В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 + 9 = 36 часов вспомним изученное! Урок - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 + 9 = 36 часов вспомним - страница №1/3

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-11".

VIII класс
1 Ч Е Т В Е Р Т Ь

27 + 9 = 36 часов

ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ!

Урок I. Р Комплексный анализ текста. С. з.1. Восьмиклассники по­вторяют порядок анализа текста (с. 7), на уроке обобщаются, систе­матизируются знания о разделах науки о языке. Ученики вспоминают виды грамматического разбора. Н/д з.2, 7. РT - I.
Урок 2. Понятие о синтаксисе и пунктуации. У. § 186. С. з.3, 5 ,6. Н/д з.4, 8 . РТ - 2. Повторение понятий "слово и предложение", "сло­во в словосочетании", "словосочетание в предложении", "предложение в тексте". Предлагаются задания, предусматривающие лингвистический эксперимент и лингвистическую интуицию (з.7) .
Урок 3. Виды связи между словами и предложениями. У. § 187. С. з. 9, II, 14, 15. Н/д з. 10, 12. РТ - 3.

На уроке повторяются и обобщаются полученные ранее знания о свя­зях между словами в предложении и между предложениями в тексте. Устанавливается общее и различное между ними.

Начинается урок с рассуждения на лингвистическую тему (з.9), включающего элементы дискуссии. На материале лингвистических терминов проводится повторение фразеологии и этимологии.
Урок 4. Способы подчинительной связи. У. § 188. С. з. 13, 16, 17. Н/д з. 18. РТ - 4, 5.

На основе лингвистического эксперимента даются понятия о согла­совании, управлении (о морфологической принадлежности главного и зависимого слова, о формах зависимых слов при согласовании и управ­лении, об алгоритме обозначения согласования и управления), постоян­но проявляются системные связи между понятиями "компоненты слово­сочетания" и "второстепенные члены предложения".


Урок 5. Способы подчинительной связи. Примыкание. У. § 188. С. з. 19, 21. Н/д з.20. РТ - Кроссбух I.

Учащиеся знакомятся с примыканием, систематизируют примыкающие части речи. Сведения о способах подчинительной связи обобщаются на основе анализа текста. Комплексный анализ текста можно провес­ти в форме самостоятельной или контрольной работы.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Урок 6. Порядок синтаксического разбора словосочетания. Основные виды словосочетаний. Морфологическая характеристика словосоче­таний. У. § 189. С. з. 22, 23, 24, 25 (по 2-3 слова из каждого задания) Н/д з.26. РТ - 8, 9.

На уроке закладываются основные параметры анализа словосочета­ния как синтаксической единицы. Упражнения на конструирование со­четаются со словарной работой, так как лексическое наполнение сло­восочетаний включает трудные в орфографическом отношении слова, которые являются принадлежностью преимущественно публицистического и научного стилей речи. Наряду с лексическим значением этих слов, выясняют­ся их дистрибутивные возможности. Продолжается работа с синонимич­ными подчинительными и сочинительными словосочетаниями.

В результате выполнения домашнего задания учащиеся повторяют тему "Паронимы", работают со словарем, что является продолжением систематической работы по совершенствованию культуры речи.
Урок 7. Схемы словосочетаний. С. з. 27, 28, 30, 33. Н/д з.31, 32. РТ - 6, II.

Восьмиклассники учатся абстрагироваться от лексического напол­нения словосочетаний и строить их схемы. Цель урока - показать, что разные в лексическом отношении словосочетания могут быть объ­единены одной схемой, иметь одно синтаксическое значение. Продол­жается работа с синтаксическими синонимами: словосочетаниями с подчинительной и сочинительной связями. В качестве лексического на­полнения словосочетаний используются словарные слова, необходимые в лексическом минимуме восьмиклассника.

Повторение: сопо­ставление морфемного и буквенного состава слова в игровой форме.
Урок 8. Вычленение словосочетания из предложения. С. з.35, 36, 37. Н/д з.34, 38. РТ - 10, 12.

