Сушковой Анны Анатольевны по учебному курсу «Православная культура» 2 класс (1год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабо - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» Учителя... 1 225.52kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс учитель... 1 163.3kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс... 5 732.42kb.
Уланова Татьяна Михайловна учитель немецкого языка первая квалификационная... 1 235kb.
Пояснительная записка к учебному плану 3 416.69kb.
2012 – 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа по... 3 388.26kb.
2012 – 2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа к... 1 281.77kb.
Приходько Людмила Анатольевна учитель русского языка и литературы... 1 263.05kb.
Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2013 2014 учебный год... 1 255.89kb.
Рабочая программа по литературе Учитель Чикирисова Е. Ф. Качановская Т. 3 675.69kb.
Рабочая программа по истории ( 10 класс – профильный уровень) 1 125.42kb.
"Трактат об основах совершенствования сознания" состоящий из одной... 1 172.77kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Сушковой Анны Анатольевны по учебному курсу «Православная культура» 2 класс (1год - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

города Нового Оскола Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО

________Кладиева В.В.
Протокол № ______

от «___»_______2011 г.



«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР МБОУ «СОШ №3»г.Нового Оскола

________Полякова Н.Н.
«___»__________2011 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №3

Г. Нового Оскола Белгородской области»

_________ГорбаткоЛ.Н.

Приказ №____

от «___»________2011 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя православной культуры

Сушковой Анны Анатольевны
по учебному курсу
«Православная культура»
2 класс (1год обучения)

2011-2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008



Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию родного края;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.


Задачи всех четвертей учебного года:

• актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

• развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;

• приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

• формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

В планирование программного материала внесены дополнения в виде часов изучения краеведческого регионального материала (по 1 часу в четверти за счет часов повторения и обобщения материала).



Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 1год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»

Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа:35 часа в год ( 1 час в неделю).

В конце 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменного опроса. Запланирована экскурсия к православным святыням, в краеведческий музей в 4 четверти. В программу внесены уроки на изучение регионального краеведческого материала.

Формы обучения: комбинированный, интегрированный урок, экскурсии, проведение праздников.

Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на тему нравственного выбора и др.
Требования к уровню подготовки учащихся:

Знакомство с православной культурой на уровне учебного знания предполагает три направления ее постижения.

1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых ими во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни детей-христиан.

2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры). А также знакомство с профессиональной деятельностью создателей объектов православной культуры (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов).

3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства: религии (через содержание Священного Писания, понятия о молитве как центре жизни христиан, храма, богослужения); в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов - цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства - жанров, интонации, и так далее.
Учащиеся должны знать:


  • первичные знания православной культуры, традиции, основные события Библейской истории;

  • первичные сведения о жизни Святых Руси;

  • историю и традиции важнейших православных праздников и их духовное содержание;

Учащиеся должны уметь:



  • обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;

  • заботиться о Божием Творении, помогать другим людям;

  • научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.

  • узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

В течение первого года преподавание нацелено на вызов интереса у учащихся к православной культуре, преподаватель должен привить им мысль, что она родная русскому человеку.




Календарно-тематический планирование материала.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Страница

Дата проведения


Примечания




1 четверть




1 ч.

а

б

в




1.

Тема 1: Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира.



1

9-16













2-3.

Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная.

2

17-23, 24-34













4.

БОГ – ТВОРЕЦ красивого мира.

1

35-40













5.

Сотворение человека.

1

41-47













6.

Правила жизни, данные людям.

1

48-53













7.

Как изобразить доброго и красивого человека?

1

54-64













8.

Повторение пройденного материала по теме «Красота Божьего мира»

1
















9

Региональный компонент «Святыни родного края».

1



















Итого:






















2 четверть



















1

Тема 2: В ожидании Рождества-самого красивого события зимы

Как люди покинули Рай.



1

69-72













2

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

1

73-77













3

Добрые и злые люди.

1

78-81













4

За что были наказаны люди.

1

82-85













5-6

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

2

86-91













7

Повторение пройденного материала по теме «В ожидании Рождества-самого красивого события зимы» Региональный компонент «Традиции празднования Рождества».

1



















Итого:






















3 четверть




2 ч.













1-2

Тема 3 «Праздники-радости».

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова.



2

7-17,

18-22














3

Зимние радости. Святки.

1

23-27













4

Праздник Крещения.

1

28-33













5

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.




34-38













6

Праздник дня защитника Отечества.

1

39-43













7

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

1

44-49













8-9

Как люди предали Христа.

2

50-56













10

Повторение пройденного материала по теме «Праздники радости». Региональный компонент «Традиции христианских праздников».

1



















Итого:






















4 четверть



















1

Тема 4 «Пасха: цвета и звуки весны»

Весенние радости.



1

59-66













2

В ожидании праздника.

1

67-70













3

Какого цвета праздник Пасхи?

1

71-80













4

Праздник Дня Победы.

1

8187













5

Родословная моей семьи.

1

88-98













6

Мои обязанности.

1

99-107













7

Повторение пройденного материала по теме «Пасха: цвета и звуки весны». Региональный компонент.

1
















8

Проверочная работа по теме «Мы и мир Божий вокруг нас».

