Урок «Растения – переселенцы» Цели: Образовательные - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование имеет тему: «Какие секреты есть у комнатных растений? 1 49.08kb.
Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление»... 1 427.86kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
Урока : Служебные части речи Цели урока. Образовательные 1 131.1kb.
Закон электролиза. Образовательные цели: Повторить сущность процесса... 1 20.58kb.
Программа А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 196.67kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
2. Формирование фонда оплаты труда в мбоу 1 304.98kb.
Урок по биологии в 6 классе Тема : Виды корней и типы корневых систем. 1 56.16kb.
Урок-игра в 7-м классе по творчеству А. С. Пушкина Цель : повторить... 1 46.48kb.
Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные... 34 4245.87kb.
Лекция №1 Базы данных и файловые системы 1 140.75kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок «Растения – переселенцы» Цели: Образовательные - страница №1/1

Урок

«Растения – переселенцы»


Цели:Образовательные:

  1. познакомить учащихся с растениями-переселенцами;

  1. расширить знания детей о культурных растениях;

  1. сформировать представление детей о многообразии культурных растений;

Воспитывающие:

·        формирование у детей умения работать в коллективе, в парах, слушать товарищей;

·        воспитывать бережное отношение к природе;

Развивающие:

·        развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность, мышление, речь;

·        расширять кругозор учащихся;

·        развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность;


Ход урока


  1. Организационный момент

Ужасно интересно 
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!

II. Изучение нового материала

- Сегодня, на уроке, мы продолжим работу над проектом «Растительный мир Земли». Я напомню, что на сегодняшний день мы рассмотрели такие темы, как: «Растения повсюду», «Значение растений», « Растения – живые существа», «Растения хищники, растения-паразиты»

-Наблюдая за природой ,люди замечали, как развиваются растения, и поняли, что сами могут их выращивать. Так зародилось земледелие.(объясните от каких двух слов образовалось слово земледелие)

- Ну а сейчас мы оправляемся с вами в путешествие по материкам. Может,  кто-нибудь уже догадался, какова же тема урока?



Тема урока: «Культурные растения в жизни человека. Растения –переселенцы».                   Постановка зелей и задачь урока(что бы вы хотели узнать на уроке?)                                                                         

Все  растения, о которых вы сегодня услышите, можно объединить  вот чем: все они - растения-переселенцы,  они приплыли в Европу с других континентов, из других стран.
 
- Сколько материков существует? (Шесть: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида).

- Мы отправимся в путешествие только на три материка, еще на три  мы не поедем. Как вы думаете, на какие материки мы не отправимся и почему? (Антарктида – вследствие климатических условий, в Антарктиде не произрастают, в частности, культурные растения.

Евразия – материк, на котором мы живем.

(Австралия - Есть в Южном полушарии чудесный материк.


                     Водой двух океанов омывается он.
                     Несметные богатства в земле его скрываются:
                     Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются. 
                     Там развиты промышленность и сельское хозяйство, 
                     И так же как в Америке там деньги называются. 
                     Никто не догадался что это за материк?

При всех достоинствах Австралии: растения и животные, которых больше нигде нельзя встретить, богатства недр земли…Австралия не дала миру ни одного одомашненного млекопитающего, не дала человечеству ни одного культурного растения!)

- На каждый из трех континентов были отправлены экспедиции, чтобы привести оттуда растения, которые впоследствии стали культурными растениями, без которых нашу жизнь сегодня трудно представить. Сейчас эти растения представят вам ваши одноклассники.

- Первая экспедиция была отправлена в Южную Америку.



1-ый ученик:

Кругла, рассыпчата, бела, На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная(картошка)

- Верно. Это картофель. Родиной картофеля является Южная Америка.  

- В 16 веке из Америки в Европу был привезен первый картофель. В Европе картофель стали называть земляными яблоками.                       

- Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

- Во Франции, к примеру, цветами картофеля королева украшала свою прическу, а сам король носил цветы картофеля у себя на груди в качестве украшения.

2-ой ученик:

- В Англии, к примеру, адмирал решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Европе.

- В Россию картофель был завезен при Петре I. Картофель входил в быт в России с огромными трудностями. Крестьяне считали большим грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Но в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля.         Тогда-то и родились в народе пословицы:    « Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Учитель:

- Да, действительно, трудно сегодня представить наш стол без картошки. Какие полезные и вкусные блюда можно приготовить из картошки?   Давайте поиграем в игру « Я бы съел…». Вы должны закончить фразу «Я бы съел…» блюдом, приготовленным из картофеля. Как  в Белоруссии называется национальное блюдо из картофеля? (драники) В каком же веке картофель попал в Европу? В каком веке картофель стали употреблять в России?

- Картофель – очень полезный продукт. Его называют вторым хлебом. Как вы думаете почему?

- Картофель – универсальный продукт. В нем содержатся витамины В1 (как известно – это витамин бодрости), витамин А (витамин роста),  никотиновая кислота, витамин С (защита от инфекций), такие минеральные вещества, как: калий, кальций, железо, цинк, медь…В картофеле содержится много крахмала. Самый полезный картофель – печеный, так как именно в нем в наибольшем количестве сохраняются полезный вещества.

3-ий ученик:                                                                                  

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,                                        

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят.  

                                          (помидор)                                                              

- Родина томатов Южная Америка, Перу.                     

- Не сразу было оценено и растение «томатль». Сначала томаты разводили как декоративное растение, плоды его считались ядовитыми. Первыми томаты стали есть итальянцы, и за отменный вкус их назвали «помидоро» - золотое яблоко. В России помидоры стали выращивать в конце 18 века.