Цель урока – научить вычленять словосочетания из предложения, так как этот процесс является и теоретической, и практической основой для осознанного разбора предложения по членам предложения: чтобы правильно определить второстепенный член предложения, надо увидеть его в качестве зависимого компонента словосочета­ния, надо правильно определить слово, от которого он зависит, грам­матическую связь, которой он связан с этим словом.

Одновременно на уроке идет интенсивная работа по совершенст­вованию навыков культуры речи, по сопоставлению свободных сло­восочетаний с фразеологизированными (цельными).
Урок 9. Синтаксические связи в словосочетании. Орфографичес­кая работа. С. з. 40, 44, 42, 43. Н/д з. 46. РТ - 7, 17.

Наряду с повторением темы, идет целенаправленная орфографическая работа, так как в словосочетания включаются или словарные слова, или разные части речи с изученными орфограммами. Можно произвести подробный орфографический анализ слов из з. 42 или 43 перед написанием или после написания обучающего диктанта. Продолжается знакомство с синтаксической синонимией на уровне словосочетания, синонимичные словосочетания вводятся в предло­жение и текст.


Урок 10. Повторение. Орфографическая работа. С. з.39, 41, 45 47. Н/д: подобрать 10 цельных словосочетаний и составить с ними 5 предложений, подчеркнуть в них члены предложения. РТ - 8, 13.

Продолжается орфографическая работа (чередование о//а в корне, работа по совершенствованию культуры речи). Обращается внимание на словосочетания с отношениями совместности, синонимичные сочинительным. Восьмиклассники знакомятся с вариантами употребления этих словосочетаний в предложении в качестве нерасчлененного подлежащего и в роли двух членов предложения: подлежащего и допол­нения. Домашнее задание имеет пропедевтический и творческий харак­тер: опираясь на примеры из классной работы, учащиеся должны подобрать цельные словосочетания других структур, используя язы­ковую компетенцию и интуицию.


Урок 11. Цельные словосочетания. У. § 190. С, з. 48 (1-5) , 50, 52 (работа над заданием начинается в классе и продолжается до­ма ). Н/д з. 52, 51. РТ - 14, 15.

Цель урока – показать, какие цельные словосочетания выступают в предложении в роли одного члена предложения и почему. Можно классифицировать самые частотные цельные словосочетания: фразеологиз­мы, количественно-именные, с отношениями выделительными и совмест­ности. Большое внимание необходимо уделить конструированию, рабо­те по развитию речи (з.50, 51).

Дома восьмиклассники должны подготовиться к сочинению-рассуж­дению, подобрать фразеологизмы и цельные словосочетания, чтобы использовать их в тезисе или выводе сочинения, а также в аргу­ментах. Темы сочинений: "Мертвой природы не существует", "Земля – наш общий дом", "За что мы любим братьев наших меньших", "Приро­да не прощает ошибок" и т.д.
Урок 12. Р Сочинение на основе подготовленных материалов. 5-7 первых минут урока посвящается обсуждению выбранных тем, самых удачных фразеологизмов и цельных словосочетаний, общему анализу композиции сочинений. Сочинение дописывается дома. РТ - кроссворд I.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Урок 13. Понятие о предложении. Виды предложений по цели выска­зывания и эмоциональной окраске. У, § 191. С. з. 53, 54, 55. Н/д з.56. РТ - 18, 19.

Цель урока: подвести теоретическую базу под многолетние эмпи­рические наблюдения учащихся над предложениями самой разной структуры, по­этому учитель должен добиться понимания грамматической сущности основных признаков предложения. В процессе анализа текста з.53 ученики должны увидеть системную связь синтаксических единиц: слова – словосочетания – предложения – текста, осознать их взаимодействие.

Знакомая тема: “Виды предложений по цели высказывания” также осо­знается в теоретическом аспекте, практическое её повторение идет в процессе выполнения домашнего задания.

