Технология решения изобретательских задач (триз) - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности 1 81.95kb.
Педагогика плюс теория решения изобретательских задач терминологическое... 1 80.8kb.
13 Оценка и выбор управленческих решений 1 23.06kb.
Изучить теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника... 1 139.02kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 1 175.32kb.
«Повторение. Арифметические способы решения текстовых задач» 1 48.11kb.
Сущность логистики. История возникновения термина 1 26.09kb.
Граф научных интересов 1 19.78kb.
Задача: Научиться методам и анализу решения задач таким образом,... 1 10.23kb.
«Уравнения и неравенства, содержащие модули и параметры», обретение... 1 108.88kb.
Алгоритм решения задач на вывод формулы вещества 7 1474.57kb.
Разновидности рынка промышленных предприятий 1 57.19kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Технология решения изобретательских задач (триз) - страница №1/1

Выступление

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

1 слайд

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов Технологии решения изобретательских задач и Технологии коллективного способа обучения.
2 слайд

Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".


3 слайд

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) решение проблем, основанное на принципах разрешения противоречий (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) теория развития творческой личности (ТРТЛ).
4 слайд

Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

5 слайд

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами как научное и педагогическое направление сформировалось в России в конце 80-х годов ХХ века. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. 
       Первоначально ТРИЗ, созданная около 70 лет назад, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.

6 слайд

Цель: дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные.


7 слайд

Задачи:


  • Развитие интереса к предметам

  • Овладение новым способом решения задач

  • формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.


8 слайд

Решить эти задачи помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:



  • Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

  • Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

  • Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.


9 слайд

Основы ТРИЗ:



  • учитель стремится получить максимальное количество новых идей

  • методологический (системный) изложения информации по дисциплинам

  • мышление должно преобладать над запоминанием

  • норма, когда учитель и ученик не знают правильного ответа; ученик «впереди учителя»

  • поощрение собственных нестандартных высказываний учеников, их аргументации и степени проработанности

  • использование активных методов обучения: деловая игра, дискуссии, конференции


10 слайд

Методы ТРИЗ:


МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ


Метод контрольных вопросов (МКВ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Этот метод ещё называют Сократикой в честь Сократа, владевшего искусством находить истину, задавая наводящие вопросы. Его основная цель - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Достоинства метода в том, что он прост, универсален и очень эффективен, если, конечно, ведут анализ неспешно и тщательно. Кроме того, пользованию этим методом практически не надо учиться.

Технология метода контрольных вопросов

  1. Четко ставится задача.

  2. Формируется возможно более полный список контрольных вопросов по выбранной тематике.

  3. При ответах на вопросы проясняется ситуация и решаются поставленные задачи.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ


(алгоритмический метод, основанный на закономерностях диалектической логики) – это метод решения задач путем использования элементов системы, в которой возникли затруднения, элементов окружающей среды и связей между ними. В отличие от остальных методов позволяет проанализировать максимально возможное количество элементов системы и предложить много гипотез в качестве ответов.

  1. Составьте схему системы по условию задания, на которой укажите все ее основные элементы.

  2. Внесите в схему элементы окружающей систему среды.

  3. Определите элемент в системе, который необходимо изменить по условию задания (проблемный, динамичный).

  4. Выберите элементы системы или окружающей среды, которые можно использовать для решения возникших затруднений. Сформулируйте ответы, используя для этого структуру и функции выбранных элементов.

Примеры: золотой запас Древней Греции, айсберг.
10 слайд

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ


Метод фокальных объектов – эвристический метод технического творчества.

Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Метод предъявляет высокие требования к воображению. Метод фокальных объектов особенно аффективен при поиске новых форм проектируемого объекта.

Метод фокальных объектов включает следующие процедуры:


  1. Определение фокуса ключевого слова (выражения), которое содержит сущность проблемы. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);

  2. Выбор случайных имен существительных. При этом проще эти имена случайным образом заимствовать из книг, газет и т. д. Рекомендуется использовать слова, не связанные напрямую с объектом проектирования (например, пластмасса, лампа, космос, волнение и т.д.);

  3. Определение признаков имен существительных из п. 2. в виде имен прилагательных (например, пластмасса - стареющая, легкая; лампа - ультрафиолетовая, люминесцентная; космос - безграничный, вечный). Поскольку целью п. 3 является получение случайных имен прилагательных, то их можно добавлять, "заимствуя" у объектов, не вошедших в п. 2 (например, вкусный, мокрый и т.п.). При этом рекомендуется использовать слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика;

  4. Связывание прилагательных из п. 3 с фокусом из п.1 и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы (напр., стареющий телевизор - телевизор, меняющий во времени цвет передачи; ультрафиолетовый телевизор - телевизор, который облучает людей ультрафиолетовыми лучами, когда они смотрят передачу);

  5. Оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации.


