Урок-игра покажи умение употреблять местоимение общественный смотр знаний 6 класс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок-игра покажи умение употреблять местоимение общественный смотр знаний 6 класс - страница №1/1

УРОК-ИГРА

«ПОКАЖИ УМЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЕ»

6 класс



Разработчик: учитель русского языка и литературы Шорник Н.Н.

КГУ «Средняя школа № 6 села Батпак»

УРОК-ИГРА

ПОКАЖИ УМЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЕ

Общественный смотр знаний

6 класс

1. Приветствие жюри, представление команд (обычно две команды).
2. Разминка. Отгадайте загадки:
Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты.)
Какие местоимения попадаются на дороге? (Личные: я – мы.)

3. Отгадайте шарады.

а) Мой первый слог найдешь тогда,


Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй;
А в целом – столик школьный твой.

(Парта)

б) Слог первый всякий угадает:


На нем ведь скатерть расстилают.
К нему прибавим мягкий знак,
А дальше будем делать так:
Тот слог, что роднит молоко и корову,
Допишем в конце – и готово!

(Столько)

В это время удобно провести конкурс для болельщиков. Послушайте стихотворение, ответьте, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.



Он, она, оно

Мое стихотворение


Про местоимение.
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей.
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
Кто же он, оно, она?
Месяц, солнце и луна!

(Е.Кай)

4. Основной конкурс.

а) Прослушайте рассказ «Умные спорщики»

Выпишите все местоимения, распределив их по разрядам в таблице.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.


Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

(Побеждает та команда, которой удалось выписать больше местоимений и без ошибок определить разряд каждого.)



лич

возврат

вопросит

относит

неопред

отрицат

притяжат

указат

определ




























б) Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизмы с местоимением (мы сами с усами; рвать на себе волосы).
Фразеологизмы не называем, а предлагаем командам задания, записанные заранее. Показать фразеологизм пантомимой надо так, чтобы другая команда угадала, о чем идет речь.

в) На карточках- фразеологизмы с местоимениями. Объясните значение фразеологизмов:

не видать как своих ушей;
намотай себе на ус;
заруби себе на носу;
надеть хомут себе на шею.

д) Замените описательный оборот одним словом, подчеркните местоименный корень. (Письменно.)

Например: спокойствие, умение не терять присутствие духа – самообладание;
критика недостатков собственной работы – самокритика;
обслуживание себя собственными силами – самообслуживание;
преувеличенно высокое мнение о себе самом – самомнение;
работа, совершаемая своими силами (ответить прилагательным), – самостоятельная;
помощь, оказанная вовремя, – своевременная;
дело, общее для всего народа, – всенародное.

В это время можно провести конкурс для болельщиков. Вспомните пословицы с местоимениями. (Или игра «Доскажи пословицу».)


Скажи мне, кто твой друг, (и я скажу, кто ты). На всякого мудреца (довольно простоты). Кто много читает,( тот много знает). Не все то золото,( что блестит). От иной похвалы (хоть в землю уйти). Назвать употребляемые в этих пословицах местоимения.

5. Проверка домашнего задания.

Варианты могут быть таковы: исполнить песню, в которой много местоимений, инсценировать басню.



6. Вывод произносит само местоимение – ряженый:

Я о себе такого мнения:


Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.

6. Подведение итогов конкурса.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.


Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

лич

возврат

вопросит

относит

неопред

отрицат

притяжат

указат

определ




























Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

лич

возврат

вопросит

относит

неопред

отрицат

притяжат

указат

определ




























мы сами с усами

рвать на себе волосы

не видать как своих ушей


намотай себе на ус


заруби себе на носу


надеть хомут себе на шею

1.критика недостатков собственной работы – 

2.обслуживание себя собственными силами – 


3.преувеличенно высокое мнение о себе самом – 
4.работа, совершаемая своими силами (ответить прилагательным), –

5.помощь, оказанная вовремя, –


6.дело, общее для всего народа, –

1.критика недостатков собственной работы – 

2.обслуживание себя собственными силами – 
3.преувеличенно высокое мнение о себе самом – 
4.работа, совершаемая своими силами (ответить прилагательным), –

5.помощь, оказанная вовремя, –


6.дело, общее для всего народа, –
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй;
А в целом – столик школьный твой.

Ответ?_________________



Слог первый всякий угадает:
На нем ведь скатерть расстилают.
К нему прибавим мягкий знак,
А дальше будем делать так:
Тот слог, что роднит молоко и корову,
Допишем в конце – и готово!

Ответ?_________________