Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Понятие о спп.» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка 1 43.38kb.
Урок русского языка в 4 классе 1 89.71kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Обобщение по теме «Глагол» Цельурока 1 40.18kb.
Урок английского языка в 5 классе по теме «Достопримечательности... 1 25.43kb.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Парные согласные» 1 85.21kb.
Урок литературы в 6 классе по теме «Бородинское сражение в произведении М. 1 54.13kb.
Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Максякова Алевтина Ивановна. 1 46.42kb.
Урок русского языка в 5 классе на тему "Падежи" 1 51.65kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы... 1 297.55kb.
Урок русского языка по технологии лоо в 7 классе 1 51.41kb.
Итоговое повторение изученного материала по курсу «Древний мир» 1 44.27kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Понятие о - страница №1/1

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП.»
Цель урока: формировать умения находить главное и придаточное предложение, определять место придаточного по отношению к главному, средства связи с главным.
Ход урока.
1. Словарный диктант.

Прославлять чемпиона, благословить путешественников, поглощать средства, оглашать указ, раскалить добела, расколоть вдребезги, мощное землетрясение, трескучий мороз, несоизмеримые величины, чистосердечное раскаяние, честолюбивый характер, обнажить провод, гигантский нефтепровод, поразить воображение, слипаться в комок, слепить снежок.


Индивидуальные задания.

Подобрать слова с корнями: а) тех- теш- тих-тиш; б) ред- -ряд.


2. Произведите синтаксический разбор предложений.
Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

( С. Маршак)

3. Продолжите пример трижды, чтобы получилось:

а) простое предложение с однородными членами;

б) ССП;

в) СПП.


Налетел порыв ветра…

- Сделайте вывод о выразительных возможностях каждого вида предложений.

- В чем отличие сочинительной и подчинительной связи ?
4. Разграничение союзов и союзных слов.

Упр. 77.
Вывод: в первом предложении слово что – союз, служебная часть речи, которая связывает придаточное предложение с главным; во втором – относительное местоимение, которое не только связывает придаточное предложение с главным, но и является членом предложения – дополнением.


5. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала на стр. 37.


Чтобы различать союз и союзное слово, необходимо помнить:

а) союзное слово всегда логически выделяется, его можно заменить другим союзным словом или членом предложения:

В доме, что напротив, затихла музыка.

В доме, который напротив, затихла музыка.

б) союз можно заменить другим союзом, а в некоторых случаях опустить:

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Если в товарищах согласья нет… В товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет.

6. Упражнение 78 – закрепление.



7. Составьте пары предложений, в которых слова будут выступать: а) в роли союзов; б) в роли союзных слов.
8. Тренировка в определении главного и придаточного предложения – упр. 79

Выработка навыков самоконтроля: придаточное предложение – это ответ на поставленный вопрос, его границы необходимо отметить знаками препинания. Если сомневаетесь в расстановке знаков, перечитайте несколько раз ответ и определите его начало и конец.
Домашнее задание: с. 37 – 39, упр. 79.

Урок литературы в 9 классе по теме: «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»
Цели урока: чтение стихотворений – «К другу стихотворцу» (1814), «Лицинию» (1815), «Жуковскому» (1816), «Пророк» (1826), «Поэт и толпа» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Я памятник себе воздвиг» (1836); обучение анализу стихотворения.

Словарная работа: сквозная тема, лирическая медитация.


Ход урока.
1. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами- предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» ( «Вестник Европы», 1814), а одним из последних - «Я памятник себе воздвиг» (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книготорговца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831).
2. Учащимися составляется примерный ответ по плану.

1) Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре.

2) Тема гражданской миссии поэта в стихотворении «Лицинию»

3) Идея избранного круга поэтов как «священной истины друзей», пртивопоставляемых толпе ( «Жуковскому»)

4) Два образа поэта в поздней лирике А.С. Пушкина:

Поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея образа поэта – пророка – этическая идея долга перед людьми;

Поэт как жрец («Поэт и толпа»), преобладающая идея образа поэта-жреца – эстетическая;

Гармоническое сочетание этих противоречащих идеалов в творчестве Пушкина

5) Судьба поэта в творчестве Пушкина.

Символически выраженная мысль об особой судьбе поэта в стихотворении «Арион»;

Творчество возвышает обычного в жизни человека над другими («Поэт», 1827);

Посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник себе воздвиг»).

6) Поэт и царь:

Мотив духовного соперничества поэта и царя в стихотворении «В надежде славы и добра»;

Утверждение права на полную свободу творчества в ответ на упреки друзей за определенные симпатии к Николаю I («Друзьям», 1828).
Переводные или стилизованные под перевод стихотворения позднего цикла (1836) «Мирская власть», «Отцы - пустынники», «Когда за городом, задумчив, я брожу…». «Я памятник себе воздвиг…» как лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления, соотнесение духовной миссии Христа, соединяющего в себе пророка, священнослужителя и царя.
3. Чтение и анализ стихотворений. (анализ производится по плану разбора лирического стихотворения)

Стихотворение «Поэт» - размышление поэта о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта. Он становится гордым, «диким и суровым».

Поэт бежит от мирской суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, / Живее творческие сны». Пушкин как бы останавливает мгновенье – перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновенья: он и «и звуков и смятенья полн».
Стихотворение «Пророк» написан в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Поэт и пророк, образы которых созданы в пушкинской лирике, имеют немало общего и одинаково важны для людей. Бог – и никто другой – призывает обоих к служению. Они дополняют друг друга.



Поэта и пророка роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк не использует это всеведение для творчества, для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк «поправляет» мир – поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о небе и земле.

Домашнее задание: заучивание наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг…»