Урок развития речи в 8 а классе на семинаре по теме: «Диалог литератур» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Способы передачи чужой речи. Диалог тип урока: изучение нового материала 1 62.14kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная... 1 57.08kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Обобщение по теме «Глагол» Цельурока 1 40.18kb.
Урок по немецкому языку в 7 классе по теме : «Auf dem Lande es auch... 1 40.48kb.
Урок английского языка в 5 классе по теме «Достопримечательности... 1 25.43kb.
Урок деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ как части... 1 54.13kb.
Урок географии в 10-м классе по теме "Бразилия" 1 24.98kb.
Урок алгебры в 8 классе на тему «Квадратные уравнения» учитель математики... 1 83.03kb.
Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной... 1 48.56kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок развития речи в 8 а классе на семинаре по теме: «Диалог литератур» - страница №1/1

Урок развития речи в 8 А классе

(на семинаре по теме: «Диалог литератур»)


Тема урока: Способы выражения авторской позиции.

Роль детали в тексте художественного произведения.
Цели: углубить и систематизировать знания учащихся о способах выражения авторской позиции; учить выявлять роль художественной детали в тексте;

развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать;

помочь учащимся сформировать прочную нравственную позицию.
Подготовка к уроку: дидактические материалы по развитию речи под редакцией Г.И.Канакиной; учебник литературы для 8 класса с текстом рассказа Л.Н.Толстого «После бала»; иллюстрации Кустодиева к рассказу Толстого.
Ход урока:
I. Работа с эпиграфом к уроку, записанным на доске.

Следи за увеличением любви или хоть, по крайней мере,

за уменьшением злобы и лжи.

Л.Н.Толстой


- О какой любви говорит Л.Н.Толстой?

(О любви к жизни, ко всему сущему, живому и неживому, на земле.)

- Какой оттенок значения придает высказыванию вводное словосочетание по крайней мере?

- Какая синтаксическая единица сообщает высказыванию обобщающий смысл?

(Обобщенно-личное предложение.)

- В каком стиле речи и в каких жанрах может встретиться такое изречение?

(В публицистическом стиле, в проповедях и поучениях.)
II. Работа по теме.

1. Слово учителя. Беседа.

- Каждый писатель берётся за перо, чтобы выразить свои мысли об устройстве мира, о том, что, по его мнению, хорошо, а что плохо. Умение понимать авторскую позицию в произведении очень важно для формирования вашей читательской квалификации. Можно читать книги, следя лишь за развитием сюжета, но такое чтение будет поверхностным. Важно научиться «вступать» в диалог с автором, понимать, какие мысли и чувства передает писатель своим читателям.

- Сегодня мы будем учиться выявлять способы выражения авторской позиции. Задача нашего урока - определить, какими мыслями и чувствами хотел поделиться с нами Л.Н.Толстой в рассказе «После бала». Для этого необходимо выяснить, каким образом позиция автора может проявляться в произведении, какие способы выражения авторского намерения выделяются в науке о литературе.

- Вспомните повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Что помогало при её изучении понять замысел автора, его отношение к героям?

(Повествование от первого лица, внесюжетные элементы, в частности эпиграф «Береги честь смолоду», вставной эпизод «Калмыцкая сказка», детали характеристики героев.)

- Можно ли считать, что повествование от первого лица - способ выражения авторской позиции? (Можно, так как автор вкладывает в уста героев свои сокровенные мысли, и тот как бы исповедуется перед читателем. В таком повествовании больше правдивости, читатель доверяет герою.)

- В каких известных вам произведениях повествование ведется от первого лица?

(«Парадокс» В.Г.Короленко; «Детство», «После бала» Л.Н.Толстого; «Детство», «В людях» М.Горького.)

- Итак, в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» повествование ведется от первого лица. Есть ли в нём внесюжетные элементы: эпиграф, лирические отступления, в которых звучит голос автора? (Нет.)

- Значит, Толстой, используя в этом произведении повествование от первого лица, пытается донести до нас свои мысли другими способами, которые нам предстоит выяснить.
2. - Обратимся к форме рассказа «После бала».

- Что такое композиция?

(Построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Композиция способствует раскрытию идеи произведения, пониманию авторского отношения к событиям, героям.)

- Как построен рассказ? В чем особенность его композиции?

(Повествование ведут два рассказчика, это «рассказ в рассказе».)

- В каких произведениях вы встречали этот прием?

(«Станционный смотритель», «Выстрел» А.С.Пушкина.)

- Что являет собой обрамление? Почему автор доверил представление главного героя рассказчику, человеку из окружения Ивана Васильевича?

(Обрамление - это своего рода «рекомендация» главного героя. Автору важно, чтобы читатель поверил характеристикам, которые дают Ивану Васильевичу люди его круга.)

- Выделите в обрамлении детали, которые характеризуют Ивана Васильевича?

