Создание образовательного пространства и условий развития, саморазвития и самоопределения ребенка во всём многообразии его проявлени - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных... 1 108.31kb.
Нормативные документы Министерства образования РФ 1 286.71kb.
Это создание пространства гармонического развития личности, система... 1 62.09kb.
Создание оптимальных условий для всестороннего развития личности 1 65.91kb.
Я открываю мир 1 208.84kb.
Дополнительного образования детей 1 101.7kb.
Программа предназначена для обучения математике учащихся массовой... 1 281.27kb.
«Региональный компонент содержания физкультурного образования дошкольников» 1 55.73kb.
Конспект профориентационного занятия 1 163.62kb.
В современной практике информатизации образования достаточно актуальным... 1 116.31kb.
В современной концепции воспитания и обучения детей заложен принцип... 1 54.95kb.
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования... 2 509.85kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Создание образовательного пространства и условий развития, саморазвития и самоопределения - страница №1/1

Характеристика образовательной программы (3-11 классы)

2012-2013 год

Характеристика школы и принципов её образовательной политики

Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Основные образовательные программы представляют собой компонент системы образования Российской Федерации. Основные образовательные программы определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А.Гагарина - массовое учебное заведение, набор в который открыт для всех детей микрорайона (адаптивная модель, способная решать задачи умственного, нравственного, социального и физического развития учащихся).



Миссия школы: создание образовательного пространства и условий развития, саморазвития и самоопределения ребенка во всём многообразии его проявлений в современной социокультурной практике.

Миссия школы дифференцируется по отношению к различным субъектам:

- по отношению к детям и их родителям - сохранять повышенный уровень общего образования, ориентированный на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие ребенка, формировать потребности к сохранению собственного здоровья и ведению здорового образа жизни;

- по отношению к социуму - построение системы образования с учетом социального заказа различных субъектов сообщества и ее качественная реализация, подготовка выпускника, обладающего ключевые компетенции для дальнейшей жизни: историко-познавательные, информационно-коммуникативные, социально-мировоззренческие;

- по отношению к системе образования – разработка и внедрение инновационной модели деятельности по направлениям:


  • компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования;

  • школьное обучение по индивидуальным траекториям;

  • расширение системы дополнительного образования школьников;

  • инновационные технологии обучения и способы взаимодействия субъектов обучения;

  • создание условий для профессиональной самореализации педагога, повышения квалификации педагогического коллектива.

Основная концептуальная идея работы школы:


Создание системы образования, направленной на социализацию обучающихся, адаптированных к требованиям современного общества и индивидуализацию обучения.

Школа ориентирована на реализацию следующей части социального заказа к образованию:



  • сформировать потребности к ведению здорового образа жизни;

  • дать качественные знания учащимся;

  • воспитать нравственно-этические ориентиры социального поведения.

Цель: обеспечение развития каждого ребенка в соответствии с естественными циклами его развития, удовлетворение потребностей на образовательные услуги с учетом возможностей обучения детей.

Задачи:

  1. создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития, чтобы он ощущал себя субъектом своей жизни во всей ее полноте и разнообразии;

  2. создать условия для развития познавательной мотивации обучающихся.


Особенности организации УВП:

  1. дифференцированность школьных учебных программ, позволяющих обучать всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;

  2. обеспечение профильного обучения в старшей школе за счет выбора самими учащимися предметов и объема изучаемого материала как через открытие профильных классов, работу кружков, спецкурсов, НОУ, спортивных секций и т.д.;

  3. пропаганда здорового образа жизни среди детей и их родителей;

  4. организация краеведческой работы как средства успешной социализации школьников;

  5. построение УВП с учетом реальных учебных возможностей школьников.


Главный критерий оценки деятельности школы является здоровье ее учеников.

Содержание образования

Задачи:

  • реализовать в полном объеме принцип доступности образования, отработать новую модель школьного образования на основе использования различных вариантов базисного учебного плана и методических рекомендаций по обновлению содержания учебных предметов;

  • апробировать вариант раннего профильного образования;

  • выявить оптимальный вариант профильного обучения в старших классах;

  • выявить условия, содействующие сохранению здоровья школьников.