1

108













9

Экскурсия в музей. (Экскурсия в храм)

1



















Итого:




















Содержание учебного курса

Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас» («Творец и творение»)

Темы четвертей:

1-«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем , изображаем.»

2-«В ожидании Рождества-самого красивого события зимы».

3-«Праздники-радости».

4-«Пасха: цвета и звуки весны.»

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем. Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире .Поиски красивого вокруг себя Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Библия.

В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание.. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Прощение родителей. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой?. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

Праздники-радости. Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

Пасха: цвета и звуки весны. Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность.

«Формы и средства контроля»



1.Вопросы контроля 2 класс

  1. Какую книгу христиане называют главной книгой, книгой –книг?

  2. Каким качествам хотели научиться люди, читая эту Книгу?

  3. Вспомните, кого называет Библия первыми людьми? Какой грех они совершили7
    Зачем мы должны узнавать из Библии об этом грехе?

  4. Как звали сыновей Адама и Евы? В чем был грех одного из них?

  5. Как звали человека праведного, спасшегося на ковчеге? Что явилось на небе в знак обещания не наказывать людей за грехи?

  6. Выполнили люди свое обещание?

  7. О жизни кого рассказывает Евангелие?

  8. Как звали родителей Девы Марии?

  9. Как называется праздник, когда Ее привели в храм?

  10. Какими качествами Мария прославилась перед другими людьми?

  11. Как называется праздник христиан, в который Мария узнала о рождении Своего ребенка- Спасителя?

  12. 12. Кто известил Ее об этом ?

  13. Какие традиции существовали на Руси в день Благовещения?

  14. Какого числа христиане отмечают Рождество Богородицы, Христово?

  15. Какие традиции приняты на Руси в день Рождества?

  16. Как называются дни от Рождества до Крещения?

  17. Кто и в какой реке крестил самого ИХ?

  18. Какие качества Иоанна Крестителя вам понравились?

  19. Кто запомнил второе название праздника Крещения? Какие традиции существовали на Руси в этот день? Какого числа отмечается этот праздник?

  20. В какое время установлен день Прощеного воскресения? Что было принято делать в эти дни?

  21. Как называется время подготовки празднику Пасхи? Что старались делать христиане в эти дни?

  22. Какой христианский праздник называют праздником праздников? Какие традиции приняты на Руси в дни подготовки к Пасхе?

  23. Что является символом Пасхи?

  24. Второе название праздника Пасхи?

  25. Перечисли имена известных тебе святых князей, богатырей?

  26. За какие подвиги люди их назвали святыми?

  27. Имена, каких героев Вов вы узнали на уроках? Почему нужно помнить об этих героях?

  28. Что такое день Ангела? Имена каких Ангелов вы узнали из рассказов Евангелия?

  29. Что такое родословная? Зачем человеку знать свою родословную?

  30. Какие обязанности есть у каждого члена вашей сем ьи?

  31. Какие открытия вы сделали на уроках в этом году?

  32. Что было самым интересным?

  33. О чем бы вы еще хотели узнать?

2. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Закончи предложения: «Православная культура — это ... ».

  2. Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?

  3. За что должны были отвечать Адам и Ева?

  4. Какие правила Бог дал людям для жизни?

  5. Остался ли Адам жить в раю?

  6. Кто такие Каин и Авель?

  7. За что Бог сохранил Ноя и его семью?

  8. Какое обещание Бог дал людям?

  9. Для чего пришёл в мир Иисус Христос?

  10. Кто подсказывает христианину, как надо поступить правильно?

  11. Кто оберегает христианина от зла?

  12. Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать — гулять — слушать — слышать — исполнять.

  13. Вставь пропущенные слова: «храм Покрова на ...», «собор Василия ... », «святые ...и Мефодий»? «святой князь Димитрий ... », «святой преподобный Сергий ... ».

  14. Закончи предложение: «В начале сотворил Бог ... ».

  15. Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?

  16. Что означает слово «Богоявление»?

  17. Какой самый главный и красивый христианский праздник?

  18. Когда, кем и по какому поводу были сказаны слова: «Богородица Дева, радуйся!»?

  19. Допиши предложение: «Человека называют добрым, когда ... »;

  20. «Семья — это ... »;

  21. «К праздникам Православной Церкви относятся: Рождество Христово, ... »;

  22. «Храм — это ... »;

  23. «Книга, в которой рассказано о сотворении мира, называется ... »;

  24. «Православная вера — это ... ».

  25. Объясни слова: «Не в силе Бог, а в правде». Кому они принадлежат?

Перечень учебно-методических средств обучения.

Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с.

Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2003-2007.- 177 с.

Литература для учителя начальной школы.


  1. Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.

  2. Православная культура. (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  3. Православная культура. УМП для учителей школа.-М.: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004.

  4. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.

  5. Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.

  6. Евгений Шестун, протоиерей, Огудина Наталья. Православная семья. — Самара, 2001.

  7. Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. — М., 1999.

  8. Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.

  9. Шмелев И.С. Лето Господне. — СПб., 1996.

  10. Этические альтернативы. Словарь учителя / Сост. Л.Л. Шевченко. — М., 2002.

  11. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.

Литература для учащихся

1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.


2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.