Урока: «Мораль» Эпиграф: «Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока: «Мораль» Эпиграф: «Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух - страница №1/1

Тема урока: «Мораль»

Эпиграф:

«Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра».

(Б.Пастернак)



Технологическая карта урока.
Тип урока. Урок изложения нового материала

Цели урока:

- образовательные – знакомство учащихся с основными категориями морали - «добро» и «зло», дать определение понятиям «мораль» и «этика»

- развивающие – формировать навыки работы с текстом, с таблицами, умение осуществлять сравнительный анализ и обобщать материал, развивать логическое мышление;

- воспитательные – воспитание нравственных качеств, сформировать у учащихся представления о добре и зле и умение различать их в реальной жизни; подвигнуть к желанию творить добро и приносить радость людям.

Методы: словесный, частично поисково-исследовательский, метод сравнительного анализа, метод гипотез.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, коллективная.

Средства обучения: учебное пособие, притчи, пословицы, ИКТ (если в классе есть компьютер)

Место проведения занятия: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми.
Данный урок проводится в 6 классе по программе Кравченко А.И. и соответствует параграфу 22 учебника «Обществознание» для 6 класса (авторы А.И.Кравченко, Е.А.Певцова). Конспект урока разработан на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, при котором учитель является консультантом, советчиком, координатором учебного процесса и дети самостоятельно добывают знания. Особый упор сделан на духовно-нравственное воспитание.

Ход урока.
Организационный момент.

Задача учителя на этом этапе урока – правильно поставленными вопросами вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, актуализацию темы и постановку учебных задач, составление плана урока.

Настраиваю учащихся на эффективную учебную деятельность: Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.



Выход на тему урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обращаю внимание учащихся на эпиграф урока, который написан на доске:

«Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра».

И спрашиваю: «Какая проблема поднята в данных стихах известного писателя и поэта Бориса Пастернака?»

Далее задаю вопрос:

-Какая из социальных норм, написанных на доске, регулирует поведение человека с точки зрения добра и справедливости?

(на доске слова: обычай, право, мораль, традиция, этикет)

Значит, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о чем?

Записываем тему урока: «Мораль».


Учащиеся легко выявляют проблему – это проблема добра и зла.

Учащиеся говорят: «Мораль».

Ответ: о морали
Дети записывают тему в тетрадь.


Актуализация темы: Мораль возникла ещё в древности, в первобытные времена. В ту далекую пору она помогла человеческому роду выжить.

- А как вы думаете, может быть, сейчас говорить о морали неактуально? Или тема морали значима и сейчас?



Учащиеся высказывают свои версии об актуальности темы и приходят к общему выводу, что проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.



Постановка учебных задач. Совместная разработка плана изучения нового материала. Спрашиваю: «О чём мы сегодня, на ваш взгляд, будем говорить на уроке, что мы должны узнать?»
Обобщаю высказывания учащихся и вместе составляем план урока, который записывается на доске:

План урока:

1. Что такое мораль

2. Соотношение морали и права

3. Основные понятия морали.


Дети предлагают свои варианты ответов, пытаются сформулировать пункты плана: что такое мораль, основные понятия морали, как мораль соотносится с другими социальными нормами и т.д.


Дети записывают план урока в тетрадь.




Решение учебных задач или реализация плана. Цель учителя при решении первой учебной задачи (реализация первого пункта плана): научить детей навыкам групповой работы, умению работать в команде; развитие творческих способностей детей. Задача учителя - учащиеся должны самостоятельно сформулировать понятие «мораль».

Говорю, что мы приступаем к реализации первой учебной задачи, что работаем в парах и должны ответить на вопрос, что такое мораль и должны попытаться самостоятельно придумать определение морали.

Прохожу по рядам, контролирую, как идет работа в парах, затем заслушиваю определения. После этого даю задание: «Сейчас мы будем работать в группах. Из двух получившихся определений выберите лучшее, какое вам больше нравится». Если какая-то группа не справилась с заданием, то диктую определение морали и ввожу понятие «этика». Сообщаю, что этика – это учение о морали, что первым ввёл это понятие Аристотель, древнегреческий ученый.

После этого говорю, что первая учебная задача успешно решена и предлагаю учащимся оценить свою работу на данном этапе урока



При решении первой учебной задачи
учащиеся сначала работают в парах, а затем в группах (4-5 групп в зависимости от количества учащихся)

В парах придумывают своё определение морали, составляют предложение и записывают в тетрадь. Затем зачитывают свое получившее определение.


