Вербальные и невербальные средства общения - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат на тему «Невербальные средства общения» студ гр. XXXXXX ф. 1 178.29kb.
Вопрос Гигиенические средства 1 213.61kb.
Календарно — тематическое планирование по русскому языку 1 230.69kb.
Лекция №4 Тема: «Программно-технические средства защиты информации»... 1 212.1kb.
Изобразительные средства (тропы) 1 34.07kb.
Развитие познавательной деятельности, навыков организации интеллектуальных... 1 35.81kb.
Рабочая программа учебного предмета «культура общения» 1 230.22kb.
«Русский язык как язык международного общения. Русский язык в современном... 1 74.95kb.
Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. 1 60.61kb.
«Банк вопросов» — игра, воспитывающая культуру общения Хорош Валентина... 1 119.8kb.
Тренинг межличностного взаимодействия Единственная настоящая роскошь... 1 46.01kb.
1 ракетка, теннисный и футбольный мячи, лопата—для 2-ого блока На... 1 29.99kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Вербальные и невербальные средства общения - страница №1/1



Вербальные и невербальные средства общения

Многочисленные психологические исследования позволили выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения. Важно осознавать, что это за факторы, особенно, когда общение профессиональное, что я из себя представляю как личность, какие средства общения использую и какой у меня партнёр по общению.

Для того, чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над «Я» относится также и определение своих профессиональных и жизненных целей, установок, которые помогают добиваться успеха. Также важно определить, какие наиболее типичные способы реагирования характерны для вас, когда вы попадаете в сложную ситуацию. Тот же анализ педагог проделывает относительно своего партнёра по общению. Ответить на вопрос: «Кто он» - это значит проанализировать эго-состояние собеседника, его установки и жизненные планы, сильные и слабые стороны.

К наиболее значимым средствам общения относят:



  • Описание поведения – сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им собственных мотивов поведения, личностных черт.

  • Коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своём внутреннем состоянии.

  • Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.

  • Эмптатию – умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов вступающих в общение людей. Анализ мотивов предполагает осознание скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных целей, которые ставит перед собой участник общения.

Предметная область общения - ею может стать всё, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Значимость предмета общения для собеседников - залог успеха общения. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Средства общение могут быть разделены на вербальные и невербальные.

Информация передаётся за счёт

Слов

Звука (интонация, громкость)

Невербальных средств

5%

35%

55%

Т.е. информация, получаемая нами от другого человека, менее чем на 10% определяется вербальной коммуникацией, т.е. словами, которые он произносит. Гораздо большее значение в общении имеет невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений.

Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:


  • Тембр голоса и интонация.

  • Ширина зрачка.

  • Пространство, разделяющее говорящих.

  • Частота дыхания.

  • Жесты, телодвижения.

  • Осанка.

  • Одежда.

  • Выражение лица.

  • Символы статуса.

  • Контакт глазами.

После определённой тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также установки своих знакомых и тех, кого бы вы хотели узнать лучше.

Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!

Если, например, при взаимодействии с окружающими, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, мимика лица выражает раздражение, говорите повышенным голосом, то у собеседника о вас может сложиться одно из следующих впечатлений:



  • Вам всё надоело.

  • Вы не контролируете события.

  • Вас раздражает собеседник.

  • Вам не нравится ваша работа.

  • Вы не доброжелательны.

  • Вы не уважаете других.

Ваш собеседник может говорить, что он предельно искренен с вами, доверяет вам. Но обратите внимание на скрещенные на груди руки, ноги, положенные одна на другую. Язык тела говорит о противоположном: ваш партнёр насторожен, закрыт для контакта.

Правила интерпретации языка тела:

  • Не выхватывать какую-либо отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы. Если человек потирает нос и прикрывает рот рукой, когда говорит, это может быть истолковано, как неуверенность. Но в чём он не уверен? В себе, в том, что говорит, в том, как это воспринимают окружающие, а может быть у него насморк?

Если у человека руки скрещены на груди, это может означать, что он закрыт. Но это может быть также позой отдыха.

  • Учитывать, что у различных наций язык тела имеет свою специфику. Например, язык тела скандинавов не богат и обладает малым количеством жестов в отличие от итальянцев, у которых есть масса значимых жестов и телодвижений.

