Столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкур - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Активизация познавательной деятельности обучающихся как необходимое... 1 257.19kb.
«Открытость общеобразовательного учреждения как необходимое условие... 1 61.72kb.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Основы... 1 35.31kb.
Управление рисками в коммерческих банках 13 1300.75kb.
Интегрирование составляет необходимое условие организации учебно-воспитательного... 1 53.72kb.
1 Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру... 1 81.02kb.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие... 8 1238kb.
Формирование торговой и ассортиментной политики аптечных учреждений 1 187.87kb.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом... 1 84.72kb.
Ведущий. Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и... 1 45.78kb.
Самоанализ деятельности мо начальных классов за 2010-2011 учебный... 1 87.7kb.
Приказ № от 20 г. Директор мбоу будённовская сош т. Г. Неговора положение 1 130.05kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной - страница №1/1

Введение

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.

Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.



I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции ч

Понятие конкуренции и её роль в экономике

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.


    1. Рыночный спрос при конкуренции.

Потребности нельзя отождествлять со спросом, но необходимо учитывать, что эти две категории связаны между собой. Следует также иметь в виду, что спрос не равен потреблению. Потребление всегда больше спроса, пасколько в нем участвует накопленное имущество. Часть потребностей удовлетворяется за пределами рынка. Однако потребности удовлетворяют спросом. Наличие потребностей и потребительского спроса предполагает создание таких товаров, которые способны их удовлетворить.

Спрос – одно из основных понятий рыночной экономики, с помощью которого описывают поведение потенциальных покупателей. Он предоставляет собой один из полюсов столкновения двух хозяйствующих субъектов и рассматривается только во взаимодействии с предложением. Спрос – это намерение потенциального покупателя (Физического лица, предприятия, фирмы, государства) приобрести конкретный товар или услугу в определенном месте, в определенное время и в определенном количестве. Это намерение должно совпадать с возможностью покупателя оплатить данный товар. У одних потребителей есть желание посетить Париж или Лондон, но нет денег, у других есть деньги, но нет потребности путешествовать. Товары и услуги производятся для тех, кто хочет и может заплатить за них определенную цену.

Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров (например, туристические услуги) в масштабе общества. Совокупный рыночный спрос предполагает общее количество товаров и услуг данного вида, которое может быть приобретено конкретной группой лиц в данном регионе за определенный период времени.

Туристский спрос характеризуется потребностями части населения, которые стремятся проводить свой отдых за пределами постоянного проживания. Он представляет собой желание отдельного человека или группы людей получить соответствующие продукты и услуги для удовлетворения потребностей в отдыхе, востановлении здоровья, культуре, спорте. Туристический спрос - это желание и необходимость путешествовать. Индивидуальный спрос потребителя зависит от его дохода, возраста, пола, социального положения, культурного уровня и др. Совокупный спрос на туристические услуги складывается из частных из частных желаний. Он обладает объемом, или величиной. Под объемом спроса понимают количество услуг, которые покупатели хотели бы приобрести за поставленные услуги больше денег, чем раньше, то уровень спроса меняется. Не следует отождествлять объем спроса и объем реальной покупки. Объем спроса определяется поведением покупателей, а объем спроса определяется поведением покупателей, а объем покупки зависит и от покупателя, и от продавца.

Спрос на услуги, обеспечиваемый наличными деньгами, зависит от:


  • Численности и возраста населения;

  • Доходов населения – уровня оплаты труда, пенсионного обеспечения, распределения доходов и др.

  • Цены данного конкретного товара (тура);

  • Цен на другие необходимые товары, которые следует учитывать при принятии решения о покупке;

  • Доступности субститутов (заменителей), когда конкретная потребность удовлетворяется другим товаром;

  • Цены на товары-субституты;

  • Степени влияния производителя на рынок;

  • Вкусов и предпочтений потребителей, а также моды;

  • Суммы планируемых семей потребительских затрат и др.

Для рынка туристических услуг характерного воздействия на объем спроса не только чисто рыночных параметров, но и таких специфических факторов, как демографические и социальные изменения, географические и климатические условия национальный состав потребителей, политическая и экономическая стабильность, а значит, и безопасность страны пребывания, развитие торговли и качество товаров, состояние транспорта и др.

Перечисленные факторы воздействуют на спрос, как в сторону его повышения, так и понижения. Возможно влияние на поведение потребителя и других факторов, которые необходимо знать и учитывать в работе с клиентами, например, с сезонный характер туристского спроса. Тем не менее, фирма должна иметь ввиду, что определяющими являются два фактора: цена предлагаемого товара и доход потребителей.

