Урок усвоения новых знаний - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок усвоения новых знаний 1 381.02kb.
Урок закрепления новых знаний и способов деятельности 1 55.57kb.
Урок открытия новых знаний Технология построения урока технология... 1 170.13kb.
Путешествие по Галактике Тематический урок-игра, 9-й класс. 1 122.77kb.
Урока: Урок-практикум по теме «Арифметический квадратный корень»... 1 133.89kb.
«Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции» 1 104.99kb.
Урок формирование и закрепление знаний, умений и навыков. Вид урока... 1 89.96kb.
«Северные районы России: Европейский Север и Северо-Западный экономические... 1 77.67kb.
Урок по теме: «Умножение натуральных чисел». Учитель: Пыльнова Г. 1 19.63kb.
Развитие познавательной активности, творческих способностей и индивидуализация... 1 58.17kb.
Программа предмет русский язык 1 441.01kb.
Собрана необходимая нормативно-правовую базу федерального, регионального... 1 64.9kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок усвоения новых знаний - страница №1/1

Календарно-тематическое планирование 10 класс




Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

Дата

План

Факт

Общие сведения о языке. (2)

1.

Русский язык в современном мире

1

Урок усвоения новых знаний

Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур

Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование

Подготовить сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа







2.

Формы существования русского литературного языка

1

Повторительно-обобщающий урок

Литературный язык. Просторечия. Народные говоры. Профессиональные разновидности. Жарго. Арго. Взаимосвязь языка и культуры. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей)

Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; понимать, что литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь, причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять их

Объяснить, как вы понимаете смысл пословицы: «Горе в чужой земле безъязыкому»







Культура речи. Понятие о системе языка (45 + 4 т/к + 1 к/р )

3.

Система языка, его единицы и уровни

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст – самая крупная единица синтаксической системы

Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи, основные уровни языка (фонемный, морфемный. Лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня. Владеть основными нормами построения текста

Составить небольшой текст, соблюдая правила построения абзаца







4.

Текст и его место в системе языка и речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Признаки текста. Абзац

Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте; лексические. Грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи

Устное сообщение «Текст как речевое произведение»

Анализ текста (выявить признаки текста). Составить план, пересказать по плану









5.

Культура речи. Языковая норма и её основные особенности

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи. Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)

Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающее и ознакомительно-реферативное чтение научного (лингвистического) текста, передавать его содержание в виде развёрнутого плана, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выразительность речи с учётом коммуникативной целесообразности и уместности. Понимать, что нормативность – отличительная особенность русского литературного языка, уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка

Редактирование текста. Как и кем создаётся литературная норма?







6.

Орфоэпические и акцентологические нормы

1

Повторительно-обобщающий урок

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных и некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств.

Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств

С какими разделами языка связана орфоэпия?








7.

Орфоэпические и акцентологические нормы

1

Повторительно-обобщающий урок

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Акцентологические нормы: нормы ударения, допустимые варианты произношения и ударения

Владеть нормами ударения, уметь работать с орфоэпическим словарём, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка







8

Фонетика и орфоэпия. Тематический контроль

1

Урок контроля и коррекции знаний

Орфоэпические и акцентологические нормы

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности

Тест в формате ЕГЭ (задания типа А)







9.

Лексические нормы

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Органичное употребление диалектизмов и жаргонизмов.

Уметь использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения

Провести эксперимент: могут ли все слова одного синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом?







10.

Лексические нормы

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов

Использовать приобретённые знания и умения для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью










11.

Лексика. Тематический контроль

1

Урок контроля и коррекции знаний

Лексические нормы

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности

Тест в форме ЕГЭ (задания типа А)







12.

Орфографические нормы. Правописание корней

1

Повторительно-обобщающий урок

Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы написания морфем. Правописание морфем (гласные и согласные в корнях)

Знать основные принципы написания корней, уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корнях, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

Осложнённое списывание с творческим заданием (сгруппировать слова по наиболее важным орфограммам)







13.

Орфографические нормы. Правописание корней

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание морфем (гласные и согласные в корнях). Совершенствование орфографических умений и навыков

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка

Тест







14.

