Урок обществознания в 5 классе. Учитель: М. В. Бондаренко, учитель истории и обществознания высшей категории. Тема урока - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок обществознания в 5 классе. Учитель: М. В. Бондаренко, учитель истории и обществознания - страница №1/1

Урок обществознания в 5 классе.

Учитель: М.В.Бондаренко, учитель истории и обществознания высшей категории.
Тема урока: Я - гражданин России!

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о том, кто такой гражданин

  2. Создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России,

  3. Сформировать представление о личностных качествах истинного гражданина

Развивающие:

  1. Создать условия для развития мышления у учащихся

  2. Способствовать развитию навыков работы с документами. 

  3. Развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сопоставлять,

  4. развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Воспитательные:

  1. Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.

  2. Воспитывать гражданские чувства, формировать активную жизненную позицию.

  3. Сформировать основы правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности


Ход урока:

Учитель: 

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН (дети хором) своей страны!


Сегодня тема нашего урока «Я – гражданин России» Посмотрите внимательно на название нашего урока. Скажите, это предложение? Чего не хватает, чтобы это стало предложением? (точки). А обязательно ли мы должны поставить точку? А какие знаки препинания по цели высказывания в конце предложения вам известны? Что они обозначают?

1. Точка - в конце повествовательного и побудительного предложений, если в них дополнительно не выражены эмоции

2. Восклицательный знак –в конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство

3. Вопросительный знак - в конце вопросительных предложений

Что же нам поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим, справившись со следующим заданием:

Задание: вставить пропущенные слова в текст:

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному населению государства, пользующийся его защитой, обладающий правами и обязанностями, подчиняющийся законам. Главные права и обязанности гражданина установлены в Конституции страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Выполняя задание, вы испытали затруднения. Можем ли мы наверняка утверждать, что знаем, кто такой гражданин. Значит, пока в конце нашего предложения поставим вопросительный знак. Я – гражданин России?

Давайте запланируем работу на урок: Что должны узнать? Чему научиться?

Попробуем теперь выполнить это же задание, используя необходимую информацию.

1. Работа со словарями – найти понятие «Гражданин».

2. стр. 107 учебника – о происхождении слова «гражданин»

Зачитывая определения из словаря, заполняет пропуски в задании

Гражданин - это лицо пользующееся защитой государства, наделенное совокупностью прав и обязанностей (стр.108 учебника – отметить).

2. Работая с текстом учебника, заполняет пропуски в задании.

Совместная работа, сравнение с эталоном.

Задание: в тетради составить однокоренные слова к слову «Гражданин». Работа с однокоренными словами (значение слово гражданка-как обращение).

Сплошной текст - Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями. - запись в тетрадь, работа с эталоном.

Учитель: Как вы думаете, как становятся гражданами нашей страны? – работа с текстом Федерального Закона – совместное чтение вслух, обсуждение.

Учитель: мы с вами записали, что гражданин обладает правами и обязанностями, а также определенными качествами гражданина.

Работа в парах: обратимся к нормативным документам (тексты Конституции, Федерального Закона) и рассмотрим, какими правами обладает Гражданин России. На доске – права, в парах одна статья Конституции, учащиеся выбирают нужные элементы, прикрепляют на доску в колонку «Имеем право на…», оставшиеся элементы переносят в колонку «Не имеем права на…» .

Работа со ст. 57-59 Конституции РФ, восстановление элементов схемы. На слайде схема, выполнять задание в рабочем листе.

Самопроверка и самооценивание работы о правах и обязанностях.


Возвращение к теме урока:

Учитель: можете ли вы теперь утверждать, что вы полноправные граждане своей страны. А вы не хотите изменить название урока Давайте поставим точку в конце предложения в начале нашей темы.

Учитель: на схеме – любить Родину. Наверное, чтобы с любовью относиться к своей Родине, нужно обладать определенными чертами.

Показать мандарин.