В экономической литературе зависимость объема спроса от цены называется шкалой, или законом спроса. Суть этого явления находит выражение в том, что при прочих равных условиях равных условиях объем спроса уменьшается по мере увеличения цены товара, и наоборот. При построении шкалы спроса цены на другие товары, которые могут оказать влияние на спрос остаются неизменными. Шкала показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Если цены на некоторые товары по каким-то причинам очень занижены, то объем спроса будет высоким. Чем выше цена, товара, тем меньше спрос, чем ниже цена, тем больше людей желают купить этот товар в пределах заданного периода времени. Однако если желающих продавать данный товар по этой цене мало, то количество купленных товаров будет невелико. Измерить объем спроса означает определить, какое количество товаров будет куплено по данной цене. Эта зависимость изображается графически в виде кривой спроса, которая показывает, как меняется объем спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах: ценах на другие товары, доходах потребителей и др.

Спрос для отдельной компании будет зависеть от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. По мнению экономистов-классиков, цена своим стихийным движением обеспечивает оптимальное равновесие предложения и спроса. Конкуренция, сталкивая интересы производителей и потребителей, ведет к устранению нерентабельных производств и выравниванию цены по отношению к издержкам. Однако, как будет показано ниже такое положение возможно при наличии совершенной конкуренции, позволяющей спросу и предложению приспосабливаться друг к другу.

В реальной жизни на объем спроса оказывают воздействие неценовые факторы ( например, реклама). В результате кривая спроса перемещается влево или вправо. Это означает увеличение спроса без изменения цены. Влияние неценовых факторов на уровень спроса показано на рисунке.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Каждая фирма чаще всего стремится повысить цены на

свои товары. Но при этом она не должна забывать о потерях при сокращении продаж. В экономической литературе для измерения степени реагирования покупателей на изменение цен и доходов используются показатель эластичности спроса на товар. Различают эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене показывает масштаб изменения объема спроса в зависимости от изменения цены товара. Степень данной зависимости говорит о том, насколько сильно реагирует спрос на колебания цены за единицу товара. Если цена снижается настолько, что данный товар становится доступен для большого числа покупателей, то спрос на него будет эластичным. Ценовая эластичность спроса - это процентное изменение объема спроса на товар, вызванное 1% изменением его цены, при отсутствии влияния на спрос других факторов.

Обычно под эластичностью спроса по цене понимают эластичность спроса вообще. Для ее расчета используется следующая формула:

Ценовая

эластичноть =

спроса

Процентное изменение объема спроса на товар



____________________________________

Процентное изменение цены


Всю товарную массу можно разделить на две большие группы: товары эластичного и не эластичного спроса. К первой группе относятся товары, которые потребитель готов покупать только по определенной цене, отказываясь от их покупки по более высокой цене.(Речь идет о товарах первой необходимости.) Во вторую группу включаются товары, спрос на которые остается неизменным независимо от изменения цены. Это те товары, без которых потребитель не может обойтись. Предметы роскоши имеют самую высокую эластичность по цене, а товары первой необходимости – очень низкую.

Существуют множество факторов, влияющих на ценовую чувствительность потребителей. Выделим основные:

  1. Уникальная полезность товара. Покупатель менее чувствителен к цене, если товар обладает уникальными свойствами, имеет высокий уровень качества или престижности. Туристические агентства стараются дифференцировать и подчеркивать отличительные особенности предлагаемых ими маршрутов, чтобы создать у клиентов впечатление уникальности своего предложения. Формируя мнение превосходстве своего товара по сравнению с услугами конкурентов, компания избегает ценовой войны.

  2. Оплата стоимости услуги организацией. Цена меньше всего волнует клиента, если счет оплачивает кто-то другой. В этом случае компании не предлагают скидок в цене, поскольку они не отражаются на материальном.

положении клиента.

3. Привычка пользоваться услугами уже проверенных



компаний. Клиент по своей природе консервативен. Он

привыкает к определенным гостиницам, ресторанам,

туристическим фирмам.

Эластичность спроса по доходу означает процентное изменение объема спроса, вызванное 1% увеличением дохода. Увеличение объема спроса обычно связано с ростом доходов. У потребителя появляется возможность тратить больше. Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:

Эластичность

спроса =

по доходу


Процентное изменение объема спроса

________________________________________

Процентное изменение доходов

Покупательская способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений, уровнем цен, развитием кредитного механизма. На протяжении 1990-х гг. жизненный уровень россиян неуклонно снижался по мере

того, как инфляция, девальвация, безработица, налоги уменьшали количество свободных денег. Поэтому у подавляющего большинства населения нет средств для оплаты хороших гостиниц, посещение ресторанов, поездок в другую страну и т.д.

Если по отношению к цене спрос является в основном убывающей функцией, то по отношению к доходу – обычно возрастающей.



