В основе рабочей программы лежит рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа по изобразительному искусству под р - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моу орловская сош им. И. Ф 1 387.05kb.
Программа по информатике и икт составлена на основе федерального... 1 289.02kb.
Программа по изо 6 класс, по программе Б. Неменского 1 127.3kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству по курсу начального... 1 109.15kb.
140 часов; в неделю 4 часа. Планирование составлено на основе Программы 2 652.79kb.
Образовательная программа по природоведению основного общего образования... 3 477.55kb.
Отличительной особенностью рабочей программы является следующее 1 138.95kb.
Программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство... 1 110.56kb.
Рабочая программа составлена на основе программы «Школа мастеров» 1 179.09kb.
Учебники по изобразительному искусству 5,6, 7 класс под ред. 1 101.63kb.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе... 19 2011.4kb.
Закон Оренбургской области от 6 декабря 2006 г 1 340.41kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
В основе рабочей программы лежит рекомендованная Министерством образования и науки - страница №1/1


Пояснительная записка
В основе рабочей программы лежит рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского.

Курс «Искусство» для VIII-IX классов появился в результате логического и тематического соотнесения указанной программы по изобразительному искусству с имеющимися программами по музыке..

Программа курса «Искусство» для VIII-IX классов рассчитана на два года.

Интегративность предлагаемой рабочей программы - условие не только внешнего планирования, она определяет и ее внутреннюю содержательную направленность (путем подключения на уроках материала из области других искусств и дисциплин). Интегративность обеспечивается следующими условиями:

- единством тематизма;

- возможностью вариативного моделирования учебного плана (изучения музыки и изобразительного искусства не только последовательно по полугодиям, но и чередуя их по неделям: содержательное единство предметов обеспечивается соответствующим тематическим планом);

- реализацией идеи взаимодополнительности (комплементарности) предметов образовательной области «Искусство».

Единство тем VIII и IX классов собственно программы Б.М. Неменского по изобразительному искусству, а также базовых программ по музыке, получив некое преломление с точки зрения идей формы и синтеза, на мой взгляд, не теряет своей значимости. рядом школьных учебных дисциплин и одновременно подготавливают возникновение такого предмета как «Мировая художественная культура» в старших классах.

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих способностей учащихся при приоритете формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, сфера творческой деятельности, один из способов мышления и познания действительности.

Цель эстетического воспитания средствами музыки и изобразительного искусства традиционна - развитие эстетической культуры (культуры чувств) школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи эстетического образования и воспитания имеют различную направленность:


  • приобщение к искусству как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку и изобразительное искусство жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства;2

  • развитие в процессе занятий творческого потенциала (ассоциативности мышления, воображения, мышления, речевых навыков и др.) через опыт личной творческой деятельности;

  • воспитание художественного вкуса и потребности общения с искусством;

  • освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях искусства; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств и музыки на основе личного творческого опыта;

  • освоение языка различных видов искусства (музыки, архитектуры, дизайна, фотографии, киноискусства и других синтетических видов искусств), выразительных возможностей этого языка при создании художественных образов, выявление общих и специфических средств художественной выразительности;

  • формирование способности воспринимать исторические и национальные особенности искусства.

Среди методов, универсально применяемых в педагогике искусства и рекомендуемых для работы по данной программе:

  • метод художественно-педагогической (эмоциональной) драматургии;

  • метод художественного контекста;

  • метод художественного уподобления;

  • метод художественного оформления среды.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Искусство» на этапе основного общего образования являются:



- познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

- информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых

систем; использование различных источников информации;

- рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством призваны воспитывать «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку, а также способствовать:

- развитию ассоциативности и образности мышления;

- формированию умения адекватно понимать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и применять его в самостоятельной творческой деятельности;

- самоопределению в выборе форм художественного творчества.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной музыкальной и художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в:

- формировании эстетически развитого восприятия мира;

- воспитании художественного вкуса;

- формировании потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве;

- обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере музыкального и изобразительного искусства;

- создании условий для сознательного выбора учащимися видов художественно-творческой деятельности, в которых они могли бы проявлять свою индивидуальность, реализовывать творческие способности.

