Тема урока: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моей работы «Моя родная станица в годы Великой отечественной войны... 2 361.57kb.
Тема урока Советские полководцы в годы Великой Отечественной войны 1 43.61kb.
Летопись Великой Отечественной 1 95.03kb.
Конкурс на лучшее сочинение о Великой Отечественной войне «О родине... 1 61.59kb.
Диск «Комсомольск в годы Великой Отечественной войны» посвящен 65-летию... 1 35.89kb.
Несколько лет назад произошло событие, которое взволновало многих... 1 123.35kb.
Урок мужества в 9 классе «Кубань в огне Великой Отечественной войны» 1 100.18kb.
Родной край в годы Великой Отечественной войны 1 124.42kb.
Школа в годы Великой Отечественной войны 1 65.41kb.
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы 1 159.39kb.
Советский фильм, снятый Леонидом Быковым. В картине пойдет речь о... 1 382.66kb.
Задача № Дано: q в = 38000 кДж/кг, н р = 14,6 %, w p = 1,2 % 1 108.05kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема урока: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны» - страница №1/1

Тема урока: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны»

Цель урока:

  • Рассмотреть историю отношений Русской Православной Церкви и Советского государства в годы Великой Отечественной войны;

  • на основе полученных ранее знаний, чтения исторической краеведческой литературы показать учащимся роль Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитание гордости у учащихся деяниями великих предков, гражданского долга и ответственности современников перед историей.


Задачи:

  • Формировать у учащихся свое представление об основных трактовках отечественной истории, высказывать собственное суждение;

  • Формировать умения вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их.


Тип урока: интегрированный урок

Форма урока: заочная экскурсия
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». (на большом экране) А. С. Пушкин

ХОД УРОКА:


(на экране храм Петра и Павла в Прохоровке)


Учитель православной культуры:

  • Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём интегрированный урок православной культуры и истории. Тема сегодняшнего урока по православной культуре «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Цель нашего урока рассмотреть историю отношений Русской Православной Церкви и Советского государства в годы Великой Отечественной войны. На этом уроке мы рассмотрим информацию, отражающую роль православной церкви в победе в Великой Отечественной войне.


Учитель истории:

- Здравствуйте ребята! Тема нашего урока по истории «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Сегодня на уроке мы рассмотрим историю родного края в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Отправимся в заочное путешествие, что бы познакомимся с событиями прошлого, отражающие великий подвиг наших предков.


Учитель православной культуры:

- В первые месяцы Отечественной войны выявились неправедность и пагубность сформировавшейся в 30-х гг. государственной политики по отношению к религии и Церкви. И уже в начале войны правительство на Православную церковь стало смотреть, как на защитницу и берегиню. Там, где храмы уцелели от большевицкого ухарства, их открывали безоговорочно. В 1942 году службы велись в Вознесенской церкви с. Радьковка и в Успенской с.Прелесное. А в сёлах, где церкви успели уничтожить, верующим поспешно передавали школы, клубы, другие помещения и просили усердно помолиться Богу. В самой Прохоровке (тогда ещё называвшейся – посёлок Александровское) под церковь отдали дом культуры.

Вам было дано домашнее задание найти материал и подготовить короткие сообщения об участии православной церкви Белгородчины в Великой Отечественной войне.
Ученик 1: (на экране Звонница)

Согласно документам, только в 1937-1938 годах было расстреляно по религиозным мотивам 49 священно- и церковнослужителей белгородчины, но чувство патриотизма оказалось сильнее нанесенных обид. Уже в первые дни войны, опережая представителей государственной власти многие священнослужители приступили к выполнению своего долга. Характерны в этом отношении строки биографии священника Вознесенского храма с.Радьковка Прохоровского района Павла Васильевича Вознесенского, служившего в этом храме с 1941 года. Выпускник Московской Духовной Академии, он 3 года находился в ссылке в Северном крае по ст.61 УК, после освобождения был вынужден работать сторожем, скотником в совхозе. Похожая судьба и у священника Ильинского храма сл.Ильинка Алексеевского района Диодора Ивановича Протасова, сосланного в Восточный Казахстан на 6 лет. И это не единичные случаи.


Ученик 2:

В полной мере разделив горесть и испытания своего народа, Православная Церковь готова была ему служить, ведь со своими горестями и со своими трудностями люди шли в храмы Божий, где находили духовную поддержку, черпали для себя духовные силы, чтобы выжить и нести свой жизненный крест. В проповедях священнослужители белгородчины разъясняли учение Церкви о войне, о высоте служения воинов, ценой своей жизни защищающих святую веру и Отечество. Правильное, православное отношение к жизни и смерти духовно укрепляло воинов, их семьи, оставшиеся без кормильцев.

