Урок деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ как части речи в 3 классе. Тема: «Обобщение знаний о признаках имени сущест - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 4 классе Тема: Обобщение по теме «Глагол» Цельурока 1 40.18kb.
Русский язык. Части речи. Морфологический разбор слова 1 186.35kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Деловая ролевая игра «Международный конгресс по охране атмосферы»... 1 75.3kb.
Тема: «Имя существительное. Закрепление» 1 61.68kb.
Урок по русскому языку на тему: " Глагол. Обобщение" 1 67.45kb.
«Имя числительное» мы прошли 2 217.19kb.
Урок игра по географии, 7 класс Тема «Южные материки» Тип урока обобщение... 1 53.68kb.
План-конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе 1 50.94kb.
Систематизация и обобщение представлений о лете, его признаках 1 91.48kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
«Первоцветы» на основе систематизации и обобщения, ранее сформированных... 1 94.06kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Урок деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ как части речи в 3 классе. - страница №1/1

Урок - деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ. как части речи в 3 классе.

Тема: «Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи».



Цели:

- повторить всё, что знают дети об имени существительном.

-закрепить знания о грамматических особенностях имени существительного, их роли в предложении.

-развивать речь учащихся.

-воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина.

Ход урока.

1.Постановка учебной задачи.

-Ребята, мы закончили изучать тему «Имя существительное». Сегодня мы должны с вами построить город Существительных, все признаки этой части речи расселить по своим улицам, домам. Языковым материалом урока будут служить тексты из произведений великого русского поэта А.С Пушкина.

2. Работа над значением имени существительного как части речи.

-Итак, начинаем наше строительство с центрального города, его кремля. Кремль в нашем городе символизирует основное значение имени существительного, его смысл. Что же обозначают имена существительные?

-Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

-Послушайте знакомые пушкинские строки и назовите по памяти встретившиеся имена существительные.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(Заселяем Кремль-ученик-строка)

(Учащиеся доказывают принадлежность этих слов к имени существительному)

-Почему автор,говоря об одном и том же предмете,использует в одном случае слово кораблик, а в другом- корабль?

3.Упражнение в различении собственных и нарицательных имён существительных.

-Вспомните названия сказок А.С.Пушкина.(у каждого ученика на парте лежит список)

Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?(Правило).

Работа в парах.

1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

2. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».Поэт А.С Пушкин.

Князь (_ _и_о_),королевич(Е_и_е_),царевна (-е-е--),работник (-а- -а),остров (-уя-),море(О-ия-),девушка(-е- - а- - а),дядька(- е - -о-о-).

(Дети расселяют слова на улицы Собственная и Нарицательная).

-Почему такое странное имя у девушки Чернавка?(Слово чернавка в народно-поэтической речи обозначало девушку,выполняющую чёрную работу).

В «Сказке о царе Салтане…» мы встречаемся со словом лебедь как именем существительным нарицательным и Лебедь-собственным.( «Улетела лебедь-птица»; «прекрасная царевна Лебедь».Пушкин выбрал это имя для царевны за её дивную красоту.

4.Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

-Какие ещё постоянные признаки у имён существительных?(одушевлённые и неодушевлённые).

-Будем строить для них улицы.

Пока я строю улицу, вы подбираете для неё жильцов.

(дети вспоминают сказки А.С.Пушкина и записывают 1 неодушевлённое существительное и 1- одушевлённое; «заселяют» улицы).

5.Упражнение в различении имён существительных по родам.

Физкультминутка.

-Пока вы отдыхали,я построила ещё 3 улицы,как мы их назовём?(ул.Женского,Мужского,Среднего рода).

(Ж.р.-она,моя;М.р.-он,мой;Ср.р.-оно,моё).

-На доске предложения из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» и «Сказки о Царе Салтане…».

1.И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в серебристых облаках.

2.Глядь-по верх текущих вод

Лебедь белая плывет.

-Какой поэтический образ возник у вас? Почему поэт сравнивает луну с лебедем?

(Рисуя мирную картину парка,залитого лунным светом,поэт не случайно сравнил луну именно с лебедем,т.к. в пушкинские времена белоснежные лебеди плавали во всех просторных водоёмах парка,и одним из любимых развлечений мальчиков-лицеистов было бросать им кусочки булки,нарочно захваченные с собой из лицейской столовой).

-Расселите имена существительные по улицам.(Затруднение вызывает слово лебедь).

-Во времена А.С.Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода,оно употреблялось как в мужском,так и в женском роде.

В современном русском языке победила форма мужского рода; но употребление в женском роде не исчезло,оно сохраняется в народно-поэтической речи и в поэзии.

-А могут ли имена существительные быть общего рода?(Сказка о рыбаке и рыбке).

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, ПРОСТОФИЛЯ!»

Не сумел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше то совсем раскололось».

(простофиля- несообразительный человек, можно соотнести к лицам мужского и женского рода).

6.Упражнение в группировке слов по склонениям.

-Какой последний постоянный признак существительного?(Склонение).

-Как будем строить эти улицы?(от ул.Женского рода отходит улица 3-го склонения;ул.Мужского и Женского рода пересекает ул. 1-го склонения;ул.Мужского и среднего рода-улицей 2-го склонения).

-Какие существительные относятся к этим склонениям?(правило)

(расселить существительные по этим улицам)-ель-ёлка,корабль-щель,Балда-верста;ВЕРСТА-русская мера длины,равная 1,06 км.

Физкультминутка.

7.Упражнение в различении падежей имён существительных.

-Обратите внимание на Падежный проспект, который пересекают ул. И.,Р.,Д.,Т.,П. падежей. Где он будет находиться?(в стороне).

-Почему? (непостоянный признак)

-Сколько падежей?(6)

-В древнерусском языке выделяли звательный падеж, имеющий значение обращения.( «Чего тебе надобно, старче?»),в современном языке этот падеж не выделяется, а обращение употребляется в форме именительного падежа.

-Мы проводили турнир знатоков падежей, лучшими были Мосолов Ю.,Кувшинова О.

Выдаётся эмблема победителя.

8.Парк множественного и единственного числа.

Обратите внимание на парк Единственного и Множественного числа. Как различать имена существительные этих парков? (ответ)

Строительство города мы закончим пушкинскими строками из «Сказки о золотом петушке».

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

-Что хотел сказать автор этими словами?

Из каких парков «собрались»эти слова? Могут ли они «прогуляться» в другом парке?

(Все существительные ,за исключением слова ЛОЖЬ, могут употребляться и в форме единственного,и в форме множественного числа).Слово ЛОЖЬ употребляется только в форме единственного числа.

9.Итог урока.

-Итак, мы построили с вами город Существительных. Как вы думаете, в какой стране находится этот город?

-Страна речь,т.к. существительное это часть речи.

-Справились мы с поставленной задачей?

Обобщение по схеме-карте.

-Кто же был лучшим строителем? Как вы оцените работу одноклассников?

Мы весь урок пользовались пушкинским словарем, а сейчас я предлагаю послушать стихотворение Ватомовой А.,которое она сама сочинила и посвятила А.С.Пушкину.



(Алёна читает стихотворение).

Д/З: Попробуйте сами что-нибудь сочинить: стихи, рассказ, сказку, историю, используя всю красоту русской речи.