Урок русского языка во 2-м классе "Перенос слов с двойными согласными" - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок русского языка во 2-м классе "Перенос слов с двойными согласными" - страница №1/1

МОУ Старомайнская средняя общеобразовательная школа № 1

Урок русского языка


во 2-м классе

"Перенос слов с двойными

согласными"
Кузнецова В.Г.

2010 г


Цель:

Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.



Задачи:
1. Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.
2. Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными.
3. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.

Оборудование:
1. учебник для 2 класса Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” ООО “ДРОФА”. М.,2009,
2. сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал
3. сигнальные “кружки ”.

Ход урока

1. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение.

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.

Готовы к получению новых знаний?

2. Сообщение темы и цели урока.
- Начинаем урок по теме: “Перенос слов с двойными согласными”.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.

Повторим правописание слов с безударными гласными.

Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

3. Минутка чистописания.
( На доске буквы ) Вв во ве вр дв ув ив
Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

4. Словарно-орфографическая работа.
Ворона, вдруг, ветер.

Задание: выписать из словаря и выделить орфограммы.


Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

зачем нам нужно знать как правильно писать словарные слова?



5. Работа над предложением:
Задание: записать под диктовку, выделить главные члены предложения, найти связи слов в предложении.
Ночью поднялся сильный ветер.

6. Повторение правил переноса.
( Введение в сказку. Звучит сказочная музыка. )
- В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?
- С двойными согласными.

(Открываю доску)??????


- Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.

А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.

Но однажды случилась беда.

Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.


(Вывешиваю на доску:)
СУОТА КЛА ГРУА
- Но и этого показалось злому волшебнику мало.

Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.


- Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.
На доске написаны слова:
Парта, чайка, Юрий, письмо
- Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса. Комментированное письмо (по 1)
Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?
7. Объяснение нового материала.
- Откройте учебник на стр.113 (по закладке).
- Прочитайте вопрос Почемучки (после спросить одного вслух).
- Перед тем, как ответить на этот вопрос, разберем упражнение №218.
- Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?
Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)
- Прочитаем это правило вместе…
1) Закрепление нового материала.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
- После долгой ночи наступило утро.
- Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.
2) Работа у доски (у доски один ученик)
Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,
Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.
Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?
3) Работа по группам.
1 и 3 ряд из упражнения №221 выпишут второе предложение, подчеркнут главные члены предложения.
2-й ряд. На доске записаны слова:
А..а, ва..а, килогра.., ..ра, телегра..а.
- Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.
(Включается музыка)
Проверка выполненных заданий. Со второго ряда вызывать по очереди учеников к доске.
У 1-го и 3-го ряда проверяют коллективно. Один ученик читает списанное предложение.
Второй называет главные члены предложения.
- А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.
Весна – вёсна, деревья – дерево;
Молодцы, ребята.
- Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.
- И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.
- Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.
- “Я отвечу на твой вопрос” - сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.
1-е желание (№222)
- Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.
Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.
Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.
Вот еще одно желание.
- Как вы понимаете пословицу?
Весенний день год кормит.
- Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)
Очень хорошо.
- Мальчик, поторопил Мудрую сову.
- Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.
- Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.
Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.
- Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки
(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)
- И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.
- “Но постойте, постойте” - сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова
СУББОТА КЛАСС ГРУППА
Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.
8. Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?
- Что нового для себя взяли из урока?
- Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?
Домашнее задание: стр.113 правило выучить, стр114 №220
Мудрая сова за старания, вашему классу дарит эту книжку.
- Ой, а в ней что-то лежит.
Спасибо за труд!
- Тут и сказочке конец, а кто работал – молодец. (выставление оценок)

- Как называется наш учебник? (Русский язык)


- Что заметили? (что есть сс)
- Это словарное слово.

