В. Н. Чубенко на 2013 2014 учебный год - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
2013 год мкоу «усть-волчихинская сш» на 2013 – 2014 учебный год 2 329.9kb.
Рабочая программа по физике в 9 (общеобразовательном) классе базовый... 1 192.77kb.
«Современное дополнительное образование детей. Новые контексты. 1 173.26kb.
Учебный план моу сош №32 Копейского городского округа на 2013-2014... 1 304.52kb.
Учебный план 1-4 классов на 2013-2014 учебный год 1 81.72kb.
2013 г приказ № от 2013г. Рабочая программа по литературе на 2013-2014... 2 357.88kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 97.61kb.
Учебный план на 2013-2014 учебный год 2 298.38kb.
На 2013 2014 учебный год 1 388.12kb.
На заседании кафедры гуманитарно-эстетического цикла 1 197.2kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
В. Н. Чубенко на 2013 2014 учебный год - страница №1/2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

«АГРАФЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Рассмотрено и рекомендовано к применению

Руководитель РМО учителей

русского языка и литературы

____________ О.Н. Лысенко

Протокол № 1

от «___»____________2013 г.








Согласовано педагогическим советом МБОУ «Аграфеновская СОШ»

Протокол № 1

от «30» августа 2013 г.





Утверждено

Приказ № ____

от «___»____________г.

Директор школы:

__________ В.Н. Чубенко




на 2013 – 2014 учебный год.







Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании Р Ф» 2012 г., Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX вв. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского.

Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2012 года в преподавании литературы в средней школе», «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2012 года в преподавании русского языка в средней школе».

Корректировка домашних заданий может производиться с учетом пробелов в знаниях учащихся, климатических условий и других объективных причин.

Используемый учебно-методический комплект:

Русская литература XIX-XX вв.:программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Базовый уровень / В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2013 г.

Русская литература XIX в.10 класс. В 2-х ч.: учебн. для общеобразоват. учреждений / В.В. Агеносов, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 г..
Цели и задачи
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данного планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

• овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

• формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

• совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.


Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;


• развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;
• повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);
• подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

Знакомство с целями изучения литературы на различных уровнях определило цели обучения литературе в старшей школе в целом:

1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения.

Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений разных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.


Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов:

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) образования является:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основой поурочного целеполагания в рабочей программе является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе профильного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Методика организации диалога художественного произведения и личности обучающегося должна строится на основе глубокого доверия к личности школьника, его потенциальным духовным силам, интересам, склонностям, его праву на самостоятельное общение с произведением искусства, которое каждый раз в процессе этого общения обогащается новыми смыслами, становится личной, духовной ценностью самого ученика.


Формы обучения

Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.

Методы и приемы обучения:

 Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).

 Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).

 Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.

 Пересказ (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.

 Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода; приёмы РКМЧП).

 Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц, приёмы РКМЧП).

 Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.

 Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

 Рисование героев, создание иллюстраций.

Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

 регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

 письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;

 реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

 проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;

 проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;

 систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

 анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

 последовательное формирование навыка тезирования, составления разного вида планов
Приоритетные виды учебной деятельности

 рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие текста, заучивание наизусть;

 репродуктивная деятельность: осмысление содержания текста, текстовых реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

 продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

 поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

 исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Виды деятельности учащихся на уроке

 Передача впечатлений о прочитанном, прослушанном.

 Беседа о прочитанном, устные и письменные рассказы, ответы на проблемные вопросы, выполнение проблемных заданий.

 Развернутая характеристика поэтических текстов.

 Работа со словарями.

 Выразительное чтение текстов, комментированное чтение, чтение по ролям.

 Чтение наизусть.

 Письмо по памяти.

 Пересказ прочитанного (разной степени сжатости, включая составление плана), услышанного.

 Взаимопроверка, оценка чтения, рассказа, пересказа одноклассника, прослушивание и анализ.

 Комментирование собственных рисунков.

 Словесное рисование.

 Презентация, защита творческих работ.

 Работа с учебником, рабочими тетрадями, составление цитатного плана.

 Виды работ, связанные анализом произведений (составление словаря языка персонажей, кластеров, синквейнов, подготовка вопросов к дискуссии, подбор материалов для ответов по плану; сопоставительный анализ героев, эпизодов, произведений).