Материальное положение человека оказывает решающее влияние на характер и количество совершаемых покупок. Если возникают

экономические трудности, то люди

снижают расходы в первую очередь

на развлечения, путешествия, питание

в ресторанах. И наоборот, с ростом доходов

потребители проявляют большую склонность к

воздушным и морским путешествиям, ресторанам.

По мере улучшения экономических условий и роста

реальных доходов у населения меняются покупательские привычки.

Чем больше доход, тем меньшая его доля тратится на продукты питания, а расходы на более дорогие товары – отдых, путешествия, развлечения, культурно-оздоровительные мероприятия – увеличиваются. Эта закономерность получила название закона Э. Энгеля. Если доходы семьи растут, то при неизменных ценах она может покупать больше товаров, и наоборот. Общая величина расходов потребителей на товар равна общей величине доходов продавцов. Однако здесь возможны и вариации. Например, увеличение доходов может привести к сокращению объема спроса на товары низкого качества. Покупатели которые прошлиэтап ограниченного потребления, будут тратить свободные деньги более экономно и предъявлять более высокие требования к качеству приобретаемых товаров и услуг.



Зависимость объема спроса от цены и доходов не является абсолютной, поскольку на его величину влияют также противодействующие факторы:

  1. Цены на взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные) товары, т. е. возможность потребности товарами заменителями. Увеличение цен на колбасы вынуждает некоторых потребителей чаще есть мясо, а быстрый рост цен на бензин ведет к уменьшению объема спроса на автомобили. Однако следует учитывать степень доступности взаимозаменяемого товара (товара-субститута). Если такой продукт есть, то при повышении цен на основной товар покупатели могут перейти на заменитель без особого ущерба для себя. Но они менее чувствительны к цене, если трудно найти товары-заменители. Рестораны широко используют этот фактор при обслуживании участников конференций. Если употребляемые товары предлагаются в комплекте, то повышение цен на товар-заменитель увеличивает спрос на основной товар. В этом случае возникает перекрестная эластичность спроса по цене, которая показывает степень чувствительности объема спроса на один товар при увеличении цены товара-заменителя на 1%.

  2. Вкусы, предпочтения, привычки, традиции потребителей. Этот фактор играет очень важную роль при анализе мотивации спроса. Предпочтения потребителей формируются под влиянием мнения общества, обычаев, образования, моды, рекламы. Но если мода меняется довольно быстро, то обычаи привычки и традиции, как правило, - очень медленно.

  3. Ожидая относительно изменения доходов и цен в будущем. Объем спроса зависит от цен и доходов, складывающихся не только в данный период времени, но и в будущем. Ожидаемые в будущем доходы оказывают влияние на спрос в текущем периоде. Если люди верят, что цены или доходы возрастут, то количество приобретаемых в данный период и по нынешней цене, увеличится.

  4. Количество и возраст потенциальных покупателей. При постоянном среднем доходе чем больше потребителей, тем больше объем спроса на любой товар.

  5. Природа рынка (конкуренция, олигополия, монополия). На рынке может сложится ситуация, при которой конкуренция на стороне спроса является неполной, поскольку имеется ограниченное количество покупателей. Теоретически возможна монополия спроса, или монопсония. Она может введена законом (алкогольные напитки, табачные изделия) или же в результате карательного соглашения.

На туристском рынке спрос имеет ряд особенностей: он очень эластичен, индивидуален и дифференцирован. Здесь наблюдается большое разнообразие потребностей в соответствии с материальными возможностями, возрастом, полом и мотивом участников поездок. Спрос на туристский продукт эластичен не только по отношению к уровню цен и доходов, и к политическим и социальным условиям. Решение потребителя может зависеть от таких внешних факторов, как цен и качество продуктов конкурентов, инфляция, подъем или спад, курс рубля, процентная ставка, экономическая политика правительства. Эти факторы касаются издержек на создание продукта и влияют на отношение к нему потребителя. Например, война в начале 1990-х гг. в Персидском заливе вызвала застой в международном туризме. Девальвация рубля в конце 1990-х гг. привела к банкротству многих ресторанов и гостиниц.

Сфера услуг уметь приспосабливаться к экономическим спадам и подъемам. Запаздывание в принятии необходимых мер в связи с изменением макросреды может оказаться опасным для бизнеса. Если компания, чтобы сократить убытки, повысила цены на свои товары, то при сравнительно эластичном спросе ее совокупный доход еще больше сократится. Однако следует различать нормальное (высококачественные товары) и низшее (низкокачественные) благо. С ростом дохода объем спроса на нормальное благо спрос падает. Кроме того, выделяют еще предметы роскоши и предметы первой необходимости. По мере роста доходов объем спроса на предметы роскоши растет в большей степени, чем сам доход. Когда население становится богаче, оно все в большей степени отказывается от дешевых и низкокачественных товаров.



