Урок литературы в 6 классе по теме «Бородинское сражение в произведении М. Ю. Лермонтова - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
России верные сыны 1 165.34kb.
Урок развития речи в 8 а классе на семинаре по теме: «Диалог литератур» 1 94.15kb.
Урок литературы в 11-м классе по теме: "У истоков войны народной…" 1 112.86kb.
Календарь знаменательных и памятных дат на 2013-2014 учебный год... 1 119.9kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
Урок литературы в 9 классе (Урок исследование) «Нет, неразгаданный... 1 150.87kb.
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
Уроку Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная... 1 57.08kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Урок литературы в 11-классе. Тема урока : «Проблема Пути в пьесе М. 1 48.7kb.
Расчетно-графическая работа 3 1 177.76kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок литературы в 6 классе по теме «Бородинское сражение в произведении М. Ю. Лермонтова - страница №1/1

Урок литературы в 6 классе по теме

«Бородинское сражение в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика» Хасановой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Кунгура



Целевая установка учителя: разработка урока с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации и классификации»

1 этап. Вводная часть.

Мотивация к учебной деятельности.



Учитель:

- Отечественная война 1812 года. Бородино. 200 лет со дня Бородинского сражения. Посмотрите иллюстрации Бородинского сражения (слайды). Портреты двух писателей (слайды).

- Чьи портреты? - Что вы знаете о них?

Ответы учеников:

- Это портреты М.Ю.Лермонтова и Н.А.Дуровой.

Выступление первого ученика (индивидуальное задание).

Рассказ о жизни и творческой судьбе Н.Дуровой.

Надежда Дурова – участница Бородинского сражения, ординарец М.Кутузова, первая женщина-офицер, кавалер Георгиевского креста, ее брат был городничим в нашем городе, писательница. Она вошла в историю России как первая русская женщина–офицер, участница Бородинского сражения и заграничных походов. Во - первых, она была участницей трёх наполеоновских войн: в 1807 году — в Пруссии, в 1812 году — в России, в 1813-1814 годах — в Польше и Германии. Во- вторых, она без перерыва прослужила в армии почти 10 лет: с марта 1807 года по март 1816 года. В - третьих, прошла по всем ступеням служебной лестницы: весной 1807 года — рядовой, осенью 1807 года — унтер-офицер, в декабре того же года произведена в офицерский чин корнета, в июне 1812 года — поручик, в марте 1816 года при отставке — штабс-ротмистр. После выхода в отставку Надежда Дурова прожила несколько лет в Петербурге, потом вернулась в Сарапул. Пост городничего там занимал её брат Василий Андреевич Дуров. Александр I принял историческое решение: позволил женщине служить в армии, произвел в офицере, наградил за подвиг. Александр I наградил Надежду Дурову Знаком отличия военного ордена — серебряным Георгиевским крестом. В ответ на её просьбу о продолжении военной службы император разрешил ей остаться служить, приказал носить фамилию Александров, и потребовал сохранения тайны. Под именем корнета Александрова зачислена в Мариупольский гусарский полк. Позднее корнет Александров был переведён в Литовский уланский полк подпоручиком. В рядах этого полка Надежда Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года, была назначена ординарцем главнокомандующего русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова.

Выступление второго ученика (индивидуальное задание).

М.Лермонтов – это поэт…

(Монологическая речь учащихся)



Учитель:

- Я вам предлагаю фрагменты (два текста) разных авторов.

- Как вы думаете, кто авторы? Что можете сказать о текстах? Какова тема текстов?

1. Первый текст / Выразительное чтение учителем

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

2. Второй текст / Выразительное чтение учеником / Конкретизация даты записи текста.



24 августа.

На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался…Все пришло в движение…

26 августа.

Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас

Ответы учеников:

- Первый текст принадлежит М.Ю.Лермонтову, это «Бородино», а второй - Н.А.Дуровой, это «Записки кавалерист девицы».



2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель:

- Два писателя, два текста.

- Какова наша учебная задача?

- Попытайтесь сформулировать тему урока и цели.



Варианты ответов учащихся:

- Рассмотреть, как описывают Бородинское сражение М.Ю.Лермонтов и Н.А.Дурова.

- Сравнить описание сражения в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы».

- Провести исследование (два текста): как описывается сражение авторами.

- Почему описание разное? Важно ли знать описание Бородинского сражения в прозе?

3 этап. Учебная деятельность

3.1. Определение «шагов» исследования.



Учитель:

- С чего начнем? - Что вызывает затруднения?

- Попытайтесь определить последовательность действий.

(План действий - регулятивные УУД)



Ответы учеников:

- Внимательно прочесть оба текста.

- Выделить опорные слова и словосочетания в текстах.

- Сравнить описание боя.

- Составить таблицу (опорные слова, поэма «Бородино», «Записки кавалерист-девицы»), сделать записи в тетради.

Учитель:

- Определим опорные слова.

- Назовите слова, словосочетания (Планирование-регулятивные УУД)

Ученики:

1.Вражеские войска (французы).

2.День. Характеристика дня.

3.Начало боя. Поле сражения. Французы.

4.Пули.

5.Артиллерия. Звуки.



4 этап. Самостоятельная работа учащихся.

(Работа в парах. Коммуникативные УУД)

Работа с текстами.

(Смысловое чтение. Самостоятельный поиск информации Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. Познавательные УУД)



Элемент исследования.

- Заполнение таблицы в тетрадях по литературе.



5 этап. Контроль. Самопроверка по эталону.

Учитель:

Языковые средства в текстах.

- Назовите эпитеты, сравнения, метафоры.

- Обратим внимание на ключевые слова, словосочетания, предложения с описанием боя.

- Сравните свои записи со слайдом презентации.

- У кого такие же слова и словосочетания? Дополните записи.

(Контроль и оценка результатов деятельности, коррекция – регулятивные УУД)

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- Выполнили ли мы учебную задачу?

- Каково ваше мнение?

-Сформулируйте вывод по данному началу «на основе сравнения поэтического текста М.Ю.Лермонова «Бородино и прозаического текста Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы» я могу сделать вывод о том, что…»



Примерное продолжение рассуждений:

…оба писателя – мастера слова: они в деталях описали Бородинский бой. Сразу представляешь сражение. Мне больше понравилось описание М.Лермонтова (поэтическое произведение), так как…

…описание боя в повести «Записки кавалерист-девицы» - это документальное произведение, для автора важна точность изложения фактов. Это и понятно, ведь Надежда Дурова, мы узнали об этом в самом начале урока, - участница сражения 1812 года.

7 этап. Домашнее задание (письменно).

– Как видится бой вам? На что вы обратили особое внимание?



/ Написать самостоятельно 7-8 предложений в тетради с кратким описанием боя.