Патриотическая деятельность Православной Церкви выражалась не только в обращениях и посланиях, но и сборе добровольных пожертвований на нужды фронта и тыла. По инициативе архиепископа Курского Питирима (Свиридова П.П.) (1887-1963) по случаю празднования Пасхи духовенство белгородчины обратилось к верующим с воззванием о помощи воинам Красной Армии, вдовам и сиротам, собранные средства рекомендовалось епархией распределять на месте. Призыв был разослан по всей епархии, храмам и приходам, вызывая ответные патриотические чувства у тысяч верующих. Так, прихожане Вознесенского храма с.Щербаки Алексеевского района внесли на патриотические цели 1400 рублей и приобрели облигаций государственного займа на 7000 рублей, организовали заем в размере 13500 рублей и пожертвовали для Красной Армии, 500 яиц - прихожане Покровского храма с.Ново-Александровка Ровеньского района. Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 300 млн. рублей.
Ученик 3:

Весомый вклад Русской Православной Церкви в победу нашего народа выразился и в личном участии духовенства в войне. Наравне с другими славный боевой путь в составе действующей армии с сентября 1941 по 1945 г. прошел ставший впоследствии настоятелем Вознесенского храма с.Щербаки Алексеевского района Иван Дмитриевич Жуков, чьи боевые заслуги отмечены следующими правительственными наградами: медалями "За боевые заслуги", "За взятие Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией"; участником Великой Отечественной войны с первого до последнего дня был священник Покровского храма с.Ново-Александровка Ровеньского района Владимир Николаевич Ключаров, награжденный медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", " За победу над Японией", орденом "Славы" III степени, о чем свидетельствуют документы фонда "Уполномоченного по делам религий при Совмине СССР по Белгородской области", хранящиеся в Белгородском облгосархиве.


Учитель истории: (работает с картой «Курская битва»)

- История нашего государства интересна и поучительна. Но я, хотела бы остановиться на событии, которое стало коренным переломом в Великой Отечественной войне. В феврале 1943 г. продвижение советских войск было остановлено. Армии вермахта, вновь овладев инициативой, захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советско-германского фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга — орловская и белгородская группировки противника грозили прорвать фронт советских войск. Воодушевленный успехом контрнаступления, немецкий генштаб разработал операцию «Цитадель*, по которой намечалось произвести мощный удар в районе орловско-курского выступа. Было задействовано множество новых танков «тигр» и «пантера», самоходных установок «Фердинанд», истребителей «Фокке-Вульф-190». Советское командование разгадало замыслы врага. Было решено оборонительными боями истощить его, а затем перейти в наступление. Удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу. Народные мстители срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта.

5 июля 1943 г. германские войска начали наступление. После упорных и кровопролитных боев им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10—12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танком армия под командованием М.Е. Катукова. В районе деревни Прохоровки (30 км северо-западнее Белгорода) столкнулись отборные танковые дивизии Германии («Рейх» и «Адольф Гитлер») и 5-я гвардейская танковая армия под командованием П. А. Ротмистирова. На поле боя шириной в 6 км разыгралось крупнейшие во Второй мировой войне танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Советские войска потеряли 500 боевых машин (до 60 % состава), но планы вермахта были сорваны. И на Орловском, и на Белгородском направлениях Красная Армия перешла в наступление. Особенно ожесточенные и кровопролитные бои разогрелись на Орловском направлении. 5 августа 1943 г. Орёл и Белгород были освобождены. То, что происходило здесь 12 июля 1943 года, очевидцы сравнивали с адом: небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри машин боеприпасы. Горела не только техника, весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались врукопашную. Битва длилась до позднего вечера.

Битва на Орловско-Курской дуге закончилась. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.


Учитель православной культуры:

- Прошло более шестидесяти лет. Но память жива. Она живет в наших сердцах. наших душах. Воздвигаем памятники, пишем произведения. Это наша дань тем, кто отстоял нашу свободу. Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о стремлении народа увековечить победу в Великой Отечественной войне у нас на Белгородчине.


ученик 4(работает с призентацией)

- Тысячу пет Россия была православной страной, поэтому вся ее культура, и, в частности, архитектура, исторически восходит к христианству, православию, духовности.