Одновременно с повторением соотношения двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения – идет работа по совершен­ствованию культуры речи, причем учащиеся должны не только испра­вить речевую ошибку, но и объяснить её причину, сформулировать, в чем именно она заключается.


Урок 14. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. У. § 192, 193. С. з. 57, 69, 63. На дом: з. 70. РТ - 22.

Цель урока: показать, что классификации предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске имеют разные логические осно­вания и не должны быть совмещены (это одна из типичных школьных ошибок). Р Восьмиклассники сопоставляют поэтические тексты, анализируют их, обращают внимание на эмоциональный фон стихотворений и на языковые способы его выражения. Стихотворение Е.А. Евтушен­ко можно прочитать в двух интонационных вариантах, объяснить и сформулировать разницу в восприятии этого стихотворения. Важно показать, почему стихотворение А.А. Фета не может быть прочитано без эмоциональной окраски, варьирования мелодики и темпа чтения. Важно, чтобы восьмиклассники поняли, что по цели высказывания эти эмоционально окрашенные предложения являются повествовательными. Урок заканчивается орфографической работой (з.63).


Урок 15. Виды предложений по эмоциональной окраске. У. § 193. С. з.61, 64, 65. Н/д з. 58, 59, 60. Урок развития речи. Его цель: показать функционирование в речи побудительных и вопросительных предложений, познакомить с функционированием риторического вопро­са, связать употребление этих предложений с их стилистической при­надлежностью (художественный и публицистический стиль). Подробно комментируются пунктограммы конца предложения. Урок заканчивается заданием, предполагающим проявление языковой интуиции (з.65).

Объем домашнего задания можно сократить и, если позволит время, провести соревнование, предлагаемое в з, 59, в классе.


Урок 16. Р Изложение с предварительным анализом текста. Учащиеся под руководством учителя анализируют текст з.66 по предложенному плану и пишут подробное изложение на лингвистическую тему.
Урок 17. Повторение. Р Развитие речи. Работа по совершенствованию культуры речи совмещается с анализом текста – з. 62, 71. На первый и второй вопросы, предложенные в задании к тексту, учащи­еся отвечают письменно, заканчивая эту работу дома.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Урок 18. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Основные типы простого предложения. У. § 194. С. з. 73, 75. Н/д з. 74.

Урок совмещает в себе элементы повторения и пропедевта. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложе­ния, выясняют знакомые им признаки предложения и незнакомые (по­нятие о составе и осложнении простого предложения).

Под руководством учителя проводится синтаксический разбор пред­ложений. Часть урока посвящается обучающему диктанту и синтакси­ческому анализу предложений из него.
Урок 19. Смысловой центр предложения. У. § 195. С. з. 76, 78, 79, 80. Н/д з. 79. РТ - 20, 21. Р

Восьмиклассники впервые знакомятся с коммуникативной характери­стикой предложения, с его членением на данное и новое, тему и ре­му в процессе анализа текста. Одновременно идет повторение язы­ковых средств, связывающих предложения в текстах цепной и парал­лельной структуры. Эмпирический опыт учащихся, полученный при ана­лизе текстов в предыдущих классах, находит свое теоретическое обо­снование. Р Анализ текста сочетается с собственным конструированием текста по образцу. Работа над з. 79 начинается в классе и продолжается дома: учащиеся предлагают несколько вариантов продолжения текста, а дома выбирают один из них. Учащиеся учатся давать ком­муникативную характеристику и монологической, и диалогической формам речи.


Урок 20. Смысловой центр предложения. С. з. 81, 82, 83, 84. Н/д з. 90, 91. Р.

Продолжается работа по изучению коммуникативной характеристики прос­того предложения, различных средств его актуального членения: варьирования логического ударения, инверсии в монологе и диалоге, различных видов повторов. Эти явления знакомы восьмиклассникам по анализу текстов на уроках литературы и словесности. На этом уроке систематизируются знания о различных средствах языка, при помощи которых выделяются смысловые центры предложений.