В школе реализуются разноуровневые и разнонаправленные образовательные программы. Содержание школьного образования формировалось на основе диагностики образовательных потребностей учащихся и их родителей (социального заказа) и изучения возможностей ОУ по выполнению этого заказа. Анкетирование детей и их родителей показали, что 100% респондентов хотели изучать основы информатики (57% детей 1- 4 классов, 83 % учеников 5 – 9 классов и 100 % школьников 10 – 11 классов имеют дома персональный компьютер), 31 % математику, 13,9% физику, каждый второй выпускник основной школы хотел бы обучаться в общеобразовательном классе, 49% выпускников основной школы изъявили желание продолжить обучение в физико-математическом классе.

Руководствуясь данными психолого-диагностического мониторинга и данными уровня достижений учащихся, сформировано содержание образования школы:

Школа 1-й ступени четырёхлетняя, работает по дифференцированным учебным образовательным программам:

Дети обучаются по УМК Н.Ф.Виноградовой (УМК «Начальная школа ХХI века»), по УМК «Школа России». Выбор УМК, по которым обучаются ученики начальной школы, осуществляется родителями ребенка.

Работа по областному базисному учебному плану предполагает изучение иностранного языка со второго класса. Школьный компонент учебного плана представлен индивидуальной образовательной программой, где предусмотрены обязательные занятия по ОБЖ (интегрированный курс), введен интегрированный курс информатики в 4-х классах и занятия по выбору учащихся: кружки: вокально-хорового пения «Звонкие голоса», «Хочу все знать», индивидуальные занятия, проводимые с целью коррекции знаний школьников, углубление полученных знаний при работе над мини проектами и при подготовке школьников к участию в олимпиадах и конкурсах..

Обучение в основной школе (2 ступени) ведется по Примерным учебным программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ, 7% программ являются авторскими. С целью создания единого образовательного пространства, согласно решениям ГМО обучение биологии (программа Пономаревой И. Н.), физике 7-9 классы по УМК Перышкина А.В., истории (программа Юдовской А. Я. и др.), обществознанию (программа под ред.А.И. Кравченко.) ведется по единым программам во всех школах города

Школьный компонент предполагает обучение ОБЖ по программе Мишина Б. И., основам информатики учеников 5-6-х классов по программе Л.Л.Босовой и 7-9-х классов по программе Семакина И.Г.(базовый курс), краеведению школьников 6-8-х классов, МХК учащихся 5-8-х классов.

Индивидуальная образовательная программа предусматривает занятия по выбору учащихся. Это: 8 кружков, 4 спецкурса предпрофильной подготовки, 2 спортивные секции. (Из-за низкой двигательной активности школьников увеличено количество часов на проведение занятий спортивных секций). Организованы занятия адаптивной физкультурой в тренажерном зале.

Согласно стратегии модернизации образования, предполагающей в старших классах школы возможность выбора образовательных программ, старшая школа (3 ступень) двенадцатый год работает по областному базисному плану и представлена в виде профильной школы, где ведется углубленное изучение предметов физико-математического профиля (10, 11 классы). Обучение ведется по примерным учебным программам (профильный уровень). Опыт работы по углубленному изучению математики и физики в школе 3 ступени по профильным потокам, участие школы в широкомасштабном эксперименте « Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования» создали предпосылки для перехода на профильное обучение в старших классах. Учебный процесс полностью обеспечен учебно-методическими и программными материалами.

Образовательная деятельность направлена на изменение составляющих образовательного процесса с целью осуществления положительных приращений в развитии ребенка, положительных изменений в базовом (педагогическом) процессе:


  • овладение приемами и способами учебных исследований и проектировочной деятельностью;

  • овладение коммуникативными навыками и умениями;

  • овладение способами и приемами самостоятельной работы с источниками информации, в т.ч. электронными;

  • развитие интеллектуальных умений (работа с понятиями, обобщение, анализ, классификация и т.д.).


Средняя наполняемость классов:

1 - 4 - 25 учащихся;

5 - 7 - 24,3 учащихся;

8 - 9 - 22 учащихся;

10 - 11 - 25 учащихся.

Режим работы учреждения:

Школа работает в две смены, 1 классы – 5 дней в неделю,

2-11 классы – 6 дней в неделю.

Начало занятий первой смены – 08-00; окончание занятий – 13-30.

Начало занятий второй смены – 14-00; окончание занятий – 19-30.

Продолжительность уроков – 45 минут. В первых классах – 35 минут в первом полугодии, во втором полугодии по 40 минут. Кроме того, в I-ой четверти проводится по 3 урока (адаптационный период), начиная со II-ой четверти по 4 урока. Перемены – 10 минут, для принятия горячих завтраков – две перемены по 15 минут.

