Тема урока: Петербург Достоевского - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петербург Достоевского на примере романа «Преступление и наказание» 1 27.51kb.
2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока 1 116.15kb.
Конспект урока по биологии Тема: Микроэволюция Тема урока: Популяционная... 1 71.13kb.
Рассказ ф. М. Достоевского «бобок» в контексте темы кладбища в русской... 1 87.06kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Урока Тема урока Тип урока Виды учебной деятельности 1 273.89kb.
Конспект урока технологии для 7 класса. Раздел программы: технология... 1 34.74kb.
Проблема «гордого человека», его отношения с окружающими, его жизненного... 1 30.02kb.
План-конспект урока Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» 1 69.11kb.
Урока Тема раздела, урока Кол часов Материалы и оборудование 1 103.21kb.
План-конспект урока тема урока «эдс. Закон Ома для полной цепи» 1 87.57kb.
Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы 11 958.53kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема урока: Петербург Достоевского - страница №1/1

Тема урока: Петербург Достоевского
Цель урока:

- развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности
Задачи урока:

обучающие:

-учащиеся должны получить представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей , а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;


развивающие:

- сформировать навыки создания целостного видения проблемы


воспитательные:

- уметь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием;


Тип урока: проблемное изложение
Вид урока: коллективное занятие проблемного характера
Форма урока: урок сообщения новых знаний
Методы: проблемное обсуждение, эвристическая беседа
Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, компьютер для демонстрации презентации по теме урока

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Слайд №2
- Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - "Онегина" глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский...

(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака)
- Как Вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

Сегодня наш урок посвящен уникальному городу, построенному в начале XVIII века по замыслу Петра I. Перечислите, пожалуйста, какие названия этого города вам известны.



Ответы учащихся.
II. Актуализация опорных знаний

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург … В этих названиях одного города - его история.

Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте.

В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.


Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.
Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.
Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.
Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.

Сообщения учеников:
а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина; Слайд №3

б) Петербург в творчестве Гоголя; Слайд №4

в) Петербург в творчестве Некрасова. Слайд №5
А.С.Пушкин - Город величавый, однако красота носит отпечаток трагизма

Н.В.Гоголь - Город мистический, полный загадок

Н.А.Некрасов - Город чердаков, тружеников, бедноты
III. Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи Слайд №6
Тема нашего урока - Петербург Достоевского… Как появилось это название, и что оно в себя «включает»?

Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи навсегда заворожили русское искусство. Это один из красивейших городов мира.


Но таким ли мы видим Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
поиск решения проблемы;

-Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского.

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.
Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
IV. Работа по теме урока.
1). Работа со схемой Слайд №7

Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.


Чтобы полностью восстановить образ города, вам было дано задание разделиться на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
Задания для групповой работы (проверка домашнего задания)
1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)
2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)
3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)
2). Анализ эпизодов романа
а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)
- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)
- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

Слайд № 8 -10
Описание улиц:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петер­буржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга, Сенная площадь:

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поми­нутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

Описание берега Невы:



«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)
- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми
Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком
ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту
- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)

Слайд № 11 - 14
От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)
- Что мы видим внутри домов?
Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не со­всем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький сто­лик».
Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»
Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони
Слайд № 15 - 16
- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)
- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)
Изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.
3) Работа по усвоению содержания романа Слайд № 17 - 22


  • Подумай и ответь! (работа с интерактивной доской)

- Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?


- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?
- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?


  • Ученица читает наизусть стихотворение Н.М.Коншина “Жалобы на Петербург”:

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нём убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе – пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучу,

Кверху кинулись домы;

Есть там мех, да не радость,

Всё блестит, но бездушно…

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно.
IV. Формулирование выводов и обобщений
Время основного действия в романе 2 недели.
Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?
(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)


  • Какой же Петербург у Достоевского?


Слайд № 23

-Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…
Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в них завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М.Достоевский.
(ответы учащихся)
- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
- Петербург Достоевского – это город одиночества
- Петербург Достоевского – это город разврата и порока
- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург под­валов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».
Эпизоды романа и иллюст­рации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.


Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
V. Обобщение по уроку


  • Слайд № 24


Петербург Достоевского - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.


  • Итоговое слово учителя

Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.


Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД САНКТ - ПЕТЕРБУРГ»
VI. Домашнее задание

Перечитать:

- размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;

-чтение письма матери.



Как вы объясните состояние героя после прочтения письма матери?