Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы мбоу «сош №29» г. Чебоксары Кирзенкова Ю. - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 6 классе по теме «Бородинское сражение в произведении М. 1 54.13kb.
Конспект урока Тема: Тема одиночества в рассказе В. Г. Распутина... 1 98.3kb.
Урока. Изучение нового материала. Тема. Стихотворение М. Ю. 1 96.08kb.
Районного методического объединения учителей русского языка и литературы... 1 43.82kb.
Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу... 1 170.61kb.
«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс) Учитель: Милованова О. 1 94.58kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
«Сущность выразительного чтения» Выступление на методическом объединении... 1 164.69kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка... 1 36.75kb.
Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 73.68kb.
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство... 2 579.11kb.
«Да притечем мы все ко Свету, и да спадет с очей туман»… А. 19 4483.54kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы - страница №1/1




Урок литературы в 9-ом классе.

Тема урока: ТЕМА Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары Кирзенкова Ю.А.
Цели:

1.Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта.

2.Формировать навыки художественного чтения и анализа лирического произведения.

3.Воспитать любовь к поэзии, музыке, живописи, чувство национальной гордости.


Оборудование: книжная выставка о Лермонтове, стихи Лермонтова, медиапроектор, экран, автопортрет Лермонтова, романс О. Погудина «Выхожу один я на дорогу», иллюстрация картины М.Ю. Лермонтова «Парус».
Ход урока.
1.Актуализация знаний учащихся, полученных на предшествующих уроках.

Вступительное слово учителя. (Звучит музыка).
Здравствуйте, ребята, садитесь. Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого и несчастного в жизни. На прошлом уроке мы с вами определили основные темы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одной из основных тем – темой одиночества, которую мы проследим на протяжении всего творчества поэта, раскроем основные причины, способствующие возникновению чувства одиночества в душе М. Ю. Лермонтова.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Лермонтова.

«Одинок я, нет отрады…»

Запишем в тетради тему урока и эпиграф.

В качестве домашнего задания Захаров Владик и Павлов Женя подготовили сообщение и презентацию по данной теме.

Получение новой информации, осмысление, соотношение с уже имеющимися знаниями.

Рефлексия после просмотра презентации.

Итак, наш урок посвящён теме одиночества в лирике Лермонтова. Обратимся к высказыванию поэта Д. Мережковского:

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии.
В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен. (Дмитрий Мережковский).
- Скажите, о чём задумывается, о чём размышляет поэт в этом отрывке?

(Поэт задумывается о том, что Пушкин – светский человек, всегда на людях, но в творчестве один, он самодостаточен, ему никто не нужен. А Лермонтов в жизни один, но в творчестве всегда тянется к людям, как «одинокий утес» к «золотой тучке», как «сосна» на севере диком к «пальме» из пустыне далекой, как «дубовый листок» к «молодой чинаре».

На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события.

- Давайте вспомним, в какую эпоху жил Пушкин, а в какую Лермонтов? (Пушкин жил во время подъёма национального сознания во время войны 1812 года, подготовки декабрьского восстания, когда в воздухе веял дух свободы. Поэзия Лермонтова – поэзия последекабристской эпохи, это, по выражению Герцена, - «царство произвола и мглы». Свободолюбивому человеку-патриоту, а именно таковым был поэт, трудно было жить. Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта).

Печально я гляжу на наше поколенье

Его грядущее иль пусто, иль темно.

- Вспомните, пожалуйста, в какой семье росли поэты? Какая трагедия случилась в семье Лермонтова?

(Пушкин рос в полной семье. У него были и мать, и отец, и брат, и няня... А Лермонтов рано потерял мать и был вынужден жить в разлуке с отцом из-за неприязненных отношений бабушки и отца. Позже Лермонтов напишет:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

- Что вы скажете о друзьях?

(Лермонтова, к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая», к сожалению, у поэта не было и настоящих друзей, таких «лицейских товарищей», как у Пушкина. Да и погиб он на дуэли от пули своего бывшего товарища Мартынова.


- Давайте поразмышляем, как формировался характер Лермонтова?

(На личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные неприязненные отношения бабушки и отца,

преследования, жизнь в изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта»).

Мечты Лермонтова часто рушились. Лермонтов хотел учиться в университете, а учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно вычеркнул его фамилию из списка награждённых.

