Урок русского языка в 4 классе Тема: «Образование наречий» Закрепление изученного материала Система развивающего обучения Л. В. Занк - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Леонид Владимирович Занков родился 10(23) апреля 1901 года в Варшаве... 1 19.93kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка 1 43.38kb.
Урок русского языка в 4 классе 1 89.71kb.
Методическая тема школы: Формирование устойчивого нравственного поведения... 1 431.86kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Пояснительная записка к уроку математики в 3-ем классе по теме: «Закрепление... 1 100.09kb.
Закрепление изученного материала 1 29.25kb.
Урок истории в 11 классе по теме «Коллективизация, её социальные... 1 218.49kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Обобщение по теме «Глагол» Цельурока 1 40.18kb.
Уроков русского языка в 6 классе. Учитель: Туманова Наталия Юрьевна... 1 519.4kb.
5 Русский язык В. В. Бабайцева. Программа по русскому языку для общеобразовательных... 1 322.26kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Образование наречий» Закрепление изученного - страница №1/1



Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Образование наречий»

Закрепление изученного материала

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель I квалификационной категории

Скидан Виктория Анатольевна
МОУ СОШ № 34


Урок «Образование наречий»

Тема урока:

«Образование наречий»

Цели урока:

1)познакомить учащихся со способами образования наречий;

2) формировать умения выяснять от каких частей речи и с помощью чего образовано данное наречие;

3) воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока: 1) Поприветствовали гостей. Сели. Закрыли глаза.

Положите на обе ладони цветок Добра и хорошего настроения. Чувствуете, как он согревает вас:

ваши руки, ваше тело, ваши мысли. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

/

Все готовы отдавать это тепло другому, дарить радость окружающим.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу улыбку и добрые мысли.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны родного русского языка.

-Какие основные правила работы на уроке вы должны помнить?

- слушать внимательно;

- отвечать грамотно, четко, быстро;
- обдумывать каждый ответ;


  • мыслить, размышлять, доказывать;

  • помогать товарищу.

Урок «Образование наречий»

  • С каким разделом русского языка мы работаем? (Морфология)

  • Что изучает морфология? (Слова как части речи)

  • Какие части речи уже изучили?

(На доске вывешиваются таблички с названиями изученных частей речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимение



Предлог

Союз


Наречие)

Сейчас изучаем наречие.

Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» (Слайд № 2)

План ответа:



;

  1. Часть речи.

  2. Вопросы.

  3. Что обозначает?

  4. Что поясняет?

  5. Член предложения.

Выслушиваются ответы 2-3 учеников.

- Что вы можете сказать об ответе товарища? Дополните, исправьте


допущенные при ответе ошибки.

Слайд № 3

Сегодня на уроке хозяйка тетушка Наречие.

Эта часть речи очень гостеприимна. Пригласила к себе в гости все части речи. Все в сборе. Поиграем.


Урок «Образование наречий»

Игра называется «Дружная семейка». Кто быстрее соберет гостей, тот и победил.

Перед вами листочки с именем хозяйки. Нужно подобрать слова- части речи на заданную букву.


вариант

II вариант






Н - предлог




Н - существ.




А - существ




А - прилаг.




Р - глагол




Р - глагол




Е - прилаг.




Е - существ.




Ч - существ.




Ч - числит.




И - союз




И - предлог




Е- глагол




Е - существ.




Такие же таблицы на доске.

Проверка. Учащиеся по очереди выбегают к доске, записывают подобранные слова. Проверять написание слов.

Замечательно.

Гостей нужно веселить. Я предлагаю сыграть в игру «Конструктор».

Соберем слово. Записать в тетрадь.


  • Корень находится в слове заинтересованный.

  • Суффиксы в словах умный и долго.

На доске помещены карточки с предложенными словами, разрезанными по морфемам. Ученик выходит к доске, берет заданную морфему, собирает слово.

за

интерес

ованн

ый



долг

о







ум

Н

ый




- Какое получилось слово?
Урок «Образование наречий»

Интересно

- Полученное слово разобрать по составу. Дайте характеристику слова как части речи. Физкультминутка. Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в сторону, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Изучение нового материала


Сколько мы создаем и открываем новых слов.