После работы в группах учащиеся озвучивают наиболее понравившееся им определение. Как правило, какая-то группа (или несколько групп) всегда выходит на правильную формулировку понятия «мораль».

Дети записывают в тетрадь определение морали: «Мораль – это система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека с позиций добра и справедливости». Затем записывают в тетради, что такое этика, что Аристотель первым ввёл это понятие.

Оценивают сами свою работу по 5-балльной системе на этом этапе урока.



Приступаем к решению 2-ой учебной задачи: мы должны выяснить соотношение морали и права, что общего между ними и чем они различаются. Работаем по учебнику и в рабочей тетради делаем записи. Но в учебнике вы не найдете полного ответа, что общего между правом и моралью. В учебнике отмечается только одно общее положение между ними, мы же должны выделить не менее 3-4. Поэтому методом выдвижения гипотез и предположений мы должны придти к истине.
(если есть компьютер в классе, используются ИКТ, слайд № 1: Общее между правом и моралью; если нет, учитель диктует под запись)

Теперь мы должны выявить различие между правом и моралью. Разные учёные, специалисты по-своему определяют разницу между моралью и правом. Проведём небольшую исследовательскую работу – анализируем содержание учебника, стр. 146. Вы – юные исследователи. В учебнике слабо освещено различие между моралью и правом, вы исследуйте, додумывайте, открывайте для себя знания.

В рабочей тетради оформляем таблицу. (слайд №2: Различия между правом и моралью»)

После завершения оформления таблицы предлагаю сделать учащимся вывод по второму пункту плана, учитель обобщает выводы учащихся

Теперь вы должны оценить свою работу на этом этапе урока: если вы смогли указать 3 отличия, ставьте себе – «5», если 2 пункта – «4», если 1 пункт – «3». (3 пункта должны указать обязательно, так как они есть в учебнике, остальные додуманы).

_________________________________

Переход к решению третьей учебной задачи. Говорю, что основными категориями морали являются добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть. К сегодняшнему уроку у вас было домашнее задание - нарисовать добро и зло. Проверка домашнего задания – творческих работ.

- Какими цветами в рисунках вы изобразили добро и зло?

- Что вы пытались выразить через рисунок?

Далее учитель обращает внимание на то, что представления о добре и зле зародились в глубокой древности. Человек, живший в первобытные времена, был уверен, что в мире существуют добрые и злые духи, что миром правят боги, устраивали праздники в их честь, жертвоприношения. Религия оказывала большое воздействие на нравственность человека, на развитие личности.

Во всех мировых религиях и философских учениях провозглашаются нравственные ценности. Так, древнекитайский философ Конфуций, говорил: «Не делай другим того, чего себе не желаешь» (слайд №3: Портрет Конфуция и его выражение).

Это стало золотым правилом нравственности. Мы живём с вами в православной стране, поэтому должны следовать христианским заповедям, например, таким как:

1)Возлюби ближнего своего как самого себя;

2)Почитай отца своего и мать свою.

(демонстрируется слайд №4: Христианские заповеди)

Учитель в диалоговой форме подводит учащихся к мысли, что нужно уважать старших, уважать своих учителей.

- А зачем надо почитать родителей, старших?

Учитель сообщает сам, так как чаще всего дети не знают точного ответа: христианская мораль, религия учит – чтобы самому жить долго.

Затем учитель зачитывает Притчу о двух волках.

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Вопрос к классу:

- Понял ли внук слова деда? А вы?

- О чём заставляет задуматься притча? (Добро и зло существует в каждом человеке.)

- Как вы понимаете слова старика–мудреца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

Учитель обобщает и делает вывод: Надо работать над собой, над своей душой, и эту работу надо начинать как можно раньше.



Работа с пословицами, с народной мудростью. Учитель предлагает рассмотреть слайд №5 (при отсутствии компьютера можно написать на доске с обратной стороны, до этого закрыто):

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посеешь добродетель – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

И предлагает обсудить данную народную мудрость, которая дошла до нас из глубины веков.

Диалог учителя с учащимися:

- Быть добрым и добреньким – это одно и то же, или нет?


- А какой добрый поступок вы совершили вчера, в последние дни?

Далее учитель предлагает еще раз вспомнить, как звучит золотое правило нравственности. Если ученики не могут воспроизвести, то открывают учебник, стр. 148 и формулируют это правило

___________________________________

Проверка понимания новой темы.

- Итак, подведем итоги: назовите основные категории морали.

- Как называется наука, изучающая мораль?