 Подбор цитат для характеристики героев.

 Участие в конкурсах, игре.

 Создание творческих работ (сочинений).

 Выполнение тестовых работ.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теорети¬ко- литературных понятий:

• Осознанное, творческое чтение художественных произведе¬ний разных жанров.

• Выразительное чтение.

• Различные виды пересказа.

• Заучивание наизусть стихотворных текстов.

• Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

• Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков ге-роев и сущности конфликта.

• Устные и письменные интерпретации художественного про¬изведения.

• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического со-держания произведения.

• Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, ком¬ментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

• Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

• Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литера-турных произведений.

В 10-11 классах учащиеся должны иметь тетрадь для классных и домашних сочинений, рабочую тетрадь по литературе.
Виды письменных работ учащихся
1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

- упражнения;

- конспекты первоисточников и рефераты;

- планы и конспекты лекций учителя;

- планы статей и других материалов из учебников;

- сочинения и письменные ответы на вопросы по произведению;

- составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников); кластеров и синквейнов.

2. Проводятся текущие письменные контрольные работы.

3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются нами с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса.

4. Итоговые контрольные работы проводятся:

-после изучения наиболее значимых тем программы;

-в конце полугодия.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма. Поэтика.

- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления

и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм.

Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы:

роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя

речь. Сказ.

- Деталь. Символ. Подтекст.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.

Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Гипербола. Аллегория.

- Стиль.


- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.


Совокупность этих понятий должна обеспечить:

• понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя, центральные «аспекты» которой: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть;

• характеристику не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа;

• усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (сентиментализм, романтизм);

• знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: фантастика.

Базовые эстетические понятия и категории

1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

2. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура былины. Варианты текстов былин. Былинные сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II. 1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ас-социативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.

Образ — персонаж — герой — тип.

Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.

Герой — лирический герой.

Портрет. Коллективный портрет.

III. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов. Авторский замысел и художественная идея.

2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.

3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Баллада. Поэма.

4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия).

5. Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.



IV. Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; «серебряный век» русской поэзии.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе

Основные умения учащихся по литературе. 10- 11кл.

Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - ХХвв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного, письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определение своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди­ка, телевидение, ресурсы Интернета).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отно­шений между частями целого, выделение характерных при­чинно-следственных связей,

  • сравнение, сопоставление, классификация,

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  • владение монологической и диалогической речью, умение пе­рефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, ау­диовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составление плана, тезисов, конспекта,

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в

  • устной или письменной форме результатов своей деятельно­сти,

  • использование для решения познавательных и коммуникатив­ных задачас различных источников информации, включая эн­циклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение

  • навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ТИПОВ

      В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:

      Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 30—35 мин. лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

      Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

      При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и со стороны школьников.

      На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические(изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики — и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. Нередко на уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся в классе своими домашними наблюдениями исследовательского характера.

      Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей позиции. В беседе поискового, эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия (сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.).

      Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе нужно связать с основным курсом.

      Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить и предлагаемые программой произведения зарубежной литературы.

      В 10 классе совершенствуется умение школьников писать сочинения. Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах. Примерная тематика сочинений указана в приложении к методическому пособию.

      В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты. На них уместны различные виды устных или письменных работ контрольного характера, тестирования, коллоквиумы, смотры знаний.

Формы контроля уровня достижений учащихся

Направления


  1. Чтение, работа с текстом:

    • Проверка знания текста художественного произведения.

    • Проверка техники чтения, уровня содержательного анализа и разнообразных переработок текста, его трансформации.

  2. Работа с художественно-языковыми средствами:

  • Проверка степени, качества знания литературоведческих и речеведческих понятий, умений обнаруживать в литературном тексте соответствующее явление, раскрывать его идейный, художественный смысл в данном, конкретном фрагменте текста, а также способности создавать, конструировать подобные языковые, художественные средства, целесообразно использоватьих при составлении собственного текста.

  1. Публичная речь:

  • Проверка умения учащихся выступать публично в устной и письменной форме, отстаивать свое мнение, опровергать ложные точки зрения.

