В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В мбдоу отмечается рост детей имеющих трудности в развитии и проблема... 1 50.88kb.
Нарушения речевого развития детей, будь то ффн, онр, заикание и др... 1 85.32kb.
Как выдумаете, когда начинается развитие детской речи 1 144.98kb.
С 28 января на территории г. Краснокаменска отмечается рост заболеваемости... 1 21.77kb.
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного... 1 56.71kb.
Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений... 1 161.45kb.
Почему ребенок читает и пишет с ошибками? Слайд 1 1 101.84kb.
Домашние задания по лексическим темам [Деревья], [Посуда] для ребёнка... 1 46.93kb.
Педсовет "Дидактические игры как эффективное средство развития речи... 1 44.76kb.
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей 8 3506.14kb.
«Речевая готовность детей к обучению в школе» 1 24.85kb.
Равновесие при производстве общественных и частных благ 1 26.86kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения - страница №1/1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «Березка»

Г. СНЕЖНОГОРСК

Дополнительная программа коррекционной направленности

«Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 5 – 6 лет»
(Срок обучения 1 год)





Составитель:

Учитель-логопед



КУРЫШОВА Виктория Владимировна


2011
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФН и дислалиями различной степени тяжести остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте. Раннее выявление и проведение направленной коррекции позволяет своевременно исправить имеющийся дефект и подготовить ребенка к школе. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель – логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп детей с ФФН, на основе которых составляется рабочая программа.

Данная программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 5-6 лет разработана на основе:



  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: МГОПИ, 1993.

В программу включены следующие методики:

  • Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

  • Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

  • Фомичёва М. Ф., Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Использованы авторские разработки:

  • Граб Л.М. Шибаева Л.В. «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,

  • Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».

Данные разработки позволяют систематизировать работу по коррекции звукопроизношения и построить планирование работы по коррекции грамматического строя речи и связной речи для дошкольников, имеющих ОНР.

Данная Программа предназначена для работы с детьми имеющими фонетико– фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения. В логопункт зачисляются дошкольники, имеющие ФН и ФФН, а также дети, имеющие ОНР, но не зачисленные в логопедическую группу по различным причинам. Основной работой логопункта является устранение нарушений звукопроизношения, поэтому работа по формированию грамматических категорий и развитию связной речи не является ведущей, она включена в раздел автоматизации звуков.

Программа рассчитана на 1 год. Планирование составлено из расчета 2 групповых занятия в неделю по развитию фонематической стороны речи и 2 - 3 занятия индивидуальных по коррекции звукопроизношения. На каждую подгруппу или ребенка создается индивидуальное планирование на основе перспективного планирования, представленного в данной программе. Индивидуальное планирование может включать в себя все основное планирование либо его часть (в зависимости от нарушенных звуков). В случае, если у ребенка нарушено большее количество звуков, чем представлено в основном планировании, в индивидуальный план вносится дополнение.

Цель программы. Коррекция нарушения звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Задачи программы:

1.Развитие речевой моторики.

2. Развитие речевого дыхания.

3.Развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа слова.

4. Устранение неправильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи детей, дифференциация звуков.

5. Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.



Основными направлениями работы являются:

- Формирование полноценных произносительных навыков.

- Формирование фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов.

- Формирование умения у детей составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение.

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, рассказом, постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.



Организация процесса обучения.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки, координацией в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются:

- групповые занятия;

- индивидуальные.

В группы дети объединяются в зависимости от группы нарушенных звуков, вида дислалии, наличие дизартрического компонента. Данные группы подвижны в зависимости от динамики коррекционного воздействия.



Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 2 до 5 раз в неделю).

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

- групповое занятие: 20 – 25 минут;

- индивидуальное занятие: 10 – 15 минут.

Содержание программы определено с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

- от простого к сложному,

- систематичность;

- доступность материала;

- повторяемость материала


Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию ошибок в письменной речи, развитие психических процессов.

