В данной брошюре предлагаются методы дыхательной гимнастики, методика профилактики нарушений зрения, упражнения, корректирующие осан - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассмотрев наглядно расположение главной диагонали, учащимся предлагается... 1 24.18kb.
Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей... 1 15.55kb.
Методика для изучения социализированности личности учащегося 1 30.59kb.
Методика развития общеучебных и предметных умений и навыков 1 57.23kb.
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека... 1 52.84kb.
Программа дисциплины «Полезные ископаемые, методика поисков и разведки... 1 31.05kb.
Правила внутреннего документооборота и контроля с использованием... 3 922.83kb.
Урок в 5 классе. Тема урока: 1 37.1kb.
Конспект открытого урока, проведённого во 2 классе «А», по научно-исследовательской... 1 32.15kb.
Сопровождение детей имеющих нарушение зрения в коррекционно-педагогическом... 1 107.78kb.
Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей 1 63.95kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Уголовно-исполнительное... 1 170.8kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
В данной брошюре предлагаются методы дыхательной гимнастики, методика профилактики - страница №1/3



Отдел образования Дятловского образования

Районный учебно-методический кабинет

Государственное учреждение образования

Учебно-педагогический комплекс



Роготновский детский сад – средняя школа”


Комплекс упражнений

по предупреждению перегрузки и утомляемости

младших школьников

Дятлово,

2011

В данной брошюре предлагаются методы дыхательной гимнастики, методика профилактики нарушений зрения, упражнения, корректирующие осанку, физкультминутки на каждый день и методика их использования на уроках.

Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.

Материал подготовлен учителями начальных классов ГУО «УПК Роготновский д/с-СШ»



Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3

Раздел 1. Дыхательная гимнастика……………………………………………….4

Методы дыхательной гимнастики……………………………………..................5

Раздел 2. Зрительная гимнастика………………………………………………..17

Методика профилактики нарушений зрения…………………………………...18

Раздел 3. Формирование и закрепление навыков правильной осанки……………………………………………………………………………..24

Упражнения, корректирующие осанку……………………………………........25

Раздел 4. Физкультминутки на каждый день…………………………….........28

Методика использования физкультурных минуток на уроках…………..........29

Заключение ………………………………………………………………. ……..54

Литература …………………………………………………………………….....55


ВВЕДЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к уловиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.



В.И.Дубровский

Урок – основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10 000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.

Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать.

Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из 100, можно даже считать «профессиональной» болезнью школьников. Но с этой проблемой можно справиться, если вовремя обратить внимание на ребенка и на его дыхание.

Каждый ребенок младшего школьного возраста сталкивается со значительными зрительными нагрузками. Чтобы сохранить остроту зрения, учебный процесс необходимо перемежать с выполнением специальных упражнений для глаз. Улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости, а также расслабление глазных мышц позволяют глазам «отдыхать».

Опорно-двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Одним из результатов этого процесса становится осанка – приобретенное в ходе роста и развития привычное. Непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Неправильная поза во время школьных занятий приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Серьезным нарушением является сколиоз – искривление позвоночника, которое сопровождается смещением и деформацией позвонков. Подобные патологические изменения чреваты дисфункцией легких, сердца и органов таза.

Наиболее эффективное средство профилактики сколиоза – физические упражнения, в которые желательно включать игровые элементы.

Определенная последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности. От учителя в большой степени зависит, как влияет на здоровье учащихся их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательный процесс и внутришкольная среда.





МЕТОДЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Продолжая перечень проблем, связанных с комплексной информатизацией образования, следует отметить, что компьютеры являются источником электростатического, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Известно, что электростатическое поле обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Естественно, дышать таким составом воздуха достаточно вредно, поскольку мы подвергаем себя дополнительному риску возникновения заболеваний верхних дыхательных путей, аллергических заболеваний и др. Несоблюдение гигиенических рекомендаций (отсутствие влажной уборки помещений, проветривания и т.п.) приводит к проблемам со здоровьем школьников.

Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать.

Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из 100, можно даже считать «профессиональной» болезнью школьников. Но с этой проблемой можно справиться, если вовремя обратить внимание на ребенка и на его дыхание.

При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста дыхательным упражнениям, прежде всего обращаем внимание на выдох, добиваясь его продолжительности: «подуй на снежинку», «на одуванчик» и т.д. Или показываем произношение некоторых звуков. Наиболее удобными являются:

«ух-х» - колка дров; «ау-у-у» - заблудился; «ка-а-р» - ворона; «га-га-га» - гуси; «ква-а-ква-а» - лягушка и др.

Существует много систем дыхательной гимнастики: дыхательные упражнения йогов; парадоксальная гимнастика Стрельниковых; система дыхания К. П. Бутейко и др. Все они направлены на развитие дыхательной мускулатуры. Выполнение комплексов дыхательных упражнений является важным восстановительно-профилактическим средством.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является более поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:

- вдох через нос – выдох через рот;

- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;

- медленный выдох, чтобы воздух выходил струей;

- выдох толчками;

- сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

- выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;

- на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж…; писк летающего комара: З-З-З-З…; рычание собаки: Р-Р-Р-Р…; воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С…;

- «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;

- «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох;

- на одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! –ф! –ф! –ф! –ф!...;

- произнесите скороговорку-считалку.



Список скороговорок для дыхательных упражнений

- А мне не до недомогания.

- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Флора Лавру навру.

- В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

- Во мраке раки шумят в драке.

- Водовоз вез воду из-под водопровода.

- Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, про подпрапорщицу промолчал.

- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

- Дробью по перепелам да по тетеревам.

- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

- Жутко жуку жить на суку.

- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у карла украла кларнет.

- Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

- Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

- Краб крабу сделал грабли.

- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

- Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

- Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

- Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

- На горе Арарат рвала Варвара виноград.

- На дворе трава , на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

- Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

- Около кола колокола, около ворот коловорот.

- Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

- Осип охрип, Архип осип.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- По семеро в сани уселися сами.

- Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.

- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

- Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

- Сачок зацепился за сучок.

- Свиристель свиристит свирелью.

- Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

- Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да не все с творогом.

- Ткет ткач ткани на платки Тане.

- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

- Тщетно тщится щука ущемить леща.

- У ежа ежата , у ужа ужата.

- У елки иголки колки.

- У нас гость унес трость.

- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Хвалю халву.

- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

- Шакал шагал, шакал скакал.

- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли два гроша.

Основная цель дыхательных упражнений – выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

Йоги считают: чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать следует реже, но вдыхать глубже. Нормальная частота дыхания – около 10 вздохов в минуту в спокойном состоянии и не больше 40 при напряженной физической работе.



Успокаивающее дыхание. Нормальный вдох, продолжительный выдох; пауза в два раза короче, чем вдох.

Мобилизующее дыхание. Продолжительный вдох, пауза в два раза короче, чем вдох; выдох нормальный, произвольный. Вариант: вдох через левую ноздрю при закрытой правой, выдох через правую; вдох через правую при закрытой левой и т.д.

Ритмическое дыхание. Варианты: 1) спокойный, легкий вдох – пауза – такой же выдох – пауза – чуть довыдохнуть – пауза – цикл повторяется; продолжительность вдоха и выдоха – по самочувствию; 2) вдох четырьмя порциями – пауза – выдох четырьмя порциями; такое дыхание способствует нормализации возбудительных и тормозных процессов при расстройствах нервной и сердечно-сосудистой систем.

Вьетнамский метод дыхания. Глубокий вдох – пауза – активный полный выдох – пауза. При вдохе максимально надуть живот, при выдохе максимально втянуть живот.

Полное дыхание йогов. Стоя или сидя прямо, развернув плечи, сделать выдох до конца, а затем усилием диафрагмы, направленными вниз, выдвинуть живот вперед (насколько получится) и, вдыхая воздух, раздвинуть средние ребра. Затем расширить верхние ребра вплоть до ключичных (поднимая ключицы кверху). Теперь легкие наполнены воздухом хорошо. Но чтобы он попал в окраинные части легких, надо, задержав (на конце вдоха) дыхание, втягивать живот (насколько возможно) несколько секунд, и, не опуская диафрагмы, сделать медленный выдох.