Формы контроля:

  • беглое чтение, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана текста, пересказ разных видов, изложение, тестирование, иллюстрирование произведений и комментирование рисунков;

  • письменный анализ языковых средств, тестирование; сочинение; редактирование предложенного текста;

  • участие в дискуссии, подбор аргументов к предполагаемому тезису; сообщение о произведении; составление списка вопросов учителю о трудном, непонятном в произведении; выступление перед учащимися на предложенную тему; ведение читательского дневника.


Нормы и основные критерии оценки
УСТНЫХ ОТВЕТОВ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Представим этот материал в табличной форме.


Оценка «5»


Оценка «4»


Оценка «3»


Оценка «2»


Оценка «1»


Полно излагается изученный материал, даются правильные определения языковых понятий.

Обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, применяются знания на практике, приводятся примеры не только по учебнику, но и самостоятельно.

Материал излагается последовательно и правильно с точки зрения литературных норм.


См. ответ на «5», но допущены 1-2 ошибки, которые сам ученик исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении.

Обнаруживается знание и понимание изученного, но:

материал излагается неполно и есть неточности в определении понятий или формулировке правил;

нет глубоких и доказательно обоснованных суждений и примеров;

материал излагается непоследовательно, есть ошибки в языковом оформлении.




Обнаруживается незнание большей части изучаемого материала, допущены ошибки в определении понятий и правил, материал излагается беспорядочно и неуверенно.

Обнаруживается полное незнание или непонимание материала.

СОЧИНЕНИЙ

Критерии оценки содержания:


    • Соответствие работы теме и основной мысли;

    • Полнота раскрытия темы;

    • Правильность фактического материала;

    • Последовательность изложения;

  1. Критерии оценки речевого оформления:

  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • Стилевое единство и выразительность речи;

  • Число речевых недочетов.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность и оригинальность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература XIX века

140 часов
Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные иска­ния человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).



Литература первой половины XIX века, в том числе:
Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Нацио­нальное самоопределение русской литературы.


А. С. Пушкин)

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пус­тынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения явля­ются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! по­коя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непо­рочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пуш­кина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и не­избежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лириче­ского героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.



Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Пе­тербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.


М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество



Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).



Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...», « (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творче­стве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив оди­ночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчест­ва особенностями эпохи и личностью поэта.


Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество.

Повесть «Невский проспект».

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских по­вестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.


Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
А. Н. Островский

Жизнь и творчество.



Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.



"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
И.А.Гончаров
Жизнь и творчество.

Роман «Обломов» (Обзор)

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.



Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".
И. С. Тургенев

Жизнь и творчество.



Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психоло­гизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.



Изложение с элементом сочинения по творчеству Тургенева И.С. (возможно сочинение)
Н.А.Некрасов

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...», (возмо­жен выбор других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.



Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.


Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).



Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.


А.А.Фет

Жизнь и творчество



Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.


А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).



Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции..


Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века
М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).



«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.


Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).



Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Особенности сюжета повести. Мотив преступления в произведении. Об­разы основных героев.


Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.



Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя.



Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.


Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
А. П. Чехов

Жизнь и творчество.



Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.



Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра.



Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

ХIХ в.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Симво­лизм.

Г. де Мопассан. Новелла «Плетельщица стульев».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение чувства любви в произведении.

Резервные уроки

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернова И. И. Музыка на уроке литературы // Литература в школе. — 1997. — № 2.

2. Анненкова Е. И. «Дума» М. Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830 годов // Литература в школе. — 1997. — № 6.

3. Недзвецкий В. А. Поэт и его судьба. «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 1999. — № 7.

4. Нахопетов Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 1999. — № 7.

5. Венок Лермонтову (К 180-летию со дня рождения поэта) // Литература в школе. — 1994. — № 6.

6. Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин — Лермонтов — Чехов // Литература в школе. — 1996. — № 1.

7. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. - М., 1967.

8. Штейн А. Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.

9. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

10. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М-Л. 1961.

11. Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993

12. Краснощекова Е. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997

13. Хозиева С. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М.: Рипол Классик, 2002.

14. Цейтлин А. Г. И. А Гончаров. М.: Издательство АН СССР, 1950.

