Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №13» г. Воркуты Республи - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1568.09kb.
Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного... 5 1158.33kb.
Программа развития государственного муниципального образовательного... 1 86.85kb.
Муниципальное задание 1 133.97kb.
Программа развития образования муниципального бюджетного общеобразовательного... 1 294.18kb.
О выплатах из специальной части фонда оплаты труда 1 95.86kb.
Анализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного... 2 477.15kb.
Публичный отчёт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... 1 267.71kb.
Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения вечерней... 2 279.23kb.
План совместной работы иро и муниципального бюджетного общеобразовательного... 1 145.84kb.
Приказ от № Устав муниципального автономного 1 366.02kb.
Отчёт о лыжном походе первой категории сложности 1 279.48kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней - страница №1/1

Опыт работы

учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №13» г. Воркуты Республики Коми



Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать.

Биография человеческой души,

Человеческого сердца – это прорастание

семян, развитие их в крепкие, большие,

во всяком случае, растения. Некоторые

становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые – злым чертополохом»

Владимир Солоухин

Тесмеева Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №13» г. Воркуты. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 9 лет, в данной школе работаю пятый год

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

        Пятый год работаю по программе «Школа 2100». Основными целями своей деятельности считаю:

- повышение уровня образования младшего школьника через развитие навыков учебной деятельности;

- создание условий для реализации способностей учащихся;

- формирование умения учиться.

Для достижения поставленных целей ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать у ребёнка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

- воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

- создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

- развивать желание и умение учиться.

Второй год работаю над темой по самообразованию «Развитие навыков учебной деятельности обучающихся через технологию деятельностного подхода». Считаю, что в период перехода на новые образовательные стандарты тема актуальна, когда ребенок является не объектом, а субъектом – можно говорить о раскрытии его способностей, творческой деятельности.

Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Школа 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода. Этот метод прежде всего осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.

Использую его на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала. Часто проблему ставлю в игровой форме.

Основным приемом ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Цель урока литературного чтения в начальной школе – не только научить детей читать, но и воспитать грамотного читателя. Эти задачи решает технология формирования типа правильной читательской деятельности, которую я реализую на уроках литературного чтения.

Это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

На первом этапе работы с текстом развиваю у учащихся умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Ставлю перед учащимися задачу провести диалог с автором через текст. Учу ребят задавать вопросы автору по ходу чтения:

- Чем это можно объяснить?

- Что сейчас случится?

- Для чего? Кто такой

На втором этапе работы ставлю цель – достижения понимания текста на уровне содержания.

Третий этап работы с текстом – достижение понимания текста.

Учу детей понимать произведение, его тему, идею, отношение автора к героям.

На этом этапе предлагаю творческие задания:

- составление вопросов по содержанию текста;

- сочинение загадок, стихов;

- иллюстрирование отрывков;

- сравнительный анализ героев;

- составление аннотации к произведениям.

Реализуя данную технологию на уроках литературного чтения, я добилась следующих результатов:


Свою работу строю так, чтобы максимально раскрыть личностные качества каждого ребенка. На уроках создаю условия для полноценного их проявления и развития.

В начальной школе важно формировать не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально – творческой деятельности учащихся, способных не только освоить, но и творчески использовать свои достижения. Именно поэтому использую на уроках окружающего мира, технологии метод творческих проектов.

Во 2 классе выбирали проекты, которые выполнялись микрогруппами. Работая в микрогруппах, учащиеся приучаются к особенностям проектной деятельности, работать коллективно, распределять обязанности.

На уроках технологии и окружающего мира мы выполняли совместные проекты: «Порадуем своих родителей и друзей игрушками», «Наши маленькие друзья».

В 3 классе начали работу над собственными проектами: «Моя энциклопедия», «Моя коллекция».

Разрабатывая обоснование проекта, учащиеся не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, не только познают что-то новое, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли.

С целью обмена знаниями и умениями провожу мини - конференцию, где учащиеся обмениваются опытом. Представление полученных результатов работы происходит в виде презентации, в ходе которой учащиеся приобретают навыки представления итогов деятельности.

Современный урок нельзя представить без использования информационных технологий. На таких уроках обучающиеся не только усваивают готовые знания, а учатся творчески их перерабатывать, самостоятельно использовать полученные знания, оценивать свою деятельность и группы, развивались их способности.

Делать учение мотивированным, учиться самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути решения позволяет исследовательский метод:

(- наблюдение за погодой, природой, животными, трудом людей (учащиеся записывают свои результаты, оформляют в виде рисунков, творческих работ);

- проведение опытов;

- формирование навыков исследовательской деятельности. (Даю опережающие задания)

На уроках решения учебной задачи использую такие формы как – дискуссия, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде. Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы:

- работа с источниками (учебный словарь, учебник и т.д.);

- моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка);

- мыслительные (представления).

Дети не получают знания в готовом виде, а открывают их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они учатся мыслить, планировать свои действия, придумывать различные способы решения возникающих проблем. Например, на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, детям предлагаю составить алгоритм выполнения действий по изучению нового материала.