Учебный год – четыре периода: 1-ый, 2-ой,– 8 недель, 3-ыйи 4-ый – 9 недель. Каникулы – 30 дней, дополнительные недельные каникулы для первоклассников – февраль.


  • в начальной школе: начало занятий первой смены – 08-00; окончание занятий – 12-35. Начало занятий второй смены – 14-00; окончание занятий – 18-35. Первые, вторые, третьи и четвертые классы обучаются по программам четырехлетней начальной школы.

  • в основной школе: начало занятий первой смены – 08-00; окончание занятий – 13-30. Начало занятий второй смены – 14-00; окончание занятий – 19-30.

  • в средней школе: начало занятий первой смены – 08-00; окончание занятий – 13-30. Начало занятий второй смены – 14-00; окончание занятий – 19-30.

Индивидуальные занятия с учащимися проводятся: с 11-00 до 13-00, с 15-00 до 17-00.

Спортивные секции: с 19-00 до 20-00.

В первую смену обучается 367 учащихся 1-х, 4-х, 5-х, 9-х , 10 и 11-ого классов (всего 18 классов). Во вторую смену обучаются 314 учащихся 2-ых, 3-их, 7-ых, 8-ых классов (всего 13 классов).

Образовательное учреждение продолжает работу в 3 – 11-х классах по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 г.) и организуют свою деятельность в соответствии с Приложением 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009. и ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)



  • Областному базисному учебному плану Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04-997);

  • Примерным программам по учебным предметам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской Федерации (Приложения 1-2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 922).

Успешность обучения обеспечивается наличием УМК по всем предметам школьного учебного плана, библиотечный фонд активно расширяется за счет новых поступлений, осуществляемых благодаря добровольным родительским взносам на приобретение школьных учебников.

Пояснительная записка

Образовательная программа МОУ СОШ № 13 составлена в соответствии государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования:



  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);

Областному базисному учебному плану Челябинской области (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269, №02-678 в 2004 г., №04-387 в 2008 г., №01-269 в 2009 г., МУ «Управление образованием» №329 от 29.05.2009 г., №02-452 от 27.05.2008 г.).

  • Программам по учебным предметам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской Федерации (Приложения 1-2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 922);

- Информационно-метододическим письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012 года № 24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году».

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, в 2012-2013 учебном году.



Цель: обеспечение развития каждого ребенка в соответствии с естественными циклами его развития, удовлетворение потребностей на образовательные услуги с учетом возможностей обучения детей.

Задача: создать каждому ученику необходимые и достаточные условия для освоения содержания образования не ниже обязательного минимума, определенного государственными образовательными стандартами, и личностного развития обучающихся, обеспечивающего их успешную социализацию.

Образовательная программа представлена разделами:



  • Образовательная программа начального общего образования;

  • Индивидуальная образовательная программа начального общего образования;

  • Образовательная программа основного общего образования 5-7 классы;

  • Образовательная программа специального (коррекционного) образования 7-8 классы;

  • Образовательная программа классов раннего профильного образования 6г, 7а, 8г классы;

  • Индивидуальная образовательная программа специального (коррекционного) образования, обучающегося на дому;

  • Образовательная программа основного общего образования 8-9 классы;

  • Индивидуальная образовательная программа основного общего образования;

  • Образовательная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень);

  • Образовательная программа (полного) общего образования (профильный уровень);

Определены цели каждой образовательной программы, формы организации учебно-воспитательного процесса, прописаны особенности педагогической технологии и методические приемы. Описано нормативно-правовое, методическое и кадровое обеспечение реализации данной образовательной программы.

Учебно-методический комплекс соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, в 2012-2013 учебном году. Обеспечивается преемственность в организации учебно-воспитательного процесса при переходе на следующую ступень обучения. Выдерживаются линии в учебно-методических комплексах, что обеспечивает преемственность в подходах при изучении программного материала. По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы.

Учебный план является нормативным документом обязательным для всех учителей МОУ СОШ № 13. В нем определены состав образовательных областей и учебных предметов. Учебный план ориентирован на реализацию адаптивной модели обучения, дифференциацию обучения, выполнение социального заказа учащихся, родителей, на развитие способностей учащихся, на довузовскую подготовку, на реализацию инновационных программ.

Научно-педагогическими основами плана являются:



        • Полнота, т.е. обеспечение широты развития личности, учет реальных, социокультурных потребностей;

        • Сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентом, между циклами предметов, отдельными предметами по выбору);

        • Преемственность между ступенями и классами;

        • Соответствие реальному времени, отсутствие перегрузки учащихся.