- Запишите это словосочетание Русский язык себе в тетрадь.
- Ребята, составьте с этим словосочетанием предложение, но так, чтобы в предложении были главные члены.
Например: Мы любим русский язык.
Лучшее предложение записывается с комментированием и подчеркиваем главные члены.
Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Части речи. Закрепление»


Урок русского языка во 2 классе по теме: «Части речи. Закрепление».
Цели данного урока :
-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;
- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысячи пчёл.
А сейчас давайте запишем дату нашего урока.
II. Минутка чистописания.
К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.
Чч
чк чн чт чу ча чл чм

На каждом этапе урока прослеживалась межпредметная связь. Дети узнали много нового и познавательного из жизни пчёл, что вызывает живой интерес к процессу познания\


III. Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром».
Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд,
строят соты, запечатывают ячейки.
Давайте нектаром заполним соты.
Слова: п.льто, п.суда, с.бака, пл.ток, х.рошо, м.локо, м.шина, .дежда, р.бота, м.роз, к.рова.
(дети помещают нужную капельку меда в соты)

Словарная работа проведена в форме игры «Заполни соты нектаром». В игре дети охотно преодолевали трудности, тренировали свои силы, развивали способности и умения. Эта игра создала у детей радостное рабочее настроение, облегчило процесс усвоения знаний. Для того, чтобы игра была эмоционально окрашена, я использовала информационно-коммуникативные технологии (интерактивный комплекс)


IV. Закрепление изученного материала. Игра «Опыляем цветы».
Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки в путь - опылять цветы (10 слов).

На какие вопросы отвечают все эти слова? (кто? что?)


К какой части речи они относятся? Докажите.
Какие ещё части речи вы знаете? Расскажите о них.

Закреплению работы над безударными гласными, проверяемыми ударением, способствовала игра «Опыляем цветы». Благодаря последовательности и систематичности в работе, а также наличию межпредметной связи ученикам легче было освоить эту трудную тему и закрепить сформированный орфографический навык.

V. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях речи.
VI. Уточнение представлений о частях речи.
Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

1.Списывание с заданием.


-5 человек работают по карточкам
-остальные запись с комментированием и определение частей речи.

Утро на реке.


Утро было прохладное. Над водой поднимался молочный туман. Тяжёлая роса клонила к земле траву. Из леса доносился томительный и милый голос кукушки.

Почему туман назван молочным?


Почему голос кукушки томительный, но милый?

ФИЗМИНУТКА.


1.Сжимание и расслабление глаз(зел.точка-5раз).
2.Комплекс (локоть-колено 6 раз + восьмёрка левой, затем правой рукой, затем двумя руками).

Вход в улей охраняют пчёлы – сторожа. И вид у них, дети, довольно грозный, чужих не запустят.


2.Игра «Заселяем ульи».
Давайте заселим домики-ульи.( Три домика: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На табличках у пчёлок 9слов: пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий. Дети определяют часть речи и «заселяют» нужный улей.)

3.Восстановление деформированного предложения.

Пчёлы летают друг за другом, т.е. гуськом. Составьте предложение и выстройте пчёл по- порядку.

Над деревьями и цветами вьются пчёлы.

- Подчеркните главные члены предложения.
-Какие орфограммы увидели?
На этапе уточнения представлений о частях речи была использована технология развивающего обучения, так как здесь прослеживается и самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, и сотрудничество учителя и учеников, и включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы. Дети принимали на себя функцию взрослого и воссоздавали её в игре «Заселяем ульи» в своих действиях.
4. Самостоятельная работа.
У пчёл есть пчёлы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мёд. У каждого из вас баночка с мёдом (имя сущ., имя прилагательное или глагол), но в каждой банке есть мусор (на каждой банке записано по 10 слов, 3 из них лишние.) Давайте очистим мёд – зачеркнём ненужную часть речи(у каждого ребёнка индивидуальное задание).

Самостоятельная работа выступает как технология проблемного обучения, потому что была создана проблемная ситуация и выход из неё через самостоятельную деятельность ученика, а также использованы разноуровневые задания.

VII. Итог урока.
Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, убирались, как мёд собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. («Пчела-матка» благодарит ребят за урок и угощает сладостями).
За урок получили оценки следующие учащиеся: … .

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»"


Цель урока: анализ художественного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить с биографией В.Одоевского, его произведением "Мороз Иванович", его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать "вдумчивое чтение".
2. Развивающие: развивть устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование: учебник, выставка книг В.Одоевского, портрет писателя, карточки с трудными словами, таблица со скороговоркой, тексты для пятиминутного чтения, иллюстрации к сказке, карточки для повторения, выставка рисунков к изученным сказкам.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть.
Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!


2. Пятиминутное чтение.
Чтение текстов о природе.
Повторение.
- Ребята, давайте вспомним произведения, изученные на предыдущих уроках.
Викторина:

"Братья сеяли пшеницу

Да возили в град - столицу:

Знать столица та была

Недалече от села"

"Жил старик со своею старухой у самого синего моря.."

