Тема: Любить – значит прощать. Цели - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: Любить – значит прощать. Цели - страница №1/1

Внеклассное мероприятие

Тема: Любить – значит прощать.

Цели:

1.Способствовать формированию и проявлению нравственных качеств учеников.

2.Воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

3.Создать условия для ознакомления учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», сформировать представление о сложном мире сюжетной картины.



Подготовительная работа:

-Провести интервью с родителями на родительском собрании

-Подготовить сообщение учащихся «Кто сердца не питал, кто не был восхищён сей книгой»

-Одному ученику выучить стихотворение Д. Кедрина «Сердце.»

-Подготовить задания для выполнения проблемных ситуаций

Оформление:

- Ответы родителей на вопрос: «Если ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно серьезную, так что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?»

- сообщение учащихся: «Кто сердца не питал, кто не был восхищён Сей книгой»

- Задания для выполнения проблемных ситуации



Зрительный ряд:

- Эпиграфы на доске.

- Видеолекция о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Музыкальный ряд: колокольный звон



Литературный ряд: текст « Притчи о блудном сыне»; стихотворения: В. Брюсов «Библия», С. Погорельский «Побил меня Гуляев Колька… Д. Кедрин «Сердце».

(звучит колокольный звон)

Учитель: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол».

И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать.

(сообщение учащихся)

Кто сердца не питал, кто не был восхищен Сей книгой… В.А.Жуковский



1 ученик: Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры называют Библию. Она состоит из множества книг, написанных в разные времена и разными авторами. Их называют книгами Священного Писания. С греческого языка «Biblical» переводится «книги».

2 ученик: Библия - Величайшая сокровищница духовного и культурного наследия, она оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры.

3 ученик: Что же так привлекает нас в Библии? Прежде всего, идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству и вера в ценность человеческой личности. Трудно представить, сколько творений художников, композиторов, поэтов и писателей самых разных эпох, направлений и стилей посвящено библейским сюжетам и образам.

4 ученик: О, Книга книг! Кто не изведал

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомленный дух тебе!



1 ученик: В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста –

Твоих страниц проникновенных

Младенческая простота.



2 ученик: Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой – искушенье змия,

С голубкой возвращенной – Ной!..



3 ученик: Резец и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих –

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!



4 ученик: Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!



1 ученик: И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.



2 ученик: Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь – алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга книг!



3 ученик: Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – откровенье, ты - завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!



4 ученик: Созданные на библейские сюжеты произведения искусства никогда не были простой иллюстрацией Священного Писания. Они несли в себе огромное духовное содержание и глубокий нравственный смысл.

Учитель: На уроках Православной культуры вы знакомились с притчами.

Вопрос: Что такое притча?

(Примерные ответы)


  1. Чтобы ученикам и слушателям Иисуса Христа легче было понять Его учение, он часто объяснял его притчами, простыми, понятными примерами из жизни.

  2. Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

Учитель: Послушайте библейскую «Притчу о блудном сыне»

(читаю притчу)

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и. пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим».

А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
Учитель: Все притчи содержат как бы три слоя, три смысловых значения:


  1. (буквальный), который выглядит поучительным с точки зрения обыденной жизни.

  2. (иносказательный), обращающий нас порой к серьезным нравственным проблемам.

  3. Религиозно-нравственный, богословский.

Мы поговорим о первых двух:

Вопрос 1 – для учащихся

Вопросы 2,3 – для родителей

Вопрос 1. Как бы вы определили смысл притчи с точки зрения обыденной жизни?



(Перед нами трогательная и поучительная история взаимоотношений отца и его сыновей, где много переживаний, сюжетных поворотов, где младший сын, испытав трудности жизни, раскаивается, а отец его прощает, а старший сначала обижается, но потом понимает мудрость и безмерную доброту отца).

Вопрос 2: В чем смысл притчи иносказательный? Какая нравственная проблема в ней звучит?



(Мне кажется, это вечная проблема «отцов и детей». Ведь балованных, в чем-то не удачливых детей почему-то любят больше, чем послушных.

Родительская любовь спасает детей. Ведь пока ты знаешь, что тебя хоть кто-то, хоть один человек на земле любит, причем такого, какой ты есть – любого, ты не потерян, у тебя есть шанс)

Вопрос 3: А как же старший сын? Стоит ли быть хорошим, если плохого любят все равно больше? И потом, можно ведь и соврать. Например, сказать: «Простите» и через некоторое время начать все сначала.



