на протяжении длительного времени создавала ряд комплементарных продуктов, то ей может быть выгодно, частично передать производство некоторого товара или его компонента толпе, а самой сконцентрировать свои усилия на производстве товара с наибольшей добавленной стоимостью. Мы можем вспомнить пример сотрудничества IBM и Linux, IBM фактически отказалась от самостоятельного производства операционной системы для того чтобы сконцентрироваться на производстве товара комплимента: персонального компьютера.

Все эти примеры и выводы, можно свести к тому, что использование и создание саморегулирующихся сообществ, способно сократить издержки компании в различных сферах ее деятельности. Игнорировать этот новый инструмент для создания дополнительной ценности представляется мне не разумным.

Теперь, когда мы убедились в пользе использования взаимодействия равных в хозяйственной деятельности, мы можем подвести некоторые итоги. Благодаря развитию информационных технологий появилась возможность для существования новой формы взаимодействия людей. Возможность подобного взаимодействия игнорировалась традиционной экономической теорией, поскольку в период её формирования не было технологий для их осуществления. Как часто было в истории экономической науки, практика хозяйственной деятельности потребовала объяснения в рамках теории. Аномалию, которую предстояло объяснить, создали не, сколько сами информационные технологии, а люди участвующие в их развитии. Феномен сообществ основанных на принципах взаимодействия равных проникает во все новые виды человеческой деятельности, возможно, мы стоим на пороге серьезных изменений в функционировании экономической системы.

Заключение:


В данной работе были показаны сообщества людей, которые зачастую стихийно взаимодействуя между собой в рамках данного сообщества, создавали блага. Принцип организации подобных сообществ называется взаимодействие равных.

В данной работе я пытался исследовать происхождение данного способа взаимодействия между людьми. Условия его применения и возможные преимущества перед альтернативными способами организации. Мне удалось показать, что подобные организации могут функционировать при различных формах собственности.

В данной работе я рассмотрел мотивации индивидуальных участников подобных сообществ и пришел к выводу, что материальное вознаграждение не является единственным стимулом для человеческого труда, более того, возможны ситуации, когда оно препятствует труду.

Я пришел к выводу, что подобный способ взаимодействия способен изменить многие аспекты общественных взаимоотношений. Нет никаких оснований предполагать, что стремительный рост числа сообществ основанных на принципе взаимодействия равных, остановится. Более того, я рискну предположить, что данный способ организации будет проникать во все новые сферы человеческой жизни. Последствия этого будут самыми, что ни на есть благоприятными





Список литературы:


  1. Барлоу Дж. П. Киберномика: к теории информационной экономики / пер. с англ. Е. Вагнер - К: Internet UA №3(42).- 2004

  2. Коуз Р. Природа фирмы / пер. с англ. Б. Пинскера:

в сб.: Теория фирмы / сост. В. М. Гальперин. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — С. 11−32. — Серия «Вехи экономической мысли». 

  1. Тапскот Д., Вильямс А. Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все /пер с англ. П. Миронова.- М: BestBusinessBooks, 2009.- 392 стр.

  2. Benkler Y., Coase’s Penguin, or, Linux and The Nature of the Firm. Yale Law journal, vol.112,(2002-2003)

  3. Demsetz H., Toward a Theory of Property Rights. 57 Am. Econ. Rev. 367.- 1967











Приложение А

Предметный указатель по реферату



Приложение Б

Интернет ресурсы в предметной области исследования


http://www.nbrb.by - официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. На этом сайте находятся статьи о банковской сфере, нормативно-правовые акты, которые действуют в банковской сфере. Имеется электронная версия информационно-аналитического и научно-практического журнала Национального банка Республики Беларусь «Банковский вестник», в котором поднимается ряд вопросов, касающихся банков, банковской системы и т.д. Журнал внесен в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по экономическим наукам (издается с апреля 1992 года ).

http://www.worldbank.org/ - официальный сайт Всемирного банка. База данных Всемирного банка является одной из самых обширных в мире при этом крайне удобной в использовании. На сайте также публикуются работы и отчеты экономистов банка.

http://www.imf.org – официальный сайт Международного Валютного Фонда. Так же может быть использован как источник данных. На данном сайте публикуются работы экономистов МВФ. Наибольший интерес представляют ежегодные отчеты об экономическом состоянии различных стран.