Церковь Покрова на Нерли, что невдалеке от Владимира. С недавних пор там вообще не было службы, не звонили колокола. Но как только увидишь ее - все в тебе оживает, земля вокруг становится одухотворенной. Такова сила духовности и красоты, святости всего ее облика.

В своей многолетней работе над проектами памятников и сооружений архитектор Вячеслав Клыков учился на подобных примерах из славного прошлого России. Стремлением передать возвышенные чувства, которые вызывают в народе любовь к родной земле, гордость деяниями великих предков, готовность положить душу за други своя и свое Отечество, проникнута его работа над звонницей, что возведена сегодня на Прохоровсом поле. Нелегкой была дорога проекта этого памятника к исто­рическому полю. У большинства простых людей образ звонницы вызывал добрые чувства и положительную оцен­ку, они воспринимали его как что-то знакомое, близкое их духу и мироощущению. Клыков считал, что это в генах нашего народа: живое восприятие всего, что связано с правосла­вием. Но решал не народ, а чиновники. А у них свои доводы: слишком откровенно выражено русское начало. Ведь вое­вали не только православные, но и мусульмане, католики, представители других конфессий. Давайте, предлагали, сделаем нечто среднее, что угодило бы всем. А когда стремишься угодить всем - не сделаешь ничего.

Но памятник Победы на Танковом поле - не культовое сооружение, у него другое предназначение. Невдалеке, в самой Прохоровке, сооружен храм святых апостолов Петра и Павла, призванный возродить на месте жесточайшей битвы духовную, религиозную жизнь людей. А памятник должен напоминать о бессмертном подвиге наших отцов и дедов, о гражданском долге и ответствен­ности современников перед историей и будущими поколе­ниями.

Вот что пишет сам К Лыков:»Для меня, уроженца здешних мест, эта тема близка вдвойне: моя детская память во всех подробностях запечат­лела самое главное в истории родного села - когда солдаты возвращались с войны. Вернулся и мой отец, дядья, другие родственники. И при каждой встрече, особенно за празд­ничным столом, все разговоры - только о войне, о том, кто на каком фронте служил, об однополчанах, о командирах. Для меня эти рассказы были как захватывающие сказки, как высочайшая поэзия. И это оставило глубочайший след на всю жизнь.

Но разве была бы возможной наша Победа без духов­ности, без веры в правое дело?

В своей работе над памятником я меньше всего старался изобразить атрибуты именно танкового сражения, хотя на барельефах есть и танки, и пушки, и другая военная техника. Но в Прохоровсом сражении, как и во всех других битвах в российской истории, победили не прочность брони, не боевые свойства оружия, не мудрое руководство партии и правительства, а исторический опыт русского народа, его сила и воля, его духовность.

Именно эта мысль отражена в историческом духовном ряду барельефов памятника: образы Святой Троицы, Геор­гия Победоносца, Курской коренной иконы Божией Матери. А наверху, над шаром-державой, - скульптура Покрова Пресвятой Богородицы. По православным канонам, Пре­святая Богородица является заступницей и защитницей Рос­сии».
Ученик 5:

-Далеко слышен звон колокола на Монументе Победы, открытом 3 мая 1995 года на Прохоровском поле, которое вошло в сознание людей как третье поле ратной славы, символ побед и мужества, глубокой печали россиян по своим сыновьям, сложившим головы за свободу и счастье грядущих поколений.

Через каждые двадцать минут бьет колокол.

Первый звон - о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй - о солдатах Бородино, верных сынах России. Третий - память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом.

Звон плывет над бескрайними белгородскими полями, над землей, где в июле 1943 года шла величайшая по своему размаху и результатам битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности одновременно с обеих сторон участвовало свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации.

Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации объяв­лены заповедными, создан государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле", включающий в себя и Памятник Победы - звонницу.

На звоннице установлена доска: "Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Начало строительства - октябрь 1993 года, окон­чание - апрель 1995 года. Авторы проекта: Клыков В.М., Симерджиев Р.И., Силохин Г.К."

Строительство Памятника Победы финансировало правительство Рос­сии, а художественные работы велись за счет Министерства культуры Российской Федерации.

Белокаменная четырехгранная звонница взметнулась ввысь на пятьде­сят два метра. Ее венчает золоченая сфера с семиметровой скульптурой Покрова пресвятой Богородицы.

Под сферой высечены слова из Священного писания: "Больше всея любви никто же имать, да кто душу свою положить за други своя" (Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих).