Его преследовали, он жил в изгнании, испытывал личную неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта». В жизни у Лермонтова было много горя, разочарований и несбывшихся надежд).
2. Работа над портретом Лермонтова.

Давайте всмотримся в портрет М.Ю.Лермонтова.

- Что обращает на себя внимание? (Глаза).

Какие они? Что в них выражается? (грусть поэта)
Это автопортрет, таким видел себя сам Лермонтов.
- А вот каким видели его современники?

В ваших тезаурусах (рабочих листах) приведены мнения некоторых современников поэта.

Прочитайте их.

- «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.

- «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта, — щели, полные злости и ума».

- «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.

- «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.

- Что вы почувствовали, прочитав высказывания?

(У всех сложилось свое представление о поэте, все описывают его по-разному).

Посмотрите, как противоречиво воспринимали современники поэта. А как нам, потомкам, понять, каким был поэт, какие чувства испытывал?

Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Давайте попробуем?



  1. Создание ориентировочной основы действия.

- Что для этого необходимо?

(Проанализировать несколько стихотворений).

- Давайте вспомним терминологию литературного анализа текста.

Записывайте свои ответы в таблицу.




Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли

Антитеза

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

Эпитет

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления

Олицетворение

Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов

Метафора

Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф

Анафора

Вопрос, на который не ожидается ответа

Риторический вопрос

4. Сравнение стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».


- Ребята, теперь мы готовы к анализу произведений? Давайте попробуем сравнить стихотворения «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».

Стихотворение «Парус» вам известно и вы учили его наизусть, кто-нибудь хочет прочитать его выразительно?

- А стихотворение «Выхожу один я на дорогу» прослушаем в исполнении мастеров художественного слова.
(«Включаю Лунную сонату»)

- Понравилось стихотворение? А чем понравилось?

(Стихотворение очень красивое, трогательное и печальное. В нем изображена прекрасная чудная природа и одинокий лирический герой, к которому испытываешь сочувствие и сострадание).
Давайте определим состояние пейзажа в двух стихотворениях.

Подчеркните (назовите) в тексте словосочетания и предложения, характеризующие пейзаж?

(В природе ощущаются гармония и покой).

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

(«Парус»)

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом...

(«Выхожу один я на дорогу...»)
- Ощущает ли герой своё единство с природой?

(Нет).
Каково состояние лирического героя? Давайте подчеркнём (назовем) в тексте слова и словосочетания, характеризующие состояние лирического героя.


Белеет парус одинокий

(«Парус»)

Выхожу один я на дорогу
- Каким вы увидели лирического героя?

(Одиноким и несчастным. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд жизни в целом. Ему больно и трудно, потому что у него нет единства с природой, нет гармонии в его душе. Он противопоставляет себя окружающему миру и хочет преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.



- Найдите риторические вопросы?

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(«Парус»)

Жду ль чего?

Жалею ли о чем?

(«Выхожу один я на дорогу...»)

-Какую роль играют риторические вопросы? Зачем герой задаёт их?

(Это стихотворение – размышление о жизни, где герой задумался о себе, о своем месте в жизни, о смысле жизни. На эти вопросы дается трагический ответ: идеала нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в начале, ни в конце пути:

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит...

(«Парус»)

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть...

(«Выхожу один я на дорогу...»)

В заключительной части каждого из стихотворений появляется указание на романтический идеал героя, которого нет в реальности. Этот идеал внутренне противоречив, подчеркнуто парадоксален: «буря» («свобода») — но в ней «покой»; «сон» — но волшебный, вечный, не жизнь и не смерть. Такое понимание идеала характерно для Лермонтова.

- А вы вместе с героем задумались?

(Да, о смысле своей жизни).



Ребята, а вы узнали произведение, которое звучало?

(Это «Лунная соната» Бетховена. Как думаете, почему я её включила? (Звучит один инструмент, а наше стихотворение?)


- Какой мотив объединяет оба стихотворения?

(Одиночество. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд жизни в целом.)


- А посмотрите на дату написания стихотворений, что вы скажете?
( «Парус» принадлежит к числу ранних стихотворе­ний Лермонтова (1832), «Выхожу один я на дорогу...» — к самым поздним (1841).)
- Это сквозной мотив в лирике Лермонтова. Он проходит через всё его творчество.
- Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении?