Метод фокальных объектов имеет и ряд модификаций:

  • вместо прилагательных (п. 3) случайным образом выбираются имена существительные, которые связываются с фокусом (напр., телевизор - стол; телевизор - шариковая ручка);

  • вместо прилагательных случайным образом выбираются глаголы (например, рисовать, писать, хранить и т.д.).

Можно расширить метод, если использовать остальные части речи: числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, междометие и частица (например, числительное – три телевизора; местоимение – наш телевизор).

Не исключено, что некоторые существующие технические объекты обязаны своим созданием методу фокальных объектов: музыкальная свеча, музыкальный стакан, ароматный будильник, корабль-театр, цилиндрический дом и др.



Например:
11 слайд

При выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи.

В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства.


  1. Автобус

2. Барабан

3. Бетон

4. Веревка

5. Газета

6. Гвоздь





Ароматный

Беспрерывный

Воздушный

Жидкий


Изменчивый

Круглый




Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца.

Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.

Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.

Воздушный автобус - аэробус.

Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.

Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность.

Круглый автобус - автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.

Соединяя таким образом каждое существительное со всеми прилагательными, мы обнаружим немало любопытных идей.

Развивая метод, можно продолжать поиск оригинальных идей, если соединить парами слова, обозначающие различные предметы, например: стекло - ткань, радио - картина, лодка - палатка, зеркало - альбом и т.д.


12 – 13 слайд

МЕТОД МЕТАФОР

Использование художественных образов различной сложности для определения системы и ее элементов (способ: парадокс) – раскрывает содержание понятия.



  1. Выберите понятие, дайте ему краткую характеристику.

  2. Определите его существенные признаки и подберите к ним антонимы, запишите их в два столбика.

  3. Выберите антонимы, которые дают парадоксальную конструкцию с самим выбранным понятием.

  4. Из полученного списка противоположенных по смыслу пар выберите те сочетания, которые дают красивое парадоксальное определение выбранного понятия.

  5. Составьте несколько сочетаний существенных признаков и антонимов, подберите объекты, которые определяются такими сочетаниями.

Вода – 3 - «мертвая вода», «твердая вода», «сухая вода», «ароматная вода».

- 4,5 – «твердая жидкость», «прозрачная непроницаемость», «жидкий запах», «вкусная замерзлость».

Стакан – «хрупкая твердость», чайник – «соединяющий несоединимое».
14 - 15 слайд

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

В настоящее время мозговой штурм - одна из самых распространенных групповых технологий решения творческих эвристических задач. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Практически нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно.

Основная цель учебного мозгового штурма – развитие творческого стиля мышления.

А. Гин выделил основные дидактические ценности учебного мозгового штурма:



  1. это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

  2. учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

  3. участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

  4. учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

  5. наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

  6. мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

ТЕХНОЛОГИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.



Предварительный этап.

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.



Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.



Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны ва­рианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое".) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.



Рекомендации:

1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возмож­на организация конкурса идей.



Например:

Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка "за оригинальность" снижается.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

Например:


  • Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.

  • Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

  • Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.

3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен време­нем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отве­денное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ МОЗГОВЫХ ШТУРМОВ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (А. ГИН)

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (ДЕТСКИЙ САД)

1. Каким бы вы построили "сад для взрослых"?

2. Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? (Дети вырабаты­вают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.) 3. Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели-сказочники жили дольше и писали больше книг?
16 слайд

СИНЕКТИКА

Наиболее эффективная из созданных методик психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Слово "синектика" – греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности В ситуации когда люди – "синекторы" – объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность участников. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Необходимо дать инструменты. Средства, позволяющие человеку делать это.


17 слайд

Синектический процесс включает в себя два таких средства:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру: прямая аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия и личностная аналогия.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.



Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься.

Организация работы в синектике включает следующие основные моменты:

1) Первоначальная постановка проблемы.

2) Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.

3) Выяснение возможностей решения проблемы.

4) Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.

5) Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.

6) Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для синектики. Для облегчения поиска решений постарайтесь найти как можно больше следующих видов аналогий:


  • Природная аналогия – как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности природные системы (живые и неживые). Какие признаки природных систем можно использовать как ответы для вашей задачи? (эффект присоски, конструирование реактивных самолетов – передвижение медузы).

  • Личная эмпатия – решающий задачу представляет себя в образе системы, в которой возникла проблема, и решает, какие изменения необходимо сделать, чтобы решить проблему?

  • Символическая аналогия – изображение решения задачи в виде схемы, рисунка и анализ возможностей использования каждого элемента схемы для поиска решений.