Ученик 6:

-22 июня 1941 года - в день церковного праздника "Собора Всех Святых, в земле Российской просиявших" - враг без объявления войны вторгся на территорию нашей Родины. На всех верхних горельефах четырех пилонов звонницы автор изобразил святых покровителей земли русской. Перед нами святители, священномученики, покровители: Петр и Павел, Борис и Глеб, Владимир Креститель, над ними - изображение Распятия.

Четыре пилона звонницы, олицетворяющие четыре года войны, вклю­чают двадцать четыре горельефа с многофигурными композициями, насчитывающими до ста тридцати образов. Сплошным рядом через все пилоны проходит скульптурный горельеф "Святые великомученики". Здесь изображены особо чтимые русским народом Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Феодосии Печерский, Иоасаф Белгородский и другие. Ниже ряд "Святые воины": архангелы Михаил и Гавриил, Дмитрий Солунский, Дмитрий Донской, Пересвет, Александр Невский, сражавшиеся с оружием в руках за православную веру и великую Русь.

Нижний горельеф отражает тему нашествия: первая жертва - убитый русский солдат; старая крестьянка оплакивает свой дом, объятый огнем; женщины и дети, на лицах которых застыли страх, ужас и ненависть к захватчикам. В центре пилона изображен "поединок" - рукопашный бой.

На пилоне, обращенном в сторону Курской области, скульптор воплотил Икону Коренной Божьей Матери, чтимую Русской Православной церковью и называемую еще Курской Коренной Иконой Знамения, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ученик 7:
-Третий пилон венчает "Святая Троица" - стилизованное повторение композиции Андрея Рублева - как символ единения народа, армии и веры в борьбе с фашизмом. На горельефах изображены рабочие, служащие, внимающие голосу из репродуктора; мирные крестьяне в поле; запись добровольцев в военкомате; солдаты, идущие на фронт и поднимающиеся в атаку.

Победа на полях сражений Великой Отечественной войны ковалась усилиями всего советского народа. Единство фронта и тыла - тема следующего горельефа. Автор изобразил в скульптурах 12 профессий, символизирующих это единство: летчик, артиллерист, танкист, санитарка, рабочий, железнодорожник, связист, пехотинец, сапер, партизан, сталевар и крестьянка. "Все для фронта! Все для победы!" - этот лозунг нашел полное воплощение в год коренного перелома на полях Огненной дуги.

Пилон "Победа" связан с символикой Святого Георгия, в день которого


  • 6 мая - фактически закончилась война против фашистской Германии.
    Горельеф "Благословение" примечателен фигурами напутствующего свя­щенника и скорбящей солдатки. Последний горельеф отображает события
    24 июня 1945 года - парад Победы на Красной площади, который
    принимает Георгий Жуков. В руках маршал держит цветущую ветвь яблони

  • символ мира.

От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая -символ единства трех полей ратной славы.


Учитель православной культуры:

-Вашим домашним заданием был поиск информации о роли православной церкви в Победе в Великой Отечественной войне. Каждый постарался найти данный материал и познакомить всех на уроке.

-Что нового вы узнали о роли православной церкви в Победе в Великой Отечественной войне?


Учитель истории: (на экране Звонница, музыкальное сопровождение)

-Уроки истории, страдания ушедших поколений обязывают живущих к делам веры. И плохо, если мы не сделаем из них должных выводов, не положим в основание нашей жизни добытый великими страданиями и обильной кровью опыт...

Этой весной мы празднуем Победу в Великой Отечественной войне. Грядут большие торжества. На них широкая общественность будет вспоминать о доблести и мужестве советских воинов и прославлять трудовой подвиг женщин, детей и стариков. И наша задача не забывать истории своей Родины.
Учитель православной культуры:

-Вашим домашним заданием будет

  1. Прочитать §13.2


  2. Оформить в виде доклада, презентации, реферата полученные материалы по участию православной церкви в Великой отечественной войне.


Рефлексия.

Предлагается заполнить карточку результативности игры.



Карточка оценки результативности игры

п/п

Вопросы

Ответы

1

Ясна ли была цель урока и твоя роль?




2

Оцени ведущего с точки зрения владения • приемами урока, стиля общения (доброжелателен, тактичен)




3

Сумел ли ведущий добиться состояния путешествия?




4

Оправдало ли путешествие твои ожидания?




5

Что показалось наиболее интересным? Что запомнилось?




6

Появилось ли у тебя желание узнать больше?




7

Хотел бы ты участвовать в следующем путешествии?




8

Твои предложения: как сделать урок интереснее?