На начальном этапе рекомендуется дышать так: вдох – 8 с, задержка дыхания – 4 с, выдох – 8 с, задержка – 4 с. Позже можно согласовывать дыхание с шагами или биением пульса.

Для здорового человека достаточно 10-15 мин полного дыхания в день. Полное дыхание способствует оздоровлению дыхательной системы, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, нормализация кровяного давления. Положительно влияет оно и на нервную систему: улучшает настроение, снимает чувство тревоги, придает уверенности в себе.

Очищающее дыхание. Сделав медленно глубокий вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через сложенные трубочкой губы, не надувая щек. Кончик языка прижать к нижним зубам, но не прятать его. Силу толчков постепенно уменьшать. Каждая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Вначале можно выполнять не более трех актов очищающего дыхания. При этом способе дыхания из организма выходит «остаточный» углекислый газ, проходит чувство усталости.

Стимулирующее шипящее дыхание. Глубокий вдох, задержка и выдох через рот как можно медленнее и полнее, издавая свистящий звук, как при произнесении сссс (сопротивление выходящему воздуху создает язык).

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко. Ее суть – в освоении неглубокого дыхания. По мере задержки дыхания и при неглубоком дыхании в организме нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы.

Тест на задерживание дыхания (для проверки здоровья): после небольшого вдоха в покое следует как можно дольше задержать дыхание; если трудно не дышать после 3-5 с, то это – признак серьезной болезни; пауза в 30 с свидетельствует, что человек здоров, но он «глубоко дышащий»; абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 мин, а при тренировке – и более.



Дыхательная гимнастика Стрельниковых (парадоксальная гимнастика). Суть методики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выход после активного, «эмоционального» вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А. Н. Стрельниковой, рекомендуется выполнять вдох при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении. (Обычно: вдох – при расширении грудной клетки, выдох – при сжатии.)

Гимнастикой Стрельниковых можно заниматься и детям (с 3-4 лет) и взрослым. Ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа!

Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

Счет в дыхательной гимнастике Стрельниковых – только на 8, считать мысленно, а не вслух. Если сбиваетесь, с каждой «восьмеркой» откладывайте спички (12 спичек). Каждое упражнение нужно делать 12 раз по 8 вдохов-движений (норма 96 вдохов-движений, или «стрельниковская сотня»), отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмерки».

При хорошей тренировке (обычно через месяц после начала занятий) можно в каждом упражнении делать уже не по 8 вдохов-движений подряд, а по 16 или 32 без остановки. Затем пауза 3-5 секунд (можно отдыхать до 10 секунд) и снова 16 или 32 вдоха-движения. Итак, в каждом упражнении нужно делать по 96 (3 раза по 32) вдохов-движений.

Если вы уже делаете упражнение не с 8, а с 32 вдохами-движениями, то все равно мысленно отсчитывайте восемь.

Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя следующие упражнения:


  1. «Ладошки» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  2. «Погончики» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  3. «Насос» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  4. «Кошка» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  5. «Обними плечи» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  6. «Большой маятник» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  7. «Повороты головы» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  8. «Ушки» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  9. «Маятник головой» - 12 раз по 8 вдохов-движений.

  10. «Перекаты»:

а) 12 раз по 8 вдохов-движений – с левой ноги;

б) 12 раз по 8 вдохов-движений – с правой ноги.



  1. «Шаги».

а) «Передний шаг» - 32 вдоха-движения;

б) «Задний шаг» - 32 вдоха-движения;

в) снова «Передний шаг» - 32 вдоха-движения.

Упражнение «Ладошки»

Исходное положение (И.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» - «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (т.е. «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

Упражнение «Погончики»

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос»

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка – о.с.). сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Кошка»

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи»

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае не менять их (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка)

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение можно делать сидя и лежа.