http://www.josephstiglitz.com/ -официальный персональный сайт Нобелевского лауреата в области экономики 2001 года Джозефа Юджина Стиглица. На данном сайте представлены статьи, лекции и книги профессора Стиглица. Все, за исключением книг, находится в свободном доступе. Данный сайт позволяет изучить идеи одного из самых влиятельных экономистов современности.

http://krugman.blogs.nytimes.com/ - это блог Нобелевского лауреата в области экономики Пола Кругмана. Данный блог имеет образовательную, информационную и развлекательную ценность. Кругман периодически делится своими наработками, а так же публикует ссылки на работы других экономистов. Здесь так же публикуются его комментарии к последним событиям, произошедшим в мире. И наконец, Кругман обладает, пожалуй, лучшим чувством юмора среди ведущих экономистов мира, поэтому чтение этого блога является прекрасным развлечением.

http://ideas.repec.org/ - самая крупная библиографическая база данных по экономике свободно доступная в интернете. Более 1 000 000 публикаций доступно на данном сайте. Данный сайт позволяет найти любую значимую англоязычную статью по экономике и ознакомится с ней. Что особенно удобно, это то что сайт позволяет правильно оформить ссылки на статьи, давая точные данные о оригинальной публикации.

http://economicus.ru – сайт содержит галерею экономистов (работы, биографии, портреты), навигатор экономических ресурсов интернета, конференции, учебно-методические материалы, электронные учебники и книги.

http://ecsocman.hse.ru/ - на данном сайте опубликованы статьи, публикации и книги по экономике, социологии и менеджменту на русском языке. На данном сайте также представлена информация о учебных и научных центрах.

http://ocw.mit.edu/courses/economics/ - на данном сайте в опубликованы учебные материалы Массачусетского Технологического Института по экономике. Здесь опубликованы тексты и аудиозаписи лекций по большинству курсов изучаемых в MIT. Данный сайт поможет изучить новые предметы, которые не входили в учебную программу БГУ.

http://www.gutenberg.org/ - на данном сайте публикуются бесплатные электронные книги, публикация, которых не нарушает авторских прав. На данном сайте, помимо всего остального, опубликованы классические труды в области экономики. Он может быть полезен студенту изучающему историю экономических учений.



Приложение В

Действующий личный сайт в WWW и Print SCreen главной страницы

http://pavel-krautsou.narod.ru/




Приложение Г


Магистранта Кравцова П.В.

Экономический факультет



Специальность: математические и инструментальные методы экономики


08.00.01 – Экономическая теория

  1. Теория денег и денежного рынка

  2. Теория макроэкономической нестабильности и макроэкономической стабилизации

  3. Теория транзакционных издержек

  4. Философские, этические и психологические предпосылки анализа поведения экономических субъектов.

  5. Методология экономико-теоретических исследований

Смежные специальности Основная специальность Сопутствующие специальности

08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики


  1. Математический анализ и моделирование процессов в финансовом секторе экономики.

  2. Математическое моделирование экономической конъюнктуры, деловой активности, определение трендов, циклов и тенденций развития

  3. Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические основы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, информационных и компьютерных моделей

  4. Разработка и развитие математических методов и моделей анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов общественной жизни: демографических процессов, рынка труда и занятости населения, качества жизни населения и др.

  5. Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и предложения, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений




01.01.05 – Теория вероятностей и математическая статистика

  1. Государственные финансы: государственный бюджет; налоговая система; государственный долг и другие сферы государственных финансов.

  2. Валюты и валютные системы.

  3. Валютное регулирование и валютный контроль.



01.01.07 – вычислительная математика

  1. Теория приближенных методов и численных алгоритмов решения задач алгебры, дифференциальных и интегральных уравнений, задач дискретной математики, экстремальных задач, задач управления, некорректных задач других задач линейного, нелинейного и стохастического анализа.

  2. Теория и методы параллельных вычислений.

  3. Численные методы и алгоритмы решения прикладных задач, возникающих при математическом моделировании естественнонаучных, научно-технических, социальных и других проблем.



08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

  1. 1. Государственные финансы: государственный бюджет; налоговая система; государственный долг и другие сферы государственных финансов.

  2. Валюты и валютные системы.

  3. Валютное регулирование и валютный контроль.



Приложение Д




01 Почему часто лучше пользоваться формами, чем таблицами?:



В формах данные рассортированы по строкам и столбцам.

Форма представляет собой печатную версию

Форма упрощает ввод и просмотр данных




Приложение е


Презентация магистерской диссертации