Наряду с традиционными словесными и практическими методами применяю метод моделирования. Этот метод обучения особенно актуален и эффективен в связи с тем, что у учащихся начальных классов преобладает наглядно – образное мышление. Кроме того повышение эффективности обучения учащихся вижу в алгоритмизации процесса обучения. Определяя цель урока, продумываю четкое предписание, определяющее последовательность умственных действий и практических операций по решению задач изучения данной темы. Заучивание на начальном этапе обучения может повлечь за собой потерю интереса к учению. Поэтому стремилась облегчить любое заучивание (правила по орфографии вводила посредством сказок, связывала с различными ассационными понятиями). Например, при развитии умения ставить запятую в сложных предложениях или предложениях с однородными членами, озвучиваю правило в стихотворной форме «Перед союзами А, НО – не думай впустую, а ставь запятую».

Ориентироваться в нестандартных ситуациях помогают уроки - путешествия, тематические экскурсии, уроки – практикумы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты). Для активизации учебной деятельности на уроке применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.

Учебную деятельность организую с помощью:

-работы в парах;

-групповой работы;

- межгруппового взаимодействия.

Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считаю самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2-го класса, через анкетирование я определяю вид учебно-познавательного интереса учащихся.

Наибольший интерес представляют ответы учащихся на вопрос «Какую задачу ты выберешь для своей самостоятельной работы — ту, где решение пройдет на высоком уровне сложности, или решишь несколько простых задач?»

В результате обработки анкет определяется вид познавательного интереса учащиеся: по содержанию (внешний): «Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок»; по процессу (внутренний): «Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать».

Для подтверждения данных анкетирования предлагаются задания. Выполняя данные задания, обучающиеся не выделяют общий принцип решения этой группы выражений. Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние, несущественные признаки. Таким образом, определяется тип учебно-познавательного интереса — по содержанию.

Выполняя задание таким способом, учащиеся открывают общий принцип решения всей группы выражений. В выражениях с нечетными номерами используется отношение (1 + 2): 3. В выражениях с четными номерами отношение (1 • 2 + З — 4), когда сначала находят произведение, затем последовательно складывают и вычитают. На основании выбора этого варианта решения определяется учебно-познавательный интерес по процессу.

Задания такого характера помогают учителю не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся.

На уроках русского языка с 1 класса практикуется такой вид самостоятельной творческой работы, как диктант с элементами творчества.

Не менее полезным видом самостоятельной работы считаю составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике. Например, на уроке «открытия» нового знания по теме «Падежные окончания имен существительных» данная таблица сначала составляется учащимися коллективно под руководством учителя.

Слайд.

Предлоги

Падеж

Существительные

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

к

Дательный

Родительный

Предложный


газете

классу

степи

от







по







из







о







На уроках регулярно использую не только учебник, но и папку - накопитель. Данные в папках сгруппированы по темам, а также материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить материал, а именно:

· составления плана, озаглавливания,

· выполнения развивающих упражнений;

-алгоритм выполнения лабораторных и практических работ и т.д.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:

- дети моего класса с желанием посещают школу;

- сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

- на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

- в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.

Результаты качества знаний обучающихся за 2008-2009, 2009-2010. 2010 - 2011 учебные годы по предметам:

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Такие формы организации учебной деятельности помогают мне решить такие воспитательные задачи, как:

- развитие коммуникативных качеств личности;

- возможность самореализации младших школьников;

- умению уважительно относиться к окружающим, к их мнению.

В сфере воспитания решала задачи через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; любовь к красоте тоже формировалась в процессе активного взаимодействия с красотой. Решались задачи воспитания посредством различных внеклассных мероприятий: классные часы, посещение музеев, театров, спортивных соревнований, проведение «Веселых стартов», утренников, участие в конкурсах рисунков, сочинений. В рамках методической недели школы, провела открытое внеклассное мероприятие- презентацию на тему «Как это было… История Воркуты» с использованием информационных технологии.

Важным моментом в воспитательной работе с учащимися является тесное сотрудничество с родителями. Тесный контакт с родителями позволяет лучше понять индивидуальные особенности учащихся, их трудности в обучении, латентный характер, протекающих в личности процессов. Провожу родительские собрания в виде конференции, круглого стола, бесед.

Считаю, что выбранные формы и методы обучения и воспитания способствуют достижению главной цели образования – вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.

Начиная с первого класса, учащиеся являются активными участниками различных интеллектуальных и творческих мероприятий (школьных, городских).

Итогом своей учебно-воспитательной деятельности считаю результаты:

- участие учащихся в математической игре - конкурсе «Кенгуру»,; «Русский медвежонок» по русскому языку. Гомон Егор занял III место в муниципальном туре олимпиады по окружающему миру (4 класс, 2010 – 2011 учебный год)

На заседаниях ШМО делится опытом своей работы с коллегами. Проводит открытые уроки, принимает активное участие в проведении предметных недель, общешкольных мероприятий.



В настоящее время ставлю задачи добиваться высоких показателей в работе, продолжать применять эффективные технологии для достижения раскрытия творческих способностей детей и повышения качества преподавания.