Упражнение «Большой маятник»

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола» - вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Поворот головы»

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо – сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Ушки» («Ай-ай»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) – резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) – тоже вдох. Вниз – вверх, вдох «с пола» - вдох «с потолка».выдох должен успевать уходить после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо, ва крайнем случае, - тоже через нос).

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Перекаты»

А. станьте: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус – тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед – назад, приседание – приседание, вдох – вдох.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.



Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая – сзади. Повторите упражнение с другой ноги.

Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.



Упражнение «Шаги»

А. «Передний шаг» (рок- н – рол)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх – и.п, правое колено вверх – и.п.). нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Норма 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.



Б. «Задний шаг»

И.п. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и.п. – выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте танцевальное приседание.

Это упражнение можно делать только стоя.

Норма 4 раза по 8 вдохов-движений.


Из всех методов дыхательной гимнастики наиболее выраженный оздоровительный эффект вызывают те рекомендации, в которых предлагается оптимальное сочетание частоты, продолжительности и интенсивности занятий. Правильно выполняемые дыхательные упражнения не просто оздоровляют организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

Выполнение дыхательных упражнений эффективно в хорошо проветренном помещении.



Дыхательная гимнастика

1. Чудо-нос

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.



2. Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыха­ете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вды­хать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.



3. Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четы­ре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1- 8 медленно выдыхают.



4. Паровоз

Вариант 1

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

Вариант 2

Ускорять речитатив до максимального тепла, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

5. Музыкальный алфавит

Упражнения выполняются несколько раз:

1 – дыхание переводим после каждой строчки;

2 – дыхание переводим через строчку.

Постепенно произносить алфавит на одном дыхании, желательно под музыку.

А, б, в, г, д, е, ё;

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!

6. Скороговорки
Музыкальные

После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важ­но стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тог­да, когда воздух полностью закончится.

Речитатив

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз


Егорка, два Егорка, три Егорка... * v

Учитель может использовать любую другую скороговорку в соот­ветствии с темой урока.

7. Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых».
Повторить не менее 8 раз.


8. Ветерок

Поднять голову вверх, вдох. Опустить, голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (по­дул нежный ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

9. Труба

И. п. – ноги вместе, руки согнуты перед собой (имитируя игру на трубе). Вдохнуть и, подражая нажиманию на клавиши, выдыхать, произнося: « Ту-ту-ту».





МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ
Упражнения для глаз
Каждый ребенок младшего школьного возраста сталкивается со значительными зрительными нагрузками. Чтобы сохранить остроту зрения, учебный процесс необходимо перемежать с выполнением специальных упражнений для глаз. Улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости, а также расслабление глазных мышц позволяют глазам «отдыхать».

Упражнения для глаз всегда выполняются без очков.



Филин. Ребятам предлагается закрыть глаза на 3-4 с, а затем широко раскрыть их и смотреть вдаль не моргая 5-6 с.

Далеко-близко. Педагог называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет учитель.

Пчела. Дети сидят на стульях, спина прямая. Педагог предлагает им вообразить пчелу, которая медленно кружится на некотором расстоянии от них. Нужно сфокусировать свой взгляд на движущейся «пчеле» и выполнять таким образом круговые движения глазами. В конце упражнения пчела садится на переносицу – дети также должны проследить взглядом за ее приземлением.

Звезда. Педагог предлагает детям представить, что стены помещения стали прозрачными и сквозь них можно видеть звездное небо. Каждый ребенок выбирает на небе у горизонта «свою звезду» и рассматривает ее некоторое время. После этого звезды «перемещаются» на переносицы, и там они рассматриваются детьми. Затем звезды «переносятся » на прозрачную стену, дети продолжают рассматривать их там. Таким образом, несколько раз по команде педагога дети фокусируют свой взгляд на крайних (переносица и линия горизонта) и промежуточной (прозрачная стена) точках расположения звезд.

Восьмерка. Дети стоят прямо. Ведущий предлагает зафиксировать взгляд на изображении большой горизонтальной восьмерки. Необходимо плавно, без скачков скользить по ней взглядом – несколько раз в одном направлении, столько же – в другом.