  • Фантастическая аналогия – изложение условия задачи в виде сказки и применения приемов фантазирования (уменьшение – увеличение, ускорение – замедление скорости, времени, объединение – дробление, изменение законов природы, сделать наоборот) для поиска ответа.

7) "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

Например:

1. Необходимо изобрести крышу, которая была бы летом белая, а зимой черная с целью экономии энергии на обогрев зимой и кондиционирование летом.

Метод решения: Прямая аналогия с лаской, хамелеоном, камбалой.

Ответ: Предложена идея материала черного цвета с размещенными внутри маленькими белыми пластиковыми шариками. При нагревании крыши от солнца белые шарики расширяются и появляются сквозь черный цвет растворителя крыши.


18 -19 слайд

ФАНТОГРАММА. РЕГИСТР ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Это морфологический ящик, по одной оси которого откладываются характеристики совершенствуемой вещи (процесса), а на другой – главные эвристические приемы их изменения. Решения ищут методом проб и ошибок, варьируя комбинации на пересечении свойств-эвристических приемов.

Г.Альтшуллером и П.Амнуэлем была разработана шкала «Фантазия». По этой шкале научно-фантастическое произведение оценивается по пяти показателям.


  • новизне идеи,

  • убедительности ее обоснования,

  • человековедческой ценности (вся литература, и фантастика вцелом – человековедение),

  • художественному уровню,

  • по чисто субъективному принципу: «нравится – не нравится».

       Каждый показатель оценивается в баллах от одного до четырех. Например, в рассказе используется уже известная, взятая без каких-то изменений у другого писателя идея. Здесь оценка по новизне – один балл. Если идея известна, но уже изменена и позволяет видеть в старой ситуации новое – два балла. Четыре балла – цена совершенно новой идеи.


Автор свел их в таблицу, которая называется фантограмма.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТОЛБЕЦ – ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Вещество (химический и физический состав) объекта

Подсистема объекта

Надсистема объекта

Энергетика
Сфера обитания

Способ перемещения

Способ размножения (изготовления)

Направление развития

Цель существования

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СТРОКИ - ПРИЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Сделай наоборот

Увеличение-уменьшение


Ускорение-замедление
Динамизация – статика

Универсализация-ограничение


Дробление-Изменение
Квантование-Непрерывность
Внесение-вынесение

Смещение во времени

Оживление
Изменение связей

Изменение законов природы.


20 слайд

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ.
Основные виды творческих задач

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?".



Например:

Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?



ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".

Например:

Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться — опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?



Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЗАДАЧА – этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под созданную цель (функцию).

Например:

Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферно­го давления.


ПРОГНОЗНАЯ ЗАДАЧА – эта задача предполагает анализ поло­жительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или ре­шений.

Например:

Добыча полезных ископаемых приводит к по­явлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди?

Возможные ответы-гипотезы:


  • пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, “искусственных” землетрясений;

  • люди будут специально вызывать взрывами обвалы, как сейчас вызывают сход снежных лавин, чтобы опасность не застала врасплох; появится соответствующая про­фессия, способы воздействия...

  • скорее всего, пещеры будут запол­нять промышленными отходами, экономя полезную площадь Земли;

  • если продумать, что и в какой после­довательности сваливать, то через много лет, когда отходы "перебродят", можно по­лучить склады полезных ископаемых для потомков — о такой возможности говорил Г. С. Альтшуллер;

  • будут использовать пещеры для развития туризма;

  • можно делать в них фабрики и заводь или, например, музеи...


ЗАДАЧА С ДОСТРАИВАЕМЫМ УСЛОВИЕМ - условие такой задачи допускает не­сколько истолкований. Решатель анализи­рует и сам вводит необходимые данные и ограничения.

Например:

В ванну с водой бросили кирпич. Как изме­нится уровень воды в ванне?

Ситуация, описанная в задаче, неодно­значна и распадается как минимум на три:


  • уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;

  • уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;

  • уровень воды "обыкновенный".

Теперь мы получили три задачи, каждая из них имеет свое решение. Решатель сам дополняет условие необходимыми для численного расчета данными (плотность воды и кирпича, геометрические разме­ры...).

22 слайд

       На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. 


23 слайд

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.


24 слайд

В начальной школе используются следующие приёмы ТРИЗ


25 слайд

СобытияУстройство конструктора
«было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид:

26 – 27 слайд пример приёма, используемый на уроке русского языка
28 слайд

Инструмент - эффект
Мы применили к словам инструмент «Х» и получили следующие результаты:для слова «лесной» - «-н-»;для слова: «ключик», - «-ик-»;для слова «учительница», - «-ниц-».Вероятно, Вы догадались, что инструмент «Х» «достает» из слова его первый суффикс. 