Перечисленные моменты делают безусловной и неоспоримой необходимость занятий искусством в общеобразовательной школе.

Основное содержание

Искусство (VIII-IX классы)

(68 часов)
Часть I

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряд пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Художественный язык конструктивных искусств.


Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;



2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;

3) гармонично сбалансировать композиции из трех - пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.

Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К.Малевича.



Тема: Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;



2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).

Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.

Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.

Тема: Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.



Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;

2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;

3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).

Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.

Тема: Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.



Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;

2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.



Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.

Зрительный ряд: журнал «Как», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.

Тема: Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж-ность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.



Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);

3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;

4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага,

ножницы, клей, вырезки из журналов.

Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.

Тема: Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);

2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник -1 параллелепипед);

3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.

Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.

Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.

Задания; 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);



2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: журналы, Открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».

Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;



2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.

Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиев-ского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Часть II

В мире вещей и зданий. Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Тема: Вещь: красота и целесообразность.

Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.



Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.

Задания: 1) аналитическое упражнение - исследование формы вещей по предложению учителя;



2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);

3) создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция - композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).

Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.

Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну.

Тема: Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;

2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);

3) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.

Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).

Тема: Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.



Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;

2) эскизный макет витрины магазина.



Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.

Тема: Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интеръера

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);

2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).



Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации).

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «ДЬ>, «Мезонин» и пр.).

Тема: Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.



Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома - роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);

2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) - основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.).



Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.

Тема: Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома;



2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере в программе 3D Architector). Зонирование помещения с помощью цвета.

Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.

Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды - создание рисунка-копии;



2) создание своего собственного проекта вечернего платья - рисунок или рельефный коллаж;

3) видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.

Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак.

Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.

Тема: Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.



Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;

2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Материалы: по усмотрению учителя.

Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Рагул. Грим (М., -1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).



Тема: Моделируя себя - моделируешь мир.

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.



Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Календарно-тематический план (8 класс)




ур.

План

Факт

Тема урока

Вид

урока

Элементы обязательного минимума

образования

Домашнее

задание

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел I. Истоки архитектуры и монументальных видов искусства (9 ч)

1.

2.09




Введение в искусство архитектуры.

Вводный

Архитектура – особый вид изобразительного искусства.

Основные понятия: архитектура.







2.

9.09




Истоки архитектуры. Первоэлементы.

Введение новых знаний

История возникновения архитектуры.

Основные понятия: курган, мегалит, дольмены, менгиры, кромлех, Стоунхендж.







3.

16.09




Место расположения памятника и его значение.

Введение новых знаний

Значение выбора места расположения при возведении памятника архитектуры, соответствующего его художественному облику, а также его функции.

Основные понятия: ландшафтная архитектура.







4.

23.09




Выполнение эскиза-проекта монумента Славы.

Макетирование







5.

30.09




Истоки монументальных видов искусства.

Введение новых знаний

Представление об истоках монументальных видов искусства на примере истории развития наскальной живописи и открытия источников её изучения.

Основные понятия: монументальное искусство, наскальная живопись.







6.

7.10




Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура. Монументальная живопись.

Введение новых знаний

Археологические памятники культуры Древнего Египта. Особенности архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта.

Основные понятия: пирамида, мастаба, обелиск, сфинкс, канон.







7.

14.10




Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура. Монументальная живопись.

Введение новых знаний







8.

21.10




Монументальная скульптура.

Введение новых знаний

Виды монументальной скульптуры. Характерные особенности круглой и рельефной скульптуры.

Основные понятия: скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф.







9.

28.10




Выполнение рельефа (бумажная пластика).

Бумажная пластика







Раздел II. Синтез искусств в архитектуре (7 ч)

10.

11.11




Виды монументальной живописи.

Урок-конференция

Представление о видах монументальной живописи и её характерных особенностях. Уникальные образцы фресковой росписи и их история.