  • С помощью каких частей могут образовываться новые слова? (Суффиксы,
    приставки)

  • А как еще?

Тетушка Наречие. Наречия легко образуются от других слов. И не случайно я пригласила в гости все части речи.

Я появилась в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили почти все слова по своим владениям.

Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Даю вам слова. Исследуйте, от каких слов и с помощью чего образованы данные слова.

Работа по группам. Задания по группам. Приготовились. Исследуем слова по плану.

Слайд № 4.

Урок «Образование наречий»

План исследования.



  1. От какой части речи образовано наречие?

  2. Сравните слова. Какая часть слова сохраняется при образовании
    наречий?




  1. Что «отбрасывается»?

  2. Что присоединяется?

Задания для групп.

1 . Прекрасный — прекрасно грустный — грустно



  1. Певучий — певуче
    Неуклюжий — неуклюже

  2. Новый - снова, по- новому, заново, вновь

  3. Верх - вверх, вверху

  4. Двое — вдвое, надвое.

После работы отчет групп. Один ученик из группы рассказывает о результатах исследования по плану. На доске появляются схемы исследования.

1 группа и сразу 2 группа. Слайд № 5.

прил - + суф. О или суф. Е

Учитель. Очень просто наречия образовались от прилагательных. Заменили в слове прекрасный окончание суффиксом О и получили замечательное наречие прекрасно и красивое наречие певуче.

Вспомните наречия, которые образованы таким образом.

На слайде № 5 Копилочка наречий Обратились к ней. Записать 2-3 примера в тетрадь и разобрать по составу.



3 группа. Слайд №6.

приставка + прил - + суф. Учитель. А наречия этой группы образовались от прилагательных с

помощью суффиксов а и о и различных приставок.

Урок «Образование наречий»

Обратимся к копилочке наречий

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

4 группа. Слайд № 7

приставка + сущ -+- суф.

Учитель. Побольше работы оказалось у вас. У существительного окончание превратилось в суффикс, а предлог — в приставку. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.

Прочитайте наречия из

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

5 группа. Слайд № 8

приставка + числит.

Учитель. От числительного двое можно образовать наречие, добавив приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

Слайд № 9

А еще от глагола скакать образовалось наречие вскачь убрали суффиксы инфинитива и добавили приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Послушайте сказку. «Проделки наречии»

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил




Урок «Образование наречий»

наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного верх, а получилась целая куча наречий: наверху, вверх, кверху, сверху, наверх и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не на телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о- . Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по- особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы ошибиться.

Учитель. Так от каких частей речи могут образовываться наречия? Ответы учеников.

Учитель. Ну, что, Наречие! Справились мы с твоим заданием.

Тетушка наречие. Да, я очень рада! Ученица. Наречие радо!

А ученики не очень. Уж чересчур похожи они на имена с предлогами. Как тут разберешь писать слитно или раздельно.

Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Физкультминутка.



Я вас сейчас буду путать. Вы должны делать только то, что я буду говорить, а делать я буду другие действия.

Руки вверх, вниз, на плечи и т.д.

Итак, от каких частей речи могут образовываться наречия?

(Рассказ ведется по моделям: от прилагательных, существительных, числительных, глаголов)

Перед вами задания разных уровней сложности. Подумайте, выберите для себя задание, которое вы сможете выполнить достойно, верно.

Урок «Образование наречий»

1 уровень.

От данных слов образуйте наречия

с суффиксом - о — медленный, быстрый, чистый; с суффиксом -е - : неуклюжий, тягучий, живой.

Запиши в тетрадь только получившиеся слова и выдели в них суффикс.

2 уровень.

Укажи способ образования наречий:

Сначала, по- моему, вежливо, налево, легче.

Образец, по- старому.



3 уровень.

Выпиши наречия, укажи способ их образования:

Сначала подумай, потом говори.

Всякая птица по- своему поет.

На станции тонко и чисто засвистел паровоз.

Консультанты по карточкам - опорам проверяют правильность выполнения и выставляют отметки.



Урок «Образование наречий»

Все мои помощники получают за работу «5». Сегодня все получили отметки за свою работу. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Спасибо за работу.



Домашнее задание. Упражнение № 205. (Задание подобное тому, что мы выполняли в классе.)