1.2. Рыночное предложение при конкуренции

Предложение – это возможность и желание производителей предложить свои товары на рынке для продажи по определенным ценам в течение конкретного периода времени.

Под туристским понимают совокупность объектов инфраструктуры, товаров и услуг, которая должна соответствовать туристскому спросу. Это стоимость услуг и предметов, предложенных туристу в течение определенного периода. Предложение туристских услуг на рынке основано на туристских ресурсах, которые представлены географическим, историческим и культурным потенциалом, соответствующей инфраструктурой. Чтобы привлечь туриста, нужно иметь пляжи, памятники архитектуры и искусства, туристические центры, автострады, гостиницы, рестораны, канатные дороги, спортивные комплексы и т. п. Существует ряд отраслей, производящих только туристскую продукцию. Однако туризм связан не только с отраслями третичного сектора экономики (банки, транспорт, страхование), но и с сельским хозяйством, обрабатывающей промышленностью. Благодаря туризму увеличивается потребление продуктов различных отраслей. Продукты и услуги, предлагаемые туристу на рынке, участвуют в межотраслевой конкуренции с другими товарами и должны удовлетворять существующий спрос. Стоимость туристского предложения измеряется затратами, связанными с туристским потреблением. Речь идет о расходах одного туриста в течение его туристской деятельности.

По аналогии со спросом существуют объем предложения и кривая предложения. Объем предложения – это количество товара, которое производители хотели бы продать установочной цене. Следует отличать объем предложения от объема продаж. Первый определяется только поведением продавца, а второй – и продавца, и покупателя. Объем предложения увеличивается с ростом цены товара.

Зависимость объема предложения от цены выражается в форме шкалы, или закона, предложения: чем выше цена товара или услуги, тем больше его количество будет предложено для продажи.

Объем предложения зависит не только от цены товара, но также от цен используемых в производстве факторов и имеющихся в распоряжении продавца производственных технологий. Цена на товар будет расти, уменьшая объем спроса, до тех пор, пока не сравняются спрос и предложение, но при высокой цене. Увеличение издержек производства вызывает рост цен и сокращение объема предложения. Как правило, цена и объем противоположно направлены. Поведение продавцов можно представить графически в

виде кривой предложения. Если кривая спроса является всегда убывающей, то кривая предложения – возрастающей.

Так же, как и спрос, предложение бывает эластичными не эластичным. Резкое повышение цен на определенныйтовар приводит к росту его предложения, так как увеличивается доля прибыли в цене. Однако в этом случае немногие покупатели согласятся купить данный товар, и объем продаж окажется значительно ниже объема предложения. Но если с увеличением или уменьшением объема спроса покупатель на изменение цены реагирует относительно быстро, то в отношении предложения ситуация несколько иная. Реакция производителя не может быть быстрой, поскольку ему необходимо определенное время для увеличения своего производства, а это зависит от множества факторов, находящихся за пределами предприятия, т. е. объем предложения менее чувствителен к изменениям цены в краткосрочном периоде.



Эластичность предложения означает процентное изменение объема предложения товара, обусловленное 1% изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение. Она рассчитывается следующим образом:


Эластичность

предложения =

Процентное изменение объема предложения

_____________________________________________

Процентное изменение цены

Чем более эластичным является предложение, тем проще производителям увеличивать объемы производимой продукции и пользоваться преимуществом от повышения цены. Туристское предложение, как и туристский спрос, имеет ряд особенностей. Туристский продукт включает природные ресурсы, созданные ресурсы и услуги. Для него характерна комплексность. Предложение туристских услуг отличается низкой эластичностью. Они потребляются только в определенном месте и не могут приспосабливаться во времени и пространстве к спросу. Следует учитывать краткосрочную и долгосрочную реакцию предложения. Продавцы лучше адаптируется в долгосрочном периоде. Реакция производителей в краткосрочном периоде всегда ограниченна, поскольку они не могут быстро привести имеющиеся ресурсы в соответствие с изменившимися условиями. Объем предложения менее чувствителен к изменениям цены по сравнению со спросом. В краткосрочном периоде наибольшее воздействие испытывает объем спроса.

Поведение продавцов зависит, во-первых, от имеющихся производственных мощностей: чем больше объем основных средств производства, находящихся в собственности продавцов, тем больше объем предложения при любом уровне цен.

Во-вторых, от господствующих в данный момент технологий: усовершенствование методов производства конкретного товара, создающего возможности для его удешевления, приведет к увеличению объему предложения при любой цене.

В-третьих, от затрат на производство товара: изменение цен на используемые ресурсы может привести к увеличению или уменьшению объем предложения при существующих ценах.