(Рассказчик, который знакомит нас с Иваном Васильевичем, отмечает, что «рассказывал он очень искренно и правдиво», называет его «всеми уважаемым», одна из собеседниц отметила, что он «был красавцем».)

- Как называется этот авторский прием?

(Характеристика героя другими персонажами.)

- Итак, автор может выражать свое отношение к герою, прибегая к особой форме повествования и через характеристику.

- В рассказе нет экспозиции. Он начинается с реплики Ивана Васильевича. Что мы из неё узнаем?

(Молодых людей интересует вопрос, какова роль общественной среды в поведении человека, в формировании его взглядов. Они утверждают, что «среда заедает», что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».)

- Что думает по этому поводу Иван Васильевич?

(«Всё дело в случае».)

- Что собой представляет основная часть повествования?

(Рассказ Ивана Васильевича.)

- Доказал ли Иван Васильевич свою точку зрения собеседникам?

(Да, так как судьбу И.В. изменил случай. Он хотел посвятить свою жизнь военной службе, был страстно влюблён в Вареньку Б., был очень счастлив, танцуя с ней на балу, но наутро после бала увидел, как её отец распоряжался наказанием солдата за побег. После этого И.В. решил отказаться от службы, а его любовь «пошла на убыль».)

- Л.Толстой часто указывает на роль случая в жизни человека. А как вы считаете, только ли «все дело в случае»?

(Возможно, другой человек на месте И.В. ради карьеры все равно пошел бы служить. Скорее всего, случай - толчок к выбору, та ситуация, когда мы должны сделать выбор. Человек сам ответственен за свою судьбу. Выбор же зависит от характера, от того, какие ценности в жизни человек выбирает для себя.)


3. - Чтобы понять характеры, жизненные ценности двух героев, сделавших разный выбор в жизни (полковника и Ивана Васильевича), обратимся к композиции самого «рассказа в рассказе».

- Какова композиция рассказа И.В. о случае в своей жизни?

(Рассказ построен на антитезе: 1-ая часть рисует героев на балу, 2-ая показывает их после бала и противопоставлена первой. Контрастное построение произведения - один из видов композиции, обусловленный его идеей.)

- Проведем наблюдение за языковыми средствами создания контраста в рассказе, за психологической лексикой. Найдите и подчеркните в тексте рассказа контрастные детали при описании интерьера, портрета и пейзажа. При выполнении задания опирайтесь на план.

(Работа с дидактическим материалом)

На балу После бала


1. Зала у предводителя. 1. Улица.

2. Хозяева бала. 2. Солдаты.

3. Варенька. 3. Наказываемый.

4. Полковник. 4. Полковник.

5. Иван Васильевич. 5. Иван Васильевич.
(Примерные ответы учащихся.

1. «Бал чудесный»; зала прекрасная; 1. «Мокрый туман»; «визгливая

буфет великолепный; музыканты знаменитые. мелодия»; пустынный переулок.

2. Хозяева добродушные, хлебосольные. 2. «Черные мундиры»; что-то

большое, черное.

3. В белых перчатках, в белом платье, 3. Что-то пёстрое, красное,

сияющие глаза. неестественное, мокрое; дергается

всем телом; сморщенное от

страдания лицо.

4. Ласковая, радостная улыбка; 4. «Шел, поглядывая себе под ноги,

говорит, улыбаясь; нежно, мило обхватил то на наказываемого... раздувая

дочь руками... щёки... твердым шагом; сильной

рукой бил по лицу солдата...»

5. Бесконечно счастлив; обнимая весь 5. На сердце была физическая,

мир своей любовью. доходившая до тошноты тоска;

казалось, меня вот-вот вырвет

всем тем ужасом.
- Какие детали помогают понять резкий перелом в жизни И.В.? Оправдан ли этот перелом? (Герой рассказа за короткое время переживает два полярных состояния. Контраст был потрясающим: от восторга, счастья, радости, любви ко всему миру, душевного трепета до физического отвращения, боли, стыда.)

- Как характеризует героя то ощущение, которое он испытал после бала?

- Есть ли существенные отличия между Иваном Васильевичем и полковником на балу?

(Нет. Оба с любовью относятся к окружающим.)

- Почему же полковник так ведёт себя после бала? Как он понимает происходящее?

(Он уверен, что выполняет долг.)

- Как характеризует полковника его поведение?

(Он двуличный человек.)


- Легко ли полковник переступает нравственный барьер?

(Нет, так как, увидев на плацу И.В., он отвернулся, потому что ему стало стыдно.)

- Почему же из-за неблаговидного поступка отца Вареньки «любовь к ней пошла на убыль»? Что не принимает И.В. в полковнике?

(Способность совершать зло ради карьеры, ради долга.)

- Итак, контрастные детали помогли нам понять жизненные позиции героев. Контрастное построение, как мы выяснили, обусловлено идеей произведения и является способом выражения авторской позиции.

- В произведении, как правило, не одна, а несколько идей. Какие мысли автора об устройстве общества вы выявили, сопоставляя контрастные детали?