Урок 21. Порядок слов в предложении. У. § 196. С. з. 85, 86, 91. Н/д з. 87.

Цель урока: обобщить и дать лингвистическую основу разнородным знаниям учащихся о роли порядка слов в предложении и художест­венном тексте, полученным ранее при анализе конкретных текстов.



Р Сначала проводится анализ отдельных предложений, выбранных из прозаических и поэтических произведений, затем анализ сверхфразового единства и наконец стихотворения А.Н. Майкова, над коммуника­тивным членением которого учащиеся работали дома.
Урок 22. Логическое ударение. У. § 197. С. з. 88, 89. На уроке обобщается тема "Смысловой центр предложения". Р После тренировочных упражнений учитель предлагает стихотворение, в котором учащиеся выделяют смысловые центры при помощи логического уда­рения, учитель обращает внимание на варьирование логического ударения. Урок можно закончить словарным самодиктантом с взаимопроверкой. Н/д: подготовиться к сочинению о дружбе.
Урок 23. Р Сочинение. Примерные темы: "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?", "Нет страшнее пустыни, чем жизнь без друзей", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Единственный способ иметь друга – самому быть им".

Урок начинается с обсуждения тем, определения типа речи буду­щего сочинения, формулирования вариантов тезисов, подбора синони­мов. Сочинение учащиеся дописывают дома.


Урок 24. Главные члены предложения. Подлежащее. У. § 198, 199. С. з. 92, 93, 95. Н/д з. 94. РТ - 23(I).

Цель уроков, посвященных изучению главных членов предложения, – систематизировать и обобщить те сведения о подлежащем и сказуемом, которые учащиеся получили ранее, показать многообразие способов выражения подлежащего и сказуемого. В заданиях акцентируется имен­но эта сторона темы, кроме того, учащиеся получают сведения о типовой семантике главных и второстепенных членов предложения, отрабатывают навык различения омонимичных форм именительного и винительного падежей. В задании 95 даются примеры трудных случаев выделения подлежащего на семантической основе. Р Выполнение задания сопровождаем рассуждением на лингвистическую тему.


Урок 25. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое. У. § 200, 201. С. з.97, 98. Н/д з. 99. РТ - 23(2) .

Учащиеся получают общее представление о типах сказуемого, о структурном и семантическом отличии простого глагольного сказуе­мого от составных. Рассуждения о процедуре вычленения сказуемого сопровождаются повторением морфологических признаков глаголов. На уроках 24 и 25 восьмиклассники учатся составлять вертикальные схемы простого предложения, и в дальнейшем рекомендуется на каждом уроке обращаться к такой схеме.


Урок 26. Обучающий диктант с взаимопроверкой и анализом. С. з. 96, 104. Повторение спряжения глагола. Р Н/д: придумать и записать загадки, в составе которых есть глаголы. Произвести морфологический разбор двух глаголов.
Урок 27. Составное глагольное сказуемое. У. §§ 202, 203. С. з. 100, 101, 103 (1,2,3,4) , 102. Н/д з. 103(4-12). РT - 24.

Р Одновременно с изучением составного глагольного сказуемого уча­щиеся знакомятся с вариантами согласования глагольного сказуемо­го с подлежащим. Необходимо обратить внимание учащихся на глагольные связки, выписать самые частотные из них на доске и предложить заучить их. Р Выполнение заданий сопровождается рассуждениями на лингвистическую тему (по предложенным вопросам).
Урок 28. Составное именное сказуемое. У. § 204. С. з. 106, 107 (1-6) , 108. Н/д з. III. РT - 25.