- Помидоры – ценнейший продукт питания. В помидорах есть такие витамины, как: В1, А, К (способствует остановке кровотечения, заживлению ран), фолиевая кислота, которая является гарантом хорошего настроения. Мой совет – ешьте помидоры!

4-ый ученик:        

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем.

                                              (подсолнух)


- Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнух-«иностранец». Родина – Мексика. Когда-то там он считался священным цветком. Древние мексиканцы назвали растение «солнечными цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах. В 16 веке заморская диковинка стала красоваться на клумбе в ботаническом саду столицы Испании Мадриде. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в этом цветке видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

- И только в России крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать масло. В России подсолнух нашел не столько свою вторую родину, сколько переродился. И люди поняли, что ценность растения ни в цветках, а в семенах.



Учитель:

- А скажите, из чего на Руси делали растительное масло, до того как стали выжимать мало из подсолнечника? (лен, конопля)



Учитель: Следующая экспедиция побывала в Африке.

5-ый ученик:

В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла.

                                                             (пшеница)

- Трудно сегодня представить наш стол без душистого пшеничного хлеба. В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белков, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

Учитель:

- В наше время хлеб делают из пшеницы – это белый хлеб. А как в старые времена на Руси назывался хлеб из белой муки в виде замка? (калач)

-    Кто мог позволить себе есть калачи?

-   А из чего еще можно выпекать хлеб? (рожь, кукуруза, рис…)

- Почему обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим  изобретениям человечества?

(Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира).

 6-ой ученик

Кукуруза Что только не делают из этого удивительного растения: муку и крупу, консервированные зерна и хлопья, крахмал и растительное масло – всего не перечтешь! Кукуруза используется повсеместно и как кормовая культура. Она служит первоклассным сырьем и для технических отраслей промышленности, идет на изготовление бумаги, линолеума, вискозы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.

Сейчас просто трудно представить наши южные поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами, увидевшими это растение. От индейцев европейцы узнали, как нужно обрабатывать кукурузное поле.



Работа в группах-

 В великом и могучем русском языке есть достаточно много фразеологизмов, в которых используются названия различных плодов, либо блюд, сделанных из плодов. Может, Вы вспомните и назовете некоторые из них? Я предлагаю Вам следующие фразеологизмы…Объясните, что они обозначают:



  1. Проще пареной репы. (Очень просто. «Выполнить работу, которую Вы мне предлагаете, для меня -  «проще пареной репы»).

  1. Дешевле пареной репы. (Очень дешево. Купила шубу «проще пареной репы»).

  1. Каши не сваришь. (Ничего не добьешься, не сговоришься с кем либо. «Нет. С этими людьми «каши не сваришь». Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней).

  1. Каши просят. (Обозначает название обуви, либо части обуви. Сильно  поизносились, продырявились, требуют починки. «Ваши сапоги каши просят»).

  1. Калачом не заманишь. (Никаким способом, ничем не зазовешь кого-либо. «Вы меня на улицу и калачом не заманите»).

  1. Тертый калач. (Очень опытный, много испытавший на своем веку человек, которого трудно провести. «Мужчина по всему было видно – «тертый калач»).

  1. Как свинья в апельсинах. (Ничуть, совершенно не разбираться в чем-либо. «Вы разбираетесь в поэзии, как «свинья в апельсинах»).

  1. Задавать перцу. (Строго выговаривать, сильно бранить, или беспощадно громить. «Я задам тебе перцу!»).

  1. Даром хлеб есть. (Жить без дела, напрасно, не принося пользы. «Ты ленивец «даром хлеб ешь»).

  1. Бобы разводить. (Вести пустые разговоры, задерживать внимание на пустяках«Хватит Вам бобы разводить»).

  1. Остаться на бобах. (Остаться в конце дела ни с чем.«Работал, работал – остался на бобах»).

  1. Яблоко раздора. (Причина ссоры. «Яблоком раздора послужил ретро-автомобиль).

  1. Яблоку негде упасть. (Очень тесно, многолюдно. «На площади «яблоку негде было упасть»).

  1. Хлебом не корми. (Ничего другого не надо, кроме того, о чем говорится. «Хлебом его не корми, дай только с удочкой посидеть».

  1. Толоконный лоб. (толокно – овес) (Глупый, бестолковый человек. «Жил-был поп, толоконный лоб». Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

  1. Хрен редьки не слаще. (Одно не лучше другого. «Обмен состоялся, но «хрен редьки не слаще»).

  1. Хуже горькой редьки. (Совершенно невыносимо, несносно. «Надоел он мне -  «хуже горькой редьки»).

  1. Перемелется – мука будет. (Все будет хорошо. «Будем надеяться, что «Все перемелется – мука будет»).

  1. Как об стенку горох(Совершенно бесполезно. Ничего не действует на кого-либо. «Говоришь, говоришь – а ему «как об стенку горох»).

3. Закрепление изученного материала:

(Работа с тестами)  

4. Итог урока:

- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

Спасибо за урок. Получите домашнее задание. Д/з. по выбору.

Домашнее задание:

I II вариант:


  1. Дома вспомните (перечитайте) сказки, в которых вы встречались с плодами. Подготовьте пересказ одной из сказок. В чем ценность данных плодов? Какие блюда можно приготовить из этих плодов?

        «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен);

        «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб;

         «Золушка» - тыквина (Ш Перо);

        «Приключения Чиполлино»  - помидор, вишенка, лимон (Д. Радари);

        «Гуси-лебеди» - яблоко;

        «Репка» - репа;

        «Царевна-лягушка» - хлеб; зерно;

        «Каша из топора» - зерно;



        «Сказка о царе Салтане…» - орехи (А. С. Пушкин);

        «Цветик-семицветик» - маковые баранки;