Тема: Концептосфера в мкк - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема свойства и происхождение человеческой речи 1 Тема 2 исследование... 4 448.7kb.
Краткое содержание курса Тема Теория государства Тема Формы государства... 1 62.36kb.
Цели и задачи мо естественного цикла на 20013 / 2014 уч год. 1 80.14kb.
Конспект урока Тема: Тема одиночества в рассказе В. Г. Распутина... 1 98.3kb.
2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока 1 116.15kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Урока. Изучение нового материала. Тема. Стихотворение М. Ю. 1 96.08kb.
Конспект урока по биологии Тема: Микроэволюция Тема урока: Популяционная... 1 71.13kb.
Конспект Тема : Национальные виды спорта рк. Цель: Формировать положительное... 1 50.89kb.
Урока изо в 5 классе. (11. 12. 12г.) Тема: «Роспись доски городецким... 1 19.38kb.
Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу... 1 170.61kb.
Программа дополнительного образования кружка 1 104.22kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема: Концептосфера в мкк - страница №1/1

Чернышёв А. Б., преподаватель кафедры иностранных языков РГАТА
Тема: Концептосфера в МКК
Слово «концепт» является калькой латинского conceptus, что в переводе означает буквально «понятие, зачатие». Концепт – явление разноуровневое, одновременно принадлежащее логической и интуитивной, индивидуальной и социальной, сознательной и бессознательной сферам.

Концепт, будучи единицей культурологии, является микромоделью культуры, а культура – микромоделью концепта. Концепт порождает культуру и порождается ею. Но, воплощая ее междисциплинарный характер (этнический, исторический, психологический, языковой), изучается в различных аспектах.

В лингвистическом аспекте проблема концепта решалась по-разному. Концепт в лингвистике рассматривается, прежде всего, на уровне семантики и потому связан с такими категориями как смысл, значение, представление, понятие.

С точки зрения номиналистического подхода к категории смысла, рассматривающего понятие как наивысшую форму отражения действительности, а представление как чувственно-наглядный образ предмета или явления, воспроизводимый в сознании, концепт полностью сводился к понятию и сигнификативному значению слова. В современных течениях номинализма, концепт не есть значение имени, а «способ представления», обозначаемого данным именем. Концепт не есть понятие, которое функционирует «независимо от общения», концепт «континуален», связан с «персонажностью» и предполагает диспут[1]. Концепт представляет «третий род истины», он скользит «между представлением и понятием», т. к. понятие существует независимо от человека, а представление базируется на восприятии того или иного слова[2]. От значения, смысла и понятия концепт отличается динамичностью. Одной из разновидностей концепта является «интерпретант»[3]. Концепт – результат двух уровней категоризации: 1) обобщение субъективного индивидуального знания и 2) обобщение общего из множества индивидуальных знаний. Поэтому в концепте соединяются стандартизованность и уникальность.

Онтологическая теория смысла соотносит понимание концепта с ноэмой слова и его символом [4]. Ноэма как «понимаемое понятие» как раз и будет в той или иной степени тождественно концепту.

Исходя из анализа теоретических работ, представляется возможным сделать вывод, что понятие концепта неоднозначно и противоречиво. Он является, с одной стороны, психолингвистической, с другой – лингвокультурологической единицей. Образуясь на стыке истории, психологии, лингвистики и культурологии концепты создают концептосферу группы или целого народа.


Национальные концепты и национальные концептосферы, будучи в определенной степени субъективны, не могут быть точно определены, но могут быть описаны. Возможности культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальную концептосферу. Как слова образуют словарный состав языка, так концепты образуют концептосферу.

Концептосфера – способ, образ мировидения. Например, концептосферу Англии составляют концепты дома, свободы, частной жизни, здравого смысла, чувства юмора, джентельменства, честной игры, сдержанности, традиции.

МКК требует, прежде всего, не знания слов как значений, но знание их концептов, концептосферы. Именно знание концептосферы необходимо в переводческой деятельности, чем объясняется наиболее точное употребление славянского «дмети» вместо «кичити» в апостольской фразе «разум надмевает, а любы созидает». Подобным образом в педагогической практике целесообразно рассматривать слово не просто как лексическую единицу, но как концепт.

Как концепт возникает из восприятия определенной лингвистической реалии, единицы и, прежде всего, слова, так и сама концептосфера может быть понята исходя из лингвистических, в частности, лексических данных. Признанием этого факта обуславливается и теория лингвистической относительности.

Анализ концептов слов позволяет делать вывод о естественном существовании не только национальных концептосфер, но и о так называемой некой универсальной концептосфере, свойственной не только группе или нации, но и человечеству в целом. Так аналитическим путем мы приходим к предположению о наличии идентичного концепта у европейских глаголов любить (рус.) - love (англ.) - aimer (фр.) и др. или брать (рус.) - имати (ст-сл.) - nehmen (нем.) - prendre (фр.) - take (англ.). Причем концепт второй цепочки является одновременно интерпретантом для первой.
Общие выводы. Концепт не идеален, а реален, т. к. формирует вполне объективную концептосферу общества. Концепт универсален, но непознаваем в силу своего динамичного характера. Слово, переходя на уровень меонального сознания, формирует концепт, концепт, в свою очередь, обуславливает каждое отдельное употребление слова. Концепт, таким образом, онтологичен.

В концепте (и в более широком смысле в концептосфере) и заключается связь языка и культуры как национального самосознания.



Примечания

1. Неретина С. С. Тропы и концепты. М., 1999, с. 30

2. Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989, с.446

3. Вендина Т. И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания, 2002, №4, с.45



4. Лосев А. Ф. Философия имени // Камчатнов А. М., Николина М. А. Введение в языкознание. М.: «Флинта», «Наука», 1999, с. 60