Тема "Составное именное сказуемое" – одна из самых сложных тем синтаксиса простого предложения, поэтому проще начинать её изуче­ние с формальной стороны: выписать на доске типы связок, преду­предить, что эти связки надо выучить, обратить внимание учащихся на то, что связки в глагольном и именном составных сказуемых не повторя­ются, кроме связки стать, но в разных значениях, указать на са­мые частотные формы выражения именной части (прилагательное, при­частие, существительное). Р Учитель обращает внимание восьмиклас­сников на то, что составное глагольное сказуемое функционирует в повествовании, а составное именное – в описании. Выполнение з.109 должно сопровождаться рассуждениями на лингвистическую тему: учащиеся должны объяснить, как различать связку в составе составного сказуемого и омонимичное простое глагольное сказуемое



Урок 29. Обучающий диктант с предварительным анализом текста. С. з. 112, 110. Н/д з. 105. РТ - 26. Р

Перед диктантом проводится краткий анализ текста по плану и по предложенным заданиям.


Урок 30. Тире между подлежащим и сказуемым. У. § 205. С. з.113, 114, 115(1). Н/д з. П5(Ш), 116. РT - 27. Р

Эта пунктограмма известна учащимся с пятого класса, но в вось­мом она осознается на базе теоретических знаний, связывается со структурой грамматической основы предложения, типом речи – описанием, стилями – художественным, научным, публицистическим. Важно показать роль этой пунктограммы не только в предложении, но и в поэ­тическом тексте, помочь осознать её как средство экспрессивного синтаксиса. Анализ от­рывка из стихотворения М.И. Цветаевой можно углубить, предложив по­добрать дома похожие фрагменты из её произведений.


Урок 31. Тире между подлежащим и сказуемым. С. з. 117, 120, 121, 119. Н/д з. 118. РТ - 28. Р

Закрепление сопровождается развитием речи и углублением зна­ний о способах выражения составного именного сказуемого. Начинает­ся урок со словарной работы (з.116), толкования "энтимологизмов" (з.117), учащиеся конструируют предложения с частицами это, как и др. в составе составного именного сказуемого, знакомятся с труд­ными случаями выражения подлежащего (з.121).


Урок 32. Повторение. С. з. 123, 122. Н/д: подготовиться к сочи­нению-рассуждению. РТ - 29. Р

На уроке проводится анализ стихотворения И.А. Бунина и классифи­кационная работа, обобщающая знания о сказуемом.


Урок 33. Р Сочинение-рассуждение на одну из тем: "Язык – перво­элемент литературы" (М. Горький), "Словарь – это вселенная в алфа­витном порядке" (А.Франс). Учитель может провести сочинение по материалам з. 125.

Уроки 34-35. Контрольный диктант и его анализ.
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: мате­риального, духовного, человеческого.

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся склад­ки, и если вы его сожмете вторично – часть складок ляжет по преж­ним складкам: бумага обладает памятью.

Память вовсе не механична, Это важнейший творческий процесс, именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общест­венные институты.

Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величай­шее нравственное значение памяти. "Беспамятный" – это прежде все­го человек неблагодарный, безответственный, а значит, и неспособ­ный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ни­что не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и опенки. Без памяти нет совести. (По Д.С. Лихачеву). 151 слово.

Грамматические задания.

Общее: подчеркнуть главные члены предложения, в которых употреблено тире.

1 вариант. Произвести морфемный разбор слов безответственность, запоминается.

II вариант. Произвести морфемный разбор слов отсутствием, прошед­шее.

Произвести морфологический разбор этих слов по вариантам.

Урок 36. Р Анализ текста стихотворения М.И. Цветаевой – з. 124,
II ЧЕТВЕРТЬ

21 + 7 = 28 часов

Урок 37. Второстепенные члены предложения. У. § 206. С. з. 126, 127. Н/д з. 130, 139. РТ - 30.

На уроке систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, полученные ранее, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания с подчинительной связью. Р Знания о второстепенных членах оживляются в результате анализа текста в з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений.


Урок 38. Определение. У. § 207. С. з. 128, 129, 131. Н/д з. 135. РT - 31, 32.