(Эпитеты: море голубом, струя светлей лазури, луч солнца золотой).

(«Парус»)

(Кремнистый путь, сиянье голубом, сладкий голос).

(«Выхожу один я на дорогу»)

(Метафора: одинокий парус, мятежный парус, луч солнца золотой).

(«Парус»)

(Холодный сон могилы).

(«Выхожу один я на дорогу»)



(Олицетворения: парус ищет, кинул, играют волны, ветер свищет, парус не ищет счастья и не от счастия бежит, просит бури)

(«Парус»)

(Пустыня внемлет богу, звезда с звездою говорит, спит земля)

(«Выхожу один я на дорогу»)



Анафора (единоначатие):

(Что ищет, что кинул)

(«Парус»)

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея…
Параллелизм:

Я б хотел забыться и заснуть!

Я б желал навеки так заснуть…

(«Выхожу один я на дорогу»)


Ребята, вы немного устали, и в качестве эмоциональной разрядки я предлагаю вам отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и насладиться прекрасным романсом на стихотворение Лермонтова «Выхожу я на дорогу» в исполнении Олега Погудина.

(Прослушивание романса)

5. Частичный анализ лирических произведений.

- Давайте найдём аргументы, подтверждающие нашу точку зрения о том, что тема одиночества является одной из основных тем и в других произведениях поэта.

Я предлагаю вам поработать в группах. На столах у вас находятся стихотворения Лермонтова и вопросы к ним. Постарайтесь вчитаться, проникнуться поэзией Лермонтова. Отвечая на вопросы, подчёркивайте в тексте нужные вам слова.
1 группа

Как часто пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

1840


1. Какова тема стихотворения?

2. На каком художественном приёме построено? Назовите словосочетания, характеризующие высшее общество и состояние лирического героя.

2 группа. «Стансы»

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почел потерянным досугом.

Мне скучно в день, мне скучно в ночь.

Надежды нету в утешенье;

Она навек умчалась прочь,

Как жизни каждое мгновенье.

На светлый запад удалюсь;

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!...

1830


1. Каково состояние лирического героя?

2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?

3 группа.

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

1831


1. Какова тема стихотворения?

2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.


Анализ работы групп.

(Читаю стихотворение)



1 группа

1. Какова тема стихотворения?

2. На каком художественном приёме построено? Назовите словосочетания, характеризующие высшее общество и состояние лирического героя.

- А вы почувствовали отношение героя к обществу?

- Итак, от кого или чего уединяется герой? (общество)
2 группа

1. Каково состояние лирического героя?

2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних? А что это за литературный приём?

- А кто должен быть рядом с человеком?

- Так от кого или от чего уединяется герой?
3 группа

1. Какова тема стихотворения?

2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.

- Какие средства выразительности создают образ любви?

- В чём проявляется одиночество героя? (любовь)

6. Итоги работы в группах. Составление кластера.

- Давайте подведём итоги работы в группах.

В ваших тезаурусах внизу находится кластер, как и на экране проектора.


Какое слово или понятие мы поставим в центр кластера?

Какие слова расположим по кругу?

Наш кластер ещё не заполнен.

Вспомните наши рассуждения о стихотворениях «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».

Герой одинок, как парус «в тумане моря голубом», как Утёс, как дубовый листок, как сосна «на севере диком»…
6. Подведение итогов

- Определите масштаб одиночества лирического героя?

- А как вы думаете, что же обозначает это слово?
В словаре В.И. Даля даны два значения.

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно.

2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.
- В чём разница между значениями?

- Состояние лирического героя поэзии Лермонтова соответствует какому значению?


- Как думаете, одиночество и единство – однокоренные слова?

Подберите ряд однокоренных слов к слову одиночество.


Одиночество – один – одинокий – одиночка

Единство - единение – единый


- Почувствовали разницу в значении?

- Давайте заглянем в этимологический словарь. ( Читают со слайда)


ОДИН (современ.) – из общеславянского един -, образовано сложением основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам»)
Что скажете?

Вот оно, могущество русского языка! От единства до одиночества один шаг, но каждый человек делает свой выбор.


- Какой путь выбрал М.Ю.Лермонтов?

- А какой путь выберите вы?
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из Лермонтовской энциклопедии (слайд 14). Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.

7. Рефлексия.

- Закончить наш урок я хотела бы составлением синквейна. Вам знакома такая работа?

