Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка», запишите... 1 113.93kb.
«содружество муз. Интеграция изо и музыки на уроках искусства» 1 41.13kb.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки 7 класс 1 42.71kb.
Пояснительная записка к уроку математики в 3-ем классе по теме: «Закрепление... 1 100.09kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Урок по теме: «О чем говорит музыка» (с применением цор) Цель. 1 42.05kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
План-конспект открытого урока в 8 классе Учитель физики и информатики... 1 66.17kb.
Учебно-тематический план предмета «Искусство» 8 9 класс 1 78.51kb.
Урок по немецкому языку в 7 классе по теме : «Auf dem Lande es auch... 1 40.48kb.
№5 12-18 февраля 2003 год возвращение блудного попугая 1 20.67kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» - страница №1/1

Аннотация к уроку
Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» запланирован в 3 четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

ЦЕЛЬ УРОКА: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

ЗАДАЧИ:


  1. показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  2. дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

  3. развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Музыкальный центр;

  2. Телевизор и видеомагнитофон;

  3. Доска;

  4. Фортепиано;

  5. Раздаточный материал.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.


  1. ОРГМОМЕНТ

  2. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»




    • Распевание;

    • Работа над первым куплетом;

    • Отработка чистоты интонирования;

    • Пение по фразам. Выразительность исполнения.

    • Разучивание второго куплета;

    • Работа над текстом.




  1. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.



  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?

  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.



  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

  • Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)

  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

  • Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  • Согласны ли мы с вами с этим утверждением?

  • Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.



Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):


  • Какими словами можно передать настроение этих полотен?

  • Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?

  • Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?

  • Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?

  • Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?

  • Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт

Физминутка (дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой)


6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.



  • А какая она по характеру средняя часть этого произведения?

  • Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?

  • Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.

  • Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?

  • Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно, рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.



9. ИТОГИ УРОКА.