Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мкоу староакульшетская оош духовно-нравственное формирование личности... 2 596.47kb.
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка «Сколько... 1 49.34kb.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики 1 35.76kb.
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» 1 130.3kb.
«Духовно-нравственное воспитание как составляющая фгос и фгт» 1 26.33kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 78.39kb.
Система работы над формированием грамотного письма младших школьников 2 366.38kb.
Внеурочная деятельность младших школьников моусош №51 1 146.55kb.
Информация для родителей младших школьников Психологические особенности... 1 67.85kb.
«Читательская грамотность младших школьников» 1 38.76kb.
Духовно нравственное воспитание 1 179.05kb.
Оборонно-массовой и физкультурно-оздоро- вительной работы в мкоу... 1 20.98kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников - страница №1/1

Тема: «Духовно- нравственное воспитание младших школьников.

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую». Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект. Развитие коммуникативности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека. Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому в классе большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, я считаю, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими . Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшекласснику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для младшего школьника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться , как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др. ), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы младшего школьников.

В начале года, составляя план работы, я ставлю перед собой цель: создание условий для развития личностных качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения.

При планировании работы с использованием деятельностного подхода в воспитании учитель учитывает все виды деятельности: познавателеную, ценностно-ориентировочную, трудовую, художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, игровую.

В ходе мероприятия «Осенние посиделки» чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали дети вместе с родителями. Обучающиеся ближе узнали друг друга. Родители увидели детей в новой обстановке, оценили их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками .


Очень ярким и эмоциональным получился праздник «Мамин день». Он проходил в форме урока концерта, подготовленного совместно с учителем и родителями. На классных часах ребята написали о маме и бабушке небольшие сочинения, оформили их своими рисунками. На уроках чтения готовились выразительно читать стихи, с учителем музыки обсуждался характер и тематика музыкальных номеров, выстраивалась общая канва праздника . В конце праздника мамы и бабушки получили в подарок красивые объемные аппликации с цветами - дети изготовили их на уроках технологии. В ходе таких мероприятий изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года многие ребята значительно улучшили свой социометрический статус. Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Этому во многом способствовали игры – соревнования («Веселые старты», «Рыба, зверь, птица», «Веселый художник»). К концу года мы увидели, насколько вырос уровень творческой активности и самостоятельности учащихся, дети научились слушать друг друга и выступать перед большой аудиторией, расширили круг их интересов. Совместная работа детей и взрослых помогла нам всем научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь.

В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития ее природных потенциалов. В центре внимания педагогов - уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта.



Список литературы
1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993.
2. Блонский П.П. избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . - М.: Наука, 2005.
3. Жаленко Е.М. Уроки мышления методические рекомендации. - Оренбург, 1991.
4. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями / Состав. М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991.
5. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
6. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Посвещение, 1993.
7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.
8. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007
9. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999.