Теоретическое положение о том, что увеличение цен предполагает рост предложения, осуществимо лишь в условиях идеального рынка. Превышение платежеспособного спроса населения над предложением не всегда вызывает увеличение предложения. Производитель не заинтересован в ликвидации дефицита и подрыве своего господствующего

положения на рынке. Зависимость между ценой

и предложением может быть и обратной:

уменьшение мировых цен на определенную

продукцию, например на сырьевые ресурсы,

заставляет страны-экспортеры увеличивать предложение, чтобы сохранить доходы на прежнем уровне. Не всегда есть возможность в короткие сроки увеличить предложение, даже при наличии очень привлекательной цены. Может возникнуть и такая ситуация, когда продавец не в состоянии снизитьпредложение, даже если цена не достаточно выгодна.

Сезонность – причина резкого несовпадения спроса и предложения на туристском рынке. Обычно выделяют три периода: летний, зимний и межсезонье. Примерно 60% туров приходится на летний отдых, лишь 25% - на зимний, а остальная доля – на другиепериоды. Увеличивается количество туристов также по праздникам, например на Рождество, Новый год, Пасху, и в конце недели. Основные причины сезонности спроса на туристские услуги – аккумуляция отпусков в летний период и климат, обуславливающий туристскую активность. Основными участниками массового туризма выступают представители среднего класса, для которых характерно наличие летнего оплачиваемого отпуска. Например, в главном туристическом регионе мира Средиземноморье высокий спрос приходится на июль, август и сентябрь. Более зажиточные слои населения могут реализовать свою туристскую потребность в любое время года.

При массовом спросе на туристские услуги возникает проблема его удовлетворения, поскольку предложение (гостиницы, транспорт и тд.) обладают низкой эластичностью.

Возникает необходимость в корректировке сезонности. Решить эту проблему можно, повышая эластичность отпускного и каникулярного

графиков, создавая новые туристские ресурсы, которые мало зависят от времени года, а также используя политику низких цен в период минимального спроса.

Нарушение соотношения спроса и предложения в течении длительного периода ведет к тяжелым последствиям. Если предложение товаров неуклонно растет, то происходит снижение рыночных цен, поскольку платежеспособный спрос не поспевает за ростом предложения. Производитель будет выпускать товар до тех пор, пока рыночные цены на него выше альтернативных издержек. Для некоторых производителей наступает момент, когда цены не покрывают затраты на изготовление конкретных товаров и производитель вынужден прекратить производство. К тому же общество несет значительные

потери из – за перераспределения ресурсов на создание товаров,

полезность которых уменьшается. При обратной

ситуации (рост и спрос) цены достигают своей

высшей точки, и часть населения не в состоянии

приобретать товары. В этом случае государство вынуждено или дотировать производство, или устанавливать потолок цен и нормировать продукции.



Глава 2. Проблемы рыночной конкуренции.

2.1. Необходимость анализа конкуренции.
В данной главе деятельность фирмы рассматривается как реакция на силы, которые находятся за пределами ее контроля или влияния. Данный методологический подход позволяет определить критерии поведения фирмы на рынке в зависимости от конкурентной среды, которая формирует характер отношений между всеми его участниками.

Фирма должна учитывать не только запросы потребителей, но и поведение конкурентов. Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Каждый товар или услуга имеет свою конкурентную среду, особенности которой влияют на сложность работы на конкретном рынке. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке. Однако на туристском степень остроты конкуренции усиливается тем, что спрос на туристские услуги носит сезонный.

Поведение фирмы обусловлено конкуренцией и рыночными условиями. Она вынуждена реагировать не только на изменение структуры отрасли, но и выбирать свою позицию в этой структуре. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящее на рынке события.

Конечно, единой для всех конкурентной стратегии не существует. Однако можно выработать общие принципы поведения фирмы, которые определяются структурой рынка. Под структурой рынка понимают его внутреннее строение, наличие устойчивой связи между его элементами, каждый из которых имеет свою специфику. Существует множество критериев для характеристики структуры рынка, но наиболее распространенным является состояние конкурентной среды: численность продавцов и покупателей, степень дифференциации конкурирующих и схожести продаваемых товаров, уровень барьеров для проникновения новых конкурентов, способность партнеров и покупателей воздействовать на цены, величина издержек и структура затрат, глубина горизонтальной и вертикальной интеграции компаний. Когда речь идет о структуре рынка, то имеется в виду не столько количество компаний и фирм, действующих на рынке, сколько острота конкуренции между ними.

Конкуренция - необходимое условие существования рынка, где сталкиваются интересы частных, противостоящих друг другу товаропроизводителей. Она пронизывает всю систему отношений на рынке. Успехи одних означают ущемление интересов других участников рынка.

Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях.