(Несправедливость общественного устройства, жестокость порядков в армии, расхождение общественной и человеческой морали.)

- Так всё ли «дело в случае»? Какими свойствами надо обладать, чтобы не принять двойную мораль общества?

(Честностью, принципиальностью.)
4. - Какая из двух частей рассказа в большей степени помогла нам понять намерения автора? (2-ая часть - после бала.)

- Об этом говорит и заголовок рассказа. Художник Кустодиев, иллюстрирующий рассказ Толстого, обращает внимание на события, происходящие в рассказе после бала, уже с обложки. Какие детали иллюстрации бросаются в глаза?

(Контрастные цвета: на желтом фоне красный и черный цвет. Красные околыши фуражек солдат, красная спина наказываемого, огромные красные буквы в заголовке говорят об унизительной физической расправе над человеком, которая возможна из-за несправедливого устройства общества. Желтый фон подчеркивает ужас производимой расправы.)

- Хотелось бы обратить ваше внимание на то, как в ходе работы Толстой менял его заголовок: «Рассказ о бале», «Сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Постепенно заголовок становится более точным в выражении позиции автора, которая сконцентрирована во 2-ой части.


5. - Вернемся к началу рассказа. Дал ли автор в этой части произведения ответ на вопрос, в какой степени среда влияет на формирование человека?

(Прямого ответа нет, но понять можно. Среда уродует не всех. Так, она изуродовала душу полковника, который, совершая зло, считает, что выполняет долг. Среда вынудила его приспосабливаться и жить двояко: дома он заботливый и любящий отец, на службе - тиран. Но та же среда не повлияла на И.В. - он бросил службу и старался жить, не делая людям зла.)

- И снова напрашивается вывод: человек сам ответственен за свою судьбу.

- Оправдываете ли вы действия полковника?

- Как вы относитесь к решению И.В.?

- А как к своим героям относится автор?

(Толстой одобряет выбор И.В., потому что симпатизирует ему.)

- Чем же занимался И.В., уйдя в отставку?

(Убеждал жить людей по совести, помогал им, проповедовал любовь к ним, сам жил по совести.)

- Почему деятельность подобного характера привлекает Толстого?

(Толстой сам в своих выступлениях, статьях призывал людей к нравственному обновлению. Через высказывания героя автор выражает свои взгляды на жизнь.)
6. - По-настоящему понять содержание деятельности И.В. мы можем, обратившись к документам, первоисточникам самого писателя.

- Давайте прочитаем отрывки из работ Толстого.

«В чём моя вера», выдержки из работы «О социализме» и из дневников.

В чем моя вера

Все слышали, что сказано древним: «Око за око, зуб за зуб». А я вам говорю: «Не противьтесь злу». Слова эти вдруг показались мне новыми, как будто я никогда не читал их прежде.

Теперь, когда я понял слова о непротивлении злу, мне ясно стало, что Христос ничего не преувеличивает и не требует никаких страданий для страданий. Он говорит: «Не противьтесь злу: и, делая так, вперед знайте, что могут найтись люди, которые, ударив вас по одной щеке и не встретив отпора, ударят и по другой; отняв рубаху, отнимут и кафтан; воспользовавшись вашей работой, заставят ещё работать: будут брать без отдачи… И вот если это так будет, то вы все-таки не противьтесь злу. Тем, которые будут вас бить и обижать, все-таки делайте добро». Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом придётся, может быть, и страдать.

Выдержки из работы «О социализме» и из дневников

«Прежде чем заниматься политикой, каждому надо заниматься своей жизнью».

«Всякое насилие никак не содействует…, а, напротив, всегда противодействует всякому благоустройству».

«Главное наше призвание в этой жизни, которая каждую минуту может прекратиться…, может быть только в исполнении своих человеческих обязанностей перед Богом или перед своей совестью, если вы не признаете Бога».

«Что делать? – спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?»… всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой».
- Как вы поняли смысл толстовской идеи «непротивления злу насилием» и его призывов к нравственному совершенствованию?
7. - Каковы же идеи рассказа «После бала»?

(Общество устроено несправедливо; человек не может во всем полагаться на среду; человек несёт личную ответственность за свои поступки; жизнь должна быть устроена по законам любви; не делай другим зла.)

- Какими способами пользуется автор для выражения своей нравственной позиции в произведении?

- Запишите выводы в тетрадь.



Способы выражения авторской позиции.

1. Повествование от первого лица.

2. Заголовок.

3. Композиция.

4. Внесюжетные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды; описания: пейзаж, интерьер, портрет; эпиграф; пролог, эпилог).

5. Характеристика героев автором или другими персонажами, самохарактеристика, внутренние монологи.

6. Лексические средства языка, синтаксические конструкции.

- Что нам помогло выявить авторскую позицию в рассказе «После бала»?



(Анализ текста, сопоставление героев, изучение работ писателя.)
III. Задание на дом.

Напишите сочинение на тему «Человек несет ответственность за свою судьбу».