Правила синквейна.



  • 1 строка – одно слово – существительное. Тема.

  • 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Лермонтов

Одиночество

Одинокий, грустный


тоскливое, безотрадное

Думает, чувствует, страдает


Страдает, отчаивается, горюет

Я люблю поэзию Лермонтова


Не хочу быть одиноким

ПОЭТ


смерть


Выводы

Тема одиночества является сквозной и прослеживается на всем протяжении творчества М.Ю. Лермонтова. Причины одиночества поэта мы находим и в его судьбе. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.

Итак, мы увидели поэта и его лирического героя одиноким, безотрадным, но чтобы у вас не сложилось предубеждение, что он всегда таков, предлагаю прочитать стихотворения, которые покажут вам, каким может быть М. Ю.Лермонтов. Переверните рабочий листок, на обратной стороне найдёте список стихотворений.
7. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворения, сравните их с прочитанными на уроке, определите состояние лирического героя.

«Совет» (1830)

« Мой дом» (1831)

«Мы случайно сведены судьбою» (1832)

«Памяти А.И.Одоевского» (1839)

«К портрету» (1840)

- Большое спасибо за дружную работу. Особо хочется поблагодарить активных ребят.



Тема урока: ТЕМА Одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова


Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии.


В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один;

Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям:

пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.

Дмитрий Мережковский



Современники о М.Ю.Лермонтове

- «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.


- «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта, — щели, полные злости и ума».
- «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.

- «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.




Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли




Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным




Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления




Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов




Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф




Вопрос, на который не ожидается ответа



Терминология литературного анализа текста

Сравнение стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».



Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?
Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, простит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841

1 группа


Как часто пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

1840

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен


Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен»

1.Какова тема стихотворения?




2.На каком художественном приёме построено? Назовите словосочетания, характеризующие высшее общество и состояние лирического героя.




3.А вы почувствовали отношение героя к обществу?




4.Итак, от кого или чего уединяется герой?






Синквейн



















Домашнее задание
Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке,

определите состояние лирического героя.

• «Совет» (1830)

• « Мой дом» (1831)

• «Мы случайно сведены судьбою» (1832)

• «Памяти А.И.Одоевского» (1839)

• «К портрету» (1840)

Тема урока: ТЕМА Одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова


Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии.


В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один;

Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям:

пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.

Дмитрий Мережковский



Современники о М.Ю.Лермонтове

- «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.


- «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта, — щели, полные злости и ума».
- «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.

- «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.




Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли




Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным




Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления




Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов




Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф




Вопрос, на который не ожидается ответа



Терминология литературного анализа текста

Сравнение стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».



Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?
Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, простит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841


2 группа.

«Стансы»


Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почел потерянным досугом.

Мне скучно в день, мне скучно в ночь.

Надежды нету в утешенье;

Она навек умчалась прочь,

Как жизни каждое мгновенье.

На светлый запад удалюсь;

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!...

1830


Анализ стихотворения «Стансы»


Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Стансы»

1. Каково состояние лирического героя?




2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних? А что это за литературный приём?




3. А кто должен быть рядом с человеком?




4.Итак, от кого или чего уединяется герой?






Синквейн


















Домашнее задание
Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке,

определите состояние лирического героя.

• «Совет» (1830)

• « Мой дом» (1831)

• «Мы случайно сведены судьбою» (1832)

• «Памяти А.И.Одоевского» (1839)

• «К портрету» (1840)

Тема урока: ТЕМА Одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова


Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии.


В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один;

Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям:

пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.

Дмитрий Мережковский



Современники о М.Ю.Лермонтове

- «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.


- «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта, — щели, полные злости и ума».
- «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.

- «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.




Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли




Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным




Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления




Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов




Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф




Вопрос, на который не ожидается ответа



Терминология литературного анализа текста

Сравнение стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».



Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?
Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, простит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

1831


Анализ стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю»


Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю»

1. Какова тема стихотворения?




2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.




3. Какие средства выразительности создают образ любви?




4. В чём проявляется одиночество героя?






Синквейн

















Домашнее задание
Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке,

определите состояние лирического героя.

• «Совет» (1830)

• « Мой дом» (1831)

• «Мы случайно сведены судьбою» (1832)

• «Памяти А.И.Одоевского» (1839)



• «К портрету» (1840)