Урок по физике в 7 классе «Трение. Сила трения» Учитель физики: Л. Н. Мануйлова г. Новоалтайск, 2009 г. Тема: Трение. Сила трения - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Я имхотеп, Учитель от Иерархии, и Сила моя от Света. Сегодня поговорим... 1 31.86kb.
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо... 1 46.7kb.
Урок обществознания в 5 классе. Учитель: М. В. Бондаренко, учитель... 1 74.58kb.
Для более равномерного просыхания материала по ширине штабеля применяется... 1 38.54kb.
Учитель физики и астрономии в Чусовитнской средней школе, с 15 августа... 1 8.56kb.
На уроках трудового обучения в начальной школе 1 150.78kb.
Урок в 3 классе по окружающему миру тема: «Охрана животных» Учитель... 1 176.79kb.
Районное методическое объединение учителей физики 1 106.7kb.
Урок в 5 классе. Тема урока: 1 37.1kb.
- 1 540.81kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Что такое модем и каковы его функции 3 619.71kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок по физике в 7 классе «Трение. Сила трения» Учитель физики: Л. Н. Мануйлова г. - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

г. Новоалтайск, Алтайского края.

Урок по физике в 7 классе

«Трение. Сила трения»

Учитель физики:

Л.Н. Мануйлова

г. Новоалтайск, 2009 г.

Тема: Трение. Сила трения.

Цели: сформировать понятие «трение» и «сила трения»; показать различие между сухим и жидким трением; научить измерять силу трения с помощью динамометра и изображать на рисунках; воспитание бережного отношения к приборам и оборудованию; активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе причинноследственных связей.

УНК: набор грузов, брусок, линейка, карандаши, динамометр, компьютер, дополнительная литература.

Действие учителя.


Действие учеников, их предполагаемые ответы.


I. Ориентировочно- мотивационный этап.


- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы» взаимодействие тел».

1.Фронтальный опрос.




  • Что мы изучали на последних уроках?




  • Дайте определение силы?


  • Какие виды сил мы изучаем?

Название сил прикрепляю к магнитной доске.





  • Что общего у всех сил?

На доске записаны вопросы.




  • Что называют силой?

  • Причины возникновения силы?

  • Какое имеет направление?

  • На что действует?

  • Какой формулой определяется?

  • Каким прибором измеряется?

  • От чего зависит действие силы?




  • Чем отличаются силы?

2. Создание проблемной ситуации.


  • Определите, о какой силе говорится в тексте?

«… Инженеры стремятся по возможности устранить ее в машинах и хорошо это делают.

- в прикладной механике ней говорят как о крайне нежелательном явление. И это правильно…

… Во всех других случаях мы должны быть ей благодарны: она дает возможность нам ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и тетради упадут на пол. Что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев».


3. Докажите свою точку зрения.


  • Каковы причины возникновения силы трения?

  • Что знаем о «трение» и «силы трения»?

  • В чем существенное отличие понятия «трение» и «силы трения»?

  • Что вы хотели бы узнать о «трении» и «силе трения»?

Учитель вывешивает тему урока «Трение», «Сила трения» и записывает на доске вопросы, которые предлагают ученики.


УЗ: узнать причины возникновения «трения», «силы трения», чем они отличаются, где учитывается и применяется.
4. Операционно-исполнительный этап.


  • Как вы думаете, что в физике понимают под «трением»

  • Дайте определение.

  • Откройте учебники на с. 71, II абзац, прочтите.




  • Какой вопрос нам нужно записать в словарь?




  • А что же тогда называют силой трения?

  • Прочтите следующее предложение в этом абзаце и попытайтесь дать определение.




  • Существуют различные виды сухого трения, назовите их.




  • Предлагаю детям нарисовать кластер.


Предлагаю решить задачи.


  • Какой вид трения имеет место при катании на коньках и при катании на роликах?

  • Какая сила удерживает предметы на ленте транспортера?

  • Что мешает сдвинуть с места тяжелые предметы?

  • Какое трение возникает при движение тел в жидкостях и газах?

  • Почему пловцы, бросаясь в воду, выставляют вперед сложенные вместе руки?

  • Почему лыжник, прыгая с трамплина, наклоняет тело вперед?

Работа с кластером.


УЗ – По видам трения, дайте название силам трения и подумайте, как можно их измерить и каковы причины их возникновения?
II Операционно-исполнительский этап.


  • Проведите рукой по столу, что вы ощущаете?

  • А если поверхности, то будет ли возникать сила трения?

  • А каковы причины вязкого трения?

Демонстрация слайдов из диска «Уроки физики 7класс» Кирилла и Мефодия.


  • Выясним от чего зависит сила трения, как можно измерить силу трения скольжения, ее графическое изображение.