Данная Программа предусматривает использование в работе практических, наглядных, словесных методов и приемов, а так же использование ИКТ.

В ходе занятий широко используются дидактические игры и упражнения. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

Данная программа включает: пояснительную записку, перспективное планирование, список используемой литературы.

По окончанию курса у ребенка должны быть сформированы фонематические процессы, навык правильного произношения и различения фонем родного языка, навык самоконтроля

Данные результаты отслеживаются в соответствии с возрастными нормами речевого развития с использованием логопедических методик.
Перспективно-тематическое планирование групповых занятий

с детьми 5 – 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Номер занятия

Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

1 - 3

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

- Образование множественного числа существительных;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;






4 - 5

Звук А

Знакомство с понятием «слово», «звук», «гласные звуки», выделение заданного звука из потока звуков, выделение в словах первого гласного звука.

- Слова – антонимы.

- Согласование существительного с прилагательным в роде и числе;

- Образование глаголов единственного и множественного числа.




6 - 7

Звук У

Выделение заданного звука из потока звуков, анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Составление предложений по демонстрируемому действию.






8 - 9

Звуки А - У

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

- Образование существительных единственного и множественного числа;

- Согласование существительного с прилагательным.

- Изменение глаголов по лицам.


Пересказ текста по демонстрируемому действию.

10

Звук И

Выделение звука из состава слова, анализ звукового ряда типа а, о, у, и.

- Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Составление предложений по вопросам.


Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

11 - 12

Звуки А – У - И

Анализ и синтез сочетаний (АУИ, ИАО), определение в словах последнего гласного звука.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Изменение глаголов по лицам.





13 - 14

Звук О

Выделение звука О из состава слова, анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУО, ИУО).

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Согласование числительных с существительными в роде, падеже, числе;

- Образование однокоренных слов (кот – котенька, котище, коток, котик).


Пересказ текста по демонстрируемому действию.

15 - 16

Звуки О - У

Определение в словах последнего гласного звука.

- Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Составление предложений по опорным картинкам.


Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

17

Звуки А – О – У - И

Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ).

- Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей животных;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Согласование числительных с существительными.





18

Звук Ы

Определение наличия отсутствия гласного звука в словах, слов с заданным звуком.

- Образование существительных в предложном падеже единственного и множественного числа;

- Согласование притяжательных местоимений с существительными. - Составление предложение по опорным словам.



Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки.

19 - 20

Звуки Ы - И

Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний звуков.

- Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом – ин.



Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

21 - 22

Звуки М, МЬ

Введение понятия «согласный звук». Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих их двух звуков согласного и гласного (типа ам, ма).

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Составление простых распространённых предложений.



Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

23 - 24

Звуки В, ВЬ

Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слов состоящих из звуков согласного и гласного.

- Образование окончаний существительных в родительном, творительном падежах единственного и множественного числа;

- Образование однокоренных слов;

- Многозначные слова.


Пересказ по плану – схеме.

25 - 26

Звуки Н, НЬ

Выделение звуков Н, НЬ из состава слова, анализ и синтез слогов типа ан, на.

- Образование существительных множественного числа;

- Образование однокоренных слов (брат – братик, братишка, …).



Пересказ без опоры на наглядность


27 - 28

Звуки Ф, ФЬ

Определение наличия - отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком.

- Образование существительных в предложном падеже единственного и множественного числа;

- Согласование местоимений с существительными;

- Употребление предлогов.





29 - 30

Звуки В – Ф, ВЬ - ФЬ

Дифференциация звуков В, ВЬ – Ф, ФЬ. Работа со словами – паронимами.

- Согласование числительных и существительных;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование сравнительных наречий (ярко - ярче).


Составление описательного рассказа о предмете по образцу педагога (по вопросам).


31 -32

Звуки Б, БЬ

Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слов состоящих из звуков согласного и гласного.

- Образование существительных в творительном падеже единственного и множественного числа;

- Согласование существительного с прилагательным;



Составление рассказа по опорным картинкам.