Орфографические нормы. Правописание корней с чередованием гласных

1

Повторительно-обобщающий урок

Корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными

Знать условия написания гласных в корнях с чередованием; уметь различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа

Тестовые задания







15.

Орфографические нормы. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании

Знать опознавательные признаки орфограмм, уметь различать орфограмму корня, суффикса и окончания, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

Осложнённое списывание







16.

Орфографические нормы. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










17.

Орфографические нормы. Правописание приставок

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные принципы написания. Правописание морфем (гласные и согласные в приставках)

Знать основные принципы написания приставок, уметь опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, различать приставки ПРЕ – ПРИ на семантической основе, обосновывать выбор букв Ы, И после приставок, обнаруживать орфограммы в приставках, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

Тестовые задания







18.

Орфографические нормы. Правописание приставок

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные принципы написания. Правописание морфем (гласные и согласные в приставках)

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










19.

Орфографические нормы. Дефисные написания

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитные и дефисные написания

Знать лексико-синтаксический принцип русской орфографии, уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм (сложные слова, дефисные написания морфем -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- и др.), соблюдать принцип слитного и дефисного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания

Тест







20.

Орфографические нормы. Дефисные написания

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитные и дефисные написания

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










21.

Орфографические нормы. Употребление букв Ъ и Ь

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление букв Ъ и Ь

Знать правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных и грамматических форм, использования разделительных Ъ и Ь; уметь правильно писать Ъ и Ь в исконно русских и заимствованных словах

Словарный диктант







22.

Орфографические нормы. Правописание суффиксов именных частей речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные принципы написания морфем: правописание суффиксов именных частей речи

Знать основные принципы написания морфем: правописание суффиксов именных частей речи. Уметь определять правильный способ действия при выборе написания суффиксов разных частей речи, единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова

Взаимодиктант с самопроверкой







23.

Правописание суффиксов. Гласные в суффиксах глагольных форм

1

Повторительно-обобщающий урок

Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий

Знать правила написания суффиксов глагольных форм; уметь использовать внутриязыковой положительный перенос для определения гласной в суффиксах глагольных форм, группировать слова по видам орфограмм

Распределительный диктант







24.

Правописание Н и НН в суффиксах

1

Повторительно-обобщающий урок

Н и НН в суффиксах прилагательных, существительных, наречий, причастий и отглагольных прилагательных

Знать правила написания Н и НН в суффиксах разных частей речи; уметь определять именное и отглагольное происхождение слов, выбирать орфограмму в суффиксе, группировать слова по видам орфограмм

Тест







25.

Орфографические нормы. Правописание окончаний

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные принципы написания морфем: правописание окончаний различных частей речи

Знать основные принципы написания морфем: правописание окончаний различных частей речи. Уметь определять правильный способ действия при выборе написания окончаний разных частей речи

Осложнённое списывание







26.

Орфографические нормы. Правописание окончаний

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные принципы написания морфем: правописание окончаний различных частей речи

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










27.

Орфографические нормы. Не с разными частями речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитные и раздельные написания

Знать лексико-синтаксический принцип русской орфографии, уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм, соблюдать принцип слитного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания

Тест







28.

Орфографические нормы. Не с разными частями речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитные и раздельные написания

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










29.

Орфографические нормы. Частицы НЕ и НИ

1

Повторительно-обобщающий

Разграничение частиц НЕ и НИ

Знать условия употребления частиц НЕ и НИ; уметь разграничивать частицы НЕ и НИ и писать их в соответствии с орфографическими нормами

Объяснительный диктант







30.

Правописание производных предлогов

1

Повторительно-обобщающий

Правописание производных предлогов

Знать основные группы предлогов, происхождение производных предлогов; уметь слитно и раздельно писать производные предлоги, различать омонимичные части речи

Тест







31.

Правописание союзов

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание союзов

Уметь разграничивать омонимичные части речи, правильно писать союзы

Объяснительный диктант







32.

Тематический контроль по теме «Орфографические нормы»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Орфографические нормы

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности

Тест в виде ЕГЭ (задания типа А)







33.