Инвариантная часть учебного плана обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования на каждой ступени обучения.

В начальной школе вариативная часть учебного плана используется на освоение программного материала по математике, русскому языку, литературному чтению, с целью развития мелкой моторики увеличено количество часов на изучение технологии в 2-х классах, Предмет ОБЖ изучается интегрированным курсом с окружающим миром.

Вариативная часть учебного плана (школьный компонент) 5-9 классов направлена на изучение курса информатики и вычислительной техники, изучение математики в классах математического профиля (6г, 7а, 8г классы), основ безопасности жизнедеятельности. С целью изучения культурного наследия, воспитания положительного отношения к искусству в 5, 6, 7 классах введен курс МХК, , на элективные курсы: в 9-х классах по химии «Металлы и металлургия», , по математике «За страницами учебника математики», по русскому языку «Теория и практика сочинений различных жанров». Это позволяет решить следующие задачи: 1) подготовка учащихся к профильному обучению, 2) овладение навыками и умениями использования в самообразовании Интернет, создание системы краеведения с целью обновления содержания, использования новых форм, средств, способствующих успешной социализации личности, создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город. Курс ОБЖ направлен на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, в экстремальных условиях, а так же для реализации программы «Создание здоровьесберегающей среды по формированию у учащихся потребности по сохранению и укреплению здоровья». В курс ОБЖ и другие общеобразовательные предметы включены валеологические компоненты. Организованы занятия адаптивной физической культурой (по рекомендации врача) , рук. Каримова С.Н..

Потребности школьников в расширении знаний реализуются на занятиях разновозрастных кружков:



          • «Юный эколог», рук. Крапивина Е.С.;

          • прикладного творчества, рук. Велик Т.В.;

          • ДЮП «Красное пламя», рук. Калинин В.А.;

          • выразительного чтения, рук. Астахова Г.А.;

          • вокальный «Звонкие голоса», рук. Манаенкова Г.А.;

          • Дизайн на компьютере, Демкович О.Н.;

          • «Краевед», рук. Кириллова Е.Г.;

          • Деревообработка, рук. Старцев Р.В.;

          • Через работу НОУ.

Индивидуальные часы в 5, 6, 7, 8 и 9 классах направлены на повышение познавательной мотивации школьников, углубление знаний по следующим предметам: русский язык, физика, математика, биология. Учебный план С(к)ОУ VII вида состоит из трех взаимосвязанных частей: инвариантной, содержащей федеральный и национально-региональный компоненты, вариативно-индивидуальной и коррекционно-развивающей. Инвариантная часть обеспечивает изучение предметов общего образования, сохраняет единое образовательное пространство, обеспечивает готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные умения и навыки, предоставляет возможность дальнейшего получения образования. Коррекционные часы в 7-8 классах направлены на изучение математики, русского языка. Коррекционные занятия проводятся психологом и учителем вне сетки обязательных учебных часов. Структура учебного плана 10-11 классов представляет собой профильное обучение (10 и 11 физико-математические классы, где отводится на изучение математики 8 часов в неделю, физики – 5 часов). С целью удовлетворения запросов учащихся на образовательные услуги введен профильный специальный курс по физике «Методы решения физических задач», который предназначен для расширения и углубления знаний школьников, направлен на формирование как универсальных учебный действий, так и на формирование предметных умений. Предполагается осуществление дифференцированного обучения, доступное полноценное образование, широкое использование Интернет-ресурсов, более эффективная подготовка выпускников к продолжению образования. Спецкурс ведется по 34 часовой программе, то есть 1 час в неделю. Профориентационная работа осуществляется психологом и классными руководителями во внеурочное время. ОБЖ изучается в 1-11-х классах, увеличено количество часов (до 3-х часов) на физическую культуру. Особенностями учебного предмета «Технология» в 5-11 классах является практико-ориентированная направленность, позволяющая реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других дисциплин (математика, физика, ИЗО и др.), а также дополнена изучением курса черчения.

Построение учебного плана предполагает комплексное внедрение инновационной программы: «Раннее предпрофильное обучение школьников», образовательных программ «Одаренные дети», «Краеведение – как средство успешной социализации личности» «Я родом из Кыштыма», «Создание здоровьесберегающей среды по формированию у учащихся потребности по сохранению и укреплению здоровья».