Основные понятия: фреска, витраж, мозаика, панно.







11.

18.11




Витраж. Картины-окна.

Введение новых знаний

Витраж как вид монументальной живописи. Выполнение витражной розетки.

Основные понятия: витраж, витражное окно.







12.

25.11




Выполнение витражной розетки (бумажная пластика)

Бумажная пластика







13.

2.12




Мозаика.

Введение новых знаний

Мозаика как вид монументальной живописи. Выполнение мозаики по собственному эскизу.

Основные понятия: мозаика, смальта.







14.

9.12




Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация).

Аппликация







15.

16.12




Интерьер как синтез искусств в архитектуре.

Введение новых знаний

Синтез искусств в интерьере как части архитектурного сооружения. Оформление интерьера школы.

Основные понятия: интерьер.







16.

23.12




Интерьер как синтез искусств в архитектуре.

Коллективная работа







Раздел III. Стиль в искусстве – это мироощущение времени (10 ч)

17.

20.01




Ордерная система и её соизмеримость с человеком.

Введение новых знаний

Представление об ордерной системе в архитектуре.

Основные понятия: ордер, колонна, «золотое сечение».








18.

27.01




Выполнение ордерной колонны (бумажная пластика)

Бумажная пластика







19.

3.02




Архитектура как отражение миропонимания. Античность.

Беседа

Понятие стиля. Стиль в архитектуре античности. Выполнение макета греческого храма Парфенона.

Основные понятия: стиль, Афинский акрополь, Парфенон, Эрейхтеон, Кариатиды, Триумфальная арка, акведук, Пантеон, Колизей.








20.

10.02




Выполнение макета греческого храма Парфенона.

Коллективная работа







21.

17.02




Романский и готический стили.


Введение новых знаний

Романский и готический стиль. Выполнение макета феодального замка.

Основные понятия: романский стиль, готика, замок, собор.







22.

24.02




Выполнение макета феодального замка.

Коллективная работа







23.

2.03




Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения.

Введение новых знаний

Архитектура эпохи Возрождения, особенности стиля, архитектурные памятники.

Основные понятия: Ренессанс, центрический храм, купол.







24.

9.03




Архитектура барокко и классицизма.

Введение новых знаний

Стили барокко и классицизм. Архитектурный ансамбль Версаля как яркий пример искусства классицизма.

Основные понятия: Барокко, классицизм, Версаль.







25.

16.03




Стилевые направления в архитектуре XIX - XX-х веков.

Введение новых знаний

Архитектурные стили XIX – XX веков. Роль архитектуры в жизни общества.

Основные понятия: эклектика, модерн, функционализм, конструктивизм.







26.

23.03




Фантастический проект «Архитектура будущего».

Урок-практикум







Раздел IV. Архитектура России (8 ч)

27.

6.04




Архитектура Руси X - XII-х веков.

Введение новых знаний

Архитектура Руси X – XII веков. Крестово-купольный храм как образ космоса. Выполнение макета одноглавого храма.

Основные понятия: деревянное зодчество, крестово-купольный храм, купол.








28.

13.04




Храм – образ космоса.

Коллективная работа







29.

20.04




Русская архитектура XIII - VII-х веков.

Введение новых знаний

Архитектура России XIII - VII-х веков.

Основные понятия: Кремль.








30.

27.04




Русские кремли.

Коллективная работа







31.

4.05




Архитектура двух российских столиц Москвы и Санкт-Петербурга.

Введение новых знаний

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга, её особенности и характерные различия.

Основные понятия: Московский Кремль.







32.

11.05




Архитектура двух российских столиц Москвы и Санкт-Петербурга.

Практикум







33.

18.05




Архитектура моего села.

Урок-экскурсия

Роль архитектуры в жизни общества.







34.

25.05




«Архитектура и монументальные виды искусства»

Урок-викторина

Тестирование, задания по карточкам.








Календарно-тематический план (9 класс)




ур.

