Урок 59. «Вечный город» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок 59. «Вечный город» - страница №1/1

Урок 59. «Вечный город» и его жители

I. Вопросы и задания для повторения:



  1. Какая династия правила Римской державой во II в. н.э.? Какие отношения сложились в это время между императорами и подданными, между Римом и провинциями?

  2. Расскажите о личности императора Траяна и его войнах.

  3. Чем прославился в истории Марк Аврелий?

  4. В чем выразился расцвет имперских городов во II в. н.э.?

  5. Представьте себе, что вы провели день в древнем Риме. Что вы там увидели? Опишите свои впечатления. Какие знаменитые сооружения были возведены в Риме в это время?

  6. Разгадайте кроссворд (самостоятельно):




2







п















Т-

!'

Л

я

II





1"

С

()

'■

и

И

к








А

I!

й'

Г

О

н







1 6

г

*

р

м

ы





к

о

л

ШИ

3

е1й\

1 к

о

л

0-

.«_

и

А







  1. «Храм всех богов».

  2. «Лучший из императоров».

  3. Дома, в которых жили знатные люди.

  4. Смесь мелких камешков и песка с раствором извести.

  5. Римские бани.

  6. Большой амфитеатр, вмещавший 50 тыс. зрителей.

7)Архитектурное сооружение, поставленное Траяном в честь победы над доками.

Учитель: Рим - столица империи - насчитывал около миллиона жителей.

Вопрос: Предположите, почему его население все время росло?

Разоряющиеся крестьяне в поисках пропитания шли в большие города. В Рим также стремились тысячи жителей провинций. Одни хотели получить выгодную должность на службе у императора, другие - получить место в отрядах его личной охраны, стать преторианцами. Всех привлека­ли гладиаторские игры, конские бега, триумфы и всевозможные праздне­ства. Рим называли вечным городом, золотым городом. Или же просто - Городом.

Однако в начале III в. империя вступила в полосу политического, экономического, военного и духовного кризиса. Казалось, что «золотой век» Римской империи, олицетворением которого было правление Траяна, никогда не кончится. При нем империя была огромна и сильна. Отчего же она пришла в упадок и погибла?

Задание: Прочитайте п. I §57.



  • Чем было вызвано падение доходности сельского хозяйства?

  • Каким было отношение рабов к труду? Почему оно могло быть именно, таким?

Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Все они люди скверные, никчемные, словом, не люди, а никуда не годные лю­дишки!»

«За что ты гневаешься на них?» - спросим мы богача-землевладельца.

«Судите сами, - отвечает он нам. - Ведь рабы - лодыри! Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Поло­житься на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазе­ваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Мотыги, серпы, лопаты они не берегут, к тому же все они воры: так и норовят украсть ви­ноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней луч­шего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до смерти, - понизив голос, говорит хозяин, - да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика».

Вопрос: Почему скопление рабов в имении было опасно для рабо­владельца? Обратите внимание, как он относится к орудиям труда и ско­ту и как относится крабам?

Вывод (учащиеся записывают в тетрадь):

В I-II вв. труд рабов становится невыгодным для рабовладельцев. Рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники.

Вопрос: Как же землевладельцы стремились повысить доход­ность своих хозяйств?

На доске:

I способ:

малоземельный берет земельный участок

крестьянин отдает

землевладелец чинш

Колон - малоземельный крестьянин, арендовавший землю у землевла­дельца за плату частью урожая.

Чинш - арендная плата владельцу земли частью продуктов сельского

хозяйства: зерно, яйца, скот и т.д.

II способ: «рабы с хижинами»:


  • получали участок земли;

  • инвентарь;

  • скот;

  • имели право создавать семью.

«Рабы с хижинами» - рабы в период поздней империи, которых можно было продавать только с землей, платившие хозяину чинш.

Учитель: «Рабы с хижинами» знали, что их не сгонят с земли,| поэтому были заинтересованы в тщательной ее обработке.