Во-первых, при наличии конкуренции фирмы создают только те товары, которые они в состоянии реализовать. Они не могут выпускать продукцию, не пользующуюся спросом, поскольку это неизбежно приведет предприятие к потере позиций на рынке и банкротству. Каждый предприниматель, принимая решение о производстве определенного или услуги, понимает, что его успех зависит от того, как потребитель оценит этот товар. Если товар понравится потребителю и его устроит цена, то, значит производитель не ошибся. Но может случится и наоборот. Товар или услуга окажутся нереализованными. Поставщик понесет убытки и в конечном итоге вынужден закрыть свое дело, Именно конкуренция здесь играет решающую роль, ставя заслон тем, кто производит и предлагает никому не нужные товары и услуги. Она воздействует на производство таким образом, чтобы оно максимально отвечало требованиям потребителей, или иначе товар будет продан по низкой цене или останется нереализованным.

Во-вторых, конкуренция ограничивает расточительность, заставляет производителя рационально использовать ресурсы и постоянно повышать производительность труда, приспосабливать структуру своего производства к меняющимся запросам потребителей. Каждый производитель в условиях конкуренции стремиться снизить издержки, чтобы увеличить свою прибыль, поэтому он постоянно выбирает наиболее эффективную комбинацию факторов производства. Экономное использование ресурсов ведет к росту доходов, а нерациональное – к вытеснению производителя с рынка. Конкуренция диктует производителю не только ”что производить” , но и ”как производить”. Фактически она управляет расходами сырья и материалов, необходимой рабочей силой и деньгами .

В-третьих, рыночная конкуренция заставляет производителя во всем быть впереди конкурента, постоянно предлагать потребителю совершенно новую продукцию или улучшать уже существующую, чтобы получить самую высокую прибыль (снять сливки) за счет внедрения новинок. В условиях конкуренции научно-технические новинки в короткие сроки превращаются в реальные товары и услуги. Компании стремятся раньше других произвести товар, который пользуется высоким спросом. Чтобы удовлетворить спрос, они расширяют производство нового продукта, извлекая при этом высокую прибыль. В данном случае конкуренция обеспечивает более высокие доходы тому, кто раньше использовал преимущество и первым удовлетворил спрос покупателей. В дальнейшем другие фирмы перехватывают инициативу и начинают производить такую же продукцию, но значительно дешевле. Таким образе на рынке увеличивается предложение, цены снижаются, а прибыль выравнивается.

2.2. Принципы поведения фирмы на конкурентном рынке

Конкуренция как стимулятор роста активности товаропроизводителя – благо для потребителя. Она ведет к устранению нерентабельных производств и выравниванию цен по отношению к издержкам производства. Конкуренция выгодна прежде всего покупателям, поскольку способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Она создает возможность выбора. Предприниматель имеет право решать, что производить и в каком количестве, а также выбирать поставщиков и работников. Со своей стороны, потребитель имеет право выбирать, у какого продавца он будет покупать товар и в каком объеме. Конкуренция гарантирует свободу поведения как производителя, так и потребителя. И эта свобода является обязательным условием существования рыночной экономики.

Острота конкуренции непосредственно зависит от характера отношений между участниками рынка, находящегося на стороне предложения, и от экономической мощи. Однако на поведение фирмы оказывают влияние и другие не маловажные факторы. Например, эффективность производства, темпы развития отрасли, степень дифференциации производимой продукции, скорость наращивания мощностей ,перелива капитала из одной отрасли др. Успех в конкурентной борьбе достигается с помощью таких инструментов, как уровень цен, качество продукции, предоставление дополнительных услуг и гарантий, скорость выполнения заказа, наличие патентов, компетентный менеджмент, грамотный маркетинг и д. р.

При разработке стратегии поведения фирмы на рынке следует учитывать прежде всего такой важный компонент конкурентной среды, как количество продавцов и покупателей. Существуют рынки, где действует много фирм с небольшим объемом бизнеса. Каждая из этих фирм ничем не выделяется среди множества других, но они все внимательно следят друг за другом. Есть рынки, где действует малое количество продавцов, но являются достаточно крупными, чтобы повлиять на рынок в целом.

Другой важный компонент конкурентной среды, влияющий на стратегию фирмы, - степень схожести продаваемых товаров. При определении стратегии конкурентного поведения компании в зависимости от данного фактора обычно опираются на три основных критерия:


  1. Идентичные товары и услуги производятся в рамках одной отрасли. Например, товары ресторанов быстрого обслуживания - McDonald, Burger King, Wendys, Hardees. Если продукция идентична, то покупатели не выказывают предпочтения определенной фирменной марке. Когда товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга, то между компаниями, производящими идентичную продукцию, возникает внутри отраслевая конкуренция.