План

Факт

Тема урока

Вид

урока

Элементы обязательного минимума

образования

Домашнее

задание

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел I. Искусство моего народа (9 ч)

1.

7.09




Культура – зеркало русской души.


Введение новых знаний

Понятие культуры. Национальное культурное наследие. Виды жанра. Композиция. Сюжет.








2.

14.09




Культура – зеркало русской души.


Введение новых знаний







3.

21.09




Русь деревянная.


Введение новых знаний

Деревянное зодчество России. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек.







4.

28.09




Народные промыслы – неувядающая ветвь.


Введение новых знаний

Народные промыслы России. Жостовские подносы. Особенности техники росписи. Цветовая гамма. Орнаменты.







5.

5.10




Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина

Введение новых знаний

Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников. Выразительные средства визуальных искусств.







6.

12.10




Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина

Введение новых знаний







7.

19.10




Русский народный костюм


Введение новых знаний

Красота русского народного костюма. Одежда как художественный образ. Символика цвета. Декоративная отделка костюма.







8.

26.10




Традиции русской реалистической художественной школы.

Беседа

Знакомство с творчеством художников: И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы.







9.

9.11




Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы.

Введение новых знаний

Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака.







Раздел II. Труд и искусство (7 ч)

10.

16.11




В мастерской художника.

Введение новых знаний

Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника.







11.

23.11




В мастерской художника.

Введение новых знаний







12.

30.11




Человек – мера всех вещей.


Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Передача объёмно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека. Визирование как метод определения пропорций.







13.

7.12




Предметы быта – результат творчества человека.

Введение новых знаний

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира – натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень.







14.

14.12




Предметы быта – результат творчества человека.

Урок-практикум







15.

21.12




Мир профессий.


Урок-игра

Профессии из сферы изобразительного искусства. Характеристика человека как творца. Тема труда в произведениях живописи.







16.

28.12




Волшебный мир театра.

Введение новых знаний

История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра.







Раздел III. В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна (10 ч)

17.

18.01




Гжельская роспись.

Введение новых знаний

Древние корни народного искусства. Связь времён в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов. Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приёмы росписи.







18.

25.01




Дымковская роспись.

Введение новых знаний

Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек. Тематика дымковских игрушек.







19.

1.02




Хохломская роспись.

Введение новых знаний

Хохломской промысел. «Золотая хохлома» - один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика её технологии. Приёмы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи.







20.

8.02




Орнамент в архитектуре.


Введение новых знаний

Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур.







21.

15.02




Орнамент в архитектуре.

Введение новых знаний







22.

22.02




Искусство оформления книги.


Введение новых знаний

Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы.







23.

29.02




Искусство оформления книги.

Введение новых знаний







24.

7.03




Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.


Введение новых знаний

Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.







25.

14.03




Прикладное искусство и дизайн.


Введение новых знаний

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. Многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры.







26.

21.03




В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна.


Урок-игра

Обобщение изученного материала по разделу «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»







Раздел IV. Искусство в жизни людей (8 ч)

27.

4.04




Портрет моего друга.


Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения. Система пропорций и пропорциональных отношений в изобразительном искусстве.







28.

11.04




Течения и направления в изобразительном искусстве XX века.

Введение новых знаний

Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века. Традиции и новаторство в искусстве.







29.

18.04




Проект «Фантастический город»

Урок-практикум







30.

25.04




Искусство зарубежных художников конца XIX – начала XX вв.

Введение новых знаний

Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. Ванн Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др.







31.

2.05




Авангардизм в натюрморте настроения.


Введение новых знаний

Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов.







32.

9.05




Воздушная перспектива.

Введение новых знаний

Световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения. Законы воздушной перспективы.







33.

16.05




Природа в изобразительном искусстве.

Урок-повторение

Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре.







34.

23.05




Музеи мира.

Урок-обобщение

Ознакомление с хранилищами мирового искусства – музеями. Крупнейшие художественные музеи страны и мира.