- Какого человека можно назвать нравственным?
________________________________

Домашнее задание: параграф 22 и составление таблицы; распределить качества человека по двум группам: 1) моральные качества 2) аморальные (безнравственные) качества. Выполнение домашнего задания объясняется на одном из примеров, например, честность – это моральное качество, а лживость - это аморальное качество.

___________________________________



Рефлексия

- Что почувствовали на уроке?

- Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?

- Полезен ли был урок?

- Надо ли говорить о добре и зле?

-Достаточно ли знать просто нравственные нормы?

Завершая урок, учитель говорит: «Чтобы мир вокруг нас стал лучше, давайте стараться делать в жизни больше добрых поступков!

Заключительные слова: «Спешите делать добро! Спасибо за урок»


Ученик спросил Конфуция: «Есть ли правило, которым можно руководствоваться всю жизнь?»

Конфуций ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».


Существует древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил мудрецов изложить содержание священных книг так коротко, чтобы не утомиться. Мудрецы ответили: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Вывод: золотое правило требует хорошего отношения ко всем людям, независимо от национальности, религии, расы.
А в начале нашей эры золотое правило прозвучало из уст Христа. Стр.148-149.

И сейчас это золотое правило является главным правилом доброго человека. Как вы думаете, почему?

1)Потому что лучше не скажешь.

2)Сказано кратко и понятно.

- какой нормальный человек пожелает себе плохого?

Вывод: Золотое правило требует хорошо относиться ко всем.


Работа с учебником (стр.146) и с рабочей тетрадью (стр.75). В рабочей тетради выполняют задание: «Общее между моралью и правом»

Учащиеся предлагают свои предположения и версии, заносят их в свою рабочую тетрадь. Не все справляются, так как задание сложное. После проверки у всех учащихся в тетради появляется запись:

Общее:

1)и мораль, и право являются социальными нормами;

2) и мораль, и право регулируют поведение человека;

3) и мораль, и право ограничивают поведение человека (есть вещи, которые делать нельзя);

4) обе социальные нормы созданы и действуют с позиций справедливости

Продолжают работать с учебником и оформляют таблицу: «Различия между правом и моралью». После проверки у всех в тетради должна появиться таблица.



Право

Мораль

1)правовые нормы существуют в законах

(записаны);


2)за выполнением правовых норм следит государство;

3)за невыполнение правовых норм – юридическая ответственность;


4)правовые нормы общеобязательны;

5)право регулирует только поступки людей, не вмешивается в мир чувств.




1)моральные нормы не за-писаны, доку-ментально не оформлены;

2) выполнение моральных норм обеспечивает об-щество, обще-ственное мнение;

3)за невыполне-ние моральных норм – общест-венное осуждение;

4)моральные нормы дают человеку свободу выбора;

5)мораль охватывает и поступки, и чувства (любовь, дружба).

Учащиеся делают вывод: И мораль, и право являются социальными нормами и регулируют поведение людей, в то же время они различаются: правовые нормы общеобязательны и за ними стоит сила государства, а моральные нормы дают выбор человеку – как поступать.



Самооценка учащихся: учащиеся оценивают себя сами, анализируют, что у них у самих получилось, что при помощи класса и учителя, ставят себе отметки.

_________________________________________

Учащиеся выходят к доске и представляют свои творческие работы на альбомных листах, комментируют, почему именно так изобразили добро и зло, что пытались выразить через свои рисунки (например, добро в виде ангела, а зло в виде чёрта; добро рисуют светлыми красками, а зло – темными).

Учащиеся дают свои версии ответов, говорят, что родители их растят, воспитывают, заботятся о них и т.п. Но не дают ответа с точки зрения христианского учения.

Работа с притчей. Слушают, анализируют. Диалог с учителем.

Учащиеся говорят, что это притча о добре и зле, что в каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое.


Отмечают, что надо стремиться делать добрые поступки; от самого человека зависит, каким он станет, каким он вырастет.)

Обсуждение народной мудрости. Учащиеся отмечают, что от их поступков зависит, какими они вырастут, какими станут, каким станет их характер.

Приводят примеры

Нет, быть добрым – это без выгоды для себя, а быть добреньким – это показное. (приводят примеры).

Называют, что доброго сделали за последние дни

Золотое правило нравственности гласит: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».


___________________________________
Ответ: добро и зло.
Ответ: этика.
Ответ: Такого, который совершает добрые поступки и приносит пользу людям, с которым приятно общаться.

____________________________________


Записывают в дневник домашнее задание

__________________________________



Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, обычно говорят, что урок был полезен, что о добре и зле надо обязательно говорить, надо задумываться о своих поступках
Ответ: Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки.