страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урока. Изучение нового материала. Тема. Стихотворение М. Ю. Лермонтова о войне 1812 - страница №1/1
![]() Тема. Стихотворение М. Ю.Лермонтова о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года. Эпиграф: Да, были люди в наше в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!.. М. Ю. Лермонтов Методы. Наглядные: демонстрация Словесные: рассказ, беседа Видеометод: просмотр Оборудование: тетради, ИКТ Цель. Формировать у учащихся чувства глубокого патриотизма к Родине, уважения к её патриотическому прошлому, гордости за силу, мужество, стойкость русских солдат. Задачи:
Ход урока. 1. Орг. момент 2. Разминка (фразеологизмы)-3м. История фразеологизма «Аннибалова клятва» - непоколебимая решимость бороться с кем-либо или против чего-либо до конца жизни. «Пиррова победа» - купленная ценной огромных жертв и невосполнимых потерь
3. Беседа .- 3м. Цель: приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. Учитель. У каждого народа, у каждого края есть свои заветные имена, которые никогда не забываются, которые, как на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являясь образцом жертвенного служения своему Отечеству и народу.
4. Работа по теме урока Слайд № 1 (Тема урока) + запись в тетрадь Слайд № 2(Цели урока). Слайд № 3 - 4 ( биография автора, работа с эпиграфом) 5. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов Родился в Москве в 1814 году в семье капитана Ю. П. Лермонтова и М. М, урождённой Арсеньевой. Детские годы поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. С детских лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания об Иване Грозном, Разине, Пугачёве, войне 1812 года. Лермонтов рос болезненным мальчиком. Бабушка его возила на лечение на Северный Кавказ.
Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе, много читал. В 1830 году был зачислен в Московский университет
На гибель А. С. Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ, где и написал стихотворение «Бородино». Жизнь Лермонтова оказалась необычно короткой. Погиб поэт на дуэли в 1841 году
Учитель: стихотворение было написано к 25- летию Бородинской битвы Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти строки? Кем восхищается поэт, с кем он сравнивает людей того времени. Слайд № 5, 6, 7. 8 (историческая справка) Учитель
Учитель 6. Историческая справка
7. Наш край в Отечественной войне (сообщения учащихся) Наш край в Отечественной войне. В связи с нашествием войск Наполеона в Россию из всех регионов страны дополнительно набирались солдаты. Всего в Оренбургском крае было сформировано 45 полков по 500 рядовых в каждом. В командный состав входили 30 человек. Тогда же 12 тысяч башкир несли линейную службу на восточных границах России. Воины имели традиционное оружие и по 2 коня. Наибольшую воинскую славу достиг себе Уфимский пехотный полк, который в 1812г. во время Бородинского сражения находился в центре боя на участке батареи генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского.. В честь подвига южноуральцев знамя 3-го батальона позднее было помещено в зале Славы героев 1812 г. в Эрмитаже, где хранится до настоящего времени. Кроме того, на Урале активно собирались добровольные пожертвования в помощь российской армии. В 1812 году в Челябинске простые горожане собрали 626 руб., учитывая, что заработную плату они получали от 50 копеек до 1.50, а купечество города дало 501 руб. Башкиры, собрали в пользу армии 500 тыс. руб., отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Добровольные взносы поступали от представителей всех сословий, в т. ч. от малоимущих - уральских мастеровых, рабочих людей, крестьян На обмундирование новых полков вносили деньги служащие Уральских заводов, фабрик. Добровольно жертвовали средства купцы и мещане, некоторые заводовладельцы. Мещане и купцы Верхнеуральска собрали 164 руб., Челябинска -504; крестьяне и ремесленники Челябинска - 626 руб. 24,5 коп. В 1812 году заводчик А. Яковлев безвозмездно пожертвовал 1812 г.артиллерийские снаряды, которые должны были сданы в казну; так же поступил владелец Нижнетагильских заводов Н.Н. Демидов. Башкиры пожертвовали 4139 лошадей для уланских полков и артиллерии. По правительственному распоряжению (авг. 1812) население края обеспечивало снаряжение, вооружение и обмундирование башкирских полков, формировавшихся на Южном Урале. Население станиц поставляло лошадей, оружие, обмундирование. Атаман станицы Уфимской губернии Серебряков, продав свой дом и часть имущества, снарядил в поход 53 человека: купил и раздал малоимущим казакам 42 ружья, 30 сабель, 27 пик (на сумму 300 руб.). Накануне войны с наполеоновской Францией особое значение в выполнении военных заказов для нужд русской армии приобрел Урал, где к концу 1800-х гг. работало 28 казенных и 118 частных чугунолитейных заводов. Только на частных уральских заводах в 1811 г. предполагалось изготовить 293 тысячи пудов снарядов (около 4 млн. шт. в пересчете на трехфунтовые). В 1812 г. значительная доля военных заказов была размещена на 15 южноуральских заводах, в число которых входили и три завода (Златоустовский, Кусинский и Саткинский). Общий вес снарядов и пушек, отлитых на заводах Южного Урала в 1812 г., составил 53155 пудов. В целом же южноуральские заводы в период Отечественной войны 1812 г. выпускали 1/5 всей военной продукции, производимой в то время на Урале. В 1820-е гг. в России широко отмечались юбилейные даты (10-летия) важнейших событий Отечественной войны 1812 г. Для массовых юбилейных вручений генералам и офицерам, отличившимся в Отечественной войне, на Златоустовской оружейной фабрике было изготовлено несколько тысяч единиц украшенного холодного оружия, некоторые из которых были украшены многофигурными композициями на темы Отечественной войны 1812 г. В Эрмитаже хранится сабля работы И.Н. Бушуева, где на одной стороне клинка изображена картина бегства Наполеона из Москвы, на другой - сражение под Парижем.
1 Редут – полевое укрепление 2 Кивер – высокий круглый головной убор 3 Сеча – сражение, битва 4 Бивак – стоянка войска под открытым небом 5 Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия 6 Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии 7 Хват – удалой, смелый человек 8 Уланы, драгун – солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии 9 Басурманы – здесь: враги 10 Брат мусью – обращение к французу 8. Просмотр фрагмента фильма по произведению Л. Н. Толстого « Война и мир». 3м 9. Прослушивание стихотворения «Бородино» или чтение учителем - 5м. 10. Беседа
Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение? Стихотворение М.Ю. Лермонтова пронизано любовью к Родине, к товарищам, чувством гордости за силу, мужество русских солдат, чувством уважения к их подвигу и чувством горечи за невосполнимые утраты и потери героев былых времён. Слайд № 11 Выводы Д/З наизусть + индив. крылат выражен. 1812г. Учитель. А сейчас посмотрите слайды о Бородинском сражении, великих полководцах, слайды о Величественной современной Москве и очень внимательно прослушайте песню из кинофильма «Офицеры». И пусть в ваших сердцах останется подвиг русского солдата, который воевал, чтобы мы с вами жили под открытым чистым небом и никогда не забывали историю нашей Матушки-России. 13. Звучит песня , слайды о Москве |