Грамматические нормы. Словосочетание

1

Повторительно-обобщающий урок

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний

Уметь употреблять в речи трудные падежные формы, формы косвенных падежей существительных на –МЯ, несклоняемых существительных, существительных, имеющих форму только единственного или множественного числа; согласовывать прилагательные, причастия и глаголы в форме прошедшего времени с существительными; правильно употреблять формы имён существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разрядам одушевлённости / неодушевлённости; имена прилагательные и наречия в формах сравнительной степени; правильно образовывать и употреблять некоторые личные формы глаголов, причастия и деепричастия, предлоги в составе словосочетаний; соблюдать нормы построения словосочетаний; находить и исправлять грамматические ошибки

Редактирование предложений







34.

Грамматические нормы. Предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности

Соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, при согласовании подлежащего и сказуемого; уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний

Редактирование текста







35.

Нормативные словари и справочники современного русского языка

1

Повторительно-обобщающий урок

Нормативные словари и справочники; их использование

Уметь извлекать из словарей и справочников необходимую информацию, пользоваться всеми видами словарей при подготовке рефератов, докладов, устных сообщений, разработке проектов

Подготовить аргументированное высказывание на основе слов Вольтера «Слова – образы, словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»







36.

Пунктуационные нормы. Простое предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений и внутри простого предложения

Понимать принципы русской пунктуации, функции знаков препинания; уметь определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении; правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять осложнённое простое предложение

Задания из ЕГЭ (часть А)







37.

Пунктуационные нормы. Простое предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в конце предложений и внутри простого предложения. Совершенствование пунктуационных умений и навыков

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка










38.

Способы выражения главных членов предложения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Знать и пояснять функцию главных членов; определять способы выражения подлежащего и сказуемого; уметь согласовывать сказуемое с подлежащим; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложение

Объяснительный диктант







39.

Виды односоставных предложений

1

Повторительно-обобщающий урок

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главного члена

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений

Тест







40.

Пунктуация в осложнённом предложении. Однородные члены

1

Повторительно-обобщающий урок

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

Объяснительный диктант







41.

Пунктуация в осложнённом предложении. Обособленные члены предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Особенности употребления предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их

Предупредительный диктант

Тест








42.

Пунктуация в осложнённом предложении. Обособленные члены предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Особенности употребления предложений с обособленными членами в устной и письменной речи. Синонимия в системе русского языка

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










43.

Пунктуация в осложнённом предложении. Слова, грамматически не связанные с членами предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей

Редактирование текста со словами – сорняками (неоправданное употребление вводных слов)







44.

Пунктуационные нормы. Сложносочиненное предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Понимать функции знаков препинания между частями сложносочинённого предложения в связном тексте; роль абзаца как пунктуационного знака; соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов, при письме под диктовку

Изложение с творческим заданием







45.

Пунктуационные нормы. Сложноподчинённое предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Понимать функции знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения в связном тексте; роль абзаца как пунктуационного знака; соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов, при письме под диктовку

Синтаксический и пунктуационный разбор







46.

Пунктуационные нормы. Сложноподчинённое предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Синонимия в системе русского языка

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










47.

Пунктуационные нормы. Бессоюзное предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Понимать функции знаков препинания между частями сложного бессоюзного предложения в связном тексте; роль абзаца как пунктуационного знака; соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов, при письме под диктовку

Тест







48.

Пунктуационные нормы. Бессоюзное предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Синонимия в системе русского языка

Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка










49.

Пунктуационные нормы. Сложные предложения с различными видами связи

1

Повторительно-обобщающий урок

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию

Синтаксический и пунктуационный анализ







50.

Пунктуационные нормы. Прямая и косвенная речь

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы передачи чужой речи. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях

Уметь моделировать предложения с прямой речью, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения заданной конструкции

Объяснительный диктант







51.

Тематический контроль по теме «Грамматические и пунктуационные нормы»

1

Урок контроля и коррекции

Грамматические и пунктуационные нормы

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Тест в формате ЕГЭ (задания типа Аи В)







52.

Контрольная работа по теме «Основные виды языковых норм»

1

Урок контроля

Культура речи. Основные виды языковых норм

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Тест в формате ЕГЭ







Культура речи. Речевое общение (8 + 1 к/р)

53.

