Урок-модуль «Не стоит село без праведника» (по рассказу Солженицына «Матренин двор») 11 класс 2 часа - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 11 классе. Александрова Т. А 1 45.82kb.
Исследование информационных моделей 10 класс 4 часа 3 часа 2 часа... 1 16.04kb.
Движение "Школьный двор -спортивный двор" 1 36.56kb.
И. О. педагога : Торошина Наталья Игоревна мкоу сош №2 п. Локомотивный... 1 133.48kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу В. Г 1 52.48kb.
Урок по рассказу К. Г. Паустовского «Разлив реки». 9 класс. 1 9.57kb.
Перевод баллов гиа 2014 в отметки от фипи 1 27.44kb.
Урок развития речи в 8 а классе на семинаре по теме: «Диалог литератур» 1 94.15kb.
Доклад директора моу «Бясь-Кюельская начальная школа-детский сад»... 1 63.09kb.
Модуль 6 Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися... 1 64.06kb.
Планирование составлено из расчета 6 часов в неделю (5 класс 204... 10 1224.41kb.
Больше возможностей для детей-инвалидов 1 30.63kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок-модуль «Не стоит село без праведника» (по рассказу Солженицына «Матренин двор») - страница №1/1

Учитель: Кулачкова Елена Александровна, ГБОУ СОШ 549 г. Москвы, 2011-2012 уч.год.

Урок-модуль « Не стоит село без праведника»

(по рассказу Солженицына « Матренин двор») 11 класс 2 часа

Цели урока:

1) Познавательная:

Продолжить формирование специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, словарная работа; )

Ообеспечить развитие общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя);

продолжить работу по формированию научного мировоззрения.



2) Развивающая:

Продолжить работу по совершенствованию речи учащихся, обеспечить условия для пополнения словарного запаса, развития логического мышления ,умения выделять главное, существенное при работе с текстом; создать условия для развития творческих способностей учащихся.



3) Воспитательная:

Создать условия для воспитания самостоятельности как черты личности, умения доводить начатое до конца; совершенствовать представление о понятиях толерантность,

продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля;

содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы, способствовать развитию чувства патриотизма



УМ №1 Интегрированная цель урока:

1. Учащиеся должны осознать:


- связь литературного произведения с историческим контекстом эпохи;
- способы создания портрета литературного героя конкретным автором.

2. Учащиеся должны уметь:


- находить ответ на вопрос в тексте;
- систематизировать собранный материал по плану;
- использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей.

Учебные

Элементы

Содержание учебного материала

Руководство по усвоению учебного материала.

УМ № 2

УЭ № 1

Актуализация знаний

Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового .

Сегодня мы проводим урок-модуль. У нас сегодня как обычно три цели урока.(Зачитываем цели).

Я хочу у вас спросить. Мы сегодня работаем над рассказом Солженицына «Матренин двор». Что в процессе урока вы должны лично для себя осознать?(Интегрированные цели)
Поможет нам в работе технологическая карта, которая лежит у вас на столах. Напоминаю, что она состоит из трех частей: учебные элементы, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Плюс приложение к технологической карте, где вы будете работать письменно.

Работать мы будем поэтапно, соответственно учебным элементам. Напоминаю, что урок расписан по минутам, так что следим за временем.


Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о писателе Солженицыне и говорим о его рассказе «Матренин двор», который вы должны были прочитать дома.

Проведем входной контроль. На столах у вас маленький тест, который вы должны решить в течение двух минут и мне сдать.

Фамилия Имя. Класс

Тест по рассказу Солженицына

«Матренин двор».


  1. Год, когда происходят события в рассказе.



  1. Место действия



  1. Что преподавал в школе герой рассказа Игнатьич.



  1. Какие живые существа жили в доме Матрены?



  1. Как погибла Матрена?

Время в рассказе-1956 год. Как определили? (Прошло 11 лет после войны)

Место действия – деревня-колхоз-станция - (радио)город, страна.

И еще три вопроса. Можете себя сразу оценить.


Рассказ написан в классических традициях Некрасова, Толстого, Лескова, Чехова).

Каких положительных героев классической литературы вы можете вспомнить?

Что же делает их хорошими?(Стремление к истине, правде)

Да, эти герои ассоциируются со словом –правда-. Какие однокоренные слова мы можем найти?

Правда


Правдивый

Правдолюбец

Справедливый.