"Завтра, как станут подплывать к вам корабли, воткни эту булавку в одежду Ивана.."

"Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка"


Вопросы учителя:
- Какие из этих сказок народные? Почему?
- Назовите авторские сказки? Почему?
- Угадайте, из каких произведений эти сказочные персонажи?

Конек


Жар-птица

Козлик


Баба-яга

Золотая рыбка


(На доске составляется схема)Народные сказки Авторские сказки

Царь - девица


(русская народная сказка)
Баба-яга
Жар-птица Александр Пушкин
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Золотая рыбка
Павел Бажов
"Серебряное копытце"
Козлик
Петр Ершов
"Конек-горбунок"
Конек
Жар-птица

4. Постановка цели урока, сообщение темы.


- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:
Морж - ж + роза - з
- Это слово мороз.
- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?
( Морозко, "Два Мороза")
- Это русская народная сказка.
- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой "Мороз Иванович", которую написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку "Морозко".
"Какой чудесный старик!" - написал об авторе книжки "Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея" один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней - псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: "А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление".
5. Первичное знакомство.
Сказку рассказывает учитель, по ходу рассказа на магнитной доске появляются персонажи сказки: Рукодельница, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович, Петушок, а также предметы быта из сказки: колодец, ведро.
6. Проверка первичного восприятия текста.
- С кем произошла сказочная история?
- Кто такой Мороз Иванович?
- Какое настроение вызвала сказка?
7. Чтение и анализ произведения
Чтобы читать быстро и правильно, выполним несколько упражнений.
Словарная работа
Толкование лексического значения слов.
Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами.
( Карточки вывешиваются на доску)
Объясни
Мух считать
Рукодельница
Ленивица
Студенец
Нянюшка
Читай быстро
Потягивались
Переваливалась
Поджаристый
Приговаривает
Читай правильно
Спросонья
Приняться
Занятся
Скучно

Речевые разминки.


Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой - выполним дыхательную гимнастику.Как у горки на пригорке жили 33 Егорки.

Вспоминаем правила. Первый раз читаем медленно, второй раз - быстро.


Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем сказку.
Напомню, что первый читающий начинает со чтения автора произведения и названия произведения.

Чтение 1 части хорошо читающими учащимися.


Есть ли зачин у сказки?
Почему Ленивице всегда было скучно?
А почему никогда не скучала Рукодельница?

Чтение 2 части "по цепочке"


Вопросы :
Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
Кто ей встретился в колодце?
Каким вы представляете Мороза Ивановича?
С чего началась их встреча?
Как вы думаете, справится ли девочка с испытаниями старика?
8. Сравнение героев.
Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
Назовите качества, присущие Рукодельнице?
А Ленивице?
На кого вы хотите быть похожи?
На доске:
В.Ф. Одоевский
"Мороз Иванович"
Ленивица
Высокомерна
Неуважительна
Зла, груба
Рукодельница
Трудолюбива
Скромна
Почтительна
Добра
9. Итог.
- Мы сегодня услышали сказку "Мороз Иванович", прочитали 1 и 2 части сказки.
- К какой группе отнесем сказку В. Одоевского?
- Назовите сказочных персонажей сказки?
(Добавляется в таблицу название и автор сказки, а также персонажи)Народные сказки Авторские сказки

Царь - девица


(русская народная сказка)
Баба-яга
Жар-птица Александр Пушкин
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Золотая рыбка
Павел Бажов
"Серебряное копытце"
Козлик
Петр Ершов
"Конек-горбунок"
Конек
Жар-птица
В.Ф. Одоевский
"Мороз Иванович"
Мороз Иванович
Колодец
Печка
Яблоня

10. Домашнее задание.


Читать 3 часть сказки.


Конспект урока по окружающему миру

во 2 «В» классе (3 четверть)
Тема урока: «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: урок - презентация.

Цель урока: Сформировать представления детей о государствах – ближайших соседях России.

Задачи:

  1. Образовательный аспект: дать представление о географическом положении, природе, климате и культурных особенностях стран, граничащих с Россией.

  2. Развивающий аспект: формировать умение работать с информационными источниками, готовить презентацию, делать доклад; развивать речь, воображение, умение выступать перед аудиторией.

  3. Воспитательный аспект: воспитывать интерес к культуре других стран, толерантность по отношению к другим народам.

Оборудование: 1) Географическая и политическая карты (настенные); 2) Медиапроектор, экран; 3) Раздаточный материал;

4) Доклады детей, фото и видеоматериал.



Участники: учащиеся 2 В кл., разделенные на 4 команды.




Модуль

Время

Содержание

Формы,

методы


1.

2.


3.

4.

5.


6.

7.



8.

9.


10.


Организацион

ный момент

Сообщение темы и целей урока

Повторение изученного

Сообщение новой темы.

Презентации, подготовленные детьми.

Физ. минутка

Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

Итог урока.


Домашнее задание.



1 мин.

1 мин.


8 мин.

4 мин.


12 мин.

1 мин.

5 мин.

5 мин.


3 мин.

«Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Если так, то значит смело

Принимаемся за дело.»

- Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам – ближайшим соседям нашей страны.

-А для того, чтобы с нами путешествовать, нужно получить билет. Приглашаем капитанов команд: выберите из предложенных предметов те, которые необходимы в путешествии.

(после правильного пояснения, капитан получает конверт для своей команды)

- Почему мы называем некоторые страны – соседями России?

*У них общая граница с Россией.

- Какая из предложенных карт поможет нам в нашем путешествии? Почему?

* Политическая, т.к. она показывает границы и территории государств.

- Давайте вспомним, какие страны мы уже посетили.

Игра «Половинки»

(собрать из двух половинок названия стран)

- Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь подберите к названиям стран карточки с названием столиц этих государств. Посмотрим, что получится.

*Воздушные шары.

- Верно, мы продолжим наше путешествие на воздушных шарах: красном, синем, желтом и зеленом.

- А вот на каком шаре полетит каждая команда мы узнаем, когда разгадаем названия стран, которые сегодня посетим.
Игра «Анаграммы»

ОНЯПЯИ (Япония)

НИГОЛОМЯ (Монголия)

АУНАКРИ (Украина)

ИАЙТК (Китай)
- Мы заранее дали задания нашим исследователям: изучить эти страны и теперь команды будут нашими проводниками.

(Каждая команда рассказывает об изученной стране: климат, ландшафт, достопримечательности, культурные особенности)


- Мы благодарим наших исследователей за проведенную работу. Предлагаю вам, ребята, оценить работу команд. Возьмите из конверта листок с названиями стран и наклейки. (оценивать работу своей команды нельзя)

«Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас еще работа ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс-

Поработаем сейчас»
1 группа: «Ромашка»

-Выбрать из предложенных стран «соседей» России и наклеить на лист в виде ромашки.



2 группа: «Флаги»

- Подобрать к каждому кораблю-стране ее флаг и наклеить.



3 группа: «Сокровища»

- Выбрать элементы культуры и достопримечательности, принадлежащие данным странам.



4 группа: «Столицы»

- Соединить названия стран со столицами.


Игра «Отгадай слово» (тест-опрос)

- Выберите буквы с правильными ответами и прочитайте слово, которое у вас получилось.

1.Самая северная страна-сосед.

Э) Норвегия;

Е) Финляндия.

2. Таллинн – столица…

в) Латвии;

г) Литвы;

р) Эстонии.

3. Фудзияма – вулкан в…



у) Японии;

и) Китае.

4. Киев – столица…

т) Белоруссии;



д) Украины.

5. Пустыня Гоби находится на территории…



и) Монголии;

а) Казахстана.

6. Великая стена, которую видно даже из космоса, находится…

д) в Японии;



т) в Китае.

1

2

3

4

5

6

Э

Р

У

Д

И

Т

- Какое слово получилось? Сравните свои ответы с образцом.

- Вы знаете, кто такой «Эрудит»?

- Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно записывает в дневник свои впечатления. А что записали бы вы? Что вам понравилось во время нашего путешествия?

Нарисуйте достопримечательности, которые вам понравились больше всего.




Инд. задания

Фронтальный опрос

Фронт.


Работа

Фронт. работа

Групповая работа (доклады с использованием ТСО)

Оценивание детьми.

(голосование)

Групповая работа


Индивид.работа

Самопроверка

Фронт. опрос