  • Постарайтесь не приписывать свой опыт, своё состояние другому.

Наиболее важные элементы языка тела я вам напомню.

Величина зрачков. Некоторые специалисты считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной его зрачков существует прямая связь: чем выше интерес, тем шире зрачок.

Что могут означать большие зрачки: большой интерес, четкость и открытость, сексуальное влечение, употребление алкоголя или наркотиков, расслабленность, удовлетворенность.

Что могут означать маленькие зрачки: отсутствие интереса, недоверие или не принятие, враждебность, усталость, стресс, печаль, похмелье. При этом истолковании нужно учитывать: степень освещенности (чем ярче свет, тем уже зрачки) и главные болезни (у близоруких, например, зрачок постоянно больше, чем у дальнозорких).

Поза (положение тела). Примеры однозначных сигналов (в тех ситуациях, когда человек говорит, то, что думает)



Поза А - человек контролирующий и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

Поза Б человек, который стремится добиваться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

Поза В – человек в оборонительной позиции

Примеры двойственных сигналов (когда соответствие между мыслями и словами нарушается).



Поза Г – может принять флиртующая женщина или смущенный и неуверенный человек.

Поза Д – свойственна человеку, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего кроме дружбы не кроется. Также она характерна для людей, стремящихся выказать преувеличительную почтительность.

Поза Е характерна для людей, стесняющихся своего роста или стремящихся быть незаметными.

Поза Ж для людей маленького роста или людей, желающих убедить других, что они важны.

Межличностное пространство

0-0,5 м – интимное расстояние. Общаются люди, находящиеся в близких отношениях. 0,5-1,2 м. – межличностное расстояние. Расстояние для разговора друзей с соприкосновениями или без них. 1,2 – 3,7 – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный). 3,7 и более – публичное расстояние. На этом расстоянии можно обмениваться несколькими словами или воздержаться от общения.

Способ расположения относительно собеседника

















    1. - Расположение за столом, наиболее приемлемое для делового, официального разговора. Это расположение может использоваться для подчёркивания «холодности» отношений.

    2. - Является самым необязывающим для партнёров (нет необходимости смотреть друг другу в глаза)

    3. - Расположение удобное для близких и доверительных отношений.

Не рекомендуется общаться с человеком, вставая ему за спину или возвышаясь над ним. Это вызывает в большинстве случаев раздражение.

Жесты

Позитивные: раскрытие руки ладонью вверх, рука у щеки, наклонная набок голова, почесывание подбородка, прищуривание глаз, манипуляция с очками, манипуляция с предметами, пощипывание переносицы с закрытыми глазами, легкое потирание носа, устойчивый визуальный контакт.

Негативные: руки скрещены на груди, опирается подбородком на ладонь, рука закрывает нижнюю часть лица, взгляд в сторону, посматривает на часы, сжатый кулак. Пальцы сцеплены в замок.

Умение слушать особенно важно в общении, когда люди выражают свои истинные чувства и проявляют свое отношение к собеседнику и предмету беседы. Слушание активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение, и в том, что оно требует определённых навыков. Что касается вербальной части активного слушания, то здесь можно выделить :



  • Поддержку. Типа да, угу.

  • Выяснение – обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Желательно, чтобы вопросы носили открытый характер, т.е. не приводили к однозначным ответам типа «да» или «нет». При выяснении можно использовать следующие вопросы: не повторите ли вы еще раз?, что вы хотите этим сказать?, пожалуйста уточните это?, в этом состоит проблема?

  • Парафраз (переформулирование) значит сформулировать ту же мысль иначе, т.е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование можно начать следующими словами: Как я понял вас, Как я понимаю вы говорите…, По вашему мнению…, Другими словами вы считаете… При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

  • Отражение чувств. В этом варианте активного слушания акцент делается на отражении слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. Вступительные фразы: Мне кажется вы чувствуете…, Вы несколько расстроены…

  • Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора и смысловое единство. Оно дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и помогает говорящему понять, насколько хорошо он сумел предать свою смысл. Фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если подвести итог тому, что вы сказали…»