  2. В рамках одной отрасли производятся не идентичные, а схожие товары. Эта схожесть может быть и очень близкой, и отдаленной. Например, продукция ресторанов быстрого обслуживания и других предприятий, специализирующихся на приготовлении пищи.

  3. Борьба за потенциальных клиентов идет между фирмами из разных отраслей. Например, для ресторанов конкурентами являются продовольственные магазины. Эта форма конкуренции получила название межотраслевой. Обычно она осуществляется с помощью товаров-заменителей.

Хотя внутриотраслевая конкуренция выступает основной формой борьбы за потребителя, однако и межотраслевая конкуренция представляет значительную опасность для фирмы. Например, рестораны быстрого обслуживания могут вытеснены с рынка предприятиями, торгующими готовой, замороженной пищей.

Несмотря на множество форм конкуренции, каждый участник рынка выбирает какое-то одно направление борьбы. Например, турфирмы конкурируют основном с производителями схожих, а не идентичных товаров.


2.3. Создание барьеров для новых конкурентов

Перед авиакомпаниями, железнодорожными фирмами, круизными линиями, сетями ресторанов быстрого обслуживания, компаниями по аренде автомобилей всегда остро стоит проблема расширения рынка и увеличения рыночной доли. В меньшей степени это касается отелей и курортов, для которых наиболее важными показателями являются заполняемость, средняя цена номера, эффективность работы обслуживающего персонала, состав клиентов. Тем не менее все, без исключения, участники рынка стремятся увеличить свою рыночную долю.

Если фирма не увеличивает свое производство, то, она того или нет, ее доля на рынке будет сокращаться в пользу новых конкурентов. Поэтому крупные компании, достигнув прочного положения на отраслевом рынке, препятствуют появлению на нем новых продавцов, используя для этой цели рыночные барьеры.

Острота конкуренции зависит от того, насколько трудно проникнуть и закрепиться на рынке. Каждый рынок имеет свою специфику и характеризуется различной степенью сложности "входа" и "выхода". При этом большую роль играют уровень капиталоемкости отрасли и структура издержек. Например, для открытия ресторана или учреждения турфирмы требуется относительно небольшой первоначальный капитал, который в основном вкладывается в переменные издержки. Однако учредители вскоре обнаруживают, что у них появилось несколько новых конкурентов.

На рынке услуг невозможно длительное время сохранять господствующее положение. Особую сложность перелив капитала и уход с рынка представляет для гостиничного бизнеса. Капитал, вложенный в отели, не позволяет закрывать их даже при наличии убытков, поскольку велика доля постоянных издержек. В этой сфере существует самая острая борьба за клиентов.

Каждый продавец в своем желании укрепить собственные позиции на рынке всегда мечтает об ограничении конкуренции. Наиболее эффективным способом создания труднопреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов в отрасль является концентрация производства, которая ведет к росту доли на конкретном рынке одной или нескольких фирм. От степени концентрации зависит острота конкуренции, механизм формирования цен, высота барьеров для проникновения на этот рынок новых продавцов. В результате роста гигантских хозяйственных организаций, вытеснения с рынка менее мощных фирм достигается главная цель - ограничение конкуренции и сосредоточение экономической власти у нескольких субъектов рынка. Свободное вхождение в отрасль с высокой концентрацией производства возможно чисто теоретически . На практике оно под силу только обладателю огромного капитала и связано с преодолением сговора между фирмами, уже действующими на данном рынке. В данном случае уже действующие компании сговариваются о создании таких условий, которые мешают новой фирме на равных конкурировать с ними.

Наличие монополистических тенденций в сфере туристского бизнеса, отход от принципов совершенной конкуренции имеет под собой объективную основу. Большую часть требований клиента могут удовлетворить лишь крупные, диверсифицированные фирмы, которые охватывают предприятия из разных отраслей, обладающих несколькими самостоятельными центрами деловой активности.

Рост масштабов производства ведет к экономии, поскольку большие компании в состоянии снизить издержки за счет собственной инфраструктуры , специализации, массового производства и возможности экономить на использовании более совершенного оборудования . Возникает эффект м масштаб, который отражает зависимость удельной себестоимости (издержек) от объема производства. Он позволяет относительно крупным фирмам производить и сбывать продукцию с более низкими средними издержками по сравнению с небольшими предприятиями. По мере роста объема оказываемых услуг происходит экономия затрат управлению компанией, на закупках ресурсов большими партиями, финансировании проектов, распределении рисков. Нельзя не учитывать роль человеческого фактора и новой технологии. Крупные компании в состоянии более рационально использовать как квалифицированных специалистов, прежде всего в сфере управления, так и новейшее оборудование. Указанные факторы неизбежно ведут к изменению соотношения сил на конкретном рынке. В сфере туризма эффект масштаба достигается за счет увеличения спроса на определенные туры, при переходе к групповому обслуживанию или диверсификации.

