Тищенко Н. Н. Приказ №58 от 31. 08. 2012г - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тищенко Н. Н. Приказ №58 от 31. 08. 2012г - страница №1/1

год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Масловская основная общеобразовательная школа

________________________________________________________________________________________________

Рассмотрено на заседании Согласовано с метод- Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

МО учителей гуманитарного советом школы педагогического совета Директор школы

цикла Протокол №1 от 31.08.12г. Протокол №1 от 31.08.12г. _________Воловликов В.В.

Протокол №1 от 30.08.12г. Председатель

Руководитель МО __________ Дешпет Е.И.

___________ Тищенко Н.Н. Приказ №58 от 31.08.2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6 класс

Составитель Дешпет Е.И.

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.

Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.

Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.






Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса



Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.




Содержательные линии

1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка

2.Мир наших вещей. Натюрморт.

3. Вглядываясь в человека. Портрет.

4.Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Материално-техническое обеспечение учебного процесса
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


п/п


Название

Кол.

экз.


1

Компьютер

1

2

Мультимедиа проектор

1

3

Экран

1

4

Столик проекционный Screen Media (TMMP- 01)

1

5

Многофункциональное устройство Multi – Function

Printer KX – MB 1900 RU - Panasonic



1

6

Колонки

1


Развернутый тематический план.
6 класс. /35 часов/

Дата

№ урока


Тема урока

Вид деятельности обучающихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения.

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Методическое обеспечение




Виды изобразительного искусства и основы образного языка.




1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Свободное рисование. Вид изобразительного искусства.

Искусство и его виды. Пластические и пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные, изобразительные.




СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий 2003г.)




2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

Зарисовка по памяти отдельных травянистых растений (колоски, колючки…)

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Набросок с натуры. Самостоятельная работа карандашами разной твердости.

Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их возможности.

Репродукции о видах изобразительного искусства.




3

Линия и ее выразительные возможности.

Линейный рисунок трав

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Набросок с натуры. Самостоятельная работа карандашами разной твердости.

Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их возможности.

Разные виды линейных рисунков.




4

Пятно как средство выражения.

Изображение различных осенних состояний: ветер, дождь, яркое солнце…

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.

Тон и тональные соотношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Доминирующее пятно.

Работы русских художников о природных явлениях.




5.

Цвет. Основы цветоведения.

Царство Снежной королевы, страна Золотого солнца.

Основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное.

Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Иллюстрации сказочных городов, стран, планет…




6

Цвет в произведениях живописи.

Осенний букет с разным настроением – радость, грусть, нежность.

Понятия локальный цвет, колорит, гармония цвета. Цветовые отношения.

Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.

Несколько букетов.




7

Объемные изображения в скульптуре.

Лепка животных из различных пластичных материалов.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением.

Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.

Репродукции скульптур животных.




8- 9

Основы языка изображения.

Рисунок по замыслу, реферат.

Виды изобразительного искусства, художественные материалы, их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие.

Виды изобразительного искусства, художественные материалы, их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие.

Рефераты на тему: «Основы языка изображения».



Мир наших вещей. Натюрморт.




10

Художественное познание: реальность и фантазия.

«Этот фантастический мир»

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.


Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

Отрывки из произведении писателей-фантастов.




11

Изображение предметного мира – натюрморт.

Кухонная утварь.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства.

Изображения натюрмортов.




12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги простых геометрических форм.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела.

Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм.

Объемные геометрические тела.




13

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Построение конструкций из нескольких геометрических тел.

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.

Понятие ракурса.

Объемные геометрические тела.




14

Освещение. Свет и тень.

Изображение геометрических тел с боковым освещением.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Свет как средство организации композиции в картине.

Объемные геометрические тела.




15

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Натюрморт в эмоциональном состоянии: грустный, радостный, таинственный…

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Натюрморт в графике. Композиция и обратный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.

Репродукции картин-натюрмортов. СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий 2003г.)




16

Выразительные возможности натюрморта.

Творческие работы.

Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений об окружающем мире.

Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений об окружающем мире.


Творческие работы учащихся.



Вглядываясь в человека. Портрет.




17

Образ человека – главная тема искусства.

Свободная тема.

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного человека.

Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Репродукции портретов выдающихся русских художников. СД «МХК»




18

Конструкция головы человека и его пропорции.

Изображение головы, соотношение головы и шеи.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение рта.

Подвижные части лица, мимика. Поворот и ракурс головы.

Репродукции портретов выдающихся русских художников.




19

Изображение головы человека в пространстве.

Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом.

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи.

Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Репродукции портретов выдающихся русских художников.




20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Рисование с натуры.

образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.


Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий 2003г.)




21

Портрет в скульптуре.

Портрет литературного героя (лепка)

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры.

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры.

Описание внешности литературного героя.




22

Сатирические образы человека.

Создание шаржей.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Иллюстрации из газет, журналов.




23

Образные возможности освещения в портрете.

Изображение головы в различном освещении.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия.


Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека Эл. наглядных пособий 2003г.)




24

Портрет в живописи.

Реферат на тему «Жизнь и творчество И. Репина»

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи.


образ человека в живописи Возрождения, в XVI-XIX, XX веках.

Материал по теме.




25

Роль цвета в портрете.

Автопортрет.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Автопортреты художников.




26

Великие портретисты.

Презентация работ-портретов, отчет по рефератам.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Рисунки учеников, рефераты.


Человек и пространство в изобразительном искусстве.





27

Жанры в изобразительном искусстве.

Тематическая картина. Бытовой жанр.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи.

Репродукции картин бытового жанра.




28

Изображение пространства.

Перспектива как изобразительная грамота.

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Виды перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами.

отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)




29-30

Правила линейной и воздушной перспективы.

Изображение уходящей вдаль аллеи.

Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода.

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий 2003г.)




31

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж «Дорога в большой мир»

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Роль выбора формата. Высота горизонта.

Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Репродукции картин художников-пейзажистов.




32

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение.

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе.

Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий 2003г.)




33

Городской пейзаж.

Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.







34-35

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Выставка лучших работ.

Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведения как целостность.

Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведения как целостность.

Выставка лучших ученических работ.


Список литературы

ИЗО 6 класс

Неменский Б.М.Педагогика искусства/-М. Просвещение,2007

Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского./авт-сост О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель 2010
Интернет- ресурсы

http://ru wikipedia.org/wiki



http://www. artsait.ru