Дирижер. Педагог предлагает детям вообразить себя на некоторое время дирижерами больших оркестров. Они берут в свои руки дирижерскую палочку (ручку, карандаш) и, сконцентрировав на ее кончике свой взгляд, начинают под музыку «дирижировать» оркестром. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.
Гимнастика для глаз


  1. Гимнастика для глаз на офталъмотренажере.

На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево - вправо, по (и против) часовой стрелке по внешнему и внутреннему овалам, по кру­гам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Это делает схему яркой, красочной. Упражнения вы­полняются стоя [3].


  1. Использование разного рода фигур и линии, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана размером 1х2 м изображаются какие-либо цветные фи­гуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или при­чудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на по­толке классной комнаты). По просьбе учителя дети начина­ют «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упраж­нения выполняются стоя [3].


  1. Работа с расположенными на стенах классной ком­наты карточками.

На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов оt 1 до 3 см.). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыс­кивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т. д.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко
1. Верх - вниз, влево - вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.



2.Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.



3. Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводитьвзгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.



4. Покорчим рожицы

Учитель предлагает изобразить мордочки различных жи­вотных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдо­га, волка, мартышку и т. д.)

5. Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать сво­им носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соот­ветствии с темой урока.)



6. Раскрашивание

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.



7. Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону, поочередно проследить за движением указанного пальца левой руки, а затем – правой.



8. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их нос начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным отсчётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика [3, с. 26-27].


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(разработана доктором медицинских наук В. Ф. Базарным)
Упражнение 1. Исходное положение — стоя или сидя. Сделать 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа—налево, затем слева—направо.
Упражнение 2. Исходное положение — стоя или сидя. Сделать 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх. Упражнение 3. Исходное положение — стоя или сидя. Сделать 15 круговых вращательных движений глазами слева—направо:

Упражнение 4. Исходное положение — стоя или сидя. Сделать 15 круговых вращательных движений глазами справа—налево:

Упражнение 5. Исходное положение — стоя или сидя. Сделать 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую сторону, затем в левую, как бы вычерчивая лежащую на боку цифру 8 (см. схему тренажера):
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1—4 КЛАССОВ

(разработан профессором Э. С. Аветисовым)

Упражнение 1. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку парты. Сделать глубокий вдох, а затем, наклонившись вперед к крышке парты, выдох. Повторить 5—6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку. Вначале сильно сжать веки, а затем открыть их. Повторить 4— 5 раз. Упражнение 3. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки и вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску в течение 2—3 секунд, затем поставить палец правой руки на уровне лица на расстоянии 15—20 см от глаз и перевести взгляд на кончик пальца на 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение — сидя. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, затем поднять руки вверх и одновременно сделать вдох, после этого их опустить и одновременно сделать выдох. Следить за руками, не поднимая головы. Повторить 5—6 раз.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

(Сан ПиН 9-131 РБ 2000. Приложение 7)

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.



ВАРИАНТ 1

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—б. Повторить 4—5 раз. 2. Посмотреть на переносицу я задержать взгляд на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводят упражнения с фиксацией взгляда налево, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз. 4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

ВАРИАНТ 2

  1. 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4— 5 раз.

  2. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1—4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1—б. Повторить 4—5 раз.

  1. Не поворачивая головы (голова—прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо—вниз—влево и в обратную сторону: вверх—влево—вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—б прямо; после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево—прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—б. Повторять 4—5 раз.

ВАРИАНТ 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10—15.

2. Не поворачивая головы (голова — прямо), с закрытыми веками, перевести взгляд направо на счет 1—4, затем налево на счет 1—4 и прямо на счет 1—---б. Перевести взгляд вверх на счет 1—4, опустить вниз на счет 1—4 и перевести прямо на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

Гимнастика для глаз по методу СА. Шичко 1. Пальминг Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать. 2. Вверх-вниз, влево-вправо двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний ,в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. IIокорчим рожи Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед -- влево вправо - вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в

правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)



6. Рисование носом детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание .Учитель предлагает детям закрыть глаза, представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.

следующая страница >>