Однако концентрация производства сама по себе не гарантирует соответсвующий рост доли рынка. Еще необходим высокий уровень удовлетворения потребительских запросов. Поэтому серьезным барьером для проникновения на определенный рынок является дифференциация производства, которая позволяет предложить потребителям больше разнообразных товаров, обладающих дополнительными потребительскими свойствами (услуги, гарантии и д. р.) и удовлетворяющих конкретную потребность покупателя. Однако чрезмерное увлечение дифференциацией может привести к росту издержек. Будущие конкуренты должны основательно подумать, прежде чем вступить в борьбу на новом рынке.

В сфере производства барьером для проникновения в отрасль выступает собственность на невоспроизводимые ресурсы и монопольный доступ к источникам сырья. Любая монополия неразрывно связана с ограниченностью ресурсов, что ведет к концентрации в руках крупнейших кампаний не только необходимого сырья, высококвалифицированных специалистов, но и результатов научных исследований. Это позволяет крупным объединениям создавать практически непреодолимые барьеры для проникновения в конкретную отрасль и контролировать производство определенного товара.

Обладая мощной материально-технической базой, научно-исследовательскими центрами и громадными денежными ресурсами, крупные компании - владельцы патентов на новые изобретения - в состоянии контролировать производство определенного товара или внедрение нового технологического процесса. Монопольное право на изготовление конкретного товара является важнейшим преимуществом крупных объединений по отношению к небольшим фирмам, которые лишены возможности применять новые методы или осваивать новые изделия без разрешения патентовладельцев. Широко используются также такие рычаги, как ноу-хау, отношения с государственными учреждениями по поводу дополнительных льгот, наличие опыта работы на данном рынке, выгодное местоположение, проведение мощных рекламных кампаний и т. д.


Заключение
В данной работе сделана попытка охарактеризовать спрос и предложение фирмы в условиях современной конкуренции и выделить особенности поведения фирмы в данных условиях на примере туристического бизнеса и обозначить основные и наиболее острые проблемы возникающие в данной отрасли экономики.

В настоящее время развитие сферы услуг в России сдерживается комплексом факторов: низкой мобильностью рабочей силы, неблагоприятным налоговым климатом, экономической нестабильностью, слабым менеджментом, высокими ставками банковского процента и др. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число наиболее популярных среди туристов регионов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовывать эффективную помощь государства.

Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также партнерами по бизнесу. Поведение турфирмы на рынке включает такие моменты, как выбор рыночной ниши, разработка туристского продукта, определение объема оказываемых услуг, развитие бизнеса, ценообразование, реклама, научные исследования, инвестиции, взаимодействие с другими компаниями, юридические аспекты, взаимоотношения с государственными органами. Практически невозможно перечислить все отрасли экономики, связанные с индустрией туризма. В процессе оказания туристских услуг множество коммерческих и общественных организаций, а также государственных учреждений взаимодействуют друг с другом.

Правильно определить поведение фирмы на рынке важно как разработчикам туристского продукта, так и тем, кто заботится о торговой марке, способах продвижения и продажи услуг, постоянно вынужден иметь дело с государственными учреждениями, финансовыми институтами, конкурентами и партнерами. Каждый предприниматель должен свободно ориентироваться в сложнейшей системе взаимоотношений, которая складывается на рынке товаров и услуг.

Эффективность деятельности фирмы зависит от соответствия внутренней организации требованиям внешней среды. Ее потенциал определяется не только наличием необходимых факторов производства, но и умением руководства успешно вести конкурентную борьбу и применять весь маркетинговый комплекс, управлять финансовыми ресурсами, полноценно использовать эффект масштаба, быстро внедрять новинки, создавать благоприятный социальный климат внутри, фирмы, эффективно воздействовать на внешнюю среду и др.

Россия получила в наследство принципы и методы управления компаниями, предприятиями и организациями, которые сложились в условиях командной экономики и оказались неприспособленными к рынку. В современных условиях на первый план выдвигается проблема устранения многоступенчатости в управлении, установления полномочий, ответственности и рациональных взаимосвязей между различными уровнями управления, последовательного проведения принципа личной ответственности за порученное дело. В этом отношении актуальным становится исследование накопленного опыта и конкретные практические рекомендации по рациональному разделению и кооперации труда в сфере управления, по системе оценки и расстановки кадров, по характеру и методам их подготовки.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КУРОВАЯ РАБОТА



ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ



ПО ТЕМЕ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ


В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ

КОНКУРЕНЦИИ




Выполнил: студент группы МОТ- 144 Казаков Роман

Антонович

Проверил:



БАРНАУЛ 2005