15. Шулятиков В. М. ПРОПОВЕДНИК «ЖИВОГО ДЕЛА» .Памяти И. А. Гончарова."Курьер", 1901 г., No 257

16. Дессе Р. Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым. М., Текст, 2009.

17. Браже Т. Г. К изучению романа Тургенева «Отцы и дети». — Лит-ра в школе, М., 1967, № 4, с. 37—49.

18. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 1983.

19. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.,1979.

20. Николаев П. Революционный роман // Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 1985.

21. Эйхенбаум Б. М. Некрасов // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. С. 35-74.

22. 3унделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971

23. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн. 11. 1913.

24. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева. В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1917.

25. Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб., 1914

26. Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).

27. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.

28. Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.

29. Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

30. Жуков Д. А. Алексей Константинович Толстой. М., 1982. (ЖЗЛ).

31. Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. М., 1976.

32. Эткинд Е. Г. "Против течения": О патриотизме А. К. Толстого // Звезда.1991. 4.

33. Стафеев Г. И. Сердце полно вдохновенья: Жизнь и творчество А. К.Толстого. Тула, 1973.

34. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. — М., 1976.

35. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л.,1987.

36. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. — М., 1976.

37. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

38. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. — М., 1975.

39. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. — М., 1988.

40. Самохвалова Л.Н. Салтыковские места в Кирове. — Киров, 1989.

41. Турков А.М. Ваш суровый друг: Повесть о Салтыкове-Щедрине. — М., 1988.

42. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. — М., 1982; Три еретика. М., 1988.

43. Горелов А.А. Николай Семенович Лесков. История русской литературы XIX века. Вторая половина Под ред. Н.Н. Скатова. — М., 1987. — С. 374-397.

44. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. — Л., 1988.

45. Гунн Г.Л. Очарованная Русь. — М., 1990.

46. Дунаев М.М. Православие и русская литература. — М., 1997.

47. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. — М., 1980.

48. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. — М., 1984.

49. Лесков Н.С. Избранное в двух томах/ Сост., вступит, статья и коммент. В.Ю. Троицкий. — М., 1995.

50. Лесков и русская литература. — М., 1988.

51. Меньшиков М.О. Художественная проповедь// За строкой учебника. — М., 1989.

52. Москалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова: Учеб.пособие. — Ижевск, 1993.

53. Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова). — Л., 1978.

54. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. — Саратов, 1993.

55. Белинский В.Г. Петербургский сборник, изданный Некрасовым // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. — М.. 1982. — Т. 8.

56. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. — М., 1985.

57. Достоевская А.Г. Воспоминания. — М., 1987.

58. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1963.

59. О Достоевском: Творчество Достоевской» в русской мысли. 1831 — 1931 гг.: Сб. статей. — М., 1990.

60. Корякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. — М.. 1976.

61. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. — М., 1956. — Т. 4.

62. Селезнев Ю.И. Достоевский. — М., 1981. (Жизнь замечательных людей).

63. Страхов П.Л. Преступление и наказание Страхов П.Л. Литературная критика. — М., 1984.

64. Колянов В.И. Поэтический мир эпоса. О романе Л. Толстого «Война и мир». — М., 1978.

65. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. — М., 1981.

66. Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом. Переводы, критика, влияния. — М., 1978.

67. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской лирике. — Л., 1989.

68. Шкловский В.Б. Лев Толстой // Собр. соч.: В 3 т. — 2 — М., 1974.

69. Громов М.Л. Книга о Чехове. — М., 1989. Громов М.Л. А.П. Чехов. — М., 1993.

70. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М., 1998.

71. Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. — М., 1989.

72. Капитонова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — М., 2000.

73. Катаев В.Л. Литературные связи Чехова. — М., 1989.

74. Кузичева А.П. «Ваш А.П. Чехов» (Мелиховская хроника 1895-1889). — М., 1994.

75. Лакшин В.Я. Берега культуры. — М., 1994.

76. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч. III. — М., 1994.

77. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. — М., 1980.

78. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам»: Пьесы и водевили Чехова. — М., 1982.

79. Полоцкая Э.Л. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. — М., 1979.

80. Сухих И.Н. «Вишневый сад» А.П. Чехова// Анализ драматического произведения. — М., 1988.

81. Чудаков А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986.



следующая страница >>