Урок музыки в 5 классе - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная... 1 57.08kb.
Урок-память Проведен учителем музыки Качалиной Галиной Владимировной... 1 51.9kb.
Изучение музыки в 1 классе имеет продолжительность 33 учебные недели... 1 162.45kb.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки 7 класс 1 42.71kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Урок литературы в 9 классе (Урок исследование) «Нет, неразгаданный... 1 150.87kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
Урок по немецкому языку в 7 классе по теме : «Auf dem Lande es auch... 1 40.48kb.
Урок русского языка, литературы, технологии и музыки 1 109.48kb.
Урока- концерта, посвященного Международному Дню Музыки (Внеклассная... 1 56.11kb.
Композиция кадра 1 184.42kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок музыки в 5 классе - страница №1/1

МКОУ Первомайская ООШ

Искусство

и

природа.
(урок музыки в 5 классе).
Учитель музыки

Тютерева И.А.

2012-2013 уч. год

Искусство и природа. (5класс)

Цель урока: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства. Задачи: - развитие творческих способностей, слуховых данных, вокально-хоровых навыков, образного мышления, воображения; - воспитание бережного отношения к природе, к тому, что нас окружает - обучать осознанному восприятию музыки, формировать вокально-хоровые навыки. Оборудование: - пейзажи известных художников; - рисунки детей о природе; - фотографии природы; - выставка книг о природе.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Ход урока.

Вступительная беседа. Учитель. Мы продолжаем тему нашей четверти «Можем ли мы увидеть му-зыку?». Глядя на оборудование нашего класса, вы уже догадались какая тема нашего урока? «Искусство и природа». Наверное я не ошибусь если скажу так, что любой творческий человек обращается к теме природы. Каждый му-зыкант, поэт, художник, композитор обязательно пишет о природе. Вы согла-сны со мной? Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искус-ства, и литературы, - рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с карти-нами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспе-вали родную природу в своих произведениях. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? Что роднит музыку с изобразительным искусством? Ответы детей.

                                   Музыка

                    Послушай: музыка вокруг;


                    Она во всем – в самой природе,
                    И для бесчисленных мелодий
                    Она сама рождает звук.
                    Ей служат ветер, плеск волны,
                    Раскаты грома, звон капели,
                    Птиц несмолкаемые трели
                    Среди зеленой тишины.
                    И дятла дробь, и поездов
                    Гудки, чуть слышные в дремоте,
                    И ливень – песенкой без слов,
                    Все на одной звенящей ноте.
                    А снега хруст, а треск костра!
                    А металлическое пенье,
                    И звон пилы, и топора!
                    А проводов степных гуденье!
                    …Вот почему-то иногда
                   Почудится в концертном зале,
                   Что нам о солнце рассказали,
                   О том, как плещется вода,
                   Как ветер шелестит листвой,
                   Как, заскрипев, качнулись ели…
                   А это арфы нам напели,
                   Рояль, и скрипка, и гобой.
                                                        М. Ивенсен Учитель. - Ребята, вспомните, пожалуйста, композиторов, писателей, поэтов, художников, которые писали о природе? Ответы детей. – Какие музыкальные произведения, песни о природе вы знаете? Ответы детей. Учитель. Можно бесконечно говорить о связи природы и человека. И сегод-ня мы с вами познакомимся с фрагментами оперы «Хованщина» русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Сообщение уч-ся о биографии композитора. Учитель. В «Хованщине» М. П. Мусоргский обратился к событиям русской истории. «Замысел композитора был колоссальный, - писал Б.В.Асафьев. - Он хотел охватить в нем все главные силы и течения московской разрухи накануне петровской реформы, на грани новой России». – Ребята, давайте вспомним, что произошло в петровскую эпоху? Сообщение уч-ся. Учитель. Петр1 хотел видеть Россию сильной могучей страной. За время правления из нищей отсталой страны, Россия стала одной из ведущих стран Европы. Он создал флот, армия стала боеспособной, Россия стала экономически развитой страной. Он сам учился и считал, что все должны учиться. При Петре1 впер-вые стала издаваться газета. Открывались школы, музеи, академия имени Ломоносова. Но все эти преобразования коснулись дворянства. А бедные еще долго оставались нищими и неграмотными. Опера «Хованщина» рассказывает о событиях петровской эпохи, о пробуж-дении народа, о становлении России. - Сейчас мы с вами послушаем знаменитое вступление к опере «Хован-щина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусор-гского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Послушайте внимательно, закройте глазки и вслушайтесь в каждый звук. Постарайтесь увидеть, нарисовать картины природы под эту музыку (не говорю названия вступления). Слушание «Рассвет на Москва-реке». После слушания. - Перед вами альбомные листы постарайтесь нарисовать то, что услышали в этой музыке. Рисуем.

- А теперь, глядя на свои рисунки, расскажите мне о прослушанной музыке? (Анализ рисунков и музыки).

«Человек». С. Островой.

Человек – он ведь тоже природа Он ведь тоже закат и восход И четыре в нем времени года И особый в нем времени ход. И особое таинство света То с жестоким, то с добрым огнем Человек – он зима. Или лето… Или осень с грозой и дождем

И какая в нем брезжит погода Сколько в нем одиночеств? И встреч? Человек – он ведь тоже природа Так давайте природу беречь.

Природу любят все люди на земле. Её надо не только любить но и охранять, чтобы ваши дети и внуки могли наслаждаться не только муз. произведениями о природе, но и самой природой.

«До свидания».

Литература.



  1. Музыка. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Автор-составитель В. М. Самигулина. Издательство «Учитель» Волгоград.

  2. Рассказы по родной истории 5 класс Н. И. Ворожейкина, В. М. Соловьев. Москва «Просвещение» 1999год.

  3. 3-е издание авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Про-граммы общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2007год).

  4. Музыкальная энциклопедия. Москва: Просвещение, 2007год.