Учебно-тематическое планирование по курсу «орксэ» модуль «Основы православной культуры» Общее количество- 18 ч - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по курсу: Основы Безопасности... 1 69.6kb.
К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный... 4 473.91kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Основы безопасности... 1 166.32kb.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Основы... 1 35.31kb.
Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас 1 20.03kb.
Образовательная программа «Основы мировых религий и светской этики. 1 152.71kb.
Учебный год Учебно-тематическое планирование 1 67.92kb.
Учебно-тематическое планирование по Информатике и икт класс 2 279.81kb.
Учебно-тематическое планирование Разделы и темы программы 1 280.94kb.
Перевод баллов гиа 2014 в отметки от фипи 1 27.44kb.
Контрольная работа по Основам Православной культуры Для 6 классов... 1 78.46kb.
Формировать представление об исследовании как способе изучения окружающего... 1 31.31kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Учебно-тематическое планирование по курсу «орксэ» модуль «Основы православной культуры» - страница №1/1

Рассмотрено Согласовано

МО № зам.дир. по УВР

________________ ______________

от «__»_____ 2011 «__»_______2011



Учебно-тематическое планирование

по курсу

«ОРКСЭ»

модуль «Основы православной культуры»

Общее количество- 18 ч

Учитель: Шабалина Н.Н.


Класс: 4 «А»

Количество часов: всего 18 часов; в неделю 1 час
Уровень обучения: базовый

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

-Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.

-Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Форма итоговой аттестации обучающихся – творческая работа.

В авторскую программу изменения не внесены.




Пояснительная записка.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль- турологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем


развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

•единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.


Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.



Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

.

Требования к личностным результатам:


Требования к метапредметным результатам:


Требования к предметным результатам:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.






Дата


Тема урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Способы организации деятельности учащ.

Контрольно-оценочная деятельность

Дом зад

Интерн


ресурсы

Внеш

Внутр.

вид

форма






Знакомство с ролью Православия в жизни общества. Культурные традиции и духовный мир человека

Богатство России. Малая Родина.

.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.



Знать:

-Что такое духовный мир человека

-Что такое культурные традиции и для чего они существуют

- Как человек создает культуру.

-О чем говорит религия


урок

Комбинированный







Стр.5






Знакомство с особенностями христианства.

- Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

урок

ИНМ







Стр.7






Введение в православную духовную традицию. Знакомство с отношениями Бога и человека в православии


Знакомятся с основами духовной традиции

православия.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь


Знать :

-Какие дары бог дал человеку

-Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Что такое православие

-Что значит слово «благодать»

-Кто такие святые

-О молитве «Отче наш»


урок

ИНМ







Стр.11






Знакомство с православными молитвами

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

урок

ИНМ







Стр.15






Формирование знаний по теме «Библия и Евангелие»

Знакомятся с определениями основных понятий

Православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.



Знать: -

Кто такие христиане

- Что такое Библия

- Что такое Евангелие

Священное Писание.


урок

ИНМ







Стр.19






Установление взаимосвязей между религиозной культурой и поведением людей. Проповедь Христа

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Знать: -

Чему учил Христос

-Что такое Нагорная проповедь

-Какое сокровище нельзя украсть



урок

ИНМ







Стр.23






Формирование знаний по теме: «Христос и Его Крест»


Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Знать: -

-Как Бог стал человеком

-Почему Христос не уклонился от казни

-Символику креста

Что воскресенье не только день недели


урок

ИНМ







Стр.27






Формирование представлений о православном празднике Пасха

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

-Что такое Пасха

-Как празднуют Пасху



урок

Комб.







Стр.29






Знакомство с православным учение в человеке

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозны праздников и святынь православной культуры.

Знать: Чем бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое «образ Божий». Душа. Тело.О подсказках совести. Как исправлять ошибки. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость

урок

ИНМ







Стр.33






Формирование знаний по теме: «Совесть и раскаяние»

Раскаяние. Совесть





урок

Комб.







Стр.39






Знакомство с заповедями.

Заповеди. Моисей.

урок

ИНМ







Стр.41






Сравнение понятий «Милосердие и сострадание»

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.


Знать: Чем милосердие отличается от дружбы

- Кого называют «ближним»

- Как христианин должен относиться к людям


урок

Комбинир.







Стр.45






Знакомство с «Золотым правилом» человеческих отношений.

Грех. Неосуждение


Знать:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение


урок

ИНМ







Стр.47






Знакомство с устройством храмов

Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь




Знать:

Что люди делают в храмах

- Как устроен православный

- Почему икона так необычна

- Почему изображают невидимое


экскурсия

ИНМ







Стр.51






Знакомство со святынями православно культуры. Икона

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных

праздников и святынь православной культуры.


урок

ИНМ







Стр.53






Формирование умений представлять творческие работы по теме: «Православие»

Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества.


урок

ЗЗСД







Нет задания






Закрепление изученного материала по теме: «Святитель»


Преподобный.

Святитель.



урок

ОЗСД







Нет задания






Закрепление изученного материала по теме: «Православная культура»








урок

ОЗСД







Нет задания