33 -3 4

Звуки П, ПЬ

Анализ и синтез прямого и обратного слога, определение конечного согласного звука в словах.

- Образование существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном падежах;

- Образование прилагательных от существительных;

- Образование однокоренных слов.





36 – 37

Звуки П – Б, ПЬ - БЬ

Полный анализ и синтез слов типа: бак, бык, бок.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Употребление предлогов.


Составление сравнительно – описательного рассказа о двух предметах.


38 - 40

Звуки Д, ДЬ

Определение позиции согласного звука в слове:

начало, середина.



- Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование однокоренных слов;

- Составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и.


Составление рассказа по серии сюжетных картин.


41 - 42

Звуки Т, ТЬ

Определение звука в слове: начало, середина, конец.

- Согласование существительного с числительным;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование приставочных глаголов.

Составление рассказа по сюжетной картине (по вопросам).





43 -44

Звуки Т- Д, ТЬ - ДЬ

Дифференциация звуков Т, ТЬ – Д, ДЬ.

Полный анализ и синтез слов типа: дом, дым, том, там; Дик, тик.



- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.



Пересказ без опоры на наглядность .



45 - 46

Звуки Г, ГЬ

Определение позиции согласного в слове: начало, середина, конец.

- Образование существительных множественного числа;

- Образование относительных прилагательных.




Составление сравнительно – описательного рассказа о двух предметах.


47 - 48

Звуки К, КЬ

Определение позиции согласного в слове: начало, середина, конец. Полный анализ и синтез слов типа: кит, кот.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование сложных слов.



Составление рассказа по серии сюжетных картин.


49 - 50

Звуки Х, ХЬ

Определение позиции (начало, середина, конец) согласного звука в слове, полный анализ и синтез слов типа: пух, мох, муха, мир, Митя.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Употребление предлогов.


Составление рассказа по плану – схеме.

51 - 52

Звуки К – Г, КЬ - ГЬ

Дифференциация звуков К- Г, КЬ – ГЬ. Полный анализ синтез слов кот, год, кит, гид.

- Образование существительных в творительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование глаголов единственного и множественного числа;

- Согласование существительного с числительным.

Составление рассказа по предложенному плану.


53 - 54

Звуки К – Х, КЬ - ХЬ

Полный анализ синтез слов кот, год, кит, гид

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом – ин.

- Согласование существительного с числительным;

- Образование сложных слов.





55 - 56

Звуки С, СЬ

Определение позиции: начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов типа: суп, сок, сиг, Сима.

- Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

- Употребление предлогов;

- Образование сравнительных наречий.


Составление рассказа по плану.

58 - 59

Звуки З, ЗЬ

Полный анализ и синтез слов типа: зубы, козы, Зина.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Употребление предлогов.





60 - 61

Звуки С – З, СЬ - ЗЬ

Дифференциация звуков С – З, СЬ – ЗЬ. Работа со словами - паронимами.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных, обозначающих профессии;

- Употребление предлогов.


Составление рассказа по серии сюжетных картин.


62 - 63

Звук Ц

Звуковой анализ и синтез слов.

- Образование существительных в винительном падеже единственного и множественного числа;

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- Употребление предлогов.


Составление описательного рассказа о предмете по плану - схеме.


64

Итоговое

занятие.











Список литературы:


  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: Лавра, 1993.

  • Ткаченко Т.А.

Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

  • Каше Г. А.

Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1971.

  • Нищева Н. В.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство – Пресс, 2003.

  • Фомичёва М. Ф.

Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

  • Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.

Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Сфера, 2008.

  • Иванова Ю. В.

Дошкольный логопедический пункт. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

  • Крупенчук О. В.

Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей / СПб.: Литера, 2006.

  • Пожиленко Е. А.

Волшебный мир звуков: пособие для логопедов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

  • Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Логопедия М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.

  • С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц

Учим ребёнка говорить и читать правильно. М.: «Гном», 2007.