Урок-игра «Знатоки русского языка» 5 класс, учитель Демина Л. Н - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс) Учитель: Милованова О. 1 94.58kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка 1 43.38kb.
Урок русского языка в 4 классе 1 89.71kb.
«Сущность выразительного чтения» Выступление на методическом объединении... 1 164.69kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка... 1 36.75kb.
Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 73.68kb.
Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Максякова Алевтина Ивановна. 1 46.42kb.
Уроков Дата № урока, кабинета Предмет Тема урока Класс Учитель 4... 1 21.39kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
В. В. учитель русского языка и литературы моу сош п. Горноправдинск... 1 39.29kb.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского... 1 261.37kb.
Развиваем речь в детсаду «Мы живем в России» 1 43.13kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок-игра «Знатоки русского языка» 5 класс, учитель Демина Л. Н - страница №1/1

Урок-игра «Знатоки русского языка» 5 класс, учитель Демина Л.Н.

Цели:

-расширить кругозор учащихся о языке;

-развивать и укреплять навыки мышления, повышать грамотность;

-прививать любовь к родному языку;



Вступительное слово учителя:

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Детьми вы засыпали под звучание бабушкиных и маминых сказок. А ведь сказка – это язык. В школе вы слышите речь учителей, читаете учебники и художественную литературу, и перед вами открывается огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто, тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык могучим и правдивым, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык , язык Пушкина, Гоголя, Толстого и Чехова, знают и любят не только все народы, живущие в России, но и многие люди других стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н.Толстого, который говорил, что « настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И чтобы любить русский язык, надо его знать. И сейчас вы, ребята, сможете показать свою находчивость, смекалку и проверить знания по русскому языку. Я желаю вам удачи. Сегодня в нашей игре принимают участие три команды:

«красные» (капитан-Ларин М.)

Приветствие:

Мы отвечаем умно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

«Синие» (капитан-Никифорова А.)

Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование .
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

«зеленые» (капитан – Чупров Н.).

Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

1. Конкурс «Орфоэпический» -5 баллов. Расставьте ударения в словах:

Алфавит , звонит, положил, документ , шофер, красивее, каталог, торты, свекла, баловать, квартал, жалюзи, досуг, договор, дефис.



2.Конкурс «Теоретический» - 3 балла

«Красные»

- Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия?

-В каких словах на конце после шипящих пишется Ь?

-Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

«Синие»


-Чем может быть осложнено простое предложение? (однор. члены, обращение, вводные слова,сравн.оборот)

-В каких словах после шипящих Ь не пишется?

-Как образуется простая превосходная степень сравнения?

«Зеленые»

-Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически?

-Как образуется сложная сравнительная степень?

-После каких букв в именах существительных пишется суффикс -ЧИК-?

3.Конкурс «Синтаксический» Составь предложение. (Максимальная оценка данного задания – 3 балла).

Одновременно конкурс КАПИТАНОВ – 2 балла. Синтаксический разбор предложений.

1 команда: Шишки украшают вершины елей, словно гирляндами.

2 команда: Не трещите, морозы, в заповедном лесу.

3 команда: К счастью ,весна в этом году наступила рано.



(В то время, когда капитаны отвечают у доски, команды составляют предложения из данных слов).

Составьте предложение из данных слов, расставьте знаки препинания.

1команда.

Чудесное, каникулы, время, летние.

2 команда.

походе, мечтает, о,туристическом, один, море, поедет, на , другой.

3 команда.

что, у, каникулы, хорошо, скоро,летние, нас, будут.

У команд должен получится следующий связанный текст:

Летние каникулы – чудесное время.

Один мечтает о туристическом походе, другой поедет на море.

Хорошо, что скоро у нас будут летние каникулы.



4.Домашнее задание: чтение стихотворений о русском языке – 3 балла.

1.Как же прекрасен родной мой язык,

Волшебный, певучий, играющий.

Словно прозрачный хрустальный родник,

Сердце и душу ласкающий.

В нем каждое слово – бесценный алмаз.

В нем каждая песня – красавица.

Порою прекрасный, суровый подчас,

Отечество наше им славится!

Пока жюри подводит итоги предыдущих конкуров, проводится физкультминутка.

Физкультминутка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Посмотреть, который час (повороты)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)

Мышки дёрнули за гири (приседания)

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон (бег на месте).



СЛОВО ЖЮРИ

5.Конкурс орфографический и пунктуационный. (Максимальная оценка – 5 баллов, за каждую ошибку минус один балл)

Прочитать текст ,вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить. (Текст даётся целостный, но поделённый для команд на абзацы.)

Хор… ши снежные зимы в Р… ссии! Бл…стят на со… нце глубокие сугробы скрылись подо льдом б… льшие реки и маленькие р… чонки. Пр…порошила зима землю словно снежной шубкой. Отдыхает з… мля наб …рает силу. (1 команда)

Зимний лес это ска… ка! Воздух чист прозрачен и свеж… . Над л… сными тр… пинками белыми арками с… гнулись под тяжестью инея ств… лы м… лодых берёз. Свежее дыхание зимы чу… ствуется везде в воздухе на земле на дерев…ях. (2 команда).

Но вот зимний лес нап… лняется жизнью. С шумом прол… тит рябчик подним…тся из снежной пыли глухарь пискн… т т… хонько лесная мыш.. .

Хор… ша ты зимушка-зима ! радос… но говорят люди. (3 команда)



6. конкурс «Лексический» - 3 балла.

К данному прилагательному нужно подобрать два существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.


Тяжёлый –камень, характер; горячая – вода, голова; тесная – квартира, дружба; острый – нож, язык; сладкий – чай, сон; твёрдый – земля, решение; золотые – украшения, руки; свежий – цветы, газеты; больной – человек, вопрос; весёлые – люди, песни.

7.Творческий конкурс - 4 балла.

Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто наполнено будущими грозами.

"Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся … . Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

8.Литературный конкурс (Если хватит времени). Учитель читает отрывок из худ-ой литературы, дети называют автора и название – 2 балла.

Домашнее задание.

1) Написать сказку о знаках препинания. 2) Составить сложные предложения, предложения с однородными членами, обращениями. 3) Найти текст с разными пунктограммами.



Подведение итогов, награждение.