Речевое общение

1

Урок усвоения новых знаний

Сферы и ситуации речевого общения. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Культура разговорной речи

Понимать обусловленность общения как основного элемента культуры, общение как деятельность, функции человека как объекта общения: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), конативную (взаимопроявление, управление), креативную (взаимовлияние, преобразование); основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия; уметь оценивать реализацию цели общения в диалоге (столкновение взаимодействий разных точек зрения, разных позиций, пониманий, интерпретаций и т.д.)

Устное развёрнутое сообщение на основе высказываний (на выбор): «Общаясь, люди создают друг друга» (Д.С. Лихачёв); «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке как для других, так и для себя самого» (М.М. Бахтин)







54.

Виды и формы общения

1

Урок усвоения новых знаний

Виды общения по знаковой системе: вербальное (словесное) и невербальное (несловесное), по форме языка – устное, письменное; по постоянной / переменной коммуникативной роли: Я-говорящий и ТЫ-слушающий; монологическое – диалогическое; по характеру взаимоотношений общающихся и обстановке общения: официальное и неофициальное, по количеству участников: публичное – непубличное

Знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм; уметь оценивать целесообразность вида и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнёров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, сближать точку зрения свою и собеседника, управлять общением, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения

В тексте романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т.2, гл. 23 «Объяснение Андрея Болконского с Наташей») найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов. Почему безмолвная реакция точнее всего передаёт состояние персонажа?







55.

Речевая ситуация и её компоненты

1

Урок усвоения новых знаний

Речевая ситуация и её компоненты: участники – адресант и адресат; обстоятельства речевого общения: личное – неличное, официальное – неофициальное, подготовленное – спонтанное. Условия речевого общения: наличие мотива и цели (коммуникативное намерение) общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения

Знать компоненты речевой ситуации, понимать, что конкретную речь можно создать и всесторонне оценить только при относительно конкретных условиях общения; уметь объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты), учитывать речевую ситуацию: социальную роль партнёра, характер и условия общения, мотивы и цель, коммуникативную стратегию; выбирать тему общения, обосновывать выбор вида речевого произведения, собирать материал, обрабатывать его, систематизировать, находить новую информацию, перерабатывать её, владеть нормами поведения в различных ситуациях общения

Подготовить рассказ о прочитанной книге в 2-х вариантах, обусловленных ситуацией общения: 1) рассказ как выполнение учебной задачи на уроке литературы (цель: убедить, что вы прочитали текст и что ваше оценочное суждение достаточно аргументировано); 2) рассказ о понравившейся книге (цель: поделиться впечатлением)







56.

Формы речи и их основные особенности

1

Повторительно-обобщающий урок

Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи

Понимать особенности устной и письменной речи, отличия устной речи (неподготовленность, обилие незаконченных синтаксических конструкций, пропуски, оценочные фразы) от письменной (основы официально-делового и научного стиля речи, языка художественной литературы; связность, обязательность норм), использовать в устной речи интонацию как средство выделения смысловых частей высказывания, в письменной речи – знаки препинания, средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста, понимать основные особенности ситуаций общения, требующих выбора устной (телефонный разговор, разговор дома, в классе и др.) или письменной (письмо, записка, телеграмма, электронное сообщение, СМС-сообщение и т.д.) формы речи, особенность информации (важность, объём, адресат речи, условия восприятия информиации), уметь создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, формулировать основную мысль (коммуникативное намерение своего высказывания)

Устное выступление на тему «Что речь может рассказать о человеке»







57.

