Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель: повторить изученное по теме «Лексика» в 5-ом классе в форме игры-с - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-игра в 7-м классе по творчеству А. С. Пушкина Цель : повторить... 1 46.48kb.
Урок по немецкому языку в 7 классе по теме : «Auf dem Lande es auch... 1 40.48kb.
Урок игра путешествие в 8 классе. Тема: «типы химических реакций» 1 189.13kb.
Пояснительная записка к уроку математики в 3-ем классе по теме: «Закрепление... 1 100.09kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Обобщение по теме «Глагол» Цельурока 1 40.18kb.
Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная... 1 57.08kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
Урок литературы в 11-классе. Тема урока : «Проблема Пути в пьесе М. 1 48.7kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
Урок в 10 классе по теме: избирательная система РФ цель 1 83.36kb.
Текст №1 Береза – высокое дерево (до 25 м) с белой гладкой корой... 1 41.83kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель: повторить изученное - страница №1/1

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра

Тема «Лексика»

Цель: 1.повторить изученное по теме «Лексика» в 5-ом классе в форме игры-сказки.

2.ознакомить с лексическим значением слов: почта, почтальон, корреспонденция,

мир, мансарда, бандероль.

3.воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.



Оборудование: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы. Ноутбук.

Описание урока: класс делится на две команды. Они получают одинаковые задания. Все задания дублируются на доске через проектор.

Эксперт проверяет задания команд и выставляет отметки. Сама команда оценивает работу каждого ученика.

Ход урока.

На доске нарисован сказочный теремок.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?



Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:

Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

Ответить на вопросы:

1. как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав языка?

2. для чего служат слова?


Разминка:

Возят почту корабли,

Самолёты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны. (М.Белкина)

Задания к тексту:



  1. определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Учитель: угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к теремку? (На доску прикрепляется рисунок). Да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? (выяснив значение слова корреспондент, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся)
Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.


Задание 1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный). Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
Задание 2. Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Как называется этот рассказ и кто его автор?



Учитель:

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый. (антонимы)

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, грубых, ленивых, слабых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми,…»

(смелый, вежливый, трудолюбивый, сильный, умный, правдивый)
Учитель: окна квартиры номер 3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать, кто там живёт.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я.Козловский)

О ком идёт речь? (омонимы)

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир».
Задание 4. Пользуясь словарём, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.



Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран. Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный… (И.Верзилин)

Задание 5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)
Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Каково лексическое значение этого слова?). Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении). Для них почтальон Печкин принёс бандероль. (Объясните лексическое значение этого слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.


Задание 6. Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова).
Полз состав. Он устал-

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста. (В.Левин).
Задание7. Тест.

Составьте словосочетания в форме «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?

Задание 8. Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.

Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться

Дополнительный вопрос:

Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом «нормально»?



Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

Как живешь? – спрашиваю.

Нормально, – отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну я же говорю – нормально.

Странно ты говоришь...

Почему? Нормально.

Ты считаешь – нормально?

Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?


Итог урока. Объявление результатов соревнования.
Домашнее задание. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте её снова заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка.

Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк». Обязательно используйте слова в переносном значении, антонимы, синонимы.