(Во-первых, плохого любят не за то, что он плохой: живет в свое удовольствие, не думает о других. И прощают его не за это.

Во-вторых, прощать не раскаявшегося, не сознающего, что он живет неправильно, неправедно, - это значит поощрять зло.

В притче речь идет о возможности прощения, о сочувствии к человеку, раскаявшемуся искренне, осознавшему, что жил не так и был для окружающих действительно как будто «мертв и ожил, пропадал и нашелся».)

Учитель: Притча во многом сходна с басней, но в отличие от последней, она предлагает слушателю сделать самостоятельный вывод из ее содержания.

Вопрос: Как вы думаете, какой эпизод в притче самый волнующий, самый драматичный ?



(встреча отца и сына)

Вопрос: Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейской заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?



(старший сын)

Вопрос: Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «…Был как бы мертв и ожил»



(ожил, то есть в нем возродилась способность к любви)

Вопрос: Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?



Учитель: Притча о блудном сыне послужила основой для создания многих произведений искусства: во многих храмах писались фрески на этот сюжет, в начале 16 века нидерландский художник И. Босх написал картину «Блудный сын», а голландский художник Рембрандт дважды (в молодости и в последний год жизни) обращался к этому сюжету.

(видеолекция о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»)

Возвращаясь через много лет снова к этому сюжету (в конце жизни), Рембрандт видит в нем уже нечто иное. Многие считают эту картину завещанием художника миру: «Люди, будьте всегда и везде человечны!» Только умудренный жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге, отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти с отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженство чувства обретенного покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на его седой бороде, и на бормочущих, искаженных жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание.

Потрясенные увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.
(Беседа с учащимися по картине )

Вопрос: Какова, по вашему мнению, идея этого произведения?



(Идея человечности, т.е. любви, родительской доброты, прощения.)

Вопрос: Что использовал художник для раскрытия идеи произведения?



(Композиция картины построена так, где главное сильно сдвинуто от центра и выделено светом. Композиционный центр находится у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.)

Вопрос: Как вы считаете, кто является главным персонажем в этой картине?



(Отец. Он положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение.)

Вопрос: Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?



(Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног.)

Учитель: Родительская любовь жертвенна, нетребовательна, мудра и терпелива. Послушайте стихотворение.

(Ученик читает стихотворение)

Сердце.


Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?



Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.



Я пепел его настою на хмелю

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Дмитрий Кедрин

Учитель: На родительском собрании я провела интервью. Ваши родители отвечали на один вопрос: «Если ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно серьезную, так что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?»

(читаю ответы родителей)

Вопрос: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастья?



(Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий).

(Читаю эпиграф на доске)

«Если я говорю языками человеческими и

ангельскими, а любви не знаю, то я –

медь звенящая или кимвал звучащий. Если

имею дар пророчества, и знаю все тайны, и

имею всякое познание и всю веру, так что

могу и горы переставлять, а не имею любви –

то я ничто, И если я раздам все имение мое,

и отдам тело мое на сожжение, а любви не

имею, нет мне в этом никакой пользы».

Евангелие от Павла

(Первое послание Коринфянам, 13, 1-3)

(Выполнение проблемных ситуаций)

Попробуем принять решение в двух ситуациях: в одной по отношению к недругу, в другой – к другу.



Ситуация 1.

Представьте себе такую ситуацию: Ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?

1. Пройдете мимо.

2. Попытаетесь ему помочь.

В первом случае поднимите зелёную сигнальную карточку, во втором – красную.

Ситуация 2.

(Раздаю всем стихотворение, читаю.)

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом -я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но…


Задание: Каждый должен представить, что Колька Гуляев - твой друг. Он обидел тебя. Каким ты видишь финал стихотворения, выход из создавшейся ситуации? По желанию учащихся можно ответить стихами, прозой, рисунком.

Подведение итогов.

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:-

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

(С. Погорельский)



Заключительное слово учителя: Любить – это значит прощать, прощать – это значит понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости. Это сказал Н. К. Рерих. Учиться любви нам суждено всю жизнь, изо дня в день. Так у кого же учиться, как не у своих родителей? Любите, дружите, учитесь прощать. Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.