Как вы думаете, глядя на этот фрукт, о каких чертах гражданина мы можем сделать вывод (сплоченность, разнообразность – кислые, сладкие, горькие дольки)

А какими качествами должен обладать настоящий гражданин, любящий свою Родину, узнаем, воспользовавшись политическими правами.

Представим ситуацию «Выборы в лесу»

Выборы Царя зверей


Кандидаты: 
Медведь – сильный, выносливый
Волк– хищный, коварный, злой
Лиса – модная, хитрая 
Заяц –трусливый, хвастливый
Лев– мудрый, справедливый, честный
Голосование, выявление наиболее важных черт гражданина, обсуждение.
Задания (дифференцированные по цвету):

1. более сложное: восстановить текст гимна, расставив в последовательности строки.

1 (И). Славься, Отечество наше свободное –

2 (Т). Предками данная мудрость народная.

3 (А). Россия - любимая наша страна!

4 (П). Россия - священная наша держава!

5 (Ы). Славься, страна! Мы гордимся тобой!

6 (Р). Твое достоянье на все времена.

7 (О). Братских народов союз вековой.

8 (Т). Могучая воля, великая слава –

Прослушать гимн, сравнить с эталоном.

Ответ: 43861725 – ПАТРИОТЫ – Есть ли связь с гражданами?-обсуждение


2. менее сложное: установить соответствие даты и праздника

  1. 12 июня

1 (Л). День Конституции России

  1. 22 августа

2 (О). День России

  1. 4 ноября

3 (Р). День государственного флага

  1. 12 декабря

4 (Ё). День народного единства

1-2, 2-3, 3-4, 4-1 – ОРЁЛ – герб страны

Взаимопроверка по эталону, оценивание

Зная права и обязанности граждан нашей страны, рассмотрев личностные качества, мы легко сможем представить портрет истинного гражданина.

Работа в группах: из предложенных иллюстраций и пословиц выбрать те, что характеризуют гражданское поведение, составить коллаж. Суметь объяснить свой выбор, почему не подошли другие иллюстрации.

Составление коллажей, представление у доски.

Учитель: выбирая подходящие иллюстрации, вы преимущественно выбрали те, где осуществляются какие-либо полезные дела.

Предлагаю отдохнуть и послушать стихотворение:

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая, вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её, заслышавши издалека,
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. 

А вы знаете людей, прославивших нашу Родину громкими делами?

На слайде: Пушкин, Гагарин, Суворов, Петр Первый, И.П.Лисин-Герой Советского Союза и др.

Велика история нашей страны, много ей пришлось пережить за время нашей страны. Назовите героические страницы нашей истории (дети называют: Отеч. война 1812 г., Великая Отечественная война, Смута и другие.) Но все смогли преодолеть русские люди. Мужество и героизм наших людей во все времена приводили в ужас наших врагов и вызывали восхищение потомков. Все эти факты из истории нашей страны вызывают какие – либо чувства в вас? Ответы детей: чувство гордости.

Возвращение к названию темы.

Не хотите ли вы что-либо изменить в названии темы (поставить восклицательный знак).

Я – гражданин России!

Я – гражданин России!


Не правда ль, звучит красиво? 
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Иллюстрации бесхозяйственности. Вывод: быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

Обязательно ли чувство гражданственности долго проявляться в великих делах?

Давайте подумаем, что может сделать школьник, который зависит от родителей?

Учащиеся составляют перечень полезных дел в рабочих листах, обсуждение.

Рефлексия:

Я научился…

Я запомнил…

Мне понравилось…


Учитель:

Поэтом можешь ты не быть,


Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын. Н. Некрасов
Будьте же достойными детьми своего Отечества и прославляйте его!
Подведение итогов урока.

Домашнее задание (дифференцированное):

1) Составить кроссворд на тему "Гражданин России".

2) Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках.



3) Сообщения о почетных гражданах Амурской области и Сковородинского р-на.