Виды речи: монолог и диалог

1

Повторительно-обобщающий урок

Виды речи: монолог и диалог. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование)

Понимать значение понятий монолог, диалог, полилог; знать разновидности диалога (бытовой разговор, деловая беседа, переговоры), характерные особенности диалога (информативность реплик, соблюдение участниками причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний(; различать диалоговость как свойство любой культуры и диалог как форму речи, в которой происходит смена речевых ролей говорящего и слушающего; понимать структурные элементы монолога (вступление, основная часть, заключение), отличие монолога как формы речи, выделять характерные черты монолога (непрерывность высказывания, последовательность, логичность, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность, тематичность, синтаксическая усложнённость); уметь вести диалог, следить за мыслью собеседника, строить реплики как неразрывные пары: вопрос – ответ, утверждение – возражение, утверждение – согласие, предложение – принятие/неприятие этого предложения; составлять монологическое высказывание и предъявлять его, адекватно воспринимать звучащую речь

Составить монолог, высказать своё отношение к словам Д. Карнеги: «…наиболее важным и полезным как в деловом общении, так и в жизни вообще оказалось искусство говорить». Сделать вывод о связи вида речи со стилем речи, речевой ситуацией







58.

Текст (высказывание) как единица общения

1

Повторительно-обобщающие уроки

Текст как единица общения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста

Понимать, что текст (высказывание) является единицей общения; уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать содержание прослушанного текста в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией

Анализ текстов-образцов с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения (цели общения), речевого поведения персонажей







59.

Структурные элементы текста

1

Повторительно-обобщающий урок

Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика

Понимать значение терминов тема, тематика, основная мысль, проблема, проблематика; уметь определять тему, тематику, основную мысль, проблему, проблематику; владеть основными нормами построения текста

С помощью словаря составить и записать определение понятий тема, тематика, основная мысль, проблема, проблематика, используя пояснительные члены предложения







60.

Языковые способы и средства организации текста

1

Повторительно-обобщающий урок

Языковые способы и средства организации текста (различные виды повтора, союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.; цепная и параллельная связь предложений)

Уметь использовать при создании текста различные средства связи предложений в тексте, цепную и параллельную связь предложений; уметь анализировать текст, определяя способы и средства связи

Ответить на вопросы: какая связь существует между средствами и способами связи? Какие средства связи чаще используются при цепной и при параллельной связи?







61.

Контрольная работа по теме «Речевое общение» и её анализ

1

Урок контроля и коррекции знаний

Культура речи. Речевое общение

Уметь анализировать текст и языковые единицы , опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Задания ЕГЭ типа В и С







Функциональные разновидности языка (5 + 2 к/р)

62.

Разговорная речь, сфера её использования, назначение

1

Повторительно-обобщающий урок

Разговорная речь, сфера её использования, назначение

Понимать особенности разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения в устной и письменной речи, уметь анализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесённости с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи

Прочитать текст ознакомительным чтением, выделить основные смысловые единицы текста, составить его план. Подготовить характеристику разговорной речи







63.

Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения

1

Повторительно-обобщающий урок

Общие признаки разговорной речи. Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении. Характерные языковые средства, создающие особенность стиля

Использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении, языковые средства; определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам: неофициальность, непринуждённость общения, неподготовленность речи, её автоматизм, преобладающая устная форма общения (обычно диалогичная), возможности диалога

Написать зарисовку в разговорном стиле







64.

Совершенствование культуры разговорной речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации

Владеть приёмами, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях и сферах общения, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации, анализировать фрагменты текстов разных жанров разговорной речи, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учётом ситуации и условий общения, фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка

Устное сообщение «Речевая культура использования технических средств коммуникации»







65.

Речевая деятельность героев литературных произведений

1

Повторительно-обобщающий урок

Речевая деятельность героев литературных произведений – образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп

Уметь выявлять действенность и результативность слова в его целесообразности, учёт говорящим условий и места общения, адресат, анализировать авторский комментарий коммуникативной деятельности персонажей, их речевое поведение, понимать эмоциональное, эстетическое, этическое воздействие слова, его потенциальную убеждающую силу, внушение и оценку, побуждение и управление

Лабораторная работа: исследовать различные речевые ситуации, условия общения в художественном произведении (на выбор)







66.

Культура письменной и устной речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Языковая норма

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы

Проанализировать фрагменты из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопрос: как характеризует поэт речь Евгения Онегина?







67-68.

Итоговая контрольная работа

2

Уроки контроля

Культура речи. Речевое общение. Текст как единица общения. Структурные элементы текста. Языковые способы и средства организации текста. Языковая система

Уметь анализировать текст и языковые единицы, опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективного достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка

Лингвистический анализ текста, тестовые задания к нему