Проводится подробная работа по вопросам з.128. Дается весь ком­плекс сведений по анализу согласованного и несогласованного опреде­ления. Р Большее внимание уделяется употреблению определения в пред­ложении, его функциональной нагрузке.



Р Вопросы стимулируют наблюдения учащихся за языковыми фактами, умение делать лингвистические обобщения и выводы о положении определения в прямом и инверсивном порядке слов, о его роли в художественном тексте (з. 131.)

Р Задание 129 развивает умение подбирать синтаксические синонимы на уровне словосочетания, систематизирует знания о грамматических связях определений в предложении.
Урок 39. Определение. С. з. 132, 133, 134, 136(а). На дом з.136(б), 137. РТ - 33, 34.

Р Обобщающий урок направляет внимание учащихся на роль определений разного вида в тексте, в том числе и в виде различных повторений. Повторяются сведения о стиле. Задание 133 предлагается для обобщающего повторения. Р На уроке проводится подготовка к минисочинению (з.136). Коллективно подбираются эпитеты к сложным и неоднозначным понятиям детства, сформировавшимся у восьмиклассников в результате чтения произведений русских и зарубежных писателей разных эпох. Эта работа продолжается дома: в классе подбираются материалы к устному высказыванию, дома оно получает письменную форму.
Урок 40. Приложение. У. § 208. С. з.140 (письменно 1-4, остальное устно), 141, 143. На дом з.142. РТ - 35, 36, 37.

После предъявленного подробного анализа по образцу и рассуждений, предложенных в задании 140, учащиеся знакомятся с частотным способом выражения приложения в сочетаниях собственного и нарицательного имен существительных. Дифференциация главного и зависимого компонентов в таких словосочетаниях вызывает затруднения, которые влекут за собой ошибки в определении членов предложения.



Правило: При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих людей, главным словом является собственное, а нарицательное – приложением (Композитор Иванова сочинила новый балет). При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих животных или неодушевленные предметы, главным является нарицательное, а собственное – приложением (Мне понравился балет "Спящая красавица". Собака Полкан забежала на кухню.).

Задание 142 Р формирует знания о том, что некоторые приложения слились с определяемым словом и образовали сложные существительные: царь-девица, Москва-река, диван-кровать, жар-птица, генерал-майор, и т.д. В этих сочетаниях склоняются не оба компонента, а только один: подошёл к царь-девице, к генерал-майору; ср.: снял шапку-ушанку. Легче вспомнить слитные существительные из фольклорных текстов или литературных сказок.


Урок 41. Дополнение. У. § 209. С. з. 144(1-4), 146, 148. На дом з. 147, 145. РТ – 40.

Знания о дополнении обобщаются и получают теоретическую основу. На этом уроке восьмиклассники должны понять на основе анализа конкретных предложений, что дополнение соответствует синтаксическим отношениям между действием, которое выражает глагол и предметом-объектом, на который направлено это действие, поэтому в задании 146 обращается внимание на структуру и семантику соответствующих словосочетаний. Эта же работа проводится на более сложном языковом материале (з.148), одновременно повторяется орфограмма "Правописание НЕ с разными частями речи", сложные случаи вычленения главных членов предложения и определений.


Урок 42. Дополнение. С. з.149 (1-5 письменно, остальное устно), 150, 151. На дом з.152, 153, 154. РТ –41, 42.

Закрепляются знания о дополнении. Обращается внимание на трудные случаи вычленения дополнения: на так называемый "объектный инфинитив" (з.150), на синкретичные случаи: дополнение со значением определения, которое зависит чаще всего от отглагольных существительных, совмещающих семантику предмета и действия (з.151). Вопросы к упражнениям ориентируют учащихся видеть системные связи между выражением синтаксической позиции дополнения и морфологической выраженностью главного и зависимого компонентов словосочетания.