Лабораторный опыт слайд № 1


  • Как можно измерить силу трения скольжения.

  • Возникновение силы трения связано с действием силы тяги, если тело движется равномерно, то Fтяги = Fтр.




  • Положите на карандаши брусок с грузами и измерьте силу трения качения.



  • Какой вывод можно сделать?



  • А почему, давайте разберемся.

Демонстрация слайда №2

Возникновение силы трения качения и ее графическое изображение.


Слайд №3,4,5


  • Возникновение силы вязкого трения.

  • Нам нужно выяснить от чего зависит сила трения скольжения?




  • Какие опыты можно проделать?



  • Делаем вывод по результатам опытов:



  • Сила трения зависит от веса тела, от материала трущихся поверхностей, но не зависит от площади. Если поверхности не полированы.

III Рефлексивно- оценочный этап.




  • Каковы способы уменьшения и увеличения трения выясним путем решения качественных задач и пословиц.

  • О какой опасности предупреждает дорожный знак с надписью «Осторожно листопад».

  • Почему шины автомобилей делают с ребристыми выступами? А современные шины?

  • Почему во время соревнований некоторые бегуны держатся позади противника и вырываются вперед лишь у финиша?


Поговорки о трении.

  • Лыжи скользя по погоде.

  • Налима в руках не удержать.

  • Пошло дело как по маслу.

  • Не подмажешь – не поедешь.

  • Коси коса пока роса, роса домой и мы домой.


А вы знаете еще пословицы?



  • Различные виды сил.



  • Сила – векторная физическая величина, которая является мерой взаимодействия тел и причиной изменения скорости тела.




  • Силы Всемирного тяготения.




  • Сила тяжести.

  • Сила упругости.

  • Вес тела.


Ученики отвечают с места.

  • Имеют числовое значение, точку приложения и направление…



  • Числовым значением, точкой приложения, причиной возникновения…

Текст взят из книги «Занимательная физика» Я.И.Перельмана (часть 2, с. 40).




Ситуация успеха.

Отвечают правильно: «Трение. Сила трения».


Затруднение, пытаются найти ответ, но не могут.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.


  • Ученики записали в тетрадь.



  • Ученики затрудняются дать ответ.




  • Работа с учебником.

  • Дают определение по учебнику.

Записывают в словарь.



  • Что называют трение?

  • Трение – это явление возникающее при взаимодействии соприкасающихся тел, препятствующее их относительному движению.


  • Ученики затрудняются ответить.

  • Пытаются дать, я корректирую и предлагают записать в словарь

«Что называют силой трения?»
Сила трения – векторная физическая величина являющаяся мерой взаимодействия между соприкасающимися поверхностями твердых тел при относительном их перемещении, при движении твердого тела в жидкости или газе.


  • Ученики называют: трение покоя, трение качения, трение скольжение, вязкое трение.

  • Работают в парах, затрудняются.






  • Кластер рисует ученик на доске.

Дети называют и записывают названия сил трения.



  • Шероховатость поверхности.




  • Будет взаимодействие молекул.



  • Сила притяжения молекул жидкости или газа с твердым телом.

Опыт №1


  • Ученики измеряют силу трения скольжения.

Опыт №2


  • Ученики измеряют силу трения качения.




  • Сила трения скольжения больше силы трения качения.


Опыты

  • Ученики нагружают бруски и измеряют силу трения.

  • Перемещают брусок по столу и различным дощечкам.

  • Перемещают брусок меняя площадь соприкосновения.

  • Делают вывод и записывают в тетрадь.

Ученики совместно с учителем делают правильные ответы.


IV Задание на дам: § 30,31, доп. чт. § 32




  1. Приготовить сообщение «Трение в науке и в технике».

  2. Кластер «Сила трения» по алгоритму силы.

  3. Что будете кричать, если исчезнет трение: «Ура! или Караул!». Напишите сочинение на эту тему в прозе, а можете в стихах. Как у вас лучше получается. Можете пригласить к себе в соавторы своих родителей. Успехов вам.

  4. Дополнительная литература:

«Трение. Сила трения»- вырезки из газет

«Книга для чтения по физике 7 – 8 кл.», И.Г. Кириллова

«Занимательная физика», часть 2 Я.И. Перельман

«Хрестоматия по физике 8 – 10 кл.», Б.И.Спасский

«Что такое трение?», Б.В. Дерягин

V Выставление оценок за урок.

VI Поблагодарить учеников за урок.

Самооценка




  • Насколько успешно решена задача?

  • Насколько я успешен в решении задачи?

  • Доволен собой, знаю ответы на вопросы, тему понял.

  • Не очень доволен, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы, кое-что осталось не ясным, в чем причина?

  • Не доволен собой.


Характеристика силы трения.

(домашнее задание)