Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г - страница №1/5



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Солоухинская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Тимербулатова Г.Ф.
Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.




«Согласовано»

Завуч школы


__________ Авхадеева А.С.
«____»____________2013 г.


«Утверждено»

Директор

МКОУ «Солоухинская ООШ»

_____________Сибгатулина Т.И.


Приказ № ___ от «__»_____2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«География»

8 класс

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Базовый уровень

Составитель программы:

Матвеенко Алла Антоновна,


учитель географии

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013 г.



2013 - 2014 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География. М.: «Дрофа», 2008 г.

  • Методического письма о преподавании географии в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  • Домогацких Е.М. Программа по географии. 6-10 классы. – М.: Русское слово, 2008.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Программа состоит из 9 разделов:



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Место учебного предмета в учебном плане.

  4. Содержание учебного предмета.

  5. Учебно-тематический план.

  6. Контроль и оценивание деятельности учащихся.

  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  8. Кадровое обеспечение программы.

  9. Материалы, использованные при разработке данной программы.

Данная программа рассчитана на третий год обучения географии (предназначена для учащихся 8 класса), в ней приводится расчасовка тем в календарно-тематическом планировании, пересмотрено содержание примерной программы и отобран материал конкретно для 8 класса. В программе изменено количество часов по некоторым темам по сравнению с авторской программой, что связано с выделением дополнительных часов на изучение природы Красноярского края и для проведения обобщающих и контрольных уроков.

Программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Цели и задачи курса:


  • сформировать целостный географический образ своей Родины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства на­шей Родины;

  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообще­ства, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родно­го края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и ми­ра в целом;

  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружаю­щему миру.


Задачи программы обучения:

освоение знаний об основных географических понятиях, географи­ческих особенностях природы разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рацио­нального использования;



  • овладение умениями использовать один из языков международного общения — географическую кар­ту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различ­ных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей в процессе наблюдений за состоянием окру­жающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание экологической культу­ры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию геогра­фических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной террито­рии, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окру­жающей среды как сферы жизнедеятельности.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,

включающий:


  • Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2010. – 336 с.

  • Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

  • Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. "География. Природа России". 8 класс – М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2010.

Для достижения целей и задач, заявленных в программе, используются и дополнительные ресурсы, обозначенные в разделе IX «Дополнительные ресурсы».


Основной формой организации учебной деятельности является очная.

Используются такие виды учебной деятельности, как обучающее занятие и практическое занятие.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы) и устный опрос (собеседование).

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на практические работы – 8 часов соответственно.

По окончании курса учащиеся получают годовую оценку в соответствии с уровнем усвоения материала.


    1. Общая характеристика учебного предмета «География»

Курс «География России» занимает центральное место в географическом об­разовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географиче­ских знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он разви­вает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны.

В основу содержания учебного предмета положе­но изучение значения географической среды для жизни и деятельнос­ти человека и общества.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономиче­ские и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружаю­щую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффек­тивный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоз­зрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность уча­щихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей сре­ды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохра­нение жизни на Земле и в то же время формирует бережное отноше­ние к природным богатствам, истории и культуре своего отечества.




    1. Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреж­дений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования отводит в VIII классе 70 часов (2 учебных часа в неделю).





    1. Содержание учебного предмета.

Курс состоит из трёх разделов:



  1. Общая физическая география России.

  2. Крупные природные районы России.

  3. Природа и человек.


ЧАСТЬ I. ПРИРОДА РОССИИ
Раздел 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

(37 часов)
Тема 1. Географическое положение (5 часов)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.



Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы. 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 3. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Тема 2. Исследование территории России (4 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.



Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и X. Лаптевы, В.Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.



Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.



Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклима­тическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмо­сферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А И. Воейков


  1. Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей на территории страны 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.



Тема 5. Моря и внутренние воды (7 часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их орга­нический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Ис­кусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, нерав­номерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с во­дами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзло­та, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В. Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы. 7. Характеристика морей, омывающих территорию России. 8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования 9. Оценива­ние обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2 часа)

Почва, ее состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев - ос­новоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвен­ные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (7 часов)

Природные и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природ­ных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Сме­шанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплек­сы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охра­няемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зо­на, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы. 10. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт 11. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном из­менении другого.

Раздел 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (29 часов)

Тема 1. Островная Арктика (1 час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина (4 часа)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чере­дование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископа­емые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равни­не. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсив­ной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 12. Определение по основным климатическим характе­ристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним темпе­ратурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Вос­точно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3 часа)

Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяй­ственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископае­мые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агрокли­матические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.



Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 13. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Урал (3 часа)

Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное по­ложение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектони­ческих структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточ­ная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал - водо­раздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 14. Оценка природных условий и ресурсов одной из ча­стей Урала на основе карт атласа.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3 часа)

Западная Сибирь - край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазо­носный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континен­тальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, вну­тренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность при­роды от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения при­родных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.



Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 15. Объяснение закономерностей распространения бо­лот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (2 часа)

Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибир­ская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторожде­ния золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Кру­пнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспорт­ные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.



Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 16. Характеристика жизнедеятельности человека в су­ровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (2 часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф тер­ритории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяю­щее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снего­вым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светло-хвойная тайга.



Основные понятия: омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 8. Горы Южной Сибири (3 часа)

Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство руд­ными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатиче­ских условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресур­сы. Экологические проблемы Байкала.



Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектони­ческие озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 17. Выявление зависимости между тектоническим стро­ением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железоруд­ных месторождений Алтая.
Тема 9. Дальний Восток (5 часов)

Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Ти­хоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густо­та и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Ги­гантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга -уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.



Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н.М. Пржевальский, Г.И. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 18. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на при­мере Приморья.

Раздел 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагопри­ятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи со­временной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 19. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.
Резерв времени - 1 час.

Практических работ - 19, из них оценоч­ных - 8.



Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей на территории страны

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.


Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукот­ское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Ва­лаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таман­ский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колы­ма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тун­гуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Ча­ны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Ци­млянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Запад­ный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алдан­ское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Соп­ка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоско­горье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставро­польская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная анома­лия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибир­ский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Дон­басс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (ал­мазы).



следующая страница >>