Р Дома продолжается тренировочная работа, ориентирующая также на повторение сведений по культуре речи и фразеологии, предусматривается работа с фразеологическим словарем, её объёмы определяет учитель. Это могут быть краткие справки или небольшие доклады о значении фразеологизмов, в основе которых лежат сочетания с синтаксическими отношениями между действием и объектом действия.
Урок 43. Основные виды обстоятельств. У. § 210. С. з.155, 156, 169. На дом: з.157, 171. РТ – 43.

На уроке обобщаются сведения о семантических группах обстоятельств. Обычно обстоятельство не вызывает особых затруднений, важно только предъявить вопросы, с помощью которых вычленяются обстоятельства, системно: Р



Образ действия, способ (как? каким образом? каким способом?)

Степень (в какой степени?)

Место (где? куда? откуда?)

Время (когда? с каких пор? до каких пор?)

Причина (почему? отчего? по какой причине?)

Цель (зачем? для чего? с какой целью?)

Условие (при каком условии?)

Уступка (несмотря на что?)

Сравнение (как?)

Эти вопросы и их очередность помогает сформировать задание 155. Задание 156 нацеливает на порядок анализа обстоятельства в предложении. Один из вариантов такого анализа можно сделать письменно. Выполняя задание 169, восьмиклассники повторяют трудные случаи выражения членов предложения синтаксически нечленимыми сочетаниями.

Домашняя работа обобщает знания, полученные об обстоятельстве, сочетая его с повторением пунктограмм и орфограмм.
Урок 44. Синтаксические функции инфинитива. У. § 211. С. з.168, 170, 159. На дом: придумать предложения по образцу задания 168 (5-7 предложений). РТ – 44.

Р Предваряя системное повторение членов предложения, учащиеся обобщают сведения, которые им были известны ранее об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения. Каждое предложение подробно анализируется. Затем в роли разных членов предложения используются фразеологизмы (з.169). Выполняя задание 159, учащиеся анализируют обстоятельства, повторяют подробную схему их анализа.
Урок 45. Сравнительный оборот. С. з.160, 163, 164. На дом: з.165, 162. РТ – 39. Р

Урок углубления посвящен формированию теоретических и практических сведений о сравнительном обороте как разновидности обстоятельства сравнения. Выполняя задание 160, учащиеся видят, что семантика сравнения может выражаться разными языковыми формами: придаточным предложением, полным и неполным, сравнительным оборотом, обстоятельством сравнения. В этом задании представлены сложные случаи выражения составного именного сказуемого с частицей как (8-9). Эта же работа усложняется в задании 163: учащиеся сами должны распределить предложения по способу выражения в них сравнения. Задание 164 обобщающее и творческое.


Урок 46. Члены предложения с двойным значением (синкретичные). С. з. 166, 168 (1-5), 167. На дом: з. 172. РТ – 45, 46.

Р Это урок, углубляющий знания восьмиклассников. Задание 166 выполняется с подробным анализом синкретичных членов предложения по образцу. Можно повторить несколько примеров из задания 168. Урок завершается анализом текста в задании 167.

Анализируя предложения в задании 166, надо обратить внимание учащихся на морфологическую выраженность того члена предложения, от которого зависит синкретичный член предложения. Чаще всего это отглагольное существительное, которое своей двойной морфологической природой влияет на двойное значение зависящего от него члена предложения. Двойное значение члена предложения может быть вызвано пропуском сказуемого или обособленного члена (ср.: Ноты, (лежащие) на рояле (,) были раскрыты, поэтому возможен вопрос от подлежащего: ноты какие? и где?).


Урок 47. Повторение. С. з.173, 174. РТ – кроссворд 2.

Р В качестве повторения и обобщения предлагается анализ текста-рассуждения. Задание 173 можно дать на дом.
Уроки 48-49. Р Классное сочинение.

В качестве классного сочинения-рассуждения можно предложить следующие темы: "Наши поступки следуют за нами", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Ты в ответе за тех, кого приручил" (А. де Сент-Экзюпери) и т. д. Сочинение предполагает использование в качестве аргументов сведений из литературных источников.





следующая страница >>