Задание: Сравните положение колона и закованного в кандалы раба. Кто и почему лучше работал?

В V веке положение колонов меняется.

Задание: Прочитайте п. 3 §59.

Что изменилось в положении колонов? К каким последствиям это неизбежно вело?



Вывод (учащиеся записывают в тетрадь):

Восстание рабов и колонов ослабляли Римскую империю, вторжения же варварских племен в ее пределы привело империю к гибели.

В III в. императоры не могли организовать должного отпора варварам. Власть императоров стала непрочной.

Начиная с Юлия Цезаря и Октавиана Августа, главной опорой римских императоров стало войско. Постепенно легионеры почувствовали, что они нужны императору, и добивались от правителей увеличения жало­ванья, ценных подарков, непрерывных денежных раздач. Бывали случаи, когда разнузданные солдаты убивали своего повелителя, если он не вы­полнял очередного требования войска.

В III в. большая часть армии состояла из варваров, нанятых на во­енную службу: германии, галлов, фракийцев, арабов и др. Им были чужды интересы Римского государства. Они могли провозгласить - императором любого полководца, порой никому не известного командира, если были уве­рены, что тот щедро вознаградит их. Однажды легионеры, стоявшие в Си­рии, объявили императором хромого старика, военного казначея; единствен­ной причиной такого возвышения была касса, находившаяся в его руках.

Императоры окружали себя охраной, которая, несмотря на огромное жа­лованье, часто оказывалась ненадежной. Нередко начальник императорской стра­жи, вместо того чтобы охранять императора, сам убивал его и захватывал власть.

Значение города Рима в III в. падает. Многие императоры были вы­ходцами из провинций: один - сириец, другой - фракиец, третий - араб и т.д. Провозглашенные императорами в одной из провинций, они часто не успе­вали за свое недолгое правление даже побывать в Риме.

Частая смена правителей неблагоприятно отражалась на положе­нии свободного населения империи. С приходом к власти нового импера­тора статуи предыдущего уничтожались, его приближенных казнили. Для вознаграждения армии император отбирал имущество у богачей, заподоз­ренных во враждебных настроениях, увеличивал налоги. В этих условиях никто не чувствовал себя спокойно: одни боялись лишиться своих бо­гатств, другие - новых поборов со стороны чиновников. Над всеми висела угроза быть схваченными по ничтожному доносу и казненными.

Задание: Предположите, по каким причинам рабовладельцы Италии и провинций нуждались в укреплении императорской власти? (1. Зажиточные люди боялись потерять имущество и быть казненными. 2.Они рассчитывали, что восстания угнетенных будут подавлены. 3.Границы будут укреплены.)

Из-за всех мятежей и раздоров с середины III в. н.э. Римская им­перия чуть было не распалась на части. Только в самом конце столетия сильный правитель Диоклетиан восстановил единство Империи и проч­ность императорской власти.

Этот человек - по происхождению сын раба, отпущенного на волю, - выдвинулся благодаря своим способностям и стал императором.

Диоклетиан придал императорской власти откровенно царский характер. Император стал официально именоваться господином. Он носил пурпурные, затканные золотом платья из парчи и шелка, на голове его сия­ла драгоценная корона, ему воздавались церемонные почести, напоми­нающие ритуалы восточного двора: подданные преклоняли перед ним ко­лена, целовали край его одежды, называли его «ваше величество» или «твое величество».

Для управления огромной державой императорам приходилось содержать огромный аппарат чиновников и многочисленную армию. На содержание вооруженных сил тратились огромные средства.

По мере роста армии и чиновничества налоги увеличивались. Не­когда цветущие города хирели под их бременем. Нищета медленно рас­пространялась по всему государству.



Домашнее задание:

  1. Прочитайте п. I. §57, п. 1,3 §58.

  2. Выучите новые понятия.

*3) Охарактеризуйте положение крестьян в поздней империи. В чем про­явился политический, экономический, военный, социальный и духовный кризис?