29 слайд

  • модель “Элемент - имя признака - значение признака для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)).


30 слайд

  • «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

31 слайд

  • Метод Маленьких Человечков” для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).


32 слайд

  • Системный лифт” для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).


33-34 слайд

примеры системных лифтов на ОЗОМ и русском языке


35 слайд

  • модель “Создай паспорт для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

    • на литературном чтении – героев литературных произведений;

    • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

    • на математике – геометрических фигур, математических величин;

    • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.


36 слайд

  • модель “Морфологический ящик / копилка для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

    • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

    • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

    • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

    • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 


37 – 38 слайд сначала читаю со слайдов

Противоречие 5-6 летние дети не любят и боятся противоречий - взрослые уже успели их "испортить", убедив, что противоречие - это всегда плохо, а вот согласие, это всегда хорошо. Многие так и сохранят страх перед противоречиями на всю жизнь.



Тренинг

С чего начать обучение детей мыслить противоречиями

По наблюдениям у детей не появляется никакой боязни противоречий, если им вовремя (5-6лет) объяснили, что противоречия - это нормально, даже необходимо, что их надо не бояться, а учиться их быстро разрешать, не доводя противоречие до конфликта. Научив детей формулировать противоречия, их потом будет легче научить разрешать и предотвращать противоречия!

Подведение детей к пониманию противоречия идёт через серию игр "Наоборот". Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями.

Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?



  • По свойствам (мягкое - твердое).

  • По размерам (большой - маленький).

  • По функции.  действие - антидействие (зажечь - погасить).

  • По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).

  • По характеру, по чувствам (грустный - радостный).


39 слайд

Упражнение «Составь противоречие».

  • Методика выполнения упражнения:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").

  • Назовите положительные (хорошие, полезные) свойства ТРИЗ. 
    Развивает гибкость и системность мышления, воображение, творчество, критичность мышления, стимулирует к работе с источниками информации, заставляет мыслить по новому вырабатывает способность применять знания в реальных ситуациях.

  • Назовите отрицательные (плохие) качества ТРИЗ. 
    Требует большой подготовки, времени, самообразования педагога и его заинтересованности, оснащённости образовательного процесса.

  • Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими? 
    Если ТРИЗ развивает творчество, то человек может создавать прекрасные вещи. 
    Если ТРИЗ помогает не бояться противоречий, то человек может их предотвращать. 
    Если ТРИЗ требует затраты времени, то не остаётся времени на личные дела. 
    Если ТРИЗ развивает гибкость и системность мышления, то мы мыслим по новому. 
    Если ТРИЗ требует заинтересованности педагога, то менять свои стереотипы не всегда хочется. 
    Если ТРИЗ меняет взгляды на преподавание, то страшно начинать заново.

  • Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах ТРИЗ? Что плохого в том, что ТРИЗ развивает критичность мышления? 
    Плохо то, что может вырасти скептик, привыкший всё критиковать.

  • А как сказать одной фразой, что ТРИЗ в одних условиях хорошо, а в других - плохо?

По схеме: «Если…, то…»

Например:

- Если ТРИЗ развивает воображение, то может завести ребёнка далеко от реалий и конкретно поставленных целей.

- Если ТРИЗ развивает критичность, то мы можем воспитать скептика, который будет критиковать всё и всех.

- Если ТРИЗ развивает творчество, то не хватит времени на обязанности.
Дальше следовало бы формулировать ИКР и искать способы, как сделать так, чтобы с использованием ТРИЗ развивались новые способности, взгляды, и было бы достаточно времени, оснащения и, самое главное желание педагога применять технологию...

Добейтесь того, чтобы дети свободно придумывали противоречия для любых предметов. Поиск противоречий - это поиск недостатков.


40 слайд

2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:

  • Какую функцию он предназначен выполнять?

  • Какое противоречие он разрешает?

  • Как еще можно разрешить это противоречие?

Например: БЛОКНОТ: 
Должен быть большим, чтобы в нём можно было делать большие рисунки, но тогда он не помещается в портфеле, и блокнот должен быть маленьким, чтобы помещаться в портфеле, но тогда в нем нельзя делать большие рисунки.

  • Совместно с детьми поформулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (Если..., то...), а потом по полной схеме ("Если …, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".

Например:

- Если ТРИЗ стимулирует работу с дополнительными источниками информации, то это хорошо потому, что расширяет кругозор и речь, повышает грамотность и технику чтения, но одновременно плохо потому, что слабая материальная база и ограничение во времени.


Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.

Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.


Далее выступление по слайдам