А какое , может быть, новое для вас слово с этим корнем вы нашли в рассказе?

Праведник.

Похожи эти слова по значению? Конечно. Но вместе с тем разница между ними огромная

Цель нашего урока: понять, кто же такие праведники. И почему старая, неграмотная, небрежно одетая женщина, героиня рассказа - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. А “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта.

Разговор о том, кто же такие праведники, идет с давних времен. Мы послушаем спор двух людей. Русских писателей - Лескова и Писемского. Как они понимают роль праведников на Руси?

Звучит диалог писателей (выступление подготовленных учеников, элемент драматизации):

П.

- По-вашему, небось, всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.



Л
- Это у вас болезнь зрения.

П
- Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Л

- Неужели в самом деле ни в моей, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в твоей и моей душе. Мне это стало несносно и ужасно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “ несть граду стояния”, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать.



Каких людей так и нашел Лесков?

Что же такое праведничество?

(Учащиеся подготовили слайды , где даны определения праведничества из разных источников)

Здесь выделите слова, которые помогут нам понять суть праведничества.



Философский словарь дает следующее определение.

Праведничество — социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности че-ловека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни.


Церковь так дает определение праведникам

Святые, прославившиеся добродетельной жизнью в миру, неканонизированные или местночтимые святые, а также благочестивые люди из церковной среды.

В художественном же изображении праведников

показывается духовный лик героя, присутствует изображение глубин духовной жизни человека.



Писатель Лесков говорил, что праведник тот, кто живет « не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».

Кого из героев Лескова можно назвать праведниками? Почему? Иван Флягин «Очарованный странник». (Герой совестлив и склонен к раскаянию, и готов отвечать за содеянное. Жизнь преподносит ему нелегкие испытания и искушения, но твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести, морали.)

Русские писатели, как и составители житий, как иконописцы, раскрывали в своих творениях именно реальность, но реальность высшего порядка, высшего напряжения духовной жизни, правды «идеальной». Именно духовную правду Достоевский называл «реализмом в высшем смысле этого слова».

Теперь попробуйте с вашей точки зрения выделить одно самое важное понятие для определения праведничества, запишите на листке ( и прикрепите на доску).К вашим ответам мы вернемся в конце урока.


Давайте посмотрим, почему героиню рассказа называют праведницей. Наделена ли она теми чертами, которые отметили вы?

Листочки с тестом сдать учителю на проверку.

Записать в карту, оценить себя.
Записать в карту, оценить себя.


УМ № 3
УЭ № 2

УМ№4

УМ№5

УЭ №3

Активная познавательная деятельность.

Цель: продолжить формировать умение определять способы создания портрета литературного героя.
А.Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Сегодня мы выясним, какими средствами автор создает образ русской женщины-праведницы.



Задание: постарайтесь ответить на данные вопросы
1.Что вы узнали о социальной системе жизни в России в пятидесятые годы двадцатого столетия? Перечислите « социальные несправедливости», происходившие в то время.(1-ая группа)

2.Что автор вкладывает в понятие «нутряная Россия»? Как вы понимаете это выражение?(2 группа)

3.Как описание избы помогает понять характер героини? Кто самые близкие «существа» для неё?(3 группа)

4.Составьте портрет героини:

- О чем говорит имя героини?

- Есть ли в рассказе законченный портрет героини?- Какая деталь повторяется из главы в главу?

- В чем особенность речи Матрены Васильевны? (4группа)

5. (Опережающее задание)

Выпишите значительные события в жизни Матрены.

Рядом с ними поставьте плюс или минус. Всегда ли она была бессловесной терпеливицей? Каких событий было больше в жизни героини? Что нужно, чтобы пережить такое?

6. (Опережающее задание) Какие люди окружают Матрену? Перечислите их ,дайте каждому краткую характеристику (сёстры, воспитанница Кира, её муж, Фаддей, подруга Маша) Какую роль сыграли они в судьбе героини? Как высвечивается личность человека и его судьба через отношения тех, кто его окружает?

7. Зачем нужна третья глава? Ведь все основные события уже произошли. Как похороны, поминки, картины разрушения дома и двора «проясняют» для рассказчика истинный образ Матрены?

8. Найдите во 2 главе глаголы, говорящие о разладе, гибельном расстройстве жизни. ( «начать ломать», «отрывать», «выворачивать», «завизжали», «заскрипели», «яро разбирал по ребрышкам», «отсекли», «работали, как безумные… в ожесточении»)

Как меняется интонация рассказчика, когда он говорит о Матрене? («просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», «только грехов у неё было меньше, чем у кошки…»; «Зато и вознаградила меня Матрёна…» )

9.Вернемся к началу урока. Солженицын ответил Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».(Критики дружно обвиняли Солженицына в искажении показа колхозного быта и колхозников ,сравнивали тальновский колхоз с соседним колхозом-миллионером, где председателем был Герой Социалистического труда)

Какие качества определяют смысл праведничества?

Вы правильно отметили такие качества, как…Я сюда добавила те качества, о которых мы говорили сегодня на уроке. И вот перед нами портрет праведника, портрет русской женщины. (Приложение № 3)

Какими словами кончается рассказ?

«Все мы жили рядом с ней / и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /
Ни город. /
Ни вся земля наша».

Обращаем внимание, для поднятия лирического пафоса Солженицын меняет здесь даже синтаксический строй, включает абзацы, переводя речь в белый стих. _______________________________________________________

Выходной контроль

Цель: проверить первичность усвоения материала.

«Не стоит село без праведника»-народная мудрость. Каков смысловой акцент пословицы? И как Солженицын расставил акценты в конце рассказа, использовав эту пословицу.

(Думается, что смысловой акцент пословицы был такой: если есть село, то есть и праведник, и на нем ведь мир крестьянский держится. И вот Солженицын написал рассказ, как будто переставив акценты в пословице: важнее всего – что село «не стоит», именно потому, что не на ком, не на чем держаться, ибо ныне праведника не ценят - и оно погибает. )

Итоги урока.

Вернитесь к целям урока. Еще раз их просмотрите. Достигли ли мы того, чего хотели? Подсчитайте свои баллы. Перенесите их в маленькую карточку и сдайте мне. А большая карта вам поможет в дальнейшей работе. _

Оценочный лист

Ф.И.


УМ №2

1

2



УМ№3

1.

2.



3.

Итого.


Контроль.

Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей.


Кто набрал 0-12 баллов, пишут традиционное сочинение. План есть в технологической карте. Кто набрал 13-15 баллов, пишут эссе в формате ЕГЭ на тему

«Есть ли доказательства, что праведники живут среди нас? (литература, кинематограф, жизнь)»


Работа по группам.

Выполнение пись-менно в рабочей тетради в виде те-

зисов (5 минут) Оценить работу группы.

.

Устная работа.



Заполнить таблицу(3 минуты)

Устная работа

Заполнить таблицу в технологической карте. Сверить с образцом.(Приложение №1) Оцените себя.

Устная работа


Выписать глаголы(2 минуты) Сверить с образцом

(Приложение №2)Оценить себя

Письменно на оценку






.

План.


  1. Образ терпеливого, смиренного, простого героя, героя-праведника – традиционная тема в русской литературе (привести примеры).

  2. Историческая правда в рассказе.

  3. Прошлое и настоящее Матрены.

  4. Смысл концовки «Не стоит село без праведника».

  5. Какие нравственные принципы утверждаются писателем в рассказе? Актуальны ли они в наши дни?



При работе над сочинением используйте вспомогательный материал:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует ,сочувствует , иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает ,воссоздает, утверждает и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений/



Выполните на отдельном листе

45 минут)







Приложение №1

Матрена

Никогда никого не осуждала, не завидовала

Осуждение, зависть

Сёстры

Матрена

Любила её и переживала за воспитанницу.

Взяла много хорошего тот своей тетки.

Воспитанница Кира

Матрена

Ни одного плохого слова

Высмеивал Матрену, изменял.

муж

Матрена

Не держала обиды ни на кого.


Через всю жизнь пронес обиду, вымещая её на близких

Фаддей

Матрена

Матрена не осудила бы её за этот поступок.

Пришла с просьбой о вещи.

Подруга Маша

Приложение №2

«Начать ломать», «отрывать», «выворачивать», «завизжали», «заскрипели», «яро разбирал по ребрышкам», «отсекли» , «работали, как безумные… в ожесточении»



Приложение №3

Характер праведника, русский характер:

  1. совершенное бескорыстие,

  2. смирение,

  3. гармония с миром,

  4. природная неспособность попенять на судьбу, на людей, на время ,на власть.

  5. незлобливость,

  6. нестяжательство,

  7. простота,

  8. человечность,

  9. терпение.