Тема: Определение значимости проблем с помощью метода логико-смыслового моделирования проблем - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глобализация мировой экономики. Глобальные проблемы мирового хозяйства 1 6.14kb.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых... 1 164.6kb.
Решение проблем пациента 1 315.67kb.
Волны в океане Ключевая компетентность: разрешение проблем. 1 15.19kb.
Система. Основные понятия и определения: элемент, система, структура... 1 15.56kb.
С. Ю. Коровкин в данной статье представлено исследование 1 161.89kb.
Справка по итогам муниципальной научно-практической конференции «Поиск... 1 144.81kb.
При непрерывном изменении значений элементов вектора целевая функция... 1 149.5kb.
Экзаменационные билеты по географии 6 912.22kb.
«Три ступени, ведущие вниз» 1 88.6kb.
Закончился очередной учебный год. Оглядываясь назад, хочется посмотреть... 1 385.36kb.
Срок сдачи 19. 10. 2009 1 192.2kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема: Определение значимости проблем с помощью метода логико-смыслового моделирования - страница №1/1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: Определение значимости проблем с помощью метода логико-смыслового моделирования проблем.

Цели и задачи работы:

  • освоить основные этапы диагностической деятельности;

  • научиться определять значимость проблем с помощью метода логико-смыслового моделирования проблем.

Оснащение занятия: материалы лекций по курсу, подобранная литература по педагогике и психологии.

Работа рассчитана на 2 академических часа.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Родоначальником теории графов принято считать математика Леонарда Эйлера (1707-1783). Однако теория графов многократно переоткрывалась разными авторами при решении различных прикладных задач и ее с полным основанием можно считать разделом прикладной математики.



Граф – это структурно-логическая схема.

Под графом понимается схема, состоящая из точек – вершин графа, и связывающих эти точки попарно отрезков или дуг – ребер графа.

Метод логико-смыслового моделирования проблем предполагает составление графа проблем, который строиться на основе парных соединений (причина следствие) для наглядного изображения тех проблем, которые необходимо решать в первую очередь.

К достоинствам данного метода можно отнести:


  • относительные простоту и быстроту его реализации;

  • выделение базовых, кардинальных проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы на решении действительно наиболее важных проблем;

  • направляет мышление студентов на достаточно конкретное формулирование проблем, помогает определить их содержание, облегчает привязку к конкретному виду деятельности;

  • структуризация, упорядочение проблем дает возможность провести анализ причин возникновения проблем, оценить их актуальность и срочность, определить взаимосвязи данной проблемы с другими проблемами.

К числу основных недостатков данного метода относятся следующие:

Трудно оценить степень полноты и достоверности представленной информации. Нет полной уверенности, что выявлены действительно все основные проблемы и правильно определены взаимоотношения между ними.

ХОД РАБОТЫ


  1. Объединиться в группы 2-3 человека.

  2. Получите у преподавателя номер задание (проблему, для которой необходимо найти причины) из списка проблем ;

Выявление проблем, противоречий, несоответствий в педагогическом процессе или в поведении студентов - это первый этап диагностической деятельности педагога профессионального обучения.

Например, было замечено у студента Иванова пассивное отношение к учебе, тогда перед педагогом встает задача – выяснить причины, т.е. была выявлена проблема и в соответствии с ней поставлена задача.



  1. Запишите наибольшее количество причин, которые, по вашему мнению, влияют на проблему (назовите 5-10 причин), пронумеруйте их;

Высказывание версий, причин, которые объясняют наблюдаемые явления – это второй этап диагностической деятельности педагога профессионального обучения.

На данном этапе излагаются возможные причины такого отношения у Иванова к учебе. Например, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, слабое развитие познавательных способностей (внимание, память, воображение) и др.



4. К этим причинам выберите инструменты, процедуры, используя предложенную литературу, с помощью которых Вы сможете проверить правильность выдвинутых гипотез.

Подбор для каждой выдвинутой версии процедур и инструментария для проверки ее истинности – это третий этап диагностической деятельности.

Например, замеры работоспособности, параметров внимания, памяти, мышления, воображения на основе тестирования.

Но, т.к. у Вас нет возможности проверить на собственном опыте все предложенные инструменты и процедуры, то выберите те причины, которые Вам кажутся наиболее значимыми (проверка процедур на практике и анализ полученной информации являются соответственно четвертым и пятым этапами диагностической деятельности).



  1. Нарисуйте в тетради таблицу 1 и сравните выявленные Вами причины между собой (парное сравнение), т.е. установите причинно-следственные отношения между предложенными Вами причинами

Таблица заполняется следующим образом:

Цифры по вертикали и горизонтали - это выявленные Вами причины данной проблемы. Вам необходимо взять первую причину по вертикали, сравнить ее со второй причиной по горизонтали и установить, чем для первой причины является вторая – следствием или причиной. Далее, необходимо сравнить первую причину с третьей, затем первую с четвертой и т.д. После того, когда вы закончите сравнивать первую причину с остальными, Вам необходимо проделать ту же операцию со второй, третьей и др. выявленными причинами по вертикали, сравнивая их с причинами по горизонтали. Если Вы не можете самостоятельно определить, чем одна причина является для другой, или считаете, что они не связаны и не влияют друг на друга – поставьте прочерк «¾».

Например, мы выявили следующие причины пассивного отношения к учебе у Иванова:


  1. низкий уровень работоспособности;

  2. второй слабое развитие познавательных процессов;

  3. слабое здоровье.

Сравнив их, можно сделать вывод, что для первой причины (низкий уровень работоспособности) вторая (слабое развитие познавательных процессов) является причиной, значит, ставим цифру 1 на пересечении первой проблемы по вертикали и второй по горизонтали.

То, что является причиной, обозначают цифрой «1», а то, что является следствием – цифрой «0».



Таблица 1 – Матрица сравнений

Причины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

-

1

























2

0

-

























3







-






















4










-



















5













-
















6
















-













7



















-










8






















-







9

























-




10




























-

сумма по вертикали

































  1. Подсчитав, сумму значений по вертикали, постройте граф проблем.

Правила построения графа:

а) граф начинается строиться снизу вверх, на нижнем уровне стоят те причины, которые имеют больше всего следствий;

б) равнозначные вершины графа следует располагать на одной линии.

Для этого, выберите те причины, у которых наибольшая сумма по вертикали и расположите их внизу; чем больше значение суммы, тем ниже точка, обозначающая определенную причину. Таким, образом, наверху окажется та точка, у которой наименьшее количество причин (суммы по вертикали).

Например, пусть точки 2 и 3 набрали сумму, равную четырем, точка 7 – равную трем, точка 1 – равную двум, а точки 4, 5, 6 – по нулю (т.е. выявленные причины сами не являются проблемами, а лишь их следствием). Строим граф проблем (рисунок 1):

4 5 6 (0 следствий)


1 (2 следствия)

7 (3 следствия)


2 3

(4 следствия) (4 следствия)


Рисунок 1 – Граф проблем
Соединяем точки графа, начиная с первой.

Правила работы с графом проблем:

  1. На самом верхнем уровне графа стоят те проблемы, с решения которых и необходимо начинать работу.

  2. Далее спускаемся на уровень ниже.

  3. Решаем проблемы на самом нижнем уровне.

Следует отметить, что при используемом способе фиксации отношений между выявленными причинами, на нулевом уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем — проблемы-следствия. Проблемы нулевого уровня (кардинальные проблемы) не имеют причин, а проблемы последнего уровня — следствий.

Таким образом, с помощью графа проблем, становится ясен план работ, т.е. что необходимо решить в первую очередь, и сроки.



7. Оформите отчет вашей группы. Сделайте вывод по проведенной работе: какие причины оказались самыми важными, а какие второстепенными, а также стоит ли использовать граф проблем при диагностической деятельности, какие он дает преимущества.

Отчет должен содержать:



  • фамилии членов группы;

  • тему;

  • выбранную проблему;

  • выявленные причины и инструменты, с помощью которых можно проверить правильность выдвинутых версий;

  • заполненную матрицу сравнений;

  • построенный граф проблем;

  • выводы.

Перечень проблем для выбора:

  • отставание в учебе;

  • пассивное отношение к учебе;

  • быстрая утомляемость;

  • рассеянное внимание;

  • страх выступления перед аудиторией;

  • агрессивное отношение к окружающим;

  • студент не может организовать свою деятельность;

  • отсутствие инициативы на занятиях;

  • студент замкнутый, неразговорчивый, предпочитает одиночество;

студент не умеет работать самостоятельно.
Фрагмент выполнения практической работы № 6

Была выявлена проблема – пассивное отношение студента к учебе.



  1. Экспертами были предложены следующие причины, объясняющие наблюдаемое явление:

    1. низкий уровень работоспособности;

    2. частые пропуски занятий;

    3. серьезное отставание в учебе;

    4. слабое развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

    5. особенность темперамента, характера;

    6. неинтересное преподавание;

    7. отсутствие мотивации к учению;

    8. неадекватная самооценка;

    9. другие, не связанные с выбранной профессией склонности, интересы.

  2. Экспертами были предложены следующие диагностические программы, процедуры, инструменты по проверке предложенных версий:

    1. замеры работоспособности с помощью графологического теста в течение нескольких дней;

    2. если есть возможность, то изучение документов, описывающих количество пропусков и пропущенные предметы;

    3. узнать предметы и области знаний, в которых наблюдаются пробелы;

    4. диагностика различных параметров внимания, памяти, мышления, воображения с помощью тестирования;

    5. диагностика темперамента с помощью тестирования;

    6. наблюдение за организацией и осуществлением занятий у различных преподавателей, изучение его отношения к изучению разных предметов;

    7. диагностика мотивов обучения при помощи тестирования, беседы со студентом для обоснования его действий;

    8. диагностирование самооценки личности с помощью тестирования;

    9. исследований познавательных интересов личности, склонностей, ценностных ориентаций с помощью тестирования и беседы.

  3. Попарно сравнивая выявленные проблемы, определяем между ними причинно-следственные связи и заполняем матрицу сравнений (таблица 2):

Для этого необходимо выяснить, чем для первой проблемы является вторая – причиной или следствием.

Таблица 2 – Пример заполненной матрицы сравнений



Причины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

-

0

0

1

1

1

1

1

1

2

1

-

0

0

1

1

1

1

1

3

1

1

-

1

1

1

1

0

1

4

0

1

0

-

1

-

0

0

-

5

0

0

0

0

-

-

-

0

0

6

0

0

0

-

-

-

0

-

-

7

0

0

0

1

-

1

-

1

1

8

0

0

1

1

1

-

0

-

-

9

0

0

0

-

1

-

0

-

-

сумма по вертикали

2

2

1

4

6

4

3

3

4

То, что является причиной, обозначают цифрой «1», а то, что является следствием – цифрой «0». Если проблемы не связаны, не влияют друг на друга или являются равнозначными – поставьте прочерк «-».



  1. Подсчитав, сумму значений по вертикали, построим граф проблем (рисунок 2):

Для этого, выберем те причины, у которых наибольшая сумма по вертикали и расположим их внизу; чем больше значение суммы, тем ниже точка, обозначающая определенную причину. Таким, образом, наверху окажется та точка, у которой наименьшее количество следствий (суммы по вертикали).

3 (1 следствие)

1 2

(по 2 следствия)



7 8

(по 3 следствия)



4 6 9

(по 4 следствия)

5 (6 следствий)
Рисунок 2 – Пример графа проблем
В результате мы получили граф, представленный в виде иерархии проблем (причин). Получившиеся слои характеризуются тем, что все проблемы данного слоя не имеют причин в следующем слое; порядок проблем внутри одного и того же слоя безразличен, так как они не сравнимы между собой по введенному отношению.

Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной (или одной из причин) проблемы, решаемой позже.



Проведенное таким образом выявление проблем, определение их взаимного влияния позволяют создать необходимые предпосылки для разработки и анализа путей (способов, средств) решения этих